«Приходя в церковь и слыша «Христос Воскресе из мертвых!», чувствую, как я вознесен. Я хочу сказать, что короткое время не чувствую земли, стою как бы в воздухе, — писал в своих повестях о жизни Федор Иванович Шаляпин. — Церковная песня живет неразрывно с той простой равнинной песней, которая, подобно колоколу, сотрясает сумрак жизни...»
Имя великого оперного певца Федора Шаляпина известно всему миру.
Родился Шаляпин в Казани 13 февраля 1873 года, а 12 апреля 1938 года после многих мучительных дней и бессонных ночей на 66-ом году жизни Шаляпин умер в Париже… Но его искусство продолжает волновать и радовать. А начиналось творческое восхождение Шаляпина с певчего в старинной церкви св. Варлаама в Казани. «...Не хватает человеческих слов, чтобы выразить, как таинственно соединены в русском церковном пении два полюса радости и печали, и где между ними черта, и как одно переходит в другое».
Мало кто знает, что Федор Иванович Шаляпин некоторое время жил в селе Ключи, храм которого является подворьем Раифского монастыря. В полуразрушенный храм вновь вернулась жизнь, и вместе с ней мы узнаем новые факты истории родного края.
«1 февраля 1873 года у крестьянина Вятской губернии Лагуновского уезда Ивана Яковлевича Шаляпина и его законной жены Евдокии Михайловны родился сын Федор, а на следующий день, 2 февраля, его крестили».
«...Село Ключи располагалось в 35 верстах от Казани на левой стороне Царевококшайского почтового тракта. Как в селе, так и в окрестностях его, было много оврагов с родниками, из которых вытекали ключи. Они-то и дали название самому селению. Жители в свободное время от полевых работ отправлялись на заработки пильщиками. Но большая часть занималась выделыванием кожи, кадок для казанских бакалейных лавок. Сюда-то и переехала Евдокия Михайловна с грудным Федей и устроилась для приработка кормилицей к Чириковым. Она кормила грудью своего сына и хозяйского сына Модеста.
Иван Яковлевич Шаляпин работал помощником писаря в селе Ильинском в 10 верстах от Ключей. Он периодически навещал семью, поскольку оба села относились к одному стану. Федор с матерью жил в Ключах более года, после чего переехали в Казань. Здесь они поселились на Рыбнорядной улице Ометьевских выселок, а в июле 1876 года – в Кощаково».
А. Журин, краевед
Из книги воспоминаний Ф.Шаляпина «Повести из моей жизни»
«Читать нравилось мне, и я прочитывал всякую печатную бумагу, какая попадалась на глаза мои. Однажды, взяв поминанье, я прочитал в нем: «О здравии: Иераксы, Ивана, Евдокии, Феодора, Николая, Евдокии...» Иван и Евдокия — отец, мать; Федор — это я. Николай и Евдокия — брат и сестра. Но что такое — Иераксы?
Неслыханное имя казалось мне страшным, носителя его я представлял себе существом необыкновенным,— наверное, это разбойник или колдун, а может быть, и еще хуже...
Набравшись храбрости, я спросил отца: — Папа, это кто — Иераксы?
Отец рассказал мне кратко и памятно:
— До восемнадцати лет я работал в деревне, пахал землю, а потом ушел в город. В городе я работал все, что мог — был водовозом, дворником, пачкался на свечном заводе, на- конец попал в работники к становому приставу Чирикову в Больших Ключах, а в том селе, при церкви, был пономарь Иеракса, так вот он и выучил меня грамоте. Никогда не забуду добро, которое он этим сделал мне! Не забывай и ты людей, которые сделают добро тебе,— не много будет их, легко удержать в памяти!
Вскоре после этого пономарь Иеракса был переписан отцом со страницы «О здравии» на страницу «О упокоении рабов божиих».
— Вот,— сказал отец,— я и тут в первую голову поставлю его!»
Рассказывает настоятель храма Иоанна Богослова в селе Большие Ключи (подворье Раифского монастыря) иерей Константин Исааков:
«До революции 1917 года село Большие Ключи было самым большим и зажиточным в округе. Много интересного в истории нашего края связано с Большими Ключами - это и наш храм, и чудотворные источники, и, конечно, наши земляки. Одним из жителей Больших Ключей была семья человека, ставшего гордостью России и снискавшего поистине всемирную славу. Это Федор Иванович Шаляпин. Его семья несколько лет жила здесь, и маленький Федя, конечно, часто бывал в нашем храме. Клиросное пение занимало огромное место в творчестве великого Шаляпина. И кто знает – не здесь ли зародилась любовь к церковному пению у маленького Феди?
С началом восстановления Болшеключинского храма и приходской жизни села мы возобновили и старые традиции наших дедов и прадедов – это крестные ходы на чудодейственные источники и ежегодную череду молебнов. Появились так же и новые традиции.
В День его рождения, мы служили панихиду по рабам божиим Феодору, Иоанну и Евдокии – отцу и матери великого певца. Поминали также и послушника Иеракса - усопшего клирика нашего храма, чье имя упоминает Шаляпин в своей книге. Так же мы совершаем поминальное богослужение и в день кончины раба Божиего Феодора – 12 апреля. Это - дань уважения нашему всемирно известному земляку, которым мы все вправе гордиться. Перед смертью он мечтал быть похороненным на Родине. Но был похоронен на чужбине - на кладбище Батиньоль близ Парижа. И сегодня на его Родине мы вспоминали о нем и его семье. И пока будут звонить колокола над нашим храмом, мы сохраним эту добрую традицию».
“Раифский Вестник”.
Пресс-служба Раифского монастыря.