В этом проекте патриарх Никон задумал воссоздать на российской земле Храм гроба Господня. Проект реставрации Ново-Иерусалимского монастыря был инициирован в 2008 году патриархом Алексием II и президентом Дмитрием Медведевым. 1,5 тысячи специалистов за 8 лет должны восстановить 28 объектов. Масштаб поражает воображение, как и сумма выделенных средств. Только в этом году из бюджета поступило больше 2,5 миллиардов рублей. Сейчас работы уже подошли к экватору и основные силы брошены на реставрацию главного собора.
- Пока еще сложно представить, каким будет Воскресенский собор после завершения реставрации. Пока все в лесах. Однако уже известно, что реставраторы постараются максимально восстановить исторический облик монастыря, каким он был при Патриархе Никоне. Например, вот эта колонна подлинная, 17 века.
17 век здесь собирают по маленьким крупицам. Археологи его ищут под толстым слоем новой штукатурки, архивариусы – в исторических документах.
Отец Феофилакт, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря:
- Cтены как в рентгеновском кабинете просвечивали специальными приборами, или брали части кирпича и увозили в лабораторию или делали отверстия и вводили камеры: посмотреть, что внутри – стены 1,5 метра
В результате научных исследований был сделан ряд важных открытий.
Иван Орынчук, директор проекта:
- В Воскресенском соборе была найдена потайная комната, которая была замурована в 18-19 веках. Сейчас она воссоздана в первозданном виде.
Отец Феофилакт, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря:
- Было сделано несколько открытий и в частности эта ниша, когда реставраторы дошли и стали засверливать отверстия, оказалось, что за толщей штукатурки открылась пустота.
Каждая культурная эпоха привносила в облик храма что-то свое. И вот впервые здесь не добавляют новое, а ищут старое, созданное еще при Никоне. Однако без фанатизма. Ведь и 18, и 19 век - это тоже история.
Отец Феофилакт, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря:
- Мы видим, что здесь сохранились разные эпохи. 17, 18 век, мы видим белокаменную кладку времен Никона, вот это его следы. А выше мы видим изразцовый портал времен Никона и рядом уже лепнину 18 века, которая дошла до нас мастеров Растрелли и Бланка…
Мы стараемся гармонично сочетать разные стили – поясняет отец Феофилакт. На стройке он не гость, а полноправный участник. Как профессиональный реставратор, священник рассказывает о тонкостях того или иного процесса и только когда речь заходит о золоте – передает слово специалистам.
Екатерина Юревич, реставратор:
- Cейчас мы завершаем золочение подзора. Мы это делаем сусальным золотом, мы отрезаем кусочек, берем на лапку и наносим на подготовленную поверхность, которая у нас уже заморданена
Работы над куполом практически завершены, как и реставрация Голгофы. Мы стали первыми представителями СМИ, кому разрешили сюда подняться.
Отец Феофилакт, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря :
- Теперь мы находимся на Голгофе, на лобном месте у креста Господня, который сделал сам Никон своими руками из кипариса
После революции крест оказался на помойке. 20 век стал для монастыря временем испытаний. То, что не разрушили революционеры, разгромили фашисты. Например, вот эта колокольня была взорвана немецким снарядом, сейчас ее восстановили с нуля.
Наталья Абакумова, директор музея «Новый Иерусалим»:
- Здесь мы видим фотографию Воскресенского собора до разрушения 1941 года, во время оккупации почти все памятники были разрушены
На протяжение 90 лет наследие Нового Иерусалима хранил одноименный музей. Он размещался прямо на территории монастыря. И в конце прошлого века, когда сюда стали возвращаться монахи, встал вопрос о переселении коллекции. Сначала ее даже хотели расформировать, но потом наоборот - решили расширить и выделить новое здание.
Наталья Абакумова, директор музея «Новый Иерусалим»:
- Здесь вы видите макет нашего здания. Проект очень непростой, так как мы находимся рядом, то главная задача архитекторов была вписать это здание в ландшафт.
Перебрав 20 вариантов, остановились на «зеленой архитектуре». Трава будет расти прямо на крыше. Общая площадь нового здания – почти 30 тысяч квадратных метров, что в три раза больше, чем было у музея прежде. Так что музейщики на монастырь не в обиде. Теперь их разделяет река, но по-прежнему объединяет дружба. Переход через Иордан, так здесь называют Истру, дался нелегко, но подарил надежду на новую жизнь.
Людмила Денисова, заведующая художественным отделом музея «Новый Иерусалим» :
-Лучшие условия хранения экспонатов, много не могли выставить, в частности современную живопись
Музей планируется открыть летом будущего года. Обновленный монастырь – в 2016-м. Однако уже в октябре снимут леса с колокольни, а также во всей красе перед прихожанами и туристами предстанет центральный купол главного собора.
Источник: "ИТАР-ТАСС"