8 июля 2017 года, в канун Недели 5-й по Пятидесятнице, празднования в честь Седмиезерной иконы Божией Матери, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе города Казани, где находится чудотворный образ Богородицы.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики храма во главе с настоятелем протоиереем Сергием Титовым.
Песнопения за богослужением исполнил смешанный хор под управлением Ларисы Бердниковой.
В завершение вечерней службы глава Татарстанской митрополии обратился к прихожанам с проповедью.
Поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, с воскресным днём и памятью Седмиезерной и Тихвинской икон Богородицы!
Какая бы ни была икона Божией Матери — Казанская, Владимирская, Одигитрия, Седмиезерная, Тихвинская или любая другая — все они связаны с Преблагословенной Богородицей и Приснодевой Марией. Но каждая икона, чудотворная икона имеет свою историю и через икону ту или иную Царица Небесная проявляет милость нам.
Я размышлял сейчас: с одной стороны, есть икона, одна из икон некоего инока. Скажем, келейная, перед которой он молился. Но кто дал ей силу такую? Очень много икон мы знаем, как новых, так и старинных, но только единицы из них обладают чудодейственной силой. Зависит сила эта не от иконы — иногда и простая литография может стать чудодейственной, мы знаем об этом. Сила, исходящие чудеса от иконы — это некий ответ Богоматери на услышанные молитвы, это связь неба и земли.
Нас, православных, протестанты обвиняют, что мы поклоняемся «краскам и доскам, произведению рук человеческих». Если принять их логику без связи, которую вкладывает в почитание икон Святая Церковь, то ум смущается: «Может быть, они и правы?». Не правы, потому что у образа Богородицы мы просим не икону сотворить чудеса, а Ту, Которая написана, Царицу Небесную. Чудодейственная сила зависит и от нашего усердия.
Почему нередко наши прошения оказываются тщетными и нам кажется, что никто нас не слышит? Просим не то. Все наши просьбы начинаются с земного: «Дай здоровья! Пошли успех в учебе, в бизнесе!» Даже бандиты, идя на своё преступное дело, иногда молятся перед иконой. Кажется, святотатство — как Матерь Божия, Спаситель, святой угодник будут помогать бандиту в его злодеяниях? Его поймали, а он говорит: «Какая же это вера? Я молился, свечку поставил, да еще и «отстегнул» на строительство храма — и вдруг попадаю в руки правосудия. Что-то не то». «Не то» — в наших сердцах.
Хотел бы напомнить всем вам и себе тоже: когда мы обращаемся к Богу, к Пресвятой Богоматери, мы редко благодарим, но всё время клянчим: «Дай! Дай! Дай!» Иногда по нашему неразумию мы просим того, от чего могли бы пойти по пути неправды. «Дай здоровья», — неизвестно, что с этого будет. «Дай власть», — и станешь деспотом. «Дай успех в деньгах, в бизнесе», — и это очень опасная вещь, которой надо уметь распорядиться.
Начинать в молитве надо с самого главного, как Господь учит. Обращаясь к Богоматери, к святым или ко Господу, я хочу, чтобы мне было по моим земным меркам, но при этом всегда должно быть одно: «Да будет воля Твоя». Вы помните, как Христос в Гефсиманском саду молился до кровавого пота. Он знал, что Ему предстоит крестная смерть. Он добровольно воплотился, не по принуждению — Един сый Святыя Троицы — и ужасался, предчувствуя невыносимые страдания. Что Он говорит, обращаясь к Богу Отцу: Если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф. 26:39). Конечно, у Бога нет невозможного, но Сын, добровольно сошедший на землю, говорит: впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39). И всё. А дальше добровольно предал Себя в руки воинов, которых привел предатель Иуда. Дальше крестная смерть, распятие и погребение, а за ним — Воскресение.
Да будет воля Твоя! Обращаясь к Богу, к Богоматери, к святым, будем, конечно, просить всё, что нам потребно для дня сего. Но всегда надо добавлять: «…если это полезно для моей вечной жизни. Да будет воля Твоя». И тогда получим ответ — успокоение в сердце, даже если наша просьба не будет исполнена. Мы будем знать: Богу видней, что нам полезней в тот или иной момент.
Есть прославленная икона Богоматери «Казанская», которую мы все так чтим, которая является величайшей святыней всех православных — ведь нет православного дома, где не было бы Казанской иконы. Эта икона — история России. Но Господь накануне зловещих потрясений как бы показывает, что может быть с Россией — пропадает эта икона. Икона пропадает не просто так, но ради земных тленных ценностей, которыми была украшена риза. Говорят, что её сожгли. Но почему-то я глубоко убеждён — ни в коем случае не утеряна эта икона. Где-то она находится до поры, до времени и непременно должна вернуться туда, откуда её похитили. Будем молиться, конечно.
Сегодня память Седмиезерного образа, который пережил и революцию, и гражданскую войну. Перед нами её чудотворный подлинник. В новейшее время она была украдена, но буквально на границе задержана и вернулась домой. Некий символ есть в том, что Сама Царица Небесная в образе чудотворном не покинула Казань. С благодарностью к Царице Небесной сейчас мы созидаем Её дом в надежде, что и в образе Казанском Она вернется к нам.
Русь Святая, храни веру православную! Чти Бога, Его Пречистую Матерь, Его святых подвижников, мучеников и новомучеников! Тогда мы поймем, что радость возрождения может быть только тогда, когда народ просыпается от спячки греха к жизни в Боге. Прикладываясь к чудотворному Седмиезерному образу Пречистой Богоматери, будем приносить к Ней покаянное сердце о грехах наших. И непременно Она услышит, ибо, как сказал Спаситель, великая радость бывает у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15:10) — таком, как мы с вами. Аминь.