Временно управляющий Казанской епархией в сентябре 1918 – апреле 1920, июле 1920 – феврале 1921 гг.
Андрей Григорьевич Грисюк родился 20 августа 1880 года в городе Ковеле Волынской губернии в семье чиновника. С детства он пошел по пути духовного служения. Закончив Кременецкое духовное училище, Волынскую духовную семинарию, Андрей в 1900 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1903 году Киевский митрополит Флавиан (Городецкий) постриг его в монашество, к окончанию в 1904 году академии Анатолий уже был иеромонахом. Уже в академии отец Анатолий усердно изучал сирийский язык, Академию он закончил первым по списку и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории. 3 июня 1905 года стал исполняющим обязанности доцента, следующий год провел в научной командировке в Константинополе. В 1910 году в журнале Киевской духовной академии и отдельным изданием был опубликован его фундаментальный труд «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века», а в 1911 году отец Анатолий защитил на эту тему магистерскую диссертацию. В 1911 году за это сочинение он был удостоен высшей награды Русской Православной Церкви по церковной истории – премии митрополита Макария. В том же году он стал архимандритом, а 12 января 1912 года – экстра-ординарным профессором.
8 июня 1912 архимандрит Анатолий был переведен на кафедру общей церковной истории Московской духовной академии, а 13 мая 1913 года был назначен ректором Казанской духовной академии. По недавней традиции, ректоры Казанской академии носили титул епископов Чистопольских, викариев Казанской епархии – первым был епископ Антоний (Храповицкий), рукоположенный в 1897 году. Владыка Анатолий (Грисюк) был уже пятым епископом Чистопольским. Он был рукоположен 29 июня 1913 года, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в московском храме Христа Спасителя митрополитом Макарием (Невским).
Годы Первой мировой войны были нелегкими для академии. Сократилось финансирование, студентов стали забирать в армию, уже в 1914 году здание больницы, стоявшее в саду академии, было занято под госпиталь. По инициативе ректоров академий, в том числе епископа Анатолия, Синод разрешил принимать в академии женатых священников. В Казанской академии, кроме того, в годы Первой мировой войны учились православные беженцы из Галиции, австрийской части Западной Украины, имевшие среднее образование – не являясь российскими подданными, они не подлежали призыву. Кроме того, в значительно опустевшем общежитии, занимавшем верхние этажи академии, селили и семьи студентов-священников, и девушек, обучавшихся на Высших женских богословских курсах. Еще более тяжелые времена наступили после Февральской революции. В июле 1917 года главный корпус академии был реквизирован для размещения Псковского кадетского корпуса, эвакуация которого планировалась в связи с наступлением немцев. Правда, корпус в Казань так и не прибыл, но здание академии не вернули: осенью, еще до захвата власти большевиками, в нем разместился военный госпиталь.
1917/18 учебный год академия начала во флигелях, в аудиториях духовной семинарии. Часть студентов поселили в Спасо-Преображенском монастыре, остальные были вынуждены снимать квартиры.
Епископ Анатолий принимал активное участие в Поместном соборе. В Москве он находился и в августе-сентябре 1918 года, когда 10 августа Казань взяли войска Чехословацкого корпуса и Народная армия Самарского правительства Комуча, а менее чем через месяц, 5 сентября, город опять оказался в руках красных.
В официальном Житии священномученика Анатолия, составленном отцом Дамаскином (Орловским)[1], при изложении событий казанского периода деятельности владыки Анатолия основное место отводится его деятельности в качестве ректора Казанской духовной академии. Между тем, с сентября 1918 года на его плечи легли намного более сложные обязанности: фактически, в течение следующих четырех лет, с двумя перерывами, он возглавлял Казанскую епархию. Если до сентября 1918 года он был вторым викарием, то возвратившись в Казань 26 сентября 1918 года, оказался единственным архиереем – митрополит Иаков (Пятницкий) и викарный епископ Чебоксарский Борис (Шипулин) покинули город с отступавшими белыми. Митрополит Иаков считался Казанским епархиальным архиереем до апреля 1920 года, потом был назначен митрополит Кирилл (Смирнов), который прибыл в Казань 26 июня (ст. ст.), и все это время епархией управлял владыка Анатолий, которому пришлось решать много сложных и тяжелых вопросов. Кафедральный Благовещенский собор, архиерейский дом и здание консистории в Кремле стали недоступны из-за объявления Кремля закрытым военным городком. Епархиальное управление по распоряжению епископа Анатолия разместилось в Иоанно-Предтеченском монастыре. Роль кафедрального собора стал выполнять самый большой храм Казани – собор Богородицкого монастыря. Но сам преосвященный Анатолий продолжал жить в казенной квартире во флигеле Духовной академии и поэтому часто служил в ближайшем к академии храме св. великомученицы Варвары. В ноябре 1918 года вышел первый после трагических событий августа-сентября номер «Известий по Казанской епархии», в котором удалось опубликовать список священников, расстрелянных в сентябре-октябре, формально не нарушая распоряжений власти, но так, чтобы было понятно всем. Вслед за традиционной рубрикой «Умерли», где перечислялись имена и фамилии нескольких священников, которые умерли своей смертью, шла другая рубрика – «Скоропостижно скончались», с фамилиями, именами и датами расстрела мучеников 1918 года.
