Вопрос-ответ

Дата: 
27.03.2007 20:01:40

Является ли Дух Святой личностью? Что ответить свидетелям Иеговы по этому поводу?

Спрашивает: Иван

Отвечает:

Уважаемый Иван!

Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и "Сын Божий, то есть: как истинный Бог".

О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует апостол Петр, когда обличает Ананию: для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому...? ... Ты солгал не человекам, а Богу" (Деян. 5, 3, 4).

Апостол Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения "храм Божий" (1 Кор. 3, 16) и "храм... Святого Духа" (1 Кор. 6, 19) как взаимозаменяемые.

Святой Дух обладает Божественными свойствами. Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например о всеведении "Дух все проницает, и глубины Божий" (1 Кор.2. 10), о соучастии в деле творения мира (Быт. 1, 2).

Богодухновенность Священного Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом: "Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?".

В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.

Апостол Павел говорит о Святом Духе: "Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12, 11).

Очевидно, что действовать "как Ему угодно" может только свободное и разумное существо, то есть личность.

Личным или ипостасным свойством Духа Святого является Его исхождение от Отца (Ин. 15, 26).

Святой Дух есть "везде сый и вся исполняли"', но особым местом Его присутствия и действия является Церковь. Святой Дух пребывает в Церкви и животворит ее со дня Пятидесятницы, когда "Он сошел на Апостолов в виде огненных языков". С этого времени Святой Дух сообщается в Церкви всем истинным христианам. Прп. Серафим Саровский определяет цель христианской жизни как стяжание Святого Духа. По словам апостола Павла, человек может исполниться Святого Духа в такой степени, что не только душа его, но даже и тело может сделаться храмом Духа Святого (1 Кор. 6, 19). Святой Дух продолжает спасительное дело Господа Иисуса Христа. Действием Духа Святого мы усыновляемся Богу Отцу (Еф. 2, 18), становимся сынами Божиими (Рим. 8, 14). Усыновленные Богу творят волю Отца не по страху, а в силу сыновней любви. Кроме того, совместно с Господом Иисусом Христом Святой Дух освобождает человека и от рабства греху, делает нас свободными, так как Святой Дух есть Дух свободы (2 Кор. 3, 17). Сделаться причастным Святому Духу можно через молитву и участие в церковных таинствах.

Плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы: "... любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22).

От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви. В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара. Ап. Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. (1 Кор. 12, 1—10). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви. Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения.


Ответ на этот вопрос прочитали 536 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Последние добавления

Все новости...
Все новости...
Все новости... Все новости...