Церковь Вознесения Господня (надвратная) построена в конце XVII — начале XVIII века на месте прежней деревянной Борисоглебской церкви, возведенной над Святыми вратами монастырской ограды. На рубеже XVII—XVIII вв. ее разобрали и заменили на каменную во имя Вознесения Христова. На втором этаже была устроена церковь Преображения Господня.
В архитектурной пластике храма использованы элементы барочного стиля. Купол был покрыт разноцветной черепицей. В 1880-х гг. церковь ремонтировалась, перекрывалась кровля у церкви и над вратами. Обветшавшее крыльцо с южной стороны было устроено заново. В 1910 году был произведен внутренний ремонт храма.
В 1930-х годах церковь разрушили. От нее сохранился только нижний ярус с вратами и фрагментами наружной настенной живописи.
Р.Р. Раимова — руководитель авторского коллектива проекта реставрации, главный архитектор ЗАО «Татарское специальное научно-реставрационное управление».
Многочисленные сохранившиеся исторические фотографии и архивные чертежи позволили достоверно восстановить ее облик в первозданном виде. С 2010 года на средства благотворителей начались работы по реставрации монастырской ограды и первого яруса храма (инвестор — ОАО «ХК «Ак Барс»), а с 2012 года — по воссозданию церкви (инвестор — Управление государственной вневедомственной экспертизы РТ по строительству и архитектуре) на основе разработанного ЗАО «ТСНРУ» проекта научной реставрации.
К моменту начала реставрации сохранился первый ярус церкви, который представлял собой два параллельных проезда, перекрытых цилиндрическими сводами, и помещения привратника с одноэтажной пристройкой со стороны двора. Первоначально однопрестольный, одноглавый храм по второму ярусу имел открытую паперть и по верхнему боевому ходу монастырской стены соединялся с архимандритским корпусом.
Поднялся вопрос о реставрации церкви и восстановлении утраченных трех верхних ярусов храма. Благодаря большому количеству исторических фотографий начала XX века была выполнена графическая реконструкция церкви. Принимая во внимание значимость объекта с точки зрения действующего Успенского мужского монастыря (главные ворота в Святую обитель), градостроительной доминанты всего острова Свияжск и неотъемлемого сооружения монастырского ансамбля, было принято решение о полном восстановлении церкви на первоначальный период. На фото начала XX века видно, что часть проемов открытой паперти закрыты арочными окнами, часть заложена и над ними возведены два яруса кирпичных стен. Эти перестройки сильно исказили облик здания, сделав его ассиметричным и тяжелым. Историко-архивные данные подтверждают, что эти перестройки являются поздними.
В книге А.П. Яблокова «Город Свияжск Казанской губернии и его святыни» (Казань, 1907) говорится следующее: «Из монастырской описи 1763 г. известно, что над Вознесенским храмом в верхней части его в конце 1-й половины XVIII в. предполагалось устроить церковь с престолом во имя Святого Духа, и для нее было приготовлено помещение, но предположение не осуществилось из-за недостатка денег». То есть надстройка была выполнена, но церковь с престолом во имя Святого Духа не была устроена, в связи с чем авторская группа реставраторов сочла возможным восстановить храм в первоначальном виде с открытыми папертями и без надстройки. На исторических фотографиях начала XX века видно, что первый ярус церкви утратил свою основную функцию — главных ворот монастыря, правые ворота заложены, а к центральным воротам пристроен обширный тамбур. Вот что говорится об этом в докладе архимандрита Мартирия от 10 мая
1850 г.: «въезжие ворота, идущие под алтарем церкви, заложить кирпичом, образовав из них на пространстве 3,5 саж. кладовую для хранения братской провизии и трапезной посуды. Остальное пространство этих ворот к улице, длиной более 5 аршин, стены исписаны иконами старинной живописью и где, вероятно, раннее была часовня, оставить в виде часовни же, сделав в нее со стороны улицы приличный вход с дверью».
В 1888 году у Святых ворот под церковью полотна устроены вновь, а также сделан новый пол, а между каменных колонн поставлены простенки с 11 рамами, во входе же 2-полотные филенчатые двери. В левой части располагалась келья привратника. По данным монастырской ведомости 1840 года известно, что нижний этаж здания занимало Свияжское духовное правление.
