Христианство и мир

Россияне ждут от Церкви социальной помощи, аскетизма и открытости, выяснили социологи

  Количество просмотров

 

Россияне хотят видеть Русскую Православную Церковь активной в делах милосердия, открытой, участвующей в воспитании детей и молодежи, внешне скромной и аскетичной. Они не связывают с РПЦ ожидания приверженности традициям, охранения прошлого, а также не видят в ней в будущем одну из структур государственной системы. Это выяснили специалисты социологической службы «Среда», которые 4 июля в Российском православном университете представили результаты всероссийского исследования восприятия образа Русской Православной Церкви.

Как сообщила руководитель «Среды» Алина Багрина, в исследовании обобщаются и анализируются данные двух опросов: первый считается всероссийским репрезентативным (1500 респондентов, 2012 год), второй – это ответы на вопросы участников фестиваля православных СМИ «Вера и слово» 2012 г., т.е. руководителей и сотрудников епархиальных СМИ.

В ходе исследования респондентов просили выбрать характеристики, которые наиболее присущи Русской Православной Церкви в настоящее время («Какие определения, на Ваш взгляд, наиболее точно характеризуют Русскую Православную Церковь в настоящее время?»), а также характеристики, которые отвечали бы их желаемому представлению о Церкви («Какой Вы бы хотели видеть Русскую Православную Церковь в будущем?»). Примечательно, что при составлении списка характеристик социологи использовали известную статью преподобной матери Марии (Скобцовой) «Типы религиозной жизни» (1937 г.).

«Образ Церкви у россиян есть», -- так звучит первый и главный вывод социологов. О настоящем и будущем РПЦ размышляют примерно ¾ россиян. 22% опрошенных затруднились с выбором характеристик существующего образа Церкви, а 26% ничего не могут сказать про желаемый образ. Половина этих «отказников» - мусульмане.

Что же превалирует в уже имеющемся образе Церкви? Это «приверженность традициям, охранение прошлого» и  «помощь людям, приходская и социальная работа» (обе характеристики – по 30%), «великолепный обряд, красота и пышность богослужений» – 22%, «открытость для всех, понятность и приветливость» – 21% и Церковь как «важная часть российской государственности, государственное ведомство» – 17%. Социологи «Среды» обобщили эти характеристики всего в трех эпитетах: Церковь – «традиционная, помогающая, пышная».

Церковь «помогающая, открытая, аскетичная» -- это ожидаемый  образ. Как считают опрошенные, некоторые наличествующие элементы должны быть сохранены в будущем. Например, немалая часть респондентов (18%) ассоциируют чаемую Церковь с «приверженностью традиции». Но еще больше(26%) надеются, что неотъемлемой характеристикой образа Церкви станет «активное воспитание молодежи».

А. Багрина подчеркнула, что ответы участников первого опроса отличаются от мнения сотрудников епархиальных пресс-служб РПЦ. Последние в настоящем и в будущем (соответственно, 43% и 40%) более всего выделяют «духовную мистическую жизнь», присущую образу Церкви. Эта характеристика почти не фигурирует в ответах «россиян» (так условно в «Среде» именуют респондентов первого опроса). «Образ Церкви становится светским на глазах», -- прокомментировала А. Багрина. Публициста Сергея Худиева также «поразил низкий интерес к духовно-мистической стороне жизни Церкви».

С помощью социологических методик мнения опрошенных были просеяны через сито возраста, пола, образовательного уровня, места проживания и т.д. Все эти закономерности интерпретировала А. Багрина. Например, молодежь 18-25 лет выдает «холодный образ» Церкви: они «ничего особо не хотят», минимально говоря как о негативном, так и о позитивном в образе Церкви. Однако на чем сошлись решительно все группы респондентов, так это на том, что «все – за участие Церкви в воспитании детей и молодежи», «все – против богатства в Церкви», отметила руководитель «Среды».

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин предложил «перевернуть вопрос»: не «какой образ Церкви» у россиян, а «какое общество хотела бы видеть Церковь». По его словам, «нас пытаются убедить, что нам нужно меняться – а почему нам?» «Не меняться, а менять», активно влиять на общество -- вот чем должна руководствоваться Церковь, полагает священник. «Христианство победило безбожный национализм – нацизм. Мы победили советскую версию коммунизма. Христианство победит и сегодняшнее общество потребления», -- отметил глава ОВЦО и добавил: «А может, и нас победят в земных делах. Но победа зла должна предвариться нашим словом правды».

Кроме того, о. Всеволод отреагировал на результаты опроса, связанные с богатством/аскетизмом Церкви. С одной стороны, он признался, что «внутренне бунтует при виде священников-мажоров», «вызывающей роскоши» в Церкви. С другой стороны: «Не думаю, что будет благом для Церкви, если мы позволим кому-то загнать духовенство в социальные маргиналы, если мы позволим убедить себя, что священник должен жить хуже всех, тогда священниками станут гастарбайтеры или сумасшедшие». По словам о. Всеволода, бедный священник – это, в первую очередь, позор для паствы.

На презентации выступили член Межсоборного присутствия и общественного совета при Министерстве юстиции РФ Дмитрий Сладков, публицист Андрей Рогозянский, вице-президент «Медиа-союза» Елена Зелинская, президент Института национальной модели экономики Виталий Найшуль, главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова, координатор ВРНС Сергей Волобуев, сотрудник РАГС Вильям Шмидт и другие.

Вернуться к списку

Последние добавления