Митрополит Ефрем завоевал славу как ревностный поборник Православия, независимости и единства русского государства. На Казанскую кафедру он был назначен в августе 1606 г. после святителя Гермогена и явился достойным преемником последнего. Твердая вера, любовь к родной земле и организаторские способности митрополита Ефрема проявились в период смутного времени на Руси. В это напряженное и тревожное для России время он прилагал все силы к тому, чтобы сохранить мир в своей епархии, предупредить волнения среди населения. А когда из Москвы стали поступать грамоты с призывом собирать ополчения и отправлять в Москву для борьбы с поляками, митрополит Ефрем с большим сочувствием откликнулся на этот призыв. По его благословению было создано первое ополчение. Правда, оно скоро распалось, но заслуга митрополита Ефрема заключалась в том, что, несмотря на все возникшие препятствия, он силой своего авторитета сумел организовать колебавшиеся массы. Патриотическая деятельность митрополита Ефрема возвысила его в глазах московского боярства. Все призывные грамоты из Москвы стали поступать на его имя. Сам патриарх Гермоген, находившийся в заточении, сумел передать грамоту в Нижний Новгород, в которой через новгородцев обратился к митрополиту Ефрему и просил его поучать войска “стоять крепко в вере”. Таким образом, умиравший в заключении “поборатель за веру православную и отечество русское” завещал Ефрему закончить великое государственное дело. Святитель Ефрем выполнил завещание патриарха. Он разослал призывные грамоты по многим городам Поволжья. В этих грамотах митрополит призывал стойко стоять за единение с Москвой, за независимость русского государства от посягательства польских властей. Популярность митрополита Ефрема настолько возросла, что образованное в Нижнем Новгороде ополчение под руководством Минина и Пожарского не решалось выступать на Москву без сношения с митрополитом Ефремом. Борьба за независимость закончилась победой русского народа. 22 октября 1612 г. Москва очистилась от поляков силой народных ополчений и заступлением Божией Матери - Казанской ее иконы, список с которой прислал в Москву из Казани митрополит Ефрем.
После изгнания поляков из Москвы встал вопрос об избрании нового царя. Митрополита Ефрем был приглашен в Москву для решения этого важного вопроса.
На Великом Земском Соборе 21 февраля 1613 г. под его председательством он первый подписал Утвержденную Грамоту об избрании нового царя (Михаила Федоровича Романова). 11 июля июля 1613 г. митрополит. Ефрем вместе с “Освященным Собором” венчал Михаила Федоровича на царство. Затем поучал нового царя охранять Православную церковь, русское государство, почитать чин духовный и любить свой народ. Помазав Михаила Федоровича на царство, митрополит Ефрем закончил великое дело и тем самым исполнил свой священный долг. Получив в дар от царя св. Евангелие, он отправился в Казань, где прожил очень немного. 26 декабря 1613 г. митрополит Ефрем скончался. Он был погребен в пещере Спасо-Преображенского монастыря, на том месте, где были обретены мощи казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.