422370, РТ, г.Тетюши, ул.Свердлова, д.2
тел. (84373) 2-09-64

Крепость Тетюши (Тетюшская застава) была построена в 1574-1578 гг. (по другим сведениям - в 1555-1557 гг.) на правом берегу реки Волги. С самого начала здесь находилась приходская церковь. Каменный трехпрестольный храм в честь Пресвятой Троицы был построен в 1777 году на средства местного помещика А.В.Страхова. Правый придел храма был освящен во имя чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, левый - во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1780 году Тетюши стали уездным городом Казанской губернии, и храм получил статус собора. Однако современный Троицкий собор мало напоминает храм XVIII века. Он перестраивался и расширялся несколько раз: в 1828-1832 гг. по проекту архитектора П.Г.Пятницкого на казенные средства, в 1877 году - на средства тетюшских купцов Павла Васильевича Серебрякова и Александра Михайловича Колсанова (приделы были выстроены заново). В 1896 году на средства самого собора была построена новая колокольня, к сожалению, не сохранившаяся. В результате довольно крупный храм XVIII века приобрел формы и декор, характерные для конца XIX века - в духе эклектики национально-романтического направления.

Закрытый в 1930-е гг. собор в 1989 году был возвращен верующим. В 1889-1990 гг. была проведена реконструкция, выстроена новая апсида и отдельно стоящая колокольня. Собор заново освящен архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием 30 сентября 1990 года.

Главной святыней собора была древняя икона Святителя и Чудотворца Николая, которую местные жители, особенно чуваши и мордва, почитали как чудотворную. Она попала в монастырь из Никольского монастыря, основанного в середине XVI века недалеко от места, где позже возник город. Этот монастырь был уничтожен войском лжецаревича “Петра Федоровича” в 1606 году. Памятник архитектуры, отражающий наслоения стилей от барокко до псевдорусского направления эклектики.

Храм имеет традиционную симметрично-осевую композицию. Основной объем - высокий двусветный четверик, увенчанный луковычными главками с ажурными металлическими крестами. Центральная главка на высоком деревянном восьмигранном барабане. Главки по углам четверика меньше центральной и поднята на тонкие глухие восьмигранные каменные барабаны. С южной и северной сторон к храму примыкают два придела с окнами арочной формы. Верхняя часть фасадов завершается трехчастным аттиком с полуциркульным завершением. Фриз украшен карнизом, имитирующим щипец, опирающийся на импост спаренных боковых пилястр.

Последние добавления