Церковь действует
Престолы: благоверных князей Бориса и Глеба
Год постройки: 1897
Адрес: 420193, Респубика Татарстан, г. Казань, пос. Борисоглебское, ул. Школьная, д. 3
Тел.: (843) 266-82-67
Сайт прихода: borisoglebsk.prihod.ru
Настоятель: протоиерей Олег Рассыпнинский
Проезд: Выезд из города в сторону поселка Кадышево, примерно через 1 км после перекрестка с улицей Сахалинская (дорога на Сухую реку) и выезда на улицу Камчатская — повернуть направо, в сторону гаражей и поселка Борисоглебское. Ехать прямо около 3 километров, никуда не сворачивая, пока дорога не упрется в церковь.
Село Борисоглебское — одно из древнейших русских сел в окрестностях Казани. «Государево дворцовое село» — как именовалось оно в XVII веке.
На землях, присоединенных к Московскому государству, стало возникать дворцовое или удельное землевладение, которое к середине XVII в. стало уже одним из ведущих форм феодальной собственности на землю.
История села началась, по предположениям ученых, в конце 16 века. Его название, образованное от имен двух особо любимых на Руси святых — князей Бориса и Глеба, совпадает с названием местной церкви.
В архивах сохранились материалы 24 писцовых книг Казанского края XVI-XVII вв.
В одной из переписных книг Казанского уезда записано, что село Борисглебское с деревнями значится как дворцовое владение Борисоглебское (1617г.). Этот же факт подтверждается в книге отдачи в наем сенных покосов беглых крестьян села Борисглебского с деревнями.
Старинное дворцовое владение Борисоглебское было административно-хозяйственным центром. Постепенно к последней четверти XVII в. — первой четверти XVIII в. произошло превращение сел в духовные центры. Не последнюю роль в этом сыграл раскол Церкви и усиление религиозной составляющей правительственного курса. А к концу XVIII в. — началу XIX в. именно наличие приходского храма стало определяющим признаком типа населенного пункта. В этот период в дворцовый комплекс Казанского края входили 237 селений, подотчетных 17 селам (одним из которых было и казанское село село).
Согласно переписям тех лет, уже в 1600 году в селе Борисоглебское существовал первый деревянный храм. Церковь строилась на средства Государя царя и Великого князя Бориса Фёдоровича Годунова одновременно с заселением и образованием села Борисоглебское, расположенного в 10 верстах от Казани. На обители и церкви Казани и Казанского уезда православные жертвовали щедро и с радостью. Известные купцы отец и сын Сусловы были набожными людьми, твердо держались православной отцовской веры. Благотворительные пожертвования вносили они и на нужды Борисоглебской церкви Казанского уезда (1880). Наряду с обычными пожертвованиями Степан Сергеевич Суслов делал значительные вклады в виде ценных бумаг. В духовном завещании им были отказаны определенные суммы на вечное время в пользу причтов и церквей Духосошественской церкви города Казани, Борисоглебской села Борисоглебского и Богородицерождественской села Высокая Гора Казанского уезда.
Храм представлял собой типичный образец сельской религиозной постройки и выстоял, пережив Смуту и польско-литовскую интервенцию.
Стройщики — Никита Обухов, получивший хорошее академическое образование в Москве и дьяк Алексей Шатилов. Церковь исполнена в Византийском стиле. Имела внутренний двор, трапезную, усыпальницу. С юго-западной стороны располагалось прицерковное кладбище (новое кладбище для мирян — в 3-х верстах от села).
Первоначально церковь была освящена в честь иконы Владимирской Божьей Матери.
По указу митрополита Казанского и Свияжского Маркелла присоединением селений (1620-1700 г.г.), расширялся приход, состоявший из деревень: Сухая Река, Караваево, Кадышево, Починок Щербаков (Щербаково), Дербышкино.
На протяжении почти трехсот лет Борисоглебская церковь действовала для нужд местных жителей — крестила младенцев, венчала пары, провожала в последний путь усопших — пока не сгорела в пожаре 19 декабря 1888 (1 января 1889 г).
