Постановление Экстренного Епархиального Съезда, опубликованное в Известиях по Казанской епархии в мае 1917 года, №17-18
Духовенство Казанской епархии, вместе с верующими мирянами, обсудив на Епархиальном Съезде 1 мая 1917 года свои отношения к переживаемому нашей родиной исключительному историческому моменту, постановило:
I. а) Приветствовать совершившийся, по воле Божией и народной, государственный переворот, выведший на путь свободного самоуправления и широкого развития не только русское государство, но и Русскую Православную Церковь.
б) Вполне сознательно и искренно стать на сторону Временного Правительства, имевшего мужество взять на свои плечи тяжелое и ответственное бремя правления государством в критическую историческую минуту.
в) Всячески поддерживать это Правительство от всяких посягательств на его власть со стороны крайних политических элементов, безразлично и справа и слева, направляющих государство к контрреволюции, к анархии, гражданской войне и погибели.
II. К переживаемым событиям государственно-общественной жизни духовенство должно относиться прежде всего и главным образом с точки зрения пастырской и в этом именно духе влиять на свою паству. Должно теперь особенно усердно и горячо звать всех к духовному обновлению по заветам Евангелия и Церкви Христовой, как основе оздоровления общественной жизни, наилучшей организации жизни политической. В частности, в виду тревожного настроения в народе и проникновения в деревню проповеди анархизма, духовенство всемерно должно призывать народ к миру и любви, удерживая его от насилий по отношению, к кому бы то ни было. А чтобы слово пастырей было более действительно, необходимо, пастырям как можно ближе подойти к народу, и в своей пастырской работе безусловно с одинаковым вниманием относиться к богатым и бедным, к высокопоставленным и простым людям, не давая никакого предпочтения первым пред последними и не давая никому повода думать и говорить, что пастыри служат главным образом людям состоятельным, что они слуги буржуазии. Духовенство должно быть народным, демократичным.
III. Разбираясь в событиях текущей жизни, духовенство интересуется главным образом вопросом о Церкви и болеет её нуждами и её грядущей судьбой. Как бы ни установилось после Учредительнаго Собрания отношение между государством и Церковью, в форме ли такого или иного отделения Церкви от государства или в форме их союза, но Церкви должна быть предоставлена свобода внутренней жизни: Церковь должна быть совершенно независима, свободна от какого бы то ни было давления государства в раскрытии своего вероучения и нравоучения и в устроении своей жизни на канонических началах соборности.
IV. Что касается вопросов политических и общественных, то духовенство необходимо должно и им уделять самое серьезное внимание, так как пастыри Церкви являются в тоже время и гражданами государства и так как они не могут не отвечать на обращаемые к ним запросы народа о событиях текущей жизни. При этом следует различать деятельность пастыря осведомительную и руководительную. Как осведомитель, пастырь должен объяснять народу, почему и как произошло падение самодержавного строя, почему все мы должны не за страх, а за совесть повиноваться Временному Правительству; какие существуют и возможны формы государственного строя (монархии и республики), каковы политические партии, действующие в России и агитирующие также в деревне, что такое Учредительное Собрание и как будут происходить выборы в него. При этом, говоря о формах государственного устройства, необходимо разъяснять народу, что для жизни государства и Церкви в государстве существенно важное значение имеет не только форма государственного устройства, но еще и те начала, какими руководится государственная власть в своей деятельности и, в частности, в отношении к Церкви: и в монархии и в республике государственная власть может быть справедливой и несправедливой, христианской и антихристианской. Поэтому, готовясь к Учредительному Собранию и избирая депутатов в него, необходимо принимать в расчёт не только их чисто-политическую программу, но и те морально-религиозные начала, какие они полагают в основу общественной и государственной жизни.
Помимо осведомительной деятельности, пастырю Церкви неизбежно приходится выступать и в качестве советника руководителя в вопросах политической и общественной жизни, когда, например, его прямо спрашивают прихожане, к какой партии им следует примкнуть. В таких случаях пастырь должен быть весьма осторожен, чтобы своею политической партийностью не оттолкнуть от себя тех пасомых, которые держатся иных политических убеждений. Пастырь должен быть одинаково пастырем для всех своих пасомых и, как служитель Церкви, должен быть вне всяких партий. Поэтому, рекомендуя ту или другую партию и ее программу, он не должен накладывать на эту рекомендацию церковно-пастырского авторитета: такая рекомендация должна быть делом личного убеждения пастыря, как гражданина. Без сомнения, в этом случае пастырь также должен ставить на первом плаве интерес Церкви и народа, т. е. рекомендовать такую партию и таких политических деятелей, которые в наибольшей мере благоприятствуют правильному развитию и процветанию жизни Церкви и народа.