На днях издательский дом «Логос» выпустил книгу доцента Казанской православной духовной семинарии, лауреата Макариевской премии Анатолия Михайловича Елдашева «История Казани в лицах».
В предисловии к книге автор пишет, что у него в период с 2010-го по 2015-й вышла серия статей и очерков под условным названием «Лица истории». Очерки были объединены темой Казани, с которой связаны судьбы его героев.
Первые очерки посвящены святителю Казанскому Гурию, приложившему немало усилий для укрепления Православия в Казанской земле, и Патриарху Московскому и всея Руси Гермогену, герою Смутного времени. Во времена Смуты патриарх писал воззвания к русскому народу, призывая его к борьбе с иноземцами. А начинал он в Казани: в конце 1570-х он служил здесь простым священником, а в 1589 году был назначен митрополитом на Казанскую кафедру. В 2014 году этому знаменательному событию исполнилось 425 лет.
Крупными церковными фигурами Казани XIX века были доцент Казанской духовной академии Александр Васильевич Вадковский — будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, и игуменья Казанско-Богородицкого женского монастыря, иконописец Мария (Мандрыка). Автору было интересно проследить путь их духовного становления.
Осенью 2013 года исполнилось 180 лет с момента посещения Пушкиным Казани. Город долгое время жил предвкушением этого юбилея. В связи с юбилеем в Казани проходили многочисленные культурные мероприятия. Начал оживать дом профессора Карла Фукса, который посетил Александр Сергеевич. В этом доме спустя почти два столетия прозвучали духовные стихи.
Несколько статей автор посвятил профессору Казанской духовной академии и Императорского Казанского университета Николаю Федоровичу Катанову. В них — наша печаль и боль.
Ивану Семеновичу Кривоносову и его супруге Екатерине Александровне город обязан строительством одного из символов Казани — величественной 74-метровой колокольни Богоявленского собора. Но неблагодарные потомки разрушили построенную им богадельню для сирых, убогих и увечных.
Один из очерков Анатолия Елдашева посвящен первому православному священнику из кряшен — Василию Тимофееву. Печалью о разрушенной старой Казани наполнен очерк «Город-призрак».
В преддверии 100-летия начала Первой мировой войны автор поставил вопрос о сооружении на Арском некрополе памятного знака героям-землякам, положившим свою жизнь за Отечество.
На страницах книги читатель найдет сведения и о двух колоритных фигурах начала XX века — Ленине и Распутине.
В 2013 году Анатолий Елдашев лично познакомился с директором Российского института стратегических исследований Леонидом Петровичем Решетниковым и его трудами — «Вернуться в Россию. Третий путь, или Тупики безнадежности» и «Русский Лемнос», поэтому часть книги посвящена философскому осмыслению этих работ.
За последнее время историческая наука понесла тяжелые утраты. Безвременно ушли из жизни Георгий Фролов († 4 августа 2010), Петр Старостин († 3 июля 2012), Евгений Липаков († 4 июля 2012), Александр Юртаев († 5 августа 2013), Дамир Шарафутдинов († 7 февраля 2014). Публикации в книге «История Казани в лицах» — дань их памяти.
В книге автор рассказывает и о своих встречах с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, которые произошли 2 ноября 2009 года и 7 февраля 2012 года — на церемонии вручения Макариевских премий.
В конце книги есть размышления автора о российской истории, о предназначении и ответственности историков и об их влиянии на современные политические процессы. Нужно отметить, что Анатолий Елдашев умышленно не корректировал свои прошлые публикации —они приведены в том виде, в каком были опубликованы несколько лет тому назад.