Церковь сегодня

Поместные православные церкви

Православные христиане убеждены в единстве Православной Церкви. Эту убежденность выражают слова Символа веры, где Церковь названа "единой".

Вместе с тем есть все основания говорить о православных церквях во множественном числе. Причина такой смысловой странности не просто в многозначности слова "церковь" (как известно, церковью называют и христианский храм). Главное здесь - особое восприятие понятия "церковь" православными христианами. С первых лет христианства даже малочисленная община верующих называла себя церковью - "собранием (призванных)". Собираясь для совершения богослужений и таинств, община ощущала соучастие в ее жизни всей полноты Вселенской Церкви - людей, принявших в свое сердце Бога через Его Сына, где бы и когда бы они ни жили и к каким бы народам ни принадлежали, и даже духовных существ (ангелов и архангелов).

В составе поместных церквей, которые сами избирают своих предстоятелей и потому называются автокефальными (от греч. "авто" - "сам" и "кефали" - "голова"), существуют автономные церкви, пользующиеся широким самоуправлением. Единая Вселенская Православная Церковь не может возглавляться одним человеком - ее главой православные христиане признают только Христа. Важнейшие вопросы церковной жизни должны решаться на Вселенских соборах - собраниях представителей всех поместных церквей (последний собор, который Православная Церковь признала Вселенским, проходил в Никее в 783- 787 гг.). Вопросы, жизненно важные для поместных церквей, решаются на поместных соборах - собраниях представителей епархий.

Современная Православная Церковь включает 15 поместных церквей и три автономных. Сведения о них приводятся по состоянию на 1994 г.

Константинопольская Православная Церковь,
или Константинопольский патриархат

Храмы ГрецииПосле того как Константин Великий перенес столицу Римской империи в малоазийский город Византии и назвал его своим именем - Константинополь (330 г.), роль епископа Константинопольского начала быстро возрастать. II Вселенский собор 381 г. признал за ним второе место среди христианских епископов после Римского; в начале V в. он стал именоваться патриархом, а в VI в. - Вселенским патриархом. Сейчас полный его титул - Архиепископ Константинополя, Нового Рима, Вселенский Патриарх. Его резиденция находится в Стамбуле.

Многие современные православные церкви стали поместными, выделившись из Константинопольского патриархата. В 1994 г. он включал в себя четыре митрополии в Турции; епархии на острове Крит, ряде островов Эгейского моря, в Северной Греции, в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии; Святую гору Афон (полуостров Айон-Орос в Греции) с ее монастырями.

Кроме того, в Константинопольский патриархат входит автономная Финляндская православная церковь. Ее возглавляет архиепископ Карельский, а вся православная Финляндия поделена на три епархии.

Богослужения в большинстве епархий Константинопольского патриархата совершаются по григорианскому календарю (по "новому стилю"). Монастыри Афона и некоторые приходы Парижской русской архиепископии пользуются юлианским календарем ("старым стилем"). Однако богослужения пасхального цикла - праздника Пасхи (Воскресения Христова), предпасхального и послепасхального периодов - все православные церкви совершают в одни и те же дни (исключение составляет Финляндская церковь, празднующая Пасху одновременно с христианами Запада).
В храмах Константинопольского патриархата богослужения ведутся на византийском греческом языке, а в эмигрантских епархиях (русских, украинских, карпаторосских и др.) - на церковнославянском и национальных языках, в том числе основных западных. В Финляндской церкви служат на финском и карельском языках.

Александрийская Православная Церковь,
или Александрийский патриархат

Предстоятель носит титул Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки. Епископская кафедра в Александрии (Египет) существовала со II в. Предстоятель Александрийской церкви в V в. стал именоваться патриархом. Патриархат объединяет девять митрополий в разных странах Африки (в том числе четыре митрополии и одну архиепископию в Египте). Богослужения совершаются по григорианскому календарю на византийском греческом, арабском и национальных языках африканских народов (суахили и др.). В приходах ЮАР служат также на английском языке и африкаанс.

Александрийская церковь имеет подворья - территории с храмами и жилыми помещениями - в Афинах и Одессе.

Антиохская Православная Церковь,
или Антиохийский патриархат

Основана трудами святых апостолов Петра и Павла в I в. Именно в Антиохии, которая в древности являлась столицей Сирии, последователи Христа стали именоваться христианами; в древней Церкви она была наряду с Александрией крупнейшим центром богословия. Сейчас этот город носит название Антакья и находится на юго-востоке современной Турции. Как и другие патриархаты, Антиохийский получил этот статус в V в. Возглавляет Антиохийскую церковь Патриарх Великой Антиохии и всего Востока. Его резиденция находится в Дамаске. Патриархат включает более 20 епархий (в том числе 11 митрополий) в Сирии, Ливане, Ираке, Турции, Северной и Южной Америке, Западной Европе. Подворье Антиохийской церкви было открыто в Москве. Церковь придерживается григорианского календаря, основным богослужебным языком является арабский; в епархиях США и Западной Европы служат на национальных языках. В храмах Антиохийского подворья в Москве богослужения совершаются по юлианскому календарю на церковнославянском языке.

