Храм действует
Престолы: Духа Святого Сошествия; священномученика Харлампия, епископа Магнезийского
Архитектурный стиль: Барокко
Год постройки: Между 1731 и 1735. В 1832—1833 перестроен и расширен, в 1897 году реконструирован и удлинен, Харлампиевский придел из трапезной перенесен в специально построенный объем. Начало 1900—х с западной стороны пристроен храм.
Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Луковского, д. 21
Телефон: +7 (843) 236-08-14 (церковная лавка); +7 (843) 236-27-05 (бухгалтерия)
Адрес сайта: duhovhram-kzn.ru
Проезд: По улицам Салимжанова, Островского, Петербургская до пересечения с улицей Луковского. Далее до перекрестка с улицей Петербургской. Общественным транспортом до остановки "Театр Кукол" (автобусы 1, 2, 31, 37, 47, 74, 74а, 85, 107с, троллейбусы 6, 12). Станция метро "Суконная слобода" — выйти через северный выход и идти по улице Петербургской на север, в сторону станции "Площадь Тукая" около 600 метров до перекрестка с улицей Луковского.
Двухпрестольная церковь построена в 1731 на средства владелицы суконной мануфактуры Е.И.Дрябловой—Михляевой. Перестраивалась в 1832-1833, 1869 (крыльцо и паперть по проекту П.Е.Аникина), 1897, 1901. В 1802 мастером М.А.Венедиктовым была возведена кирпичная ограда вокруг церкви. В 1895 с юго—восточной стороны ограды построена пятиглавая часовня в псевдорусском стиле. В 1930-е в здании церкви размещался кинотеатр "Колхозник" и школа западных и бальных танцев. С 1950-х здесь размещается Казанский кукольный театр. Двухэтажное, вытянутое в плане здание церкви, бесстолпное, трехапсидное, с асимметричным приделом у северной стены. Первоначальная центричная композиция, в результате разновременных пристроек, изменилась на осевую. Наиболее протяженный первый этаж перекрыт лотковыми с парусами сводами, укрепленными железными тягами. Внутренние помещения первого этажа, вероятно, использовались для хозяйственных нужд, а в конце 1880-х здесь помещалась начальная церковно-приходская школа. Молельный зал располагался на втором двусветном этаже, в высоком кубовидном объеме, под восьмилотковым сводом с металлической кровлей. Все 3 полукруглые апсиды под конхами. Перепад высот фасадов центрального объема и северного придела указывает на то, что в прошлом над приделом, вероятно, было устроено гульбище. На втором этаже, трапезная переходит к западу в небольшой прямоугольный объем — нижний ярус колокольни, весь этаж перекрыт лотковым сводом. Утрачены пятиярусная колокольня, паперть и крыльцо, барабаны и главки храма и придела, заложены оба света на южном фасаде центрального куба церкви, гульбище, ограда, часовня. Памятник культовой архитектуры в стиле барокко.
В отличие от других церквей города, Духосошественская церковь до 1930 г. жила в более спокойной обстановке. Но учитывая «присоединительную политику» госструктур, община церкви уже в ноябре 1925 года составила список вещей из описи Духосошественской церкви на предмет передачи их в Трех-святительскую, в случае присоединения на, так сказать, «добровольной» основе. Духосошественская же община по состоянию на 1926 год – староцерковного течения, с количеством верующих в 1000 человек, возглавлялась епископом Афанасием. Прошло еще четыре года, за которые также ничего особенного не произошло, если не считать вошедших в жизнь атрибутов – травли священства, крупномасштабных антирелигиозных акций, издевательства безбожников. Именно одна из ячеек СВБ в самый праздник Рождества Христова 1930 г. и стала инициатором собрания рабочих и служащих фабрики им. Галактионова, на нем и приняли резолюцию: «…отмечая опасную агитацию попов и сектантских религиозных обществ, направленную против соц.строительства решительным образом, настаиваем на непременном закрытии церкви Сошествия…». 12 января объединение кино и театров решило, что пока еще действующая церковь «Сошествия» вполне подходит под кино «Маяк», с чем и обратилось в ТЦИК, который, в свою очередь, препроводил это отношение в ТНКВД на заключение и для предоставления материалов, имея целью окончательно этот вопрос решить. 