Согласно церковному преданию, Муромская икона Божией Матери была принесена из Киева в Муром святым благоверным князем Константином Муромским в начале XII века.
Благодатная сила, исходив-шая от святого образа, помогла князю обратить язычников Муромского княжества в христианство. Вначале проповедь его не встретила сочувствия, нашлись даже такие закоренелые язычники, которые составили заговор и поклялись или убить своего князя, или выгнать его из Мурома. Когда святой Константин узнал об этом, то усердно помолился Богу, взял образ Богоматери и вышел с ним к заговорщикам, твердо надеясь на заступничество Царицы Небесной. Язычники, увидев икону, были поражены ужасом, просили у князя прощения и здесь же дали согласие на крещение в святую православную веру.
Муромская икона прославилась и другими чудесами, из которых наиболее замечательно следующее. В конце XII века епископом в Муроме был святитель Василий, муж праведный и благочестивый. Однажды по дьявольскому навету святитель подвергся несправедливому подозрению в жизни, не соответствующей высокому епископскому сану. За это озлобленные муромцы решили изгнать его из города. Узнав об этом, святитель целую ночь провел в молитве, а утром отправился в храм Благовещения и там перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы отслужил молебен. Возложив надежду спасения своего на Царицу Небесную, святитель Василий взял Ее чудотворную икону и пошел с нею к реке Оке, где для него приготовили суденышко. Здесь он снял с себя мантию, распростер ее по воде и стал на нее с образом Богоматери. Вдруг поднялся сильный ветер и понес святителя против течения...
Через шесть часов епископ прибыл в Старую Рязань. Впоследствии он перенес епископскую кафедру в Новую Рязань (Переяславль Рязанский). Туда же была перенесена и чудотворная икона Божией Матери. В честь этого чуда Муромская икона иногда именуется “Моление святого Василия”. В древности она находилась в Рязанском Рождественском (Успенском) соборе.
Помимо “Повести о рязанском епископе Василие” самым ранним документом, в котором упоминается Муромская икона Божией Матери, является опись старого Успенского собора в Рязани, составленная в 1638 году. В ней мы читаем: “Над гробницею (Василия) образ Пречистыя Богородицы Умиления, и тот образ моления Василия епископа Муромского и Рязанского”.
Первоначально празднование иконе совершалось во вторую неделю Петрова поста, потом было перенесено на Фомину неделю. Наконец, в 1814 году Св. Синод установил праздновать иконе 12 апреля.
В 1829 году список чудотворной иконы находился в Муромском соборе Рождества Богородицы. “По правую сторону святых мощей (благоверных князя Петра и княгини Февронии), на одной из четырех колонн храма, находится весьма чтимая святыня — икона Муромской Божией Матери. Эта икона вставлена в другой большой образ “Всех святых” — читаем в описании Богородицкого собора, составленном В.Н. Добрынкиным.
2 июля 1918 года чудотворный образ Божией Матери прибыл в Муром. Ее сопровождали Рязанский архиепископ Иоанн, духовенство Кафедрального Рождественского собора и рязанские хоругвеносцы. Икона была принесена в Муром с разрешения Церковного Собора “для обхождения по церквам и домам”. Образ находился в Муроме до 19 августа.
Иконография Муромской иконы Божией Матери близка к Яхромской и Ярославской иконам. По мнению Н.П. Кондакова, источники такого изображения можно найти в поздневизантийской и итальянской живописи.