Иерусалимская Православная Церковь,
или Иерусалимский патриархат

Базилика Рождества ХристоваЭто древнейшая из церквей, а Иерусалим - священный город для последователей всех христианских конфессий. Здесь находятся главные христианские святыни: Голгофа - место крестной смерти Христа, Гроб Господень (место Его погребения) с храмом Воскресения. Возглавляет Иерусалимскую церковь Патриарх Святого Града Иерусалима.

По традиции, патриарх и большинство высших иерархов - греки, тогда как большая часть священников и мирян - арабы. Патриархат объединяет шесть архиепископий. Приходы Иерусалимской церкви есть в Израиле, Иордании, а также в Афинах, Стамбуле и Никосии (Кипр). Используется юлианский календарь, богослужебными языками являются византийский греческий и арабский.

Русская Православная Церковь

Период независимости Русской церкви от Константинопольского патриархата фактически начался с 15 декабря 1448 г., когда русские епископы самостоятельно избрали своим предстоятелем митрополита Иону. 26 января 1589 г. во время приезда в Москву Константинопольского патриарха Иеремии в Успенском соборе Кремля митрополит Московский Иов был возведен в патриарший сан. Резиденция Патриарха Московского и всея Руси находится в Москве. Под управлением Московской Патриархии помимо российских епархий состоят епископии в странах СНГ, ряд епархий в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке. В состав Русской православной церкви входят также получившая в 1990 г. право самоуправления Украинская православная церковь и автономная Японская православная церковь (берет начало от учрежденной в 1870 г. Российской духовной миссии и образованной в 1880 г. епархии). В 1994 г. Русская православная церковь с автономными церквями насчитывала 19 митрополий, 37 архиепископий и 75 епископии.

Русская православная церковь совершает богослужения по юлианскому календарю. Основной богослужебный язык - церковнославянский. В ряде случаев используются языки народов, обращенных российскими миссионерами (в том числе японский); на национальных языках служат также в Молдове и странах Балтии. В приходах Западной Европы службы совершаются на основных европейских языках.

Грузинская Православная Церковь

Грузинский храмУже в IV в. грузинский царь Мириан объявил христианство государственной религией. По преданию, объединивший Грузию царь Вахтанг I Горгасал в 487 г. провозгласил автокефалию Грузинской церкви. Ее возглавил католикос, резиденция которого находилась в Мцхете - древней столице. Впоследствии в Грузии бывало и по нескольку католикосов, но первенствующим всегда считался Мцхетский. Сейчас предстоятель Грузинской церкви носит титул Католикоса-Патриарха всей Грузии, Архиепископа Мцхетского и Тбилисского. Резиденция находится в городе Тбилиси. Грузинская церковь включает 15 епархий. Богослужения совершаются по юлианскому календарю преимущественно на старогрузинском языке. В некоторых приходах служат на церковнославянском, греческом и других языках (прежде всего языках народов Грузии).

Сколько в мире православных

Оценка численности верующих является достаточно сложной проблемой. Здесь собраны некоторые данные и оценки.

Cтраны, географически и культурно ориентированные на Православие

Албания - 165 000
Белоруссия - 6 000 000
Болгария - 6 000 000
Греция - 9 000 000
Грузия - 2 000 000
Египет - 18 000
Иерусалим и Иордания - 15 000
Кипр - 550 000
Ливан - 370 000
Македония - 1 000 000
Молдавия - 3 000 000
Польша - 1 000 000
Россия - 50 000 000 - 80 000 000
Румыния - 19 800 000
Сербия - 8 000 000
Сирия - 300 000
Словакия - 80 000
Турция - 5 000
Украина - 20 000 000
Финляндия - 58 000
Чехия - 10 000
Эстония - 75 000

"Диаспора"

Австралия - 1 000 000
Аргентина - 140 000
Бенилюкс - 67 000
Бразилия - 180 000
Великобритания - 450 000
Германия - 660 000
Италия - 32 000
Канада - 680 000
Мексика - 75 000
CША - 5 000 000
Франция - 150 000
Чили - 70 000
Швейцария - 23 000
Швеция - 94 000

Миссии

Кения - 400 000
ЮАР - 38 000
Греческий храм

Всего в мире-217.948.000
Африка -29.645.000
Австралия и Океания -666.000
Азия -14.881.000
Европа -165.795.000
Латинская Америка -481.000
Северная Америка -6.480.000

Данные о численности православных имеются в справочнике "Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник" (русск.издание 1999). Первое издание справочника - 1995 год, для русского издания фактические сведения были обновлены автором по состоянию на 1999 год. Автор - католический священник Рональд Роберсон, член Папского совета по содействию Христианскому единству.

