Новости Казанской епархии

Митрополит Феофан возглавил «стояние Марии Египетской» в Петропавловском соборе Казани

  Количество просмотров

13 апреля 2016 года, в канун четверга 5-й седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил утреню с пением Великого канона преподобного Андрея Критского в Петропавловском соборе города Казани.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Сергий Титов с клириками прихода.

Житие преподобной Марии Египетской прочитал иерей Антоний Ермошин.

Песнопения вечернего богослужения исполнил смешанный хор под управлением Виктора Кадырова.

После чтения первого часа архипастырь обратился к верующим со словом:

— Что можно добавить после жития Марии Египетской, которое мы слушали, и покаянного канона? Что касается первой половины жития — тут мы подражаем полностью, даже и больше творим. Что же касается жизни после, когда, осознав свои грехи, преподобная Мария начала каяться, оставила всё...

Когда проезжал Иорданскую пустыню, то невольно в мысли приходила преподобная Мария Египетская. Едешь, начиная от Иерусалима и до Иерихона, если еще через Иордан перейти, где Иордания начинается, — ощущение лунного грунта. Ничего не растет.

Когда мы слышим из жития, что она зимой, ночью страдала от холода, то нам непонятно: думаем, что в пустыне всегда тепло, какой там холод? Сложно представить такой перепад температур, когда днем жара более 40°, а ночью зимой холод больший, чем в наши морозы. Но вдобавок действительно никакой пищи.

Приходит в голову мысль, чем Мария там питалась, она ведь была человеком. Какие-то корешки находила, роса выпадала под утро. Старец Зосима говорит, что всё ее тело было темным, обгоревшим на этой испепеляющей жаре. Кроме того, дикие звери. Лев — это не метафора, в пустыне действительно жили львы. И от встреч с дикими животными Господь защищал.

И самое главное, обратите внимание, в своей исповеди Мария говорит: «Больше всего мучили страсти». Ранее она жила распутной жизнью, в довольстве. Вино и мясо, как метафора этой насыщенности, развратная жизнь. «И песни приходили на ум», — говорит преподобная. С этим ей приходилось бороться, потому что нередко живо эти картины представали в мыслях и как бы нападали на нее. Но было и поистине твердое желание избавиться от греха и просьба к Богу о помощи.

Что же бывает с нами? Совсем обратное. Конечно, появляется желание исправить свою жизнь… Мысль нам Господь посылает, как ангела: «Хватит, остановись». Даем обещание, пробуем жить чисто, но малейшее прикосновение соблазна через разум, через глаза, через слух — и махнем рукой: «Да что там! Ну, еще разочек. Успею потом покаяться». Нам не хватает воли. У преподобного Серафима как-то спросили, чего не хватает человеку для спасения. И преподобный ответил: «Решимости следовать заповедям, которые Бог дал нам». У нас порывы, но нет последовательности и непрерывности.

Но не следует унывать и отчаиваться... Святые Отцы говорят, что первоначально сатана внушает сладость греха. Когда же человек запутывается в пороках и начинает иногда вспоминать о Боге, бес говорит: «Бог правосудный и Он тебя не простит. Живи как живешь»… Житие же Марии Египетской неслучайно считается образцом, с одной стороны, глубины падения человека, а с другой — восстановления его величия через покаяние.

Дай Бог, чтобы образ преподобной Марии был для нас светлым лучом. И если обессилим в борьбе со грехом, обратимся к ней с молитвой и просьбой, чтобы она походатайствовала за нас перед Богом, ибо сама прошла трудный и радостный путь покаяния. Храни вас Господь!

По уставу Церкви в этот день прочитывается целиком Великий канон преподобного Андрея Критского с присовокуплением к каждой песни тропарей канона преподобной Марии Египетской и по одному тропарю прп. Андрея.

Фотогалерея

Вернуться к списку

Последние добавления