2 июля 2016 года, в канун Недели 2-й по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, и дня памяти святителя Гурия Казанского, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в храме Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, города Казани. В храме хранится рака со святыми мощами святителя Гурия.
Главе Татарстанской митрополии сослужили почетный настоятель протоиерей Виталий Марфушкин, настоятель прихода и благочинный I Казанского округа протоиерей Алексий Чубаков, настоятель Свято-Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Пимен (Ивентьев), клирики прихода.
За богослужением молилась настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря игумения Екатерина (Чайникова).
На полиелее духовенством было пропето величание святым, в земле Русской просиявшим, и святителю Гурию, архиепископу Казанскому, перед его честными мощами.
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом.
«Мы вспоминаем всех святых, в земле Российской просиявших. Выйдем вечером, посмотрим на небесный свод, и увидим, что он усеян звездами. Одни — яркие, вторые — менее яркие, но все они светят. Так и святые… Многие святые прославлены. А сколько таких, кто подвизался в пещерах, в лесах, в уединенных местах и остался неведомым! Сколько новомучеников в годину испытаний в XX веке пострадало! И лишь небольшое количество по сравнению с пострадавшими Святая Церковь прославила.
Нередко задают вопрос, что это за явление — святость? Это то, к чему призвал нас Господь: будьте святы, потому что Я свят (1Пет. 1:16). Мы читаем молитву Господню: «Да святится имя Твое, да будет воля Твоя...» Мы часто слышим Евангельские слова, что светильник не ставят под спудом, но на свечнице. Святость — это не что-то «только для некоторых». К святости призваны все без исключения, ибо ничто нечистое не войдет в Царствие Божие.
Вчитываясь в жития святых, поклоняясь их святым мощам и иконам, будем помнить, что они — указатели, опытным путем показавшие путь от земли на небо через подвиги телесные, через смирение, покаяние, молитву, через жертвенное служение и особенно — через мученичество. Не зря на Руси самой любимой книгой были жития святых. В русской благочестивой семье читали их при свете лучины или лампы керосиновой.
Обратившись к нашей духовной культуре, увидим, что самое большое количество древних списков — это списки житий… Порой можно услышать скептические слова, чуждые христианскому смирению: «Что такое ваши святые? В их житиях всё одинаково, под один шаблон». Не лгите на наших святых — у каждого из них свой индивидуальный путь. Есть некие общие направления, данные Самим Богом. Эти направления в заповедях, которым следовали святые, претворяя их в жизнь. Вот чем отличались святые от нас с вами: мы знаем, но не делаем, а святые знали, познавали и жили, как учит Господь.
Как-то Серафима Саровского спросили: «Чего не хватает нашему времени, чтобы спастись?» И преподобный ответил: «Твердости воли, намерения и желания. Не высокоумствовать только, а жить так, как учит Господь, как учит Святое Евангелие».
Обращаясь к близким нам святым — а сегодня мы чтим память святителя Гурия Казанского — подходя к его гробнице, где имеется частица его мощей, мы еще и еще раз должны вернуться к тем далеким временам, вчитаться в его жизненный путь, осознать хоть небольшую частицу трудов, которые он понёс. Да, у него были святительские труды. Но молитва — это наше общее, смирение, которое он имел — общее, пост и подвиги — и это нам необходимо. Святитель Гурий и ныне ведёт ко спасению свою паству.
Святителю отче Гурие, моли Бога о нас!».