7-го марта 1930-го года Президиум ТЦИКа, заседая, постановил ликвидировать церковь. В ответ община адресует официальную жалобу во ВЦИК, по рассмотрении которой в Казань приходит предложение ВЦИКа от 9.06.30 г., адресованное Президиуму ЦИКа ТР: «до окончательного решения Москвы Духосошественскую церковь оставить в пользовании верующих». Рассмотрение Президиума ВЦИКа 20-го февраля 1931 года отменило ликвидацию церкви с оставлением ее общине. Но несмотря на это, в феврале-марте 1931-го по инициативе рабочих спиртоводочного завода, фабрик им. Галактионова и «Спартак», рабочих и служащих «Татлесотреста» проводились собрания в цехах, на которых настойчиво высказывались за закрытие данной церкви и использование помещения таковой под столовую и под культурное учреждение. Уже в марте техник ГорКомХоза, осмотрев здание церкви, вынес свое личное заключение: «…помещение приходит в большую ветхость, а колокольня отклонилась в сторону улицы и в случае падения она может повлечь за собой человеческие жертвы». С учетом описанного технического мнения уже к 20—му апреля была составлена смета на переустройство помещения под кинотеатр, которую быстренько утвердили. В тот же день, т.е. 20-го апреля, Секретариат ТатЦИКа утвердил постановление КГСа о закрытии Духосошественской церкви. Община вновь обратилась в Москву и не получив ответа в положенные сроки, 21 мая подала заявление в ЦИК ТССР о присоединение к общине Трехсвятительской церкви, которое беспрепятственно было удовлетворено.
Но, надо отметить, что ВЦИК был возмущен поведением татарстанских властей. Были вновь затребованы все документы, касающиеся Духошественской церкви, а в последствие и на само заседание в Москву был вызван представитель ТатЦИКа. И только «скоропалительное» решение самой общины о добровольном присоединении к другой церкви помогло ТатЦИК оправдать самих себя. 20 октября 1932 года ВЦИК утвердил ликвидацию Духосошественской, а вместе с ней и Белокриницкой старообрядческой церквей. Так здание церкви превратилось в клуб, а в последствие в Казанский городской кукольный театр.
В мае 2012 года здание было передано в безвозмездное пользование Казанской епархии, настоятелем назначен протоиерей Алексей Чубаков. В соседнем здании, которое ранее также принадлежало церкви, сегодня размещено образовательное учреждение «Православная гимназия имени святителя Гурия Казанского».
На сегодняшний день на объекте выполнены демонтажные работы, усилены фундаменты методом инъецирования, отсечная гидроизоляция фундаментов, произведено усиление кирпичных сводов углеволокном, осуществлено инъецирование трещин в стенах и сводах, смонтирована кровля, отштукатурены стены и своды, покрашен второй этаж, выполнена разводка внутренних инженерных сетей (электромонтажные работы, отопление, вентиляция, слаботочные сети), работы по купели на 1-м этаже, пескоструйные работы по металлической лестнице, уложена плитка на 2 этаже, воссоздана колокольня, подвешены колокола.
В настоящее время ведутся работы: на 97 процентов обустроены фасады, на 95 процентов завершен монтаж окон 1 этажа, на 20 процентов выполнены работы по укладке плитки на 1-м этаже.
В рамках благоустройства территории выполнена также вертикальная планировка участка, практически обустроены фундаменты под ограждение, изготовлены кованые элементы ограды, бордюры.
«Можно сказать, что благодаря тому, что много лет здание принадлежало театру, оно сохранилось. Конечно, реконструкция проведена масштабная, театр перестраивал здание внутри под свои нужды. Сегодня уже очевидно, насколько это была большая и красивая церковь, особенно после того как была восстановлена утраченная колокольня и повешены колокола. Ожидается, что по завершению работ храм будет расписан внутри», — сообщила ИА «Татар-информ» помощник врио Президента РТ Олеся Балтусова.
27 декабря 2015 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых праотец, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил чин великого освящения храма в честь Сошествия Святого Духа города Казани и Божественную литургию в новоосвященной церкви.