Сегодня Русская Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Крещение Господне.
Праздник Крещения Господня является одним из значительнейших праздников Православной Церкви. Иначе он называется Богоявлением – в память того, что в этот день Бог явил Себя миру во всей Своей полноте, доступной для человеческого восприятия. Бог Отец подал Свой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…», Бог Сын стоял в воде, и Бог Дух Святый спустился в виде белоснежного голубя с неба.
Этот праздник был установлен Церковью еще в первые века Христианства, и первоначально совершался совместно с Рождеством Христовым 6 января. В первой половине IV века праздник Рождества Христова был перенесен на 25 декабря, чтоб предотвратить верующих от участия в языческом праздновании в честь зимнего солнцеворота. И можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество – Богоявление, ибо именно в единстве этих праздников нам являются все три Лица Пресвятой Троицы.
Богослужение этого праздника совершается не менее торжественно, чем в Рождество Христово. Его особенность - великое освящение воды. Православная Церковь совершает великое освящение воды дважды – накануне праздника (в навечерие) и в сам праздник Крещения; благодать освящения подается одна и та же. В навечерие освящение воды совершается в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество водное, а также и крещения оглашенных, которое совершалось в этот день; в самый же праздник – собственно в воспоминание Крещения Спасителя. Вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви «великой агиасмой» – великой святыней. К ней христиане с древних времен имеют особое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…»; «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на всяку пользу изрядну…» В этих прошениях и в последующей молитве священника Церковь свидетельствует о тех многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой святыни. Святость этой воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время остается свежей и неповрежденной. В знак ее особого почитания как драгоценной великой святыни в Крещенский сочельник и установлен строгий пост, когда совсем не полагается вкушение пищи до ее принятия. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить ее и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе.
О самом событии праздника прот. Серафим Слободской в своем «Законе Божием для семьи и школы» повествует: «В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.
Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.
По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира».
Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога, учит исповедовать и прославлять Святую Троицу, обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира.
(При подготовке новости были использованы материалы сайта www.zavet.ru )