На кафедре: с 1576 по 1581 год
Об архиепископе Иеремии известно совсем немного, да и те сведения, которые излагаются в литературе, вызывают сомнения. По преданию, архиепископ Иеремия происходил из «московских купцов». С одной стороны, в XVI-XVII вв. понятие «купец» еще не употреблялось для обозначения сословия, а «московский» или «москвич» в это время чаще применяли не к жителям города Москвы, а к сельскому населению столичных окрестностей. Отсутствие фамилии косвенно свидетельствует о том, что будущий казанский архиерей по происхождению не принадлежал к сословию служилых людей.
Достоверно известно, что владыка Иеремия был пострижен в Иосифо-Волоколамском монастыре[1]. В 1567 году, когда архиепископ Казанский и Свияжский Герман находился в Москве, основатель Казанского Спасо-Преображенского монастыря святитель Варсонофий был назначен Тверским епископом. На его место святитель Герман избрал знакомого ему по Иосифо-Волоколамскому монастырю игумена Иеремию и вызвал его в Москву. Здесь новый архимандрит в ноябре 1567 года хоронил своего жестоко убитого архипастыря. Скорее всего, в Казань отец Иеремия прибыл вместе со своим товарищем по Иосифо-Волоколамскому монастырю, новым архиепископом Лаврентием, весной 1568 года.
В качестве архимандрита Спасо-Преображенского монастыря отец Иеремия встречал в Казани еще одного бывшего насельника Иосифо-Волоколамской обители, архиепископа Тихона (Хворостинина). Казанский Спасо-Преображенский монастырь уже считался одним из самых важных в России. Поэтому архимандрит Иеремия присутствовал на соборе 1572 года, избравшем нового митрополита Антония и разрешившем Ивану IV четвертый раз вступить в брак, и на следующем соборе 1573 года.
Точная дата рукоположения архимандрита Иеремии во архиепископа Казанского и Свияжского неизвестна, но это произошло вскоре после смерти владыки Тихона (Хворостинина), во второй половине 1576 года. Главным событием, которое произошло во время правления архиепископа Иеремии, было чудесное обретение Казанской иконы Божией Матери.
Согласно «Повести об обретении Казанской иконы Божией Матери», составленной священномучеником Гермогеном, девочка Матрона, которой трижды являлась во сне Богородица, вместе с матерью приходила к архиепископу Иеремии, но «архиепископ не внял ее словам, отослав ее ни с чем». Но 8 июля, получив известие о чудесном обретении иконы, «архиепископ повелел звонить в колокола и пошел крестным ходом со всем освященным собором с воеводами и множеством народа на то место, где обрели чудную Икону Пречистой. Увидев Образ Пречистой как новый пречудно светящийся дар, сильно удивился, потому что такого извода Образа нигде не видел. Недоумевая, охваченный страхом и радостью, он стал молиться с плачем, прося милости и прощения своего неверия».
Именно архиепископ Иеремия приказал нести обретенную икону в церковь Николы Тульского, а потом, в этот же день – в Благовещенский собор. По приказу владыки Иеремии список с иконы был отослан в Москву, он же по указу царя Феодора Иоанновича руководил строительством храма и созданием женского монастыря на месте обретения иконы.
Архиепископ присутствовал при описанном в повести священномученика Гермогена «четвертом чуде», когда прозрел слепой младенец, именно он приказал показать ребенку красное яблоко; когда тот потянулся к яблоку, все удостоверились в чуде обретения зрения.
Архиепископ Иеремия принимал участие в соборе 1580 года, но на следующем соборе, состоявшемся через год и избравшем митрополита Дионисия, владыки Иеремии уже не было (следующий Казанский архиепископ, Косма, был рукоположен 29 декабря 1581 года). Владыка Иеремия ушел на покой и уехал в Иосифо-Волоколамский монастырь. Это соответствует действительности, в Иосифо-Волоколамском монастыре точно известно и место его первого захоронения в Успенском соборе (сейчас оно находится под правой стороной алтаря нижнего храма), и то место, где сейчас покоятся его останки, перенесенные при расширении собора в конце XVII века (у западной стены того же нижнего храма).
В описях монастырского имущества XVII века упоминаются и многие иконы, пожертвованные архиепископом Иеремией в родную обитель. Называемая в литературе дата смерти – тот же 1581 год – не подтверждается документами и другими источниками. Впервые ее упоминает архим. Архимандрит Платон (Любарский)[2], в руках у которого не было никаких документов XVI века, скорее всего, он просто перепутал дату ухода на покой с датой смерти. Вполне вероятно, что на самом деле архиепископ Иеремия прожил на покое значительно дольше.
2. АрхимандритПлатон (Любарский). Сборник древностей Казанской епархии – Казань, 1868. – С. 86.