Поместные Православные Церкви

Албанская Православная Церковь - 160 000
Александрийский Патриархат - 250 000
Антиохийский Патриархат - 750 000
Болгарская Православная Церковь - 8 000 000
Греческая (Элладская) Православная Церковь - 9 025 000
Грузинская Православная Церковь - 3 500 000
Иерусалимский Патриархат - 130 000
Кипрская Православная Церковь - 442 000
Константинопольский Патриархат - 3 500 000
Польская Православная Церковь - 570 000
Православная Церковь в Америке - 1 000 000
Православная Церковь в Чешской и Словацкой республиках - 55 000
Румынская Православная Церковь - 19 800 000
Русская Православная Церковь - 80 000 000
Сербская Православная Церковь - 8 000 000

Автономные Церкви и Епархии (на начало 1990-х гг.)

Православная церковь горы Синай - 900 чел.
Албанская Православная Епархия Америки - 5 100
Американская Карпаторосская Православная греко-католическая епархия-50 000
Русская православная архиепископия в Западной Европе -100 000
Украинская Православная Церковь Канады - 120 000
Финская Православная Церковь - 57 000
Японская Православная Церковь - 30 000

Неопределенного канонического статуса

Македонская Православная Церковь - 1 200 000
Русская Православная Церковь За границей - 150 000

Русская православная церковь сегодня

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий IIРусская Православная Церковь - крупнейшее религиозное объединение в России. В настоящее время она насчитывает 123 епархии в различных регионах России, в ближнем и дальнем Зарубежье.

С 1990 года Предстоятелем Русской Церкви является СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II - пятнадцатый Патриарх в ее истории, который осуществляет управление вместе со Священным Синодом.

Сегодня в Русской Православной Церкви 128 епархий (для сравнения - в 1989 году было 67), более 19000 приходов (в 1988 году - 6893), около 480 монастырей (в 1980 г. - 18). Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов.

Сетью учебных православных заведений руководит Учебный комитет. В настоящее время действуют 5 духовных академий (в 1991 г. - 2), 26 духовных семинарий (в 1988 г. - 3), 29 духовных училищ, которых до 90-х годов не было совсем. Открыты 2 Православных университета и Богословский институт, 1 женское духовное училище, 28 иконописных школ. Общее количество учащихся духовных школ - около 6000 человек. Образованы учебные заведения, призванные распространять религиозное образование среди мирян. Координирует эту важную работу Отдел по религиозному образованию и катехизации.

Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенной формой катехизации.

В области благотворительности работа осуществляется на общецерковном уровне через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

Следует отметить ряд успешно функционирующих медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно.

При центре психического здоровья Академии медицинских наук России создана психиатрическая служба, которая оказывает бесплатную помощь лицам, направленным на лечение приходами Московской епархии.

Это только некоторые из примеров конкретной деятельности вышеназванного Отдела.

В декабре 1990 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было решено создать церковную молодежную организацию. Вследствие этого решения на Первом съезде Православной молодежи было образовано Всецерковное православное молодежное движение, как официальная молодежная организация, учрежденная Русской Православной Церковью. Главными целями, которые ставились тогда перед Движением, было привлечение детей и подростков, юношей и девушек, ищущих свой путь к храму, в лоно Русской Православной Церкви, а также объединение групп молодых православных христиан для участия в программах социального служения, восстановления монастырей и храмов, проведения молодежных паломничеств, установления контактов со сверстниками-христианами из других стран.

Внешние контакты Русской Православной Церкви направляются Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата, в задачу которого входят: осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье; принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений; осуществление связей Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными Церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации.

C 1989 г. Отдел внешних церковных сношений возглавляет Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

После обретения нашей Церковью подлинной свободы возрождается миссионерское служение Русской Православной Церкви. Верная заветам Древней Церкви и продолжающая дело апостольского служения, Русская Церковь свидетельствовала о Христе даже до "края земли" - Деян. 1,8, распространяя Благую весть о Слове жизни. Миссионерские свершения нашей Церкви, размах ее просветительского подвига и активности, от Польши и Балтики на западе до Аляски и Калифорнии на востоке, от Мурманска и Камчатки на Севере до Причерноморья, Кавказа, Средней Азии и Китая на юге, потребовали величайшего и постоянного напряжения всех духовных, материальных и людских сил. Имена русских миссионеров заслуженно входят в число величайших миссионеров христианского мира. Для примера назовем Святителя Стефана Пермского, преподобного Трифона Печенежского, монахов Валаама и Соловецкого монастырей, преподобного Германа Аляскинского, а также равноапостольного Николая, архиепископа Японского, св. митрополита Иннокентия, апостола Америки, архимандрита Макария Глухарева, апостола Алтайского края.

Во второй половине 19 века было создано Православное миссионерское общество, много содействовавшее миссионерской деятельности Русской Церкви. Эта миссионерская и просветительская деятельность Церкви была прервана революцией 1917-1918 годов, когда все мы, по слову пророка, "от руки Господней приняли вдвое за все грехи свои" (Ис.40,2).

Теперь, когда время репрессий и запретов отошло в прошлое и Церковь вновь получила возможность свободного свидетельства о Христе, необходимость возрождения миссии в современном мире стала важнейшей и неотложной нашей задачей и одновременно острой потребностью общества.

В последние годы происходит тесное взаимодействие Русской Православной Церкви и Вооруженных сил РФ. С этой целью решением Святейшего Патриарха и Священного Синода был образован синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

Последние добавления