22 декабря 2016 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя города Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил отпевание Чрезвычайного и Полномочного посла Российской Федерации в Турции Андрея Геннадьевича Карлова, убитого террористом 19 декабря в Анкаре.
Гражданская церемония прощания состоялась в здании Министерства иностранных дел на Смоленской площади. В числе тех, кто посетил траурную церемонию, был Президент Российской Федерации В.В. Путин. Глава государства присвоил А.Г. Карлову звание Героя России посмертно. По завершении гражданской церемонии гроб с телом посла был перевезен в Храм Христа Спасителя.
Перед началом чина отпевания Святейший Патриарх Кирилл произнес слово, посвященное памяти Андрея Карлова, в котором отметил, что он окончил жизнь мученически и вписал свое имя в историю страны.
«Жизнь Андрея Геннадьевича завершилась трагически. Он войдет в историю нашего Отечества как посол России, погибший на боевом посту. Таких совсем немного. Он будет среди таких героев навсегда в истории нашего народа. В человеческих жизненных категориях эта кончина его обессмертила», — сказал патриарх.
На заупокойном богослужении собралось несколько сотен человек, в том числе коллеги и родные дипломата, жители столицы.
Как отметил предстоятель, есть еще одна категория — вечной жизни, где нет смерти.
«Верим, что по нашим молитвам, и особенно через мученическую кончину свою, Андрей Геннадьевич войдет в это Божественное царство славы, и на него прольется милость милосердного Бога», — сказал он.
Патриарх рассказал, что неоднократно встречался с А.Карловым, при его непосредственном участии в Пхеньяне была десять лет назад построена русская церковь — первый в новейшее время и единственный христианский храм.
«Андрей Геннадьевич был человеком, всецело отдавшимся этим трудам. Именно при его непосредственном участии прекрасно завершилось строительство, были рукоположены мною два корейских священника и организована приходская жизнь», — отметил он.
По словам патриарха, многие высказывали предположение, что открытие этого храма носит больше «протокольный смысл, чем реально пастырский и духовный», и если бы он стал местом только протокольных событий, то он не был бы храмом в полном смысле этого слова.
«Я сказал об этом Андрею Геннадьевичу, и он сказал, что в силу его глубоких религиозных убеждений, таких же убеждений его супруги и многих других сотрудников посольства России в Пхеньяне этот храм при любых обстоятельствах будет местом молитвы. Замечательно, что одним из первых богослужений в этом храме было венчание господина посла с его супругой. Все это не могло не произвести большого впечатления на власти Кореи, общественность, и приход зажил своей жизнью», — заявил Его Святейшество.
Патриарх добавил, что и после этого встречался с А.Карловым много раз, в том числе во время визитов в Турцию.
«Я знаю, как он близко к сердцу принимал поддержку русских православных людей, живущих в Турции, как он стремился к строительству в Анкаре православного храма. И я убежден, что он бы добился своего, и храм был бы построен. Почему я делаю акцент на строительстве храмов? Потому что это свидетельствует о почившем как о человеке очень широкого взгляда на жизнь. Он не был узким мидовским специалистом, он не работал только в рамках узких инструкций. Он ясно понимал, что нужно, чтобы отношения России с другими государствами включали и духовную сферу», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.
А.Г. Карлов был погребен с воинскими почестями на Химкинском кладбище.