Престолы: Вознесения Господня, Воздвижения Креста Господня, великомученика Димитрия Солунского
Год постройки: Между 1872 и 1889 гг.
Адрес: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, просп. Чулман, д. 127
Проезд: Маршрутное такси № 21, 1-Б, 212 до ост. «Боровецкая церковь»
Интернет-сайт: PravChelny.ru
История этого села начинается в первой половине XVII века и тесно связана с монастырской колонизацией в нашем крае. Возникновение Боровецкого произошло благодаря появлению здесь мужского Казанского Богородицкого монастыря.
События развивались следующим образом. 23 марта 1640 года (то есть уже после основания Набережных Челнов) старец Давыд «с братиею» подали челобитную на имя уфимского воеводы Льва Плещеева — «чтобы нам их богомольцев своих пожаловать, велети им на устье Челны речки на верхнем бору под пустынь расчистить место и устроить монастырь». Разрешение было получено. Монастырь, судя по документам, был устроен на Мысовской (ныне Элеваторной) горе и территориально с нынешним селом Боровецким связан не был.
Мысовые Челны
|
Устроив монастырь, старец Давыд «с братиею» вновь обратились к уфимскому воеводе Льву Плещееву с просьбой — «пожаловать к тому монастырю велеть дать пашни и сенных покосов, чем бы им сытыми быть». На основании этой челобитной монастырю были выделены пашенные земли и угодья: «пашенные земли вверх по Шильне речке полянка промеж черного лесу и дубровки за речкою Башкиркою до речки Чалны... Да с устья Шильны речки вверх по Каме реке до речки Пещанки луга и сенные покосы и с дубровками по Шильне речке вверх до мельницы и с хоромным лесом...»
В переписной книге 1647 года называется первое поселение монастырских крестьян — «Челнинского ж починка на реке Шильне Новый починок монастыря Пречистые Богородицы Казанские». В этом монастырском починке имелось всего три крестьянских двора, из которых один был пуст. Проживали в этих дворах три человека мужского пола — Артюшка Гаврилов с сыном Ларькой, да Фролко Лукьянов. Как нам кажется, это и были первые поселенцы, проживавшие на месте нынешнего села Боровецкого.
Судьба Казанского Богородицкого монастыря сложилась трагично. Он оказался разрушенным и сожженным восставшими башкирами и татарами в ходе национального восстания 1682-1684 годов и с тех пор больше не восстанавливался. Выписка из писцовых книг Приказа Казанского дворца, датируемая концом XVII века, прямо подтверждала, что «Казанский монастырь воровские люди в бывшие инородческие бунты сожгли». Земли и угодья монастыря перешли к Казанской Седмиозерной пустыни, которая владела ими вплоть до 1764 года.
Вначале на месте села находились небольшие поселения — деревня Корелина, починок Шестоперов. Позже встречается название Нижняя Шильна.
В XVIII веке Боровецкое являлось уже селом. В нем имелась деревянная церковь. В XIX веке жители Боровецкого впервые получили возможность обучать своих детей грамоте. Земское начальное училище было открыто в селе 10 января 1879 года. Вначале оно размещалось в наемном помещении, но земство вскоре построило на свои средства собственное училищное здание. В 1880-1881 учебном году в нем обучалось 36 мальчиков и 6 девочек, то есть только очень небольшая часть юных жителей села. Учителем был А. Шулятиков, из крестьян, получивший образование и звание сельского учителя в Вятском училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний. Закон Божий преподавал священник Смирнов.
Центром духовной жизни села Боровецкого была церковь. Вначале она была деревянной. Каменная церковь строилась более 10 лет, с 1872 по 1882 годы, на основе реконструкции другой каменной Вознесенской церкви, построенной в 1828 году. Финансировал новое строительство елабужский купец Д. Стахеев. В годы Советской власти церковь была разорена и разрушена, и вновь восстановлена в 90-ые годы.
