Желание найти и реализовать себя, увидеть новое, окунуться в своеобразные приключения, проверить самого себя на прочность, тяга к знаниям и впечатлениям — это и многое другое присуще молодежи. И проводником в мир географических открытий, рекордов и проверок себя в экстремальных условиях для казанской молодежи стал очередной гость православного молодежного клуба. «Азбуку» посетил журналист, исследователь, фотограф, член Русского географического общества Антон Райхштат.
— Мы только-только вернулись с полярного круга, — это была достаточно интересная экспедиция. И она же является продолжением масштабного проекта «13 морей России», — быстро представившись, гость начал беседу…
Небольшой видеоролик о проекте и команде, покоряющей глубины, ролик, во время которого все собравшиеся в Азбуке ощутили бег мурашек по телу, дал старт рассказу о проекте, о людях и самих приключениях. Начали сразу же с передачи последних эмоций — это впечатления из экспедиции на Белое море. Исследование было посвящено двум целям — совершение самого глубокого погружения под лед и взятие проб для ученых из МГУ. И каждая экспедиция — это тестирование отечественного оборудования, которое необходимо при освоении Арктики, южных морей и при проведении аварийно-спасательных работ на глубине. Возглавляет экспедиции еще один удивительный человек — председатель регионального отделения Русского географического общества Дмитрий Шиллер.
В перечне побед — и погружение в Баренцевом море на 111 метров с российским оборудованием, и погружение под воду в самой холодной точке мира в самое холодное время года (озеро Лабынкыр рядом с поселком Оймякон), и экспедиция «Антарктида-100». В исследованиях каждого участника команды сопровождают личные вещи, напоминающие о доме, а также святыни, среди которых особое место занимает Казанская икона Божией Матери.
— Наш отряд — это Республика Татарстан в миниатюре. У нас есть православные, есть мусульмане, есть люди, с сомнением относящие к религии, есть люди, исповедующие разные политические взгляды. Но мы делаем одно большое дело, забывая о противоречиях и уважительно относясь друг к другу. В экспедицию в Антарктиду, например, мы взяли Казанскую икону Божией Матери. Мусульмане — Коран, иудеи — Тору. И на край света мы несли чувство любви к Казани, которое и помогало нам выживать творить.
Глубоководники в Антарктиде совершили погружение на глубину 97 метров, выполнив важнейшую задачу — протестировать отечественное оборудование в экстремальных условиях. А затем направились на станцию «Беллинсгаузен», где вручили полярникам Казанскую икону из Благовещенского собора Казанского Кремля.
Летописец экспедиций Антон Райхштат делился с православной молодежью смешными эпизодами, впечатлениями от опасных моментов, подробностями быта — например, неспособностью организма принимать какую-либо пищу 4 дня подряд, находясь на яхте, идущей по бушующему океану. И сопровождая рассказы яркими фотографиями, передающими все красоты далеких краев.
— Пролив Дрейка — самое бушующее место в океане. Тихий и Атлантический океаны сливаются и образуют Южный океан. В месте слияния трех океанов высота волн 15 метров. Мы шли на яхте длиной 16 метров, это небольшая посудина, а из моряков — только капитан. И многие из нас, не ходившие под парусом, стали моряками. Там бывает только два состояния стихии — шторм и очень сильный шторм, так мы застали всё. Сейчас это кажется веселым, но тогда было не так.
Сдержанные, суровые, полярные красоты, дразнящиеся пингвины, особенности связи с полярниками, кормление белуги и даже любопытная топонимика поселков на Белом море — это «Шоссе энтузиастов», «Тупик молодых дарований», «Староконюшенная» и многие другие названия. Все это в течение двух часов рассматривали ребята в православном молодежном клубе «Азбука», задавая разнообразные вопросы — от того, сколько слоев одежды должно быть на человеке в Антарктиде, до уклада жизни насельников церкви Святой Троицы.
— В экспедициях множество веселого, множество опасного, бывает, страшного. И некоторые вещи, которые здесь кажутся простыми и очевидными, там открываются по-другому. В этих условиях интересно наблюдать, как люди преломляются.
Стоит отметить, что отряд подводников носит имя Алексея Архиповича Леонова — летчика-космонавта, который первым вышел в открытый космос. Он сам дал согласие, чтобы глубоководники носили его имя. И в связи с этим ближе к завершению беседы Антон Райхштат поведал интересную историю:
— Когда Леонов выходил в космос, произошла внештатная ситуация — скафандр раздулся и обратно в тоннель он не мог попасть. А потом была еще одна сложность — при возвращении на землю потерялась связь и, следовательно, не было возможности передать необходимые для посадки настройки. В итоге расконсервировали одну из станций, строящуюся для Чкалова. «Лечу и слышу: Чкалов — Леонову, Чкалов — Леонову… А для меня Чкалов — это невероятный авторитет, глыба из детства. И, услышав это, я практически заплакал. И понял, что все получится», — передает слова великого летчика Райхштат. Затем Алексей Архипович передал это переходящее «знамя» Дмитрию Шилллеру. Чкалов — Леонову, Леонов — Шиллеру — чтобы все получалось.
Летом 2015 в Крестовоздвиженском храме можно было увидеть выставку работ Антона Райхштата «Антарктида-100». В конце прошлого года ознакомиться с подробностями экспедиций могли и жители Альметьевска — экспозиция располагалась в кафедральном соборе Альметьевска. В планах — рассказать о поездке на Белое море жителям республики с помощью новой фотовыставки. И продолжать делиться ощущениями и своими личными открытиями.
— Глобальный вывод, который я вынес для себя, — нельзя людей оценивать, как хороших и плохих. Совершившие плохие поступки люди могли оказаться в более сложных жизненных ситуациях, нежели ты. У одного может быть куда больше испытаний, может оказаться так, что «плохой» в нашем понимании человек куда более светлый и чистый. Не бывает людей сильных и слабых, добрых и злых — бывают уставшие и не уставшие, выносливые и не выносливые, «заточенные» под жару или под холод… После экспедиций так называемые «проблемы высшего мира», такие как пережаренный кофе, плохо ловящий wi-fi, отсутствие заправщика на заправке, из-за чего вынужден делать все сам, — все это вызывает улыбку. И важно всегда, пройдя через все, быть благодарным судьбе и не возвышаться. Звездная болезнь, как бы мы иронично не относились к этому определению, это ничуть не меньшее испытание, чем власть, например… Я благодарен судьбе, Всевышнему за то, что я часть команды и у меня есть возможность этим заниматься, — закончил свой рассказ гость молодежного клуба «Азбука» Антон Райхштат.