Но село без храма — не село. И под руководством приходского священника отца Иоанна Богоявленского начинается сбор средств на постройку нового — каменного храма. Закладка нового храма была совершена 23 июля (5 августа) 1889 года, в канун праздника святых благоверных князей Бориса и Глеба. Иван Иванович Богоявленский служил здесь более 20 лет в 1875 — 1896 гг., он же руководил и строительными работами. Его подвижнической деятельности и неутомимому труду мы обязаны тем, что этот замечательный храм существует. Отец Иоанн Богоявленский всего год не дожил до освящения храма, который строил: он скончался здесь в 1896 году, но затеянное им благое дело удалось. Автором проекта был П. Е. Аникин — известный архитектор, «специализировавшийся» именно на сельских храмах. Им построены, например, церкви в Гарях (ныне в черте Зеленодольска), в Осиново, в древнем Билярске, в Богородском, перестроена церковь в Вознесенском (ныне в черте Казани).
Каменный храм, в форме корабля, был выстроен в 1897 году в стиле эклектики псевдорусского направления. Хотя шатровая колокольня над входом была возведена в стиле русской архитектуры XVII века, сам храм формой отдаленно напоминает древнейшую из сохранившихся в Северо-Восточной Руси церковь Бориса и Глеба (1152 г.) — в Кидекше под Суздалем.
Храм освящен по окончании строительства 23 сентября (5 октября) 1897 года, с благословения архиепископа Антония.
Для сельской церкви храм Бориса и Глеба достаточно крупный и просторный — этого требовал большой приход. Он значительно больше многих других церквей в окрестностях Казани. Да и не удивительно. Ведь и сам приход был богатый: в селе в начале XX века насчитывалось более 700 жителей, занимались они разнообразными ремеслами и торговлей в Казани, владели почти 900 десятинами земли (около 10 квадратных километров). Так что церковь была призвана вместить сотни людей по праздникам, а богатые прихожане не жалели средств и щедро жертвовали на ее постройку и благоукрашение очага веры. Поскольку село отличается от деревни именно наличием церкви, то и можно констатировать, что история села насчитывает уже более 4 веков.
В 20-30-х годах XX столетия церковь пустовала, использовалась под складские помещения.
В 1947 году храм был закрыт и приспособлен под сельский клуб.
1990-е гг. были временем возрождения церковной жизни в России. Казанская епархия, разумеется, не была исключением. Отношение светских властей Республики Татарстан к Русской Православной Церкви всегда было достаточно лояльным. При этом при решении конкретных вопросов о возвращении храмов и монастырей возникало множество проблем, приходилось добиваться согласия не только республиканских органов власти, но и учреждений, в ведении которых находились церкви. В этих условиях митрополит Анастасий должен был быть и дипломатом и настойчивым администратором. В результате, раньше или позже, были возвращены все храмы в городах Татарстана, и одной из первых к своему предназначению вернулась церковь в с. Борисоглебское (1990 г.).
Богослужения возобновлены в 1990 году, после проведённых ремонтных работ.
Возрождение Борисоглебской церкви после долгого запустения в советскую эпоху началось в 1993 году. Многие благочестивые верующие из разных районов и приходов специально ездили в свободные дни помогать в восстановительных работах. Поднимали 100-летний храм, как говорится, «всем миром». Из всех отдаленных приходов Казани это, пожалуй, пример наиболее успешно и даже роскошно восстановленного храма. Храм богат сейчас не только многочисленными иконами, но и замечательным полным циклом стенной масляной живописи. Крестово-купольный свод, создающий в церкви удивительное ощущение простора, напоминает расписной ларец. Воссоздано внутреннее убранство храма, восстановлены купола, фрески, настенная роспись, колокольня. Установлено 10 колоколов (первоначально их было - 9); благоприобретена церковная утварь, иконы. По благолепию интерьера и благообразию икон Борисоглебская церковь относится сегодня к одной из самых красивых из восстановленных сельских храмов. Вообще внутри церковь кажется значительно крупнее, чем снаружи.
Престол один, алтарь одночастный. Особо почитаемые иконы — Владимирской Божьей Матери, святителя Николая Чудотворца, мучеников Бориса и Глеба.
Сегодня в возрожденном храме Борисоглебской церкви вновь теплятся свечки, малиновый звон колоколов зовет прихожан на службу, священник, как и прежде, несет свет веры и добра.
Источники и литература:
edusite.ru, www.tattravel.ru; tataroved.ru.
Путеводитель по храмам и монастырям города Казани/ Сост. Г.В.Фролов. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005
Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни: Всенощное бдение в 15:30, Литургия в 8.00.