По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия начат сбор материалов для канонизации в лике местночтимых святых Казанской епархии выдающегося православного миссионера и просветителя народов Поволжья и Приуралья, учёного и педагога Николая Ивановича Ильминского (1822–1891), сообщается на сайте кряшенской культурно-просветительской газеты «Туганайлар» («Сородичи»).
Свидетельства о почитании Николая Ильминского имеют более чем вековую историю.
– Верующие кряшены его ещё при жизни называли святым человеком, а в наши дни почитание его только усилилось, – отмечает руководитель Кряшенской духовной миссии, настоятель церкви святителя Николая Чудотворца в селе Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана иерей Димитрий Сизов.
Общепризнано, что Николай Ильминский произвёл настоящий переворот в деле духовного окормления и просвещения кряшен, чувашей и других коренных народов Поволжья и Приуралья, за что был по праву награждён почтительными эпитетами «апостол поволжских инородцев» и «апостол кряшен». Несмотря на то, что разработанная Николаем Ивановичем миссионерско-просветительская система, во главу угла которой было поставлено богослужение и обучение на родных языках, по-разному воспринималась в обществе, она сыграла определяющую роль в духовном развитии и этнорелигиозной консолидации этих народов.
Ученики и активные проводники системы Ильминского среди чувашей – Иван Яковлевич Яковлев (1848–1930), и среди кряшен – Василий Тимофеевич Тимофеев (1836–1895), почитаются сегодня как духовные отцы чувашского и кряшенского народов. Один из наиболее последовательных продолжателей его дела в начале 20-го века – епископ Андрей (Ухтомский), возглавлявший в разное время православную миссию в Казанской, Сухумской и Уфимской епархиях, и стяжавший впоследствии мученический венец, был в 1981 году канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом. Учебными учреждениями, работавшими по системе Ильминского, было покрыто всё Поволжье и соседние с ним регионы, а в многочисленных храмах с богослужением на национальных языках происходило подлинное воцерковление поволжских народов.
– Больше всего трудов Николай Иванович положил для христианизации кряшен, лично участвуя в переводах Священного Писания, богослужебных книг и назидательной литературы на родной язык кряшен, участвуя в устроении начальных школ в кряшенских селениях, а также участвуя в подготовке священнических и учительских кадров, – подчёркивает отец Димитрий.
Однако имя и духовно-просветительские труды самого Николая Ильминского в советское время были подвергнуты шельмованию и поруганию: его обвиняли в «великодержавном шовинизме» и «русификаторстве», совершенно незаслуженно объявляли злейшим врагом и гонителем мусульман и татарского народа. Высказывания Николая Ивановича грубо передёргивали и фальсифицировали. К сожалению, эта очернительская традиция в отношении Ильминского прижилась и в современном Татарстане, что мешает объективному осмыслению его богатого духовно-просветительского и научного наследия, возрождению светлой памяти и прославлению этого выдающегося подвижника, просветителя и библеиста.
Отрадно, что сегодня на Комиссию по канонизации святых Казанской епархии и на возрождённую Кряшенскую духовную миссии, с благословения казанского архиерея, наконец, возложена столь важная и ответственная миссия, как сбор материалов для канонизации Николая Ильминского. Николай Ильминский был известен своей праведной жизнью, и сегодня он почитается во многих епархиях, поэтому не исключено, что к сбору материалов для его канонизации могут подключиться православные верующие и из других регионов России.
Свидетельства о почитании Николая Ильминского нужно отправлять по следующим адресам:
«Письмо о почитании» Николая Ивановича Ильминского желательно заполнять по единому образцу – с адресованием на имя управляющего Казанской епархией, митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия.
Священнослужители и прихожане должны указать в письме свои фамилию, имя и отчество, адрес проживания, а также поставить дату и подпись. Текст о почитании праведника, о чудесах, о свидетельствах молитвенной помощи с просьбой о его прославлении составляется в произвольной форме.