Начало последнего месяца лета стало для многих православных жителей Нижнекамска периодом возвращения своей исторической памяти к трагическим переломным событиям вековой давности.
Промыслительным образом инициатива проведения заупокойных богослужений, приуроченная к годовщине начала Первой мировой войны и проводимая с благословения митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия 1 августа во всех храмах и монастырях Казанской и Чистопольской епархий, совпала по времени с событием, позволившим нижнекамцам приоткрыть завесу забвения героического прошлого своих земляков.
В престольный праздник Пророко-Ильинской церкви села Прости прихожане и гости этого старинного храма, славного своей 300-летней историей, вспоминали тех, кто 100 лет назад покидал отчий дом для защиты своего Отечества. Более 150 простинцев увековечили память о себе как участники боевых действий на фронтах Первой мировой войны. Некоторых из них, благодаря сохранившимся архивным свидетельствам, стало возможным назвать по именам.
А накануне этого, в первый день августа, отдать дань памяти и уважения к погибшим героям Первой мировой войны пришли прихожане православных храмов Нижнекамска, где совершалось их соборное поминовение. На него, в первую очередь, были приглашены представители верующей православной молодёжи. В главном храме города богослужение совершал благочинный Нижнекамского района протоиерей Иоанн Бухенко, настоятель храма Воскресения Христова:
«Накануне дня памяти этой Великой войны, как называли её наши соотечественники в далеком 1914 году, часто говорится о политических, экономических и военных предпосылках возникновения этого мирового конфликта. Но мы, как православные люди, должны обратить внимание прежде всего на духовную составляющую этого, да и многих других, геополитических военных кризисов. Духовные предпосылки глобальных войн — это наши страсти. Неуёмность, ненасытность, вкупе с неблагодарностью к нашему Создателю создают условия для развёртывания в историческом контексте действий лукавого искушения, избавить от которого мы просим в своих ежедневных молитвах. Поэтому причину всех неблагополучий надо искать прежде всего в себе самих: «Врачу, исцелися сам!», — читаем мы в Евангелии от Луки (гл. 4, ст. 23). Моё глубокое убеждение, опирающееся в первую очередь на Слово Святого Писания состоит в том, что трагические события Первой мировой — это страшный, вынужденный способ вразумления Богом людей, которых он попустил на их же злую волю. Из книг Ветхого Завета мы видим примеры того, как Господь даже стирал историческую память избранного народа, когда тот отступал от Его спасительного пути».
Слова благочинного, проливающие свет на духовную составляющую одного из самых глобальных мировых катаклизмов прошлого столетия, нашли и своё фактологическое подтверждение в содержательной лекции видного нижнекамского ученого Олега Дмитриевича Агапова. В просторной аудитории Института ЭУиП профессор, директор НИИ социальной философии говорил о том, что для христиан всего мира события Первой мировой войны стали глубочайшим испытанием их веры:
«Православные христиане, к сожалению, в целом не выдержали исторический экзамен верности присяге, которую они давали перед лицом Бога своему Отечеству и Царю. И некоторые исследователи именно эту роковую ошибку ставят во главу угла всех последующих трагических событий в России, когда брат шел на брата в кровавом угаре гражданской войны. Однако были и примеры героического поведения наших соотечественников. Русская Армия в лице простого русского солдата и офицерского корпуса демонстрировала миру примеры настоящего героизма. В этой связи стоит вспомнить подвиги легендарного летчика Петра Нестерова и женского офицера, георгиевского кавалера, Марии Скопцовой и её ударные женские батальоны смерти. Если же говорить о христианах Европы, то некоторые из католиков предпочли пленение в концентрационных лагерях присяге верности неонацистскому германскому лидеру как мессии и как духовному лидеру немецкой нации».
Как отметили выступающие, итогами этой мировой войны и последовавшей за ней в России братоубийственной гражданской стало отрезвление мирового сообщества от трех основных иллюзий эпохи модерна. 20 век развенчал прекраснодушные мифы человечества о гуманизме, о всесилии и благе науки и веры в прогресс. Попытка суррогатами заменить идею Бога дорого обошлась миру.
В заключении лекции присутствующие вспомнили слова великого исповедника земли русской, Серафима Саровского, память которого Русская Православная Церковь чтила в этот день: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Воистину, вся многовековая история показывает, что есть только один истинный путь мирного сосуществования. И это — путь Христа.