Христианство и мир

Новый журнал «Храмоздатель» стал площадкой для дискуссии о современном церковном искусстве

  Количество просмотров

 Презентация журнала «Храмоздатель» (приложение о церковном строительстве к «Журналу Московской Патриархии» (ЖМП) состоялась 29 сентября в Культурном центре «Покровские ворота». К этому событию был приурочен круглый стол на тему «Богословие образа, литургические искусства и новые технологии», который заинтересовал множество специалистов: архитекторов, иконописцев, искусствоведов, богословов.

Как сообщил ответственный редактор ЖМП и журнала «Храмоздатель» Сергей Чапнин, необходимость в специализированном приложении давно уже очевидна. «Храмоздатель» расскажет не только об архитектурно-строительных проблемах, но затронет вопросы разных видов литургического искусства (иконописи, прикладного искусства и т.д.), обобщит опыт возведения и реставрации храмов за 20 лет церковного возрождения, наметит контуры «общего видения» вопросов храмовой архитектуры, предостережет от типичных ошибок и даже научит правильно общаться с органами власти по поводу возведения новых или воссоздания прежних церковных зданий. Помимо практических вопросов редакция журнала намерена коснуться и столь важных и болезненных сегодня проблем, как «встреча современного и традиционного искусства», предоставить место для полемики и живых обсуждений.

Все это можно будет осуществить только в том случае, если будет создана особая экспертная среда, если заработает соборный разум архитекторов, художников, теоретиков искусства, реставраторов, уверен С. Чапнин. Он подчеркнул, что журнал не станет рупором унификации церковного искусства: «Журнал задуман как площадка для дискуссий и обмена опытом. Мы не собираемся диктовать правила, транслировать сверху вниз какие-то установки. Жить в сегодняшнем дне и смотреть в завтрашний без дискуссии невозможно».

И дискуссии не заставили себя ждать: уже в первой части круглого стола, посвященной проблемам архитектуры, стало понятно, что практикам есть что обсудить друг с другом. Но началась дискуссия с проблемы «теоретической»: прот. Андрей Юревич, архитектор по одному из образований, предложил отреагировать на Манифест Романа Багдасарова (опубликован в связи с открытием выставки «Духовная брань» на «Винзаводе»). С крайним возмущением отозвавшись на наиболее одиозные тезисы Манифеста, о. Андрей призвал не отдавать «врагу» «свято место», которое «они»-таки уже заняли. Однако, по слову апостола Павла, эта «брань» должна быть «не против плоти и крови», но – за: «Пока мы все это обсуждаем, враг уже занял нашу территорию, мы уже проигрываем. Надо идти вперед, создавать свое искусство, строить храмы, создавать выставки, свои музеи, устраивать выставки! В сознании общества они уже заняли нишу современного христианского искусства».

Поддержав пафос о. Андрея, далее слово взяли практикующие архитекторы. Руководитель архитектурной мастерской Андрей Анисимов представил свои работы и выступил с идеей создания Гильдии храмоздателей, которая могла бы «выразить коллективное профессиональное мнение», в том числе – и на страницах «Храмоздателя». На примере работы над строительством больничного храма Веры, Надежды, Любови и Софии в Москве А. Анисимов показал, что созидание церковного здания должно быть делом соборным -- от проектирования до «мелочей интерьера» и освящения.

Священник и архитектор Константин Камышанов, который построил в Рязани несколько храмов, предложил сконцентрировать профессиональную дискуссию вокруг трех тем: «вписанности» нового храма в градостроительную среду; особенностей современных строительных технологий и их соотношения с социальным запросом; разработки языка современной церковной архитектуры. Все эти три блока тесно связаны с четвертым: проблемой соотношения традиции и новации, «творчества в собеседовании с Богом», как сформулировал о. Константин.