По проекту реставрации и восстановления памятника принято решение открыть и правые ворота 1-го яруса, тем самым восстановить целостность архитектуры на период конца XVII — начала XVIII века. Относительно сохранившихся остатков настенной живописи в левых воротах принято решение по их расчистке и консервации. На главном фасаде первого этажа по следам, сохранившимся в кладке и по историческим фотографиям, на сегодняшний день восстановлен кирпичный декор наличников окон и объемных пилястр в виде «дынек» и «бус».
Все утраченные части памятника: верхние ярусы церкви, сложные барочные наличники окон с различными кокошниками, пилястры, ограждение паперти с ширинками, завершение восьмерика в виде двенадцати аттиков, купол, малая глава на барабане и кованый крест, — были восстановлены благодаря графическому анализу исторических фотографий с учетом перспективных построений и с привлечением аналогов.
Большой интерес представляют собой данные о покрытии большого купола. Из записи об Успенском монастыре архимандрита Вениамина, 1882 г.: «На Вознесенской церкви купол покрыт муравлеными разноцветными черепицами, а в прочей части — листовым железом». Из клировой ведомости монастыря за 1910 года: «Церковь Вознесения каменная, без приделов, купол над нею крыт черепицей...» На фотографиях конца XIX — начала XX века также отчетливо видно черепичное покрытие купола. В самом начале работ по восстановлению надвратной церкви после разбора кровли были обнаружены фрагменты муравленой городчатой черепицы. Учитывая сложность как производства работ по воссозданию черепицы, так и монтажа ее к куполу, а также большую тяжесть данного покрытия, выполнены медные кровли по сплошной обрешетке над всеми частями храма (паперть, апсида, большой купол, малая главка). Принятое решение рассматривалось и с точки зрения всего монастырского ансамбля, так как все храмы Успенского монастыря — Никольская церковь, Успенский собор, церковь во имя святителя Германа при Братском корпусе — покрыты медью.
В ходе научных архивно-библиографических и натурных исследований были получены следующие данные по интерьерам храма. В 1845 году иждивением госпожи Саврасовой для этой церкви был устроен новый иконостас, а внутри церковь расписана красками на иждивение бывшего в обители на покое Казанского архиепископа Владимира. Известно, что иконостас Вознесенской церкви состоял из одного яруса лазуревого цвета с арабесками. В 1902 году вновь расписываются потолки трапезы, стены окрашиваются клеевой краской, пол сооружен цементный и окрашен.
Анализ исторических данных, натурное обследование сохранившегося первого яруса позволило реставраторам восстановить архитектурный облик Воскресенской церкви XVIII в.
Реставрационные работы по первому ярусу включали в себя:
При производстве работ, после демонтажа консервационной кровли советского периода, были выявлены родные полы церкви (глиняная красная плинфа прямоугольной формы), основания стен алтарной преграды. После тщательных обмеров были откорректированы все проектные чертежи. На стенах первого этажа и остатках стен второго этажа были найдены фрагменты отделки в виде тонкой белоснежной известковой обмазки и орнаментальной живописи. Позже фасады церкви были окрашены охрой.
Восстановительные работы включали в себя работы по восстановлению утраченных ярусов церкви:
На сегодняшний день кровля над папертью, апсидами, главным куполом выполнена из меди по сплошной обрешетке, малая главка также покрыта медью по деревянным журавцам и сплошной обрешетке. Полы устроены из большемерного красного кирпича в церкви и на паперти с укладкой фрагмента из найденной подлинной плинфы. Крест над храмом выполнен из кованого металла с покрытием из сусального золота с соблюдением технологии золочения. Изготовлены и установлены по историческим материалам столярные заполнения.
В 2014—2015 гг. завершены работы по внутренней отделке храма, устройству инженерных сетей, системы водоотведения. Объект сдан в эксплуатацию Успенскому монастырю. Одновременно восстановлен по аналогам и историческим описаниям иконостас церкви.
18 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, состоялось освящение восстановленного храма.
Решающую и главную роль в возрождении храма сыграл инвестор-заказчик работ в лице Вадима Сергеевича Маркелова.