7 августа 2017 года, в день празднования памяти преподобного Макария Желтоводского, Унженского (1444), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Вознесенской церкви Свияжской Макарьевской мужской пустыни.
Главе Татарстанской митрополии сослужили: исполняющий обязанности настоятеля пустыни иеромонах Амвросий (Горновский); наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский); настоятель Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Пимен (Ивентьев); наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Симеон (Кулагин); исполняющий обязанности наместника Раифского Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Рожнов); наместник архиерейского подворья священномученика Кирилла Казанского архимандрит Игнатий (Григорьев); священнослужители Казанской и Чистопольской епархий.
За богослужением молились братия Макарьевской обители, паломники из Казани и Чистопольской епархии.
Песнопения Литургии исполнил мужской квартет под управлением Дениса Рогова.
По заамвонной молитве духовенство и верующие пропели славление святому покровителю монастыря. Затем правящий архиерей поздравил отца Амвросия и братию с престольным праздником.
Накануне я молился в Саранске в великолепном храме, где очень много было священников, народа Божьего. Сегодня я думал, где и когда мы более ощущаем прикосновение Господне к своей душе, и мне показалось, что именно в таких тихих местах, ибо Бог там, где мир и тишина. Неслучайно святые угодники бежали от мира, чтобы в тиши в согласии с природой прославлять Всевышнего.
Это место и поныне располагает к тому, чтобы думать о главном — о смысле жизни. Мы нередко живем эфемерным будущим или давно прошедшим, но не живём настоящим днём, который требует от нас ходить пред лицом Божиим со всеми нашими мыслями и поступками. Мы утешаем себя: сегодня я не помолился, но у меня будет ещё время, когда начну отдавать долг Богу. Начнёшь? А кто тебе сказал, что ты встанешь завтра? Разве мало примеров, когда смерть забирала людей в юном и цветущем возрасте — бедных и богатых, отсылая нас туда, где нет социальных различий, но где суд праведный?
Монашествующие, запомните: каждый из нас когда-то принёс обеты Богу. Каждого из нас когда-то коснулась искра Божия и мы решили, что без остатка станем служить Спасителю. Но нередко очень быстро проходит эта горячая пора, и мы начинаем остывать. Забывая, ради чего давали обеты, мы начинаем искать то, от чего уходили. Нас тяготит монашеский образ жизни, и выходя за стены монастыря, мы скорее одеваем сюртук, чтобы быть похожими на всех…
Настанет время, когда каждый даст ответ перед Богом. С нас, монахов, — не знаю, вдвойне или втройне, но точно больше мирян — спросится особо.
Эти слова касаются и каждого крещенного. В Таинстве Крещения мы отрекаемся от сатаны и сочетаемся Христу, но спустя какое-то время забываем об этом. Мы живем «как все», забывая, что мы христиане, у которых один кодекс — Святое Евангелие, в котором сказано, как должно жить. Зная заповеди Божии, мы нарушаем их. А потом начинаем вопрошать, почему столько проблем с пьянством, откуда появляются болезни, которых раньше не было, почему случаются природные катаклизмы. Нужно вопрос поставить по-другому: почему Господь терпит наше богоотступничество, низость, пороки, о которых иногда и подумать стыдно? Но как только человек, народ, общество обращается к Богу, Он снимает санкции, которые человек сам на себя наложил...
Братия, помните слова Христа: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). Каким бы трудным ни казалось своё место, оно будет спасительным и для тебя, и для тех, кто идёт за тобой. Радуйтесь: вы живёте в земном раю. Несите послушание со смирением, сочетайте труд и молитву, вникайте в смысл христианской жизни. И даже в наше время, скудное на настоящих наставников, Господь Сам станет путеводителем и покровителем.
В ответном слове иеромонах Амвросий от лица братии поблагодарил архипастыря за неусыпное попечение об обители.
Затем верующие со священнослужителями прошли к часовне Макария Желтоводского на святой источник, где был отслужен молебен с акафистом преподобному. Для паломников была организована трапеза.