Не сговариваясь, эту же тему продолжил архитектор Андрей Головкин: на примере разных типов исторических баптистериев и купелей он показал, что, учитывая современную практику крещения, архитекторы не могут просто копировать достойные образцы, они «обречены на новации». Церковная жизнь укоренена в традиции, но она при этом развивается, и это невозможно не учитывать при проектировании храма.

Коснувшись программы массового возведения модульных храмов в спальных районах Москвы, архитектор Андрей Яхнин выразил свои сомнения и тревоги, связанные с поточным характером строительства в рамках проекта. Кстати, многих участников встречи поразили данные А. Анисимова: возведение храма Веры, Надежды, Любови, созданного по авторскому проекту, испещренного мозаиками, обошлось в два раза дешевле, чем строительство одного церковного здания по «Программе-200». В этой диспропорции увидел политический смысл журналист Дмитрий Сладков. Он сообщил также, что в рамках грантового конкурса «Православная инициатива» планируется выбрать лучший проект современного храма.

Подводя итоги панельной дискуссии по архитектуре, С. Чапнин отметил, что все обсуждаемые проблемы коренятся в отсутствии должного богословского их осмысления. «Все проблемы возникают там, где ослабляется богословское осмысление. Мы – в глубоком богословском кризисе», -- констатировал журналист.

Свой взгляд на причину проблем церковного искусства у искусствоведа Анны Чукиной. «Корень – в общине», -- заявила она во второй части круглого стола, посвященной иконописи. Если исторически последовательность была такой: создавалась община верных, выбирался священник, появлялось церковное здание, ктиторы, а затем к работе приступали художники, то теперь последовательность прямо противоположная: главную роль в проекте внутреннего убранства храма играет спонсор, потом настоятель, а общине, если таковая вообще имеется, приходится принимать, что есть. В идеале церковная община должна включать не только архитектора и художника, но и искусствоведа – «специалиста по красоте», который способен «отделить зерна от плевел», полагает А. Чукина. Ее поддержала искусствовед Ирина Языкова: по ее мнению, такие понятия, как «заказчик» и «исполнитель» не должны применяться в церковном лексиконе, т.к. все участники возведения храма участвуют в едином «соборном церковном деянии».

Выступавшие во время «иконописной» панельной дискуссии: завкафедрой иконописи ПСТГУ Екатерина Шеко, руководитель питерской иконописной мастерской «Живая традиция» Филипп Давыдов, художник Лилия Ратнер и другие не стали ограничиваться только вопросами иконописи, но обратили внимание на проблему соотношения архитектуры и внутреннего убранства храма. Е. Шеко привела вопиющие примеры китчевой церковной архитектуры: рассматривая произведения В. Исака, нельзя было не вспомнить: «Солидный Господь для солидных господ». К счастью, были и примеры органичного сочетания церковного интерьера и росписи с иконостасом – это неоднократно упоминаемый Андреевский храм одноименного монастыря в Москве, расписанный Ириной Зарон и Сергеем Антоновым.

Как и следовало ожидать, участники дискуссии говорили не о частностях, а смотрели в корень: Филипп Давыдов уверен, что иконы и росписи в храме – это не «украшение», а «провокация», «инструмент проповеди». И тогда современным художникам, не желающим прилежно «клонировать» древние образцы, должно быть близко словосочетание «актуальное церковное искусство», где акцент стоит на корне первого слова, означающем «действенность, деяние».

Всем участникам встречи было очевидно, что проблем для обсуждения – великое множество, что впереди еще не одна дискуссия людей, имеющих отношение к современному храмовому строительству, и одной из площадок для такого общения может стать новый журнал «Храмоздатель». «Дискуссия показала, что мы друг другу очень нужны», -- резюмировала Ирина Языкова.

Ознакомиться с материалами нового журнала можно на странице «Храмоздателя». Редколлегия журнала приглашает продолжить дискуссию на странице в Фейсбуке.

Благовест-инфо

Вернуться к списку

Последние добавления