В Санкт-Петербург вернулись участники мотопробега «Свеча памяти». В этом году маршрут проходил по территории Финляндии, Германии, Чехии и Австрии.
На протяжении лета мотоциклисты каждый месяц совершают поездки по местам захоронения советских солдат. Идея акции принадлежит настоятелю Успенского храма в селе Лезье-Сологубовка протоиерею Вячеславу Харинову.
«Мы совершаем мотопробеги не только в Ленинградской области, но и за рубежом. Своей акцией мы хотим привлечь внимание к солдатским захоронениям на территории Европы. Если русские, выезжающие за рубеж, будут посещать могилы наших солдат, а по сути наших отцов и дедов – то это будет нравственная победа над собственным беспамятством. Ведь почти в каждом городе есть советский воинский мемориал, и туристы, выезжая в отпуска, даже не задумываются о том, чтобы его посетить и отдать дань памяти нашим солдатам, хотя семьи каждого из них коснулась война. Так умирает память о подвигах, так умирает память о войне и так умирает гордость за нашу победу», - рассказывает отец Вячеслав.
В этом году мотопробег длился почти три недели. Колонна прошла более шести тысяч километров и посетила множество солдатских захоронений. На каждом мемориале звучала поминальная молитва, и возлагался венок, стилизованный под цвета российского флага, и логотип мотопробега с его главным лозунгом «Своих не бросаем».
«За эту экспедицию мы собрали много новой информации. Нам открылись новые человеческие судьбы. Но нам нужна не просто сухая статистика, для нас важно понять такие мелочи, как взаимоотношения пленников и охранников, например. Изучить феномен несломленного духа. Важно понять, как сохраняется человечность, когда из тебя выбивают все человеческое. Один из рейдов в рамках этого мотопробега, мы совершили ради солдата, учителя из Москвы - Александра Непомнящего. Он был военнопленным и в апреле 45 года увидел, как немцы собираются взрывать переправу. Он сказал им, что война проиграна и через пару недель здесь будут наши. Его тут же расстреляли и похоронили в таком месте, что если бы не проводник - мы бы никогда не нашли могилу. Проводником был немецкий учитель, который рос с отцом-нацистом. И его отец оставался нацистом до конца своих дней. А этот человек занялся поиском сведений о военнопленных из разных стран. Так переплелись судьбы русского солдата, который нашел в себе мужество сказать врагу в лицо все, что думает, и судьбы немцев, которые все эти годы ухаживали за его могилой», -говорит отец Вячеслав.
Кульминацией мотопробега стало посещение бывшего лагеря смерти Маутхаузен в Австрии. За время войны в лагере было убито больше тридцати тысяч советских военнопленных. Там же произошла печально известная «Мюльфиртельская охота на зайцев». В феврале 1945 года советские военнопленные, содержавшиеся в бараке №20 (блок смерти), решили совершить побег и попытаться прорваться навстречу Красной армии. Более четырехсот изможденных от голода и работ на каменоломнях солдат и офицеров перебили охрану блока и бежали в горы. Побег был хорошо организован. В тот момент, когда одна часть заключённых забросала две охранные вышки различными предметами (барачными огнетушителями, камнями и палками), вторая группа с помощью намоченных одеял и частей одежды закоротила электрическую проволоку, что было решающим фактором для успешного побега.
На беглецов объявили охоту, в которой участвовали жандармы, солдаты вермахта, местные жители и даже члены «Гитлерюгенда». Изможденных пленных затравливали собаками и насмерть забивали палками. Из почти пятисот беглецов выжило всего лишь 11 офицеров, которых на свой страх и риск укрыли крестьяне. В память о них, в деревне Рид-ин-дер-Ридмаркт, где казнили большую часть пойманных, установлен мемориальный памятник с длинной чередой зачеркнутых палочек.
История «Мюльфиртельской охоты на зайцев» в обязательном порядке изучают в школах Австрии. В России же о ней мало кто знает. Вскоре после побега в стенах «Маутхаузена» был зверски замучен генерал Дмитрий Михайлович Карбышев.
«Генерал Карбышев боролся один против всей фашистской системы угнетения человека. На предложения о сотрудничестве он отвечал: «Я военнопленный, а не предатель». И в феврале 1945 года, почти в самом конце войны, после долгих пыток он был казнен. Шестидесятипятилетнего генерала, ветерана русско-японской, Первой мировой, гражданской, финской и Великой Отечественной войн, фашистские изуверы вывели на плац, раздели и обливали холодной водой, пока он не превратился в ледяную глыбу. Он принял мученическую смерть и стал символом героизма и верности для многих поколений», - рассказал отец Вячеслав.
В ходе поездки участники мотопробега столкнулись с тем, что после реставрации мемориалов имена и фамилии солдат часто переписываются с ошибками. Так фамилия старшего сержанта Александра Багдасаровича Багирова, похороненного в Праге на Ольшанском кладбище, после реставрации была изменена на «Бочаров».
«За каждым обелиском, за каждой фамилией находятся судьбы наших соотечественников. Это понимаешь только побывав на местах захоронений. Мне кажется, что отношение к мемориалам может гораздо больше сказать о той же Австрии, чем обзорная экскурсия по городу. Впечатлений и переживаний от увиденного очень много, даже слишком много, ведь это моя первая поездка в Европу. На следующий год планирую снова участвовать в мотопробеге вместе с супругой», - рассказал один из участников мотопробега, Руслан Белозеров.
Организаторы поездки отмечают, что несмотря на спартанские условия, участники экспедиции продемонстрировали собранность и мобильность. «Самое главное, что команда работает слаженно, и не было никаких разбродов и шатаний. Подобный мотопробег тяжел для его участников с эмоциональной стороны. Люди пропускают полученную информацию через себя, а порой она чудовищна», - подытожил отец Вячеслав.
На данный момент за рубежом находится более восьми тысяч советских воинских кладбищ времен Второй мировой войны. За большинством из них ухаживают. Например, в Германии затраты на содержание мемориалов взяла на себя немецкая сторона. Но захоронения, многие из которых находятся в крупных туристических центрах, редко посещаются нашими соотечественниками. Сейчас складывается такая ситуация, что немецкие и австрийские школьники знают о судьбе русских солдат гораздо больше, чем наши. А значит, и понимание собственной истории у них гораздо острее.
Именно поэтому мотопробег «Свеча памяти», не привязанный к каким-либо датам и не зависимый от политики и идеологии имеет огромное социальное значение в современном российском обществе. Участники мотопробега, по сути дела, заставляют людей задумываться о том, о чем задумываться не хочется очень многим.
Когда в Праге мы искали вход на Ольшанское кладбище, то случайно встретили девушку-мотоциклистку из Подмосковья, которая и показала нам дорогу. Она пошла с нами к мемориалу на поминальную молитву. Когда мы прощались, она сказала, что удивлена встретить русских, приехавших в Прагу специально, чтобы посетить захоронения.
Еще один случай. В туристическом центре Праги, на Вышгороде, мы набрели на могилу советского солдата Белякова. Это был 18-летний танкист, раненный при освобождении Праги. Умирая, он попросил похоронить его на Лоретанской площади, чтобы вечно слушать бой часов Лоретанского монастыря. Но российские экскурсоводы словно не замечают выцветший обелиск в центре города.
Девиз акции - «Своих не бросаем» - гораздо искреннее и понятнее любой политической доктрины или так называемой национальной идеи, поиском которой занимаются последние двести лет политики разного уровня в нашей стране. Хочется верить, что подобное движение рано или поздно перерастет в «социальный туризм», как это называет отец Вячеслав Харинов, который уже третий год организовывает подобные экспедиции.