В Русской Православной Церкви поддерживают инициативу «Справедливой России» по внесению в Госдуму законопроекта о запрете рекламы потребительских кредитов.
— Я надеюсь, что это предложение не замотают и не сделают разменной монетой в контексте предвыборных процессов. Тема очень и очень серьезная, — заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
По его словам, сегодня к Церкви обращаются многие люди, которые взяли кредиты, поддавшись навязчивой рекламе и не зная ничего о последствиях, которые им не объяснили, — в частности, о штрафных санкциях, о жестких условиях реструктуризации долга в том случае, если человек оказался неплатежеспособен, в том числе из-за болезни, увольнения и других серьезных жизненных проблем. Как отметил священник, текст рекламы говорит о преимуществах тех или иных банковских продуктов, «а о возможной жизненной трагедии не говорит ничего».
— Мне кажется, что о негативных сторонах говорить нужно обязывать, так же как на сигаретных пачках говорится о негативных последствиях курения. Многие люди сегодня, будучи не в состоянии делать выплаты по одному кредиту, берут второй, потом третий и оказываются у разбитого корыта, начинают скрываться от кредиторов и даже оказываются на грани, а то и за гранью самоубийства, — констатировал он.
Собеседник агентства указал на то, что многие в банковском сообществе России «никак не хотят перейти на социальные, человеколюбивые стандарты ведения бизнеса, и значит, нужно их к этому решительно подтолкнуть».
— Да, я надеюсь, что этим людям хотя бы иногда бывает стыдно за подсаживание на кредитную иглу людей, которые заведомо не в состоянии выплатить образовавшиеся долги. Но если стыда недостаточно, нужны регулирующие меры. И в этом случае надо думать не о сохранении верности рыночному фундаментализму, над которым смеются уже в тех западных странах, где его придумали, а о нуждах людей, об их настоящем и будущем, — уверен отец Всеволод.
В то же время он призвал тех, кто покупается на рекламу кредитов, быть мудрее и помнить, что «верить этой рекламе как минимум в половине случаев нельзя».
— Вас зовут в потребительский рай, но вы можете оказаться в аду закредитованности. Жить надо по средствам, помня об умеренности и разумности своих расходов и своего потребления, иначе даже без всякого кредита вы окажетесь в жизненном тупике, — подытожил представитель Церкви.