Собор действует
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Год постройки: между 1883 и 1885
Адрес: Республика Татарстан, город Казань, ул. Баумана, 5
Проезд: По пешеходной улице Баумана в сторону Кремля. Незадолго до конца улицы справа будет собор. На автомобиле — по улице Профсоюзная с односторонним движением, собор будет слева через 200 метров после перекрестка с улицей Чернышевского. На метро — до станции «Кремлевская».
Отдельно взятая Покровская церковь очень напоминает древнерусский собор в миниатюре. Пятикупольная, шестистолпная, с тремя круглыми апсидами алтаря, она по всем формам — прямо-таки Успенский собор Московского Кремля… вот только если бы тот очень сильно уменьшился и врос в землю. Кажется, будто она гораздо старше начала XVIII века. Но даже и по той ее официальной датировке, которая принята, она все равно — одна из самых старинных сохранившихся церквей Казани (уступает только Благовещенскому собору кремля, Ивановскому монастырю и Софийской церкви бывшего Богородицкого монастыря).
Внутри, к счастью, очень хорошо сохранились масляные росписи стен, сводов и круглых столпов. История их интересна тем, что их выполнил Василий Турин — прославившийся в основном как автор самых первых литографий с видами Казани. В I половине XIX века только он да Эдуард Турнерелли делали такие литографии. Благодаря им мы знаем, как тогда выглядел город. Так сложилось, что Турина и Турнерелли (русского и англичанина с созвучными фамилиями) тысячи людей знают как своеобразных «ручных фотографов» той эпохи, туристы покупают чуть ли не во всех магазинах репродукции этих «фотографий», но мало кто знает, что художник и преподаватель живописи В. Турин еще и расписывал церкви, в том числе Покровскую.
Живопись — не очень яркая, дневного света в храме немного, иконостас всего лишь одноярусный и не блещет обилием позолоты — поэтому внутри собор всегда кажется очень строгим и таинственным, подстать своей 3-вековой древности. Из-за «леса» круглых расписных столбов, он еще и довольно тесен, хотя неспешно гулять в этом лесу, разглядывая священные сюжеты можно довольно долго — покидать храм не хочется. В полумраке, освещаемом звездочками свечей, особое внимание обращаешь на резной Голгофский крест со скульптурой распятого Христа, чуть меньше человеческого роста. Такие скульптурные изображения довольно редки в православных храмах. Что-то неказистое в исполнении этого Распятия производит особенное впечатление: невыносимые страдания Сына Человеческого как-то особенно проникают в душу — от искренне простонародной попытки их передать.
С северо-запада к Покровской церкви примыкает построенная одновременно с ней колокольня около 30 м высоты. Это одна из красивейших башен Казани. По праву, ее можно признать лучшим из сохранившихся в Казани памятников самого раннего русского барокко. Над четвериком поднимаются ступеньками три уменьшающихся восьмерика, один из которых — глухой, а два верхних — арочные сквозные. Из-за них башня кажется ажурно-воздушной. Кружево узоров делает ее как будто еще более легкой и парящей. Кирпичные пояски под кровлями ярусов составляют очень прихотливую и причудливую бахрому. Каждый угол верхних восьмигранников — это белая полуколонна на желтом фоне. Из-за них оба колокольных яруса похожи на беседки.
Особенность древней колокольни — ее довольно сильный наклон. Она — вторая «падающая» башня Казани, после башни Сююмбеки. Только знают об этом даже не все казанцы. Хотя не заметить этот наклон невозможно. Справедливости ради надо сказать, что «падающие» башни — конечно, редкость, но все же не такая, как многие думают. В мире их известно около полутора сотен, но вероятно, многие еще просто не учтены. В одном только Поволжье — несколько падающих колоколен: две — в Нижнем Новгороде (обе в древнем Печерском монастыре), одна — в Костроме (тоже в монастыре — Богоявленском). В Казани, кроме башни Сююмбеки и Николо-Покровской колокольни, наклон имеет еще и Безымянная круглая стрельница кремля — стянутая из-за этого для прочности железными обручами.
В настоящее время крен Покровской колокольни пока не угрожает ей разрушением. Этот замечательный памятник русского зодчества рубежа XVII — XVIII веков украшал и еще будет украшать центр Казани.