В 1157 году святой благоверный великий князь суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич) Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород (в окрестностях Киева, раздираемого в то время княжескими междоусобицами и народными волнениями, страдающего от нападений половцев) и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю. Там, на русском Севере, его трудами было заложено основание святой Руси — будущего Православного Московского царства.
Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, нареченная впоследствии “Владимирской” и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места (икос 2). Святой князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Ее чудотворной иконой, потом молился уединенно в шатре. Во время усердной молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Ее Рождества. Помолившись явившемуся Сыну Своему о месте сем и о всей Российской земле, Она сделалась невидимой (икос 3, кондак и икос 4).
Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив Пречистую Деву такою, как Она явилась ему, и на сем месте богоугодном, полюбившемся Небесной Владычице, построить белокаменную церковь Рождества Богородицы и основать монастырь, названный вместе с возникшим рядом городом Боголюбивым (кондак и икос 5, кондак 6). На иконе Богоматерь изображена стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской Ее иконы), святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила (кондак 12).
Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою (кондак 7).
Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым. Когда в 1395 году на Русь обрушилось стремительное нашествие Тамерлана и никакие земные усилия не могли спасти российские княжества от полного разорения, “Матерь градов русских” Пречистая Богородица явилась в видении грозному завоевателю и приказала ему покинуть Русскую землю (кондак 9). Сохранилась память о том, что в 1432 году великий князь Московский Василии Васильевич Темный (1425-1462) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году приложил к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями (кондак 10).
Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (икос 10). В 1771 году во Владимире свирепствовала чума, и по просьбе жителей чудотворную икону 22 октября с крестным ходом, в сопровождении множества народа внесли в город и обнесли его кругом, после чего мор совершенно прекратился. С этого времени в память чудесного избавления от чумы было установлено ежегодно совершать крестный ход с Боголюбской иконой во Владимирский Успенский собор 21 мая, после чего в течение 26 дней ее носили по домам, три раза обносили вокруг города, и 16 июня, накануне празднования в ее честь, с крестным ходом икона торжественно возвращалась в Боголюбов монастырь (кондак 11).
Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа. Прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, и исцелениями прославились Угличский в 1654 году, Московский, Тульский, Козловский и Елатемский в 1771 году, Зимаровский и Юрьевский в 1771 и 1848 годах, Усманский в 1831 году, Тарусский в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.