Вопросы принимаются в новом разделе сайта →
Вопросы принимаются в новом разделе сайта →
Спрашивает: Ирина
Отвечает:
Уважаемая Ирина!
Начнем с небольшой истории появления церковных песнопений. Еще в 4 веке были святые отцы, которые обогатили и украсили наше богослужение. Необходимо особо отметить следующих церковных песнописцев:
Св. Василий Великий (+ 379 г). и св. Иоанн Златоуст (+ 407 г) на Востоке, и св. Амвросий Медиоланский (339 - 397 гг) на западе. Они составили каждый для своей Церкви чин Божественной литургии. Св. Василий Великий, кроме того, определил и дополнил молитвами, им составленными, дневныя службы и вечерню в день Пятидесятницы, а св. Иоанн Златоуст ввел во всенощныя бдения литии. Св. Амвросий ввел антифонное пение на Западе, по примеру, как оно употреблялось на востоке.
Преп. Иоанном Дамаскином много взято из его слов в Пасхальный канон и стихиры.
Преподобный Ефрем Сирин (323-378 гг), ему приписывается довольно много гимнов на праздник Рождества Христова, в честь Пресвятой Богородицы, в честь Церкви Христовой и на другие случаи.
Св. Кирилл Александрийский (+ 444 г.), некоторые приписывают ему составление песни "Богородице Дево, радуйся.."., а также им составлен и введен чин Царских часов в великий пяток.
Преп. Роман Сладкопевец (конец II-го века) составил, как некоторые считают, более 1000 кондаков и икосов.
Св. Андрей, архиепископ Критский (+ 713 г). составил великий Покаянный канон, поемый и читаемый на первой и на пятой седмицах Великого Поста. Также им написано много других канонов, трипеснцев и других песнопений. Происходил он из обители преп. Саввы Освященного.
Преп. Иоанн Дамаскин (675-749-50 гг.), очень плодовитый и знаменитый песнописец. Он составил пасхальный и рождественский каноны, много других канонов и песнопений Октоиха, надгробные песнопения, утренние антифоны, месяцеслов, пересмотрел устав св. Софрония и вновь перередактировал его.
Св. Иоанн, епископ Евхаитский (+1100 г). составил многие каноны, в числе коих известный канон Иисусу Сладчайшему и Ангелу Хранителю, и дополнил Минеи.
Все эти церковные песнопения и молитвословия были написаны первоначально на языке греческом, который имел повсеместное и общее употребление на тогдашнем христианском Востоке в Византийской империи.
Начало переводу всех этих песнопений и молитвословий с греческого языка на славянский, каковой перевод у нас до сего времени употребляется в наших русских Церквах, положено просветителями славян свв. равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. После принятия Русью христианства в 988 г. и появления на Руси своих святых угодников Божиих, им начали составляться уже на церковно-славянском языке свои хвалебные песнопения и молитвословия, которые еще более обогатили богослужение, принятое нами от греков. Составлялись на Руси и целые богослужебные чинопоследования в память чисто русских национальных празднеств, чудотворных икон, явившихся в разное время на русской земле и т. д.
В настоящее же время составлением подобного характера молитвословий, о которых Вы говорите, занимается особая комиссия при Священном Синоде Русской Православной Церкви.
Ответ на этот вопрос прочитали 467 посетителей
Вопросы принимаются в новом разделе сайта →