Трехпрестольная Вознесенская церковь начала строиться в 1872 году. В 1882 был освящен левый придел во имя Великомученика Дмитрия Солунского, в 1885 году — правый придел в честь Воздвижения Креста Господня , а в 1889 — главный престол в честь Вознесения Господня. Основную часть средств на постройку нового храма выделил Дмитрий Иванович Стахеев (1840-1918) — представитель знаменитой елабужской купеческой династии, известный в конце XIX века писатель.
В результате был выстроен крупный, очень высокий храм в стиле эклектики классицистического направления. Долгие десятилетия запустения, а потом реконструкция первой половины 1990-х гг. довольно сильно изменили первоначальный облик храма. Центральный объем восьмигранный, с купольным перекрытием и большим световым барабаном под большой луковичной главкой. Широкая трехнефная трапезная охватывает центральный объем. Высокая трехъярусная колокольня пристроена к трапезной. Притвор, первый ярус колокольни и центральный объем имеют цилиндрические перекрытия с килевидным верхом. Стены выложены с раскреповкой по углам и простенкам в виде лопаток, подоконные панели украшены прямоугольными кессонами, подоконные гурты объединяют арочные узкие проемы с килевидными сандриками. Храм является действующим.
При церкви существовало попечительство. До революции число прихожан составляло 1935 человек (село и три деревни), 906 мужчин и 1029 женщин.
В годы советской власти, когда церковь подвергалась гонениям, храм был разрушен, и служение в нем прекратилось. Точных сведений о том, когда это произошло, нет, предположительно служить в нем перестали в
В последнее время церковь находилась в ведении местного колхоза и использовалась под электрическую мельницу, которая размещалась в алтарной части.
Со временем гонения прекратились, и церковь была предана забвению. Затем наступили времена перестройки, многое в государстве стало меняться, изменилось и отношение к религии.
С 1980 г. верующие обращаются в местные органы власти с просьбой о разрешении приобретения молитвенного дома, а затем о передаче в ведение православного объединения с. Боровецкое одного из разрушенных храмов — на окраине города, в с. Боровецкое, либо другого — в центре города, в бывшем с. Орловка. Не получив положительного ответа, ходатаи обращаются с заявлением в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. В этом заявлении говорится о том, что местные власти отказали верующим под разными предлогами.
«То здание передаётся под музей, то под планетарий, то под концертный зал... Для отправления религиозных обрядов приходится довольствоваться молитвенным домом».
«Наша скромная просьба заключается в том, что нам нужна церковь. Молитвенный дом в настоящее время не соответствует нормальным условиям для совершения религиозных обрядов, т.к. посещаемость христиан в праздничные дни составляет не менее 1000 чел. Нам предлагают расширить молитвенное здание, но площадь для расширения не позволяет, т.к. рядом находятся жилые дома по ту и другую сторону».
Несмотря на отказы, верующие терпеливо и неотступно идут к своей цели. Пример этому — ходатайство председателю исполкома народных депутатов г. Брежнева Татарской АССР т. Гилязову P.P. от исполнительного органа православного объединения с. Боровецкое Тукаевского р-на Татарской АССР:
«Вознесенский приход с. Боровецкое ходатайствует перед Вами о том, чтобы бывший храм, в котором размещается в настоящее время мельница совхоза «Камский», отдать Вознесенскому приходу, так как помещение создано для религиозного культа, и нам оно подходит. Внешний вид храма обязуемся восстановить в течение года с сочетанием внешней архитектуры города. Вознесенский храм будет украшать северо-восточную часть г. Брежнева со стороны реки Камы».
Ответ исполнительного комитета Брежневского гор. Совета народных депутатов исполнительному органу православного объединения с. Боровецкое:
«На ваше письмо от 22 января 1985 г. исполком гор.Совета народных депутатов сообщает, что здание бывшей церкви в селе Боровецкое, согласно письма министерства культуры ТАССР от 30.11.84 г., включено в список памятников истории и архитектуры. В план Казанской реставрационной мастерской включены работы по выполнению проекта реставрации здания с целью использования его как зала вокальной, камерной и органной музыки, как единственного, имеющегося в городе помещения с необходимыми для органа акустическими характеристиками».
