Крестный ход, собравший около тысячи человек, впервые прошел во французском городке Эшо под Страсбургом - сотни русскоязычных паломников и несколько десятков священнослужителей приехали в воскресенье в Эльзас на масштабные для французской провинции религиозные торжества в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и Софии, организованные в католическом храме святого Трофима в Эшо представительством Московского патриархата в Страсбурге.
В Эшо с 777 года до французской революции покоились мощи святых Веры, Надежды, Любви и Софии, и ныне хранятся частица мощей святой Софии и частицы другой общехристианской святыни - Креста Господня.
Эти святыни, а также большую икону Веры, Надежды, Любви и Софии, специально привезенную на торжества в Эшо из русского православного прихода Всех святых в Страсбурге, хоругви, кресты и свечи торжественная процессия из празднично одетого духовенства и паломников пронесла вокруг католического храма с песнопениями. Священнослужители из разных стран облачились в одежды красного цвета, символизирующего в православной традиции кровь, пролитую мучениками.
Маленький городок Эшо с населением около 5 тысяч человек, по словам местных жителей, еще не видел в наше время таких торжеств.
Божественную литургию в переполненном храме святого Трофима возглавил прибывший из соседней Германии архиепископ Берлинский и Германский Феофан. С ним служил архиепископ Бориспольский Антоний, управляющий делами Украинской православной церкви, накануне совершивший в Эшо первое всенощное бдение. Литургия прошла на церковнославянском, а также частично на французском и немецком языках.
Под сводами древнего романского храма святого Трофима впервые звучал столь мощный мужской хор из нескольких десятков человек - в торжествах приняли участие хор Заиконоспасского мужского монастыря Москвы и хор Киевской духовной академии.
"То, что вы в таком большом количестве собрались здесь, показывает ваш огромный интерес к нашей святой Софии", - сказал мэр Эшо Жан Луи Фрейд.
Архиепископ Берлинский Феофан поблагодарил власти и жителей города за гостеприимство, пожелав всем помощи Божией.
"Сегодняшний праздник - это великое торжество нашей веры и дар Божий. Многие проделали очень большой путь, тысячи километров, чтобы прибыть на этот праздник в Эшо. Любое паломничество - это выход из повседневности и посвящение жизни Богу: мы совершаем большие труды не для того, чтобы просто материально прикоснуться к святыне, - важно отдать часть нашей жизни, нашего времени", - пояснил архиерей.
Он особо отметил, что присутствующие на торжествах местные жители увидели красоту православного богослужения и могли почувствовать, насколько почитаемы в русской православной традиции Вера, Надежда, Любовь - "добродетели, которые делают нас христианами".
Крестный ход для эльзаса
Ранее глава представительства Московского патриархата в Страсбурге, организовавшего торжества, настоятель страсбургского храма Всех Святых игумен Филипп (Рябых) назвал крестный ход в Эльзасе особым событием. Он напомнил, что в церковной традиции крестный ход проводится в наиболее торжественные праздники, и если он достаточно привычен в странах православной культуры, то "на Западе до такого события надо было еще "дорасти".
Представитель Московского патриархата отметил, что в Страсбурге и его окрестностях живет много выходцев из стран бывшего Советского Союза (кто-то работает в Европейских институтах, молодежь учится в Страсбургском университете, значительно число смешанных браков). Только в страсбургском русском православном приходе Всех Святых - около 200 прихожан. А в соседнем немецком городе Келе есть целый квартал русскоязычных из Казахстана. И в дни праздника Веры, Надежды, Любови и Софии (30 сентября) верующие стараются приехать в Эшо почтить память святых мучениц.
Как рассказал собеседник агентства, "люди приезжают сюда, устраиваются экономически, социально - и в какой-то момент особенно остро начинают испытывать потребность в традиционной для себя духовной жизни". Он назвал крестный ход "символическим событием, дающим полноту и глубину погружения в родную традицию в условиях другой культуры и другого языка".
Вера, Надежда, Любовь и София
Согласно житию святых мучениц, София жила во втором веке и происходила из аристократической семьи. Приняв христианство, она дала своим дочерям имена трех добродетелей - Веры, Надежды, Любви.
Во время гонения на христиан в 137 году святую Софию вызвали на суд, где она открыто заявила о своей вере и о том, что в ней воспитала и своих детей. Язычница Палладия тщетно пыталась убедить святую Софию не жертвовать дочерьми и их счастьем ради веры в распятого Христа. Три дня София провела в молитве и увещевании своих детей быть готовыми к мученическому подвигу. И когда они снова были призваны на суд, то неустрашимо исповедали веру во Христа, не отреклись ради обещанных им радостей земных, не отступили и перед страшными муками.
Оставшись, по преданию, невредимыми после всех истязаний, Вера, Надежда и Любовь были усечены мечом (обезглавлены).
София мужественно перенесла пытки и смерть дочерей. "Похоронив своих детей в одной могиле, она неотступно пребывала с ними в молитве, и в третий день упокоилась вечным сном, соединившим ее с детьми в Царстве Бога тою любовию, которою она сама возлюбила и детей своих научила любить Его", - говорится в житии святых.
Память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии с древних времен почитают христиане разных стран. В России к ним относятся с особой любовью, имена их носят многие женщины. Этим святым молятся о воспитании детей, о мире и согласии между супругами, родителями и детьми.
Церковь в Эшо
Мощи мучениц с 777 года находились в Эльзасе, в монастырской церкви святого Трофима в Эшо, собирая на молитву многочисленных верующих. Их торжественно передал епископу Страсбурга папа Римский Адриан I. Впоследствии монастырь в Эшо нередко называли аббатством святой Софии. В 1143 году на старинной римской дороге, на которой находилось селение Эшо, даже открылась "гостиница для паломников, со всех сторон приходящих".
В 1792 году, спустя три года после французской революции, здания монастыря, в том числе и церкви Трофима, в Эшо были проданы с аукциона. В них устроили трактир с винным погребом. Мощи святых Веры, Надежды, Любови и Софии при этом бесследно исчезли. Предположительно, они до сих пор скрыты где-то в пределах Эшо.
В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями. А в 1898 году остатки церкви святого Трофима были объявлены историческим памятником - и началось ее постепенное возрождение.
В 1938 году католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника XIV века, в котором до революции хранились мощи святых, а другую - в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.
В настоящее время в храме святого Трофима в Эшо можно увидеть исторический саркофаг, в котором хранится частица мощей святой мученицы Софии. В этой же церкви находится еще одна особо почитаемая общехристианская святыня - частица Креста Господня.