Сын богатого карфагенского сенатора, получил блестящее языческое образование и до 46 лет был язычником. Преподавая красноречие в Карфагене и исправляя должность адвоката, Киприан не был свободен от языческих грехов. Но роскошные пиры не могли заглушить в нем жажды истины. Заинтересовавшись христианством, он познакомился с сочинениями апологета пресвитера Тертуллиана (род. ок. 160 г.). Впоследствии святитель писал, что ему казалось невозможным тогда при его навыках достичь обещанного Спасителем возрождения.
Знакомство с карфагенским священником Цецилием привело Киприана к познанию веры Христовой и принятию крещения, после чего он совершенно изменил свою жизнь. Через год после крещения он принял сан пресвитера (247 г.), а по смерти карфагенского епископа Доната (248 г.) был посвящен во епископа.
Святитель прежде всего занялся церковным благоустройством и искоренением пороков в среде клириков и паствы. Святая жизнь архипастыря вызывала у всех желание подражать его благочестию, милосердию и мудрости. Гонение императора Декия (249-251 гг.), о котором святителю было открыто в сонном видении, заставило его скрыться. Его жизнь была нужна пастве для укрепления веры и мужества среди гонимых. По отношению к отпавшим от веры святитель Киприан являлся снисходительным судьей, утешая их надеждой на прощение и единение с Церковью при условии сердечного покаяния. В 252 г. в Карфагене была страшная эпидемия, и в это время святитель Киприан явился поистине Ангелом Хранителем не только для христиан, но и для язычников, утешая умирающих и принося с собою всюду мир. Собственным примером и убеждениями он располагал христиан оказывать помощь страдающим от эпидемии.
В 257 г., в гонение Валериана (253-259 гг.), святитель Киприан был послан в заточение. Находясь в изгнании, святитель писал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. Через год на суде святитель Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом. Мученическая кончина святого последовала в 258 г.
Святитель Киприан Карфагенский оставил для Церкви драгоценное наследие: свои сочинения, в том числе 80 писем. Творения святителя Киприана были приняты церковью как образцы православного исповедания и читались на III и IV Вселенских Соборах. В сочинениях святителя Киприана изложено православное учение о Церкви, основанной Господом Иисусом Христом, утвержденной и устроенной апостолами. Святитель писал, что внутреннее единство Церкви выражается в единстве веры и любви, внешнее единство происходит через иерархию и таинства Церкви. В Церкви Христовой заключается вся полнота жизни и спасения, отделяющие себя от единства Церкви не имеют в себе истинной жизни. Христианская любовь является скрепляющим звеном Церкви. Любовь — основа всех добродетелей, она вечно пребудет с нами в Царстве Небесном.