Новости Казанской епархии

В канун праздника Казанской иконы Божией Матери митрополит Феофан возглавил всенощное бдение в Богородицком монастыре

  Количество просмотров

3 ноября 2016 года, в канун празднования Казанской иконе Божией Матери, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил всенощное бдение в Казанско-Богородицком монастыре города Казани.

Его Высокопреосвященству сослужили братия обители в священном сане во главе с наместником игуменом Марком (Виленским).

Песнопения вечернего богослужения исполнялись двумя монастырскими хорами: мужским под управлением Дениса Рогова и смешанным под управлением монахини Амвросии (Кочережкиной).

За полиелеем перед чтимым списком Казанской иконы духовенством и молящимися было пропето величание.

После чтения первого часа глава Татарстанской митрополии произнёс проповедь.

«Великий праздник мы празднуем сегодня с вами — день избавления России от смуты и разделения через предстательство, заступничество Царицы Небесной в Её образе Казанском. Прошло с того времени пять веков и мы иногда, обращаясь к истории, к событиям тех дней, невольно соотносим их с нашими днями.

Обретение Казанской иконы Божией Матери где произошло? Здесь, в Казани, в нескольких метрах от этого места. Когда? Когда в России назревала Смута, тяжелые времена борьбы за власть, как мы говорим сейчас, между элитами, то есть внутри сословия боярского. Кто принимал икону, которая по указанию девицы Матроны была обретена? Священник Никольской церкви, которому суждено будет стать архиепископом Казанским, а затем в трудную годину испытаний, когда Русь будет на грани распада, когда шла междоусобная брань, царило предательство, когда прибегали за помощью к чужеземцам и в итоге Россия попиралась ногой иноземной — Патриархом Московским и всея Руси.

Горели селения, разорялись монастыри, ругались над нашими женщинами, детьми, убивали население. Но паче всего беда была не извне, а изнутри — борьба за власть и междоусобная брань. Казалось, нет выхода. Но всегда, когда народ обращается к Богу, Господь посылает пути, ходы и исходы, которые станут благоприятными. И вот он, Патриарх Гермоген, отказавшийся признавать как царя и благословлять Лжедмитрия, заточен в темницу. Его не кормят и он постепенно умирает голодной смертью. Тело истощается у Первосвятителя, но дух крепок. И оттуда, из тюремного подземелья идут по России грамоты с призывом к народу объединиться, восстать и изгнать непрошеных гостей. Ибо те, кто называл себя «сильными мира», обезумели в междоусобице.

Достигает нижегородских граждан Минина и Пожарского призыв Патриарха. Созывается ополчение, народ идет, присоединяется. Что [за оружие] у народа было? Да то, что под руками: ухваты, вилы, лопаты, топоры — вот всё оружие. Но самое главное, у народа была воля пойти на Москву и изгнать чужеземцев. А ещё у народа была вера. И неслучайно вместе с ополчением шла Царица Небесная в Своём образе Казанском.

Что было исторически, мы знаем. Именно в день сегодняшний были изгнаны чужеземцы из Москвы. Москва была освобождена — правда, дорогой ценой, старец Патриарх Гермоген умер голодной смертью — и Россия спасена. Многие сыны и дочери стали на защиту Отечества, [о всех] не хватит времени рассказывать. Когда была осада Троице-Сергиевой лавры, монахи не сдали обитель, ибо их сила была не в превосходстве воинском, а в духе любви к своей Родине.

Невольно встает вопрос, обращенный к нам сегодняшним, ведь мы еще празднуем и праздник государственного масштаба, День единства и согласия: «Что это за праздник и зачем он нужен? Ведь был праздник 7 ноября». Давайте скажем честно, что случилось после октября: случилась беда, когда великая страна, имя которой Русь святая православная, была повержена. А дальше что, после этого торжества? А дальше целый век бед и несчастий. Сколько людей погибло в лагерях, тюрьмах лишь только за то, что они верили в Бога…

Но не будем ворошить [прошлое], скажем о дне сегодняшнем. Мы празднуем День единства и согласия. Почему именно в день освобождения [Москвы от поляков]? Да потому что только единство народа спасло Россию от распада. Только согласие в народе привело к успеху. Разве это не дар Божий? Разве это не причина праздновать этот день, когда после Смутного времени Россия вновь начала набирать силы и становиться крепким и великим государством?

Что мы скажем в день сегодняшний? Тревожно на душе. Мы видим, как и ныне стараются вновь и вновь расшатать народ, поставить на колени Россию через разделение — не только изнутри, но и извне. Что нам делать? Куда нам идти? За какой помощью? История доказала, что благополучие и сила там, где народ хранит веру своих отцов. История доказала: тот народ непобедим, который хранит интересы своего Отечества; тот народ силен, который живет не интересами личными, а любовью к отеческим гробам и домам, к своим святыням, к своим истокам.

И сегодня, стоя здесь, на месте обретения иконы Казанской, мы твёрдо верим. Царица Небесная, посмотри на нас! Ты видишь, что мы и ныне обращаемся к Тебе и говорим: Ты — заступница усердная была и есть рода христианского и рода человеческого. И ныне пошли нам мир и согласие, в первую очередь, мир и согласие в наших душах, согласие с Твоим Божественным Сыном, согласие с заповедями, которые Он оставил нам на земле.

Русь Святая, народ Божий, вспомни и времена лихолетья, и времена славы твоей. И на тех, и на других этапах мы были услышаны тогда, когда обращались к Богу. И вот мы стоим здесь в день праздника. О чём мы должны подумать? Конечно, о вере нашей, об Отчизне нашей, о мире и согласии между всеми. Мы живем в Республике Татарстан, где в основном [представлены] две религии. Но в том и сила наша — если будем хранить мир и согласие как люди, как граждане, как личности, уважая другую веру, другую религию, но не забывая и свою, тогда мы будем уважаемы и другими.

Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение. Аминь».

Фотогалерея

Вернуться к списку

Последние добавления