Вопрос-ответ

Дата: 
14.06.2007 11:54:40

Здравствуйте, я уже задавала этот свой вопрос, но ответа не было. Однажды я посоветовала своему другу (он автолюбитель)читать молитву водителя, которая есть в молитвослове. У него возник вопрос: как появилась эта молитва, кто ее автор. Есть еще молитва для путешествующих воздушным транспортом. Ведь во времена Иисуса Христа не было ни водителей, ни самолетов. Хотелось бы узнать об этих молитвах.

Спрашивает: Ирина

Отвечает:

Уважаемая Ирина!

Начнем с небольшой истории появления церковных песнопений. Еще в 4 веке были святые отцы, которые обогатили и украсили наше богослужение. Необходимо особо отметить следующих церковных песнописцев:

Св. Василий Великий (+ 379 г). и св. Иоанн Златоуст (+ 407 г) на Востоке, и св. Амвросий Медиоланский (339 - 397 гг) на западе. Они составили каждый для своей Церкви чин Божественной литургии. Св. Василий Великий, кроме того, определил и дополнил молитвами, им составленными, дневныя службы и вечерню в день Пятидесятницы, а св. Иоанн Златоуст ввел во всенощныя бдения литии. Св. Амвросий ввел антифонное пение на Западе, по примеру, как оно употреблялось на востоке.

Преп. Иоанном Дамаскином много взято из его слов в Пасхальный канон и стихиры.

Преподобный Ефрем Сирин (323-378 гг), ему приписывается довольно много гимнов на праздник Рождества Христова, в честь Пресвятой Богородицы, в честь Церкви Христовой и на другие случаи.

Св. Кирилл Александрийский (+ 444 г.), некоторые приписывают ему составление песни "Богородице Дево, радуйся.."., а также им составлен и введен чин Царских часов в великий пяток.

Преп. Роман Сладкопевец (конец II-го века) составил, как некоторые считают, более 1000 кондаков и икосов.

Св. Андрей, архиепископ Критский (+ 713 г). составил великий Покаянный канон, поемый и читаемый на первой и на пятой седмицах Великого Поста. Также им написано много других канонов, трипеснцев и других песнопений. Происходил он из обители преп. Саввы Освященного.

Преп. Иоанн Дамаскин (675-749-50 гг.), очень плодовитый и знаменитый песнописец. Он составил пасхальный и рождественский каноны, много других канонов и песнопений Октоиха, надгробные песнопения, утренние антифоны, месяцеслов, пересмотрел устав св. Софрония и вновь перередактировал его.

Св. Иоанн, епископ Евхаитский (+1100 г). составил многие каноны, в числе коих известный канон Иисусу Сладчайшему и Ангелу Хранителю, и дополнил Минеи.

Все эти церковные песнопения и молитвословия были написаны первоначально на языке греческом, который имел повсеместное и общее употребление на тогдашнем христианском Востоке в Византийской империи.

Начало переводу всех этих песнопений и молитвословий с греческого языка на славянский, каковой перевод у нас до сего времени употребляется в наших русских Церквах, положено просветителями славян свв. равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. После принятия Русью христианства в 988 г. и появления на Руси своих святых угодников Божиих, им начали составляться уже на церковно-славянском языке свои хвалебные песнопения и молитвословия, которые еще более обогатили богослужение, принятое нами от греков. Составлялись на Руси и целые богослужебные чинопоследования в память чисто русских национальных празднеств, чудотворных икон, явившихся в разное время на русской земле и т. д.

В настоящее же время составлением подобного характера молитвословий, о которых Вы говорите, занимается особая комиссия при Священном Синоде Русской Православной Церкви.


Ответ на этот вопрос прочитали 417 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Последние добавления

Все новости...
Все новости...
Все новости... Все новости...