Есть документы, которые воссоздают реальные события 25-тилетней давности со всей остротой. Они не могут не вызывать боли и гордости за скромное мужество простых, искренних и твёрдых в своей вере людей.
ЖАЛОБА Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю президиума Верховного Совета СССР т. Л.И.Брежневу от участника Великой Отечественной войны гр-на Пашутина Николая Ивановича г. Набережные Челны, ТАСС:
«...Дорогой Леонид Ильич!.. Мы годами обивали пороги, просили из бывших церквей отдать в наше распоряжение одну в селе Бетьки Тукаевского р-на. Мы готовы за свой счёт произвести капитальный ремонт. Нам же отвечают, изыскуя всякие необоснованные мотивы, лишь бы только не дать разрешение. Горсовет заставляет нас подумать. Что же ещё думать нам, верующим людям, если мы от своей веры не отступим? А религиозный обряд мы совершаем не против кого-либо... Ответили верующим, что у вас нет лица старшего, кто бы представлял это общество. Меня же верующие избрали председателем религиозной общины. К кому бы мы не обращались, следует ответ один: «Кому хотите пишите, а мы не разрешим». Мы обратились к уполномоченному по делам религии при СМ ТАССР. Он даже слушать не желает и говорит: «Вы больше ко мне не обращайтесь». Говорят: «вас, верующих, мало». Составьте список с подписями. Мы составили такой список, где верующих подписалось 480 человек, хотя это и неполная цифра. Верующих гораздо больше... Как же поступили, когда получили список с подписями? В населённых пунктах: Новотроицк, Боровецкое, Орловка, Б. Шильна учинили расправу над верующими людьми. Разослали агитаторов по домам, стали спрашивать: «Ты подписался, что верующий?» Когда же следовал ответ: «да, подписался», поступала угроза: «Откажись от своей подписи, иначе не будешь держать подсобное хозяйство» Жизни, выходит, в селе не будет, козу не прокормишь. Об этом гарантирую, верующие всё подтвердят. Всё это вынудило обратиться к Вам от имени верующих христиан и от себя лично с настоящей жалобой. Убедительно просим Вас помочь. Не хотят отдать нам церковь в с. Бетьки, пусть дадут разрешение. Мы за свой счёт построим или приобретём молитвенный дом. Мы, верующие люди, воспрянем духом о справедливости нашей конституции.
Остаёмся сердечно Вам благодарны.
Пашутин Николай Иванович. 29марта 1981г. (6)»
Неоднократные попытки дали положительный результат, церковь была передана в руки верующих.
До восстановления храма служба походила в молельном доме, купленном на средства прихожан. Об этом свидетельствует решение исполкома Тукаевского районного Совета народных депутатов от 10.11.81г. В нём говорится об удовлетворении ходатайства православного объединения о передаче домостроения, общей площадью 48кв.м, приобретённого на добровольные пожертвования верующих для молитвенных целей.
В ночь на Рождество, в
C 2004 года Свято-Вознесенский собор распоряжением правящего архиерея, архиепископа Казанского и Татарстанского, был возведен в статус архиерейского подворья.
На территории Свято-Вознесенского собора также накодятся крестильный храм в честь блаженной Ксении Петербургской. Храм был открыт и освящен 24 июня 1995 года стараниями почившего настоятеля Боровецкой церкви протоиерея Александра Кормышакова. Церковь находиться в административном корпусе Свято-Вознесенского собора и представляет собой крестильный храм. Раз в год, в день памяти блаженной Ксении, в нем проходят богослужения.
В настоящее время при соборе ведут свою деятельность Духовно-просветительский центр, катехизаторские курсы, а также функционирует воскресная школа как для детей, так и для взрослых.