Вопрос духовенству Татарстанской митрополии

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее. 

Дата: 
16.03.2017 12:30:13

Как справиться с равнодушно-окаменелым состоянием в душе?

Спрашивает: Читатель сайта, Набережные Челны

Отвечает: протоиерей Александр Андриевский

Я долго не ходила в церковь и чувствую, что стала какой-то равнодушно-окаменелой в душе. Мне не хочется и на кладбище ехать к родным моим усопшим, лень бывает и помогать своим болящим родным, и молиться тоже. Иногда я пересиливаю себя и делаю все это. В храме знакомая, которая принимает записки, сказала, что это уходит от меня благодать Божия и что нужно чаще посещать богослужения. А как это, батюшка, может уйти благодать? Ведь я стараюсь не грешить, не досаждать людям.


На святоотеческом языке состояние, которое Вы описали, называется «окамененным нечуствием», и, действительно, связывается с оскудением благодати. «При охлаждении и бесчувствии мысль трудно будет удерживать при словах молитвы, но все же возможно. Делать надо наперекор себе... Это преутруждение себя и будет средством преклонить Господа на милость и возвратить благодать. А бросать молитву никак не должно. Святой Макарий говорит: увидит Господь, как искренно желаем блага этого... и пошлет. Молитву же против охлаждения воссылать своим словом пред правилом и после правила... и в продолжение его к Господу взывать, как бы преднося пред лице Его мертвую душу: видишь, Господи, какова она! Но рцы слово и исцелеет. С этим словом и в продолжение дня почасту обращаться к Господу». (Феофан Затворник)

Так что Ваша знакомая права. Вы оставили подвиг Церковной молитвы, перестали ходить на богослужения, и благодать оставила Вас. Но если последуете советам святителя Феофана, то все наладится. И не оправдывайтесь тем, что стараетесь не грешить, если Вы не ходите в храм, значит, не исполняете четвертую заповедь, а не исполнение заповедей – грех.

Нередко бывает и так: человек и в храм ходит, и посты соблюдает, и ближним помогает, а при этом чувствует такую же духовную сухость и холодность, как при оставлении благодати. Этого не должно бояться. «Господь иногда испытывает искренность служения Ему, отъемля духовные утешения, сопровождающие упражнения духовные. И когда увидит, что душа, лишенная сих утешений, служит Ему усердно, возвращает ей утешения те. Старцы говорят, что не надо пристращаться к сим утешениям, или считать их достоянием своих трудов неотъемлемым, а предать их в волю Божию: принимать их, когда подает Господь, и терпеть лишение их, когда отнимает». (Феофан Затворник) Другими словами, делайте то, что должны делать, не ради духовных утешений, а чтобы исполнилась Воля Божия.


Ответ на этот вопрос прочитали 2005 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос

Последние добавления

Все новости...
Все новости...
Все новости... Все новости...