2 марта в ИА «Татар-информ» состоялась пресс-конференция на тему «Религиозная идентичность в Республике Татарстан», в которой приняли участие доктор философских наук, завкафедрой религиоведения КФУ Лариса Астахова, исполнительный директор АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз» Вадим Козлов, а также представители традиционных религий — руководитель миссионерского отдела Казанской епархии протоиерей Сергий Титов и первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РТ Рустам хазрат Батров.
Участники мероприятия рассказали журналистам о том, что в России и в Татарстане в условиях непростой социально-экономической ситуации активизировались представители нетрадиционных религиозных движений.
— Идентичность — это аспект, который рассматривается всесторонне, – отметил Вадим Козлов. — Ведь именно она является тем стержнем, который формирует мировоззрение и на индивидуальном, и на групповом уровне.
Он подчеркнул, что распад СССР дал старт религиозному ренессансу в стране.
— В тот момент казалось, что в XXI столетии в связи с развитием науки человечество откажется от религиозного мировоззрения, однако этого не произошло. Наоборот, в конце XX века наблюдалось возрождение религии.
Согласно результатам опросов, проведенных в 2015 году, около 80% татарстанцев ощущают близость с людьми своего вероисповедания. Более половины опрошенных, исповедующих традиционные религии — Православие и Ислам, регулярно посещают храмы и мечети. Доля таковых среди православных христиан составила 62%, среди мусульман — 60%.
— Здесь также стоит добавить, что в 1990-е годы во время религиозного ренессанса и смены идеологии в республику попало много представителей нетрадиционных религиозных движений. В настоящее время, по оценкам экспертов, несколько тысяч татарстанцев являются приверженцами этих движений.
Как отметил эксперт, мониторинг, регулярно проводимый с 2012 года, позволил установить, что пики активности представителей нетрадиционных религиозных течений приходятся на весенний и летний периоды. Это заметно невооруженным взглядом — в это время появляется реклама в метро, а на цетральных улицах городов можно увидеть различных проповедников. В Интернете за последние несколько лет активность представителей нетрадиционных религий выросла в два с половиной раза. Как пояснила Лариса Астахова, количество приверженцев нетрадиционных религий возрастает, как правило, после разоблачительных публикаций в СМИ. В целом же доля посещающих собрания сомнительных организаций по бесплатным приглашениям, которые раздают на улицах, составляет не более 10%.
По мнению протоиерея Сергия Титова, сохранить традиционные ценности Православия и Ислама поможет религиозное образование подрастающего поколения, являющееся эффективной профилактической мерой по противодействию нетрадиционным религиозным организациям, своего рода духовным иммунитетом.
— Вне зависимости от того, являются родители верующими или придерживаются атеистических взглядов, у ребенка должно быть представление о той вере, которой живет его народ, которую исповедовали его предки. Дети должны ознакомиться не только с основами веры, но и понять как взращивались культура и творчество его страны, осененные верой. Конечно необходимо знать и основы других традиционных религий, приверженцы которых проживают с ним на одной территории. Но если изучать только историю мировых религий, то это не убережет человека от увлечения радикальными религиозными идеями. Помимо знаний, нужно также понимание сердцем вероучительных истин. Надо не только знать о вере но и узнать веру.
Отец Сергий пояснил, что для того, чтобы защитить будущие поколения от агрессивной псевдорелигиозной экспансии, которую порой представляют нетрадиционные религиозные течения, нужно не только своевременное религиозное образование, но еще и желательно, «чтобы человек не просто знал учение веры, но и понимал жизнь своего народа в вере, как жизнь семьи — умма ли это мусульманская или христианская Церковь. Ведь Церковь – это Тело Христово, в котором мы все соединены друг с другом и с Богом в единую семью, единый народ Божий. Нужно знать о жизни в настоящей семье и это знание предостережет его и обезопасит от этих волков в овечьей шкуре, которые хотят увлечь его в псевдосемью, в псевдорелигию. Нужно чтобы человек не стал частью некой схемы, которая занимается манипуляцией его сознания».
Руководитель Миссионерского отдела Казанской епархии считает, что вводить основы религиозных культур в школах необходимо как можно быстрее, потому что, «увы, общество все дальше и дальше идет по опасному пути. Традиционные ценности размываются не только в Европе, Америке, но они размываются и у нас — дети растут без внутреннего стержня, без желания любить свою страну, любить свою семью, любить Господа».
— Общество эгоизма порождает очень много духовных искажений, духовных уродств, я бы даже сказал. И важно не только здоровое тело, которое бы хорошо питалось и ездило бы на хороших машинах, но чтобы была здоровая душа, которая знает и чувствует, которая умеет любить и прощать. Этому надо учить с самого детства и это, увы, не всегда возможно в семье, и это должно быть в школе. Школа — тоже один из этапов в жизни человека и невозможно исключить область веры из образования.
По словам Ларисы Астаховой, специалистов для преподавания основ религий готовят на направлениях христианской и исламской теологий на базе КФУ.
— Наши студенты, которые в скором времени получат дипломы, вполне готовы заниматься религиозным просвещением школьников, — сообщила заведующая кафедрой религиоведения ИСФНиМК КФУ.