Казанская духовная академия под руководством епископа Анатолия тоже продолжала действовать, более 2/3 преподавателей продолжали преподавать (практически не получая заработной платы), а более трети студентов (около 70 человек) – учиться. Сам епископ Анатолий преподавал общую церковную историю. В конце 1918/19, 1919/20 учебных годов проводились выпускные экзамены, рецензировались кандидатские сочинения (они сохранились до наших дней в Национальном архиве Республики Татарстан). Здание академии давно было конфисковано, преподаватели выселены из флигеля с казенными квартирами. Но другой флигель, с квартирой ректора и библиотекой, продолжал оставаться за академией. Этого удалось достичь благодаря помощи университетских профессоров Иринарха Аркадьевича Стратонова, Константина Васильевича Харламповича и других, которые добились объявления библиотеки Казанской духовной академии «особо ценным архивохранилищем». Библиотека получила охранную грамоту. А несколько профессоров даже получали пайки и зарплату как сотрудники архивной комиссии. Занятия студентов проходили в помещениях библиотеки и на квартирах преподавателей.
В феврале 1919 года владыка Анатолий писал в Санкт-Петербург профессору Н.Н. Глубоковскому, выражая соболезнования в связи с закрытием столичной духовной академии, и сообщал: «...пока, слава Богу, библиотека в наших руках и взята под свою защиту Архивной Комиссией. Половина наличных студентов (человек двадцать) и Ваш покорный слуга, а равно и канцелярия помещаются в здании академическом. В главном здании заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве. Остальные профессора почти все служат на советской службе и сравнительно немногие на епархиальной или совмещают должности в академии. Денег, по-видимому, хватит до конца текущего года. На следующей неделе начинаются переводные экзамены..»[2]. В 1920 году академию закончили, по крайней мере семь человек их кандидатские сочинения сохранились в Национальном архиве Республики Татарстан.
Местные органы советской власти, как Казанской губернии, так и созданной в мае 1920 года Татарской АССР, просто не замечали академии.
26 июня/9 июля в Казань прибыл митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов). Но уже 19 августа он был арестован и отправлен в Москву, и преосвященный Анатолий вновь оказался временно управляющим Казанской епархией, правда, теперь он был не один, а вместе с рукоположенным Кириллом владыкой Иоасафом (Удаловым). В ноябре к этим двум архиереям добавился епископ Афанасий (Малинин), рукоположенный самим владыкой Анатолием по указу, полученному от святителя Кирилла из тюрьмы.
В 1921 году на существование в Казани духовной академии обратили внимание чекисты. Агенты ВЧК обнаружили на столе патриарха Тихона отчет о деятельности академии, присланный епископом Анатолием. В докладной записке в Наркомат юстиции чекисты сообщали: «Из переписки епископа Анатолия на имя патриарха Тихона усматривается, что в Казани до сих пор существует духовная академия, подчиняющаяся идейным и служебным директивам Патриарха... мы полагаем, что наличность в Казани подобного очага мракобесия, руководимого духовно-административным центром... нежелательна. Просим вас принять меры к пресечению дальнейшей деятельности указанного учреждения»[3]. Соответствующее предписание было направлено казанским органам юстиции.
26 марта 1921 года епископ Анатолий и все профессора академии (епископ Афанасий (Малинин), архимандрит Варсонофий (Лузин), протоиерей Н.П. Виноградов, протоиерей Н.В. Петров, Я.В. Васильев, М.Н. Васильевский, И.Ф. Григорьев, А.П. Касторский, Н.Ф. Катанов, В.А. Керенский, А.В. Лебедев, М.А. Машанов, В.А. Нарбеков, В.И. Несмелов, И.М. Покровский, Е.Я. Полянский, П.П. Пономарев, В.И. Протопопов) были арестованы. Владыка Анатолий во время следствия был вывезен в Москву, в Таганскую тюрьму, где в мае на допросе был жестоко избит, у него были сломаны челюсть и ребро. В этой же тюрьме находился в то время митрополит Кирилл. Профессора же академии через несколько дней были отпущены. Обращает на себя внимание то, что в ходе следствия ректор и профессора отказались назвать фамилии и имена студентов, заявляли, что они не помнят, а всего студентов «от 15 до 30».
Уполномоченный Татарской ЧК потребовал «…епископа Анатолия (Гри-сюка), как возглавляющего академию, за неисполнение распоряжений Советской власти, за нарушения общественного спокойствия и за будирование массы выслать из пределов Татреспублики на Соловецкие острова сроком на пять лет...»[4]. Следствие продолжалось три месяца.
Но приговор был мягче: епископ Анатолий был приговорен к году исправительных работ, то есть тюрьмы, и освобожден в феврале 1922 года. Профессора получили по одному году лишения свободы условно. На этом казанский период деятельности владыки Анатолия закончился. 28 февраля 1922 года он был назначен епархиальным архиереем в Самару. Последний раз он побывал в Казани в июле 1922 года, на праздновании Казанской иконе Божией Матери.
Дальше святителя ждали такой же тяжкий, как и у большинства архиереев, путь и мученическая смерть. В Самаре он был арестован 24 февраля, 4 августа освобожден, в тот же день указом патриарха Тихона Анатолий был возведен в сан архиепископа, а 18 сентября вновь арестован. На этот раз он был на три года сослан за «распространение антисоветских слухов» в туркменский город Красноводск на восточном побе-режье Каспийского моря[5]. Находясь в ссылке, он признал митрополита Сергия законным заместителем Патриаршего место-блюстителя. В 1927 году, по окончании срока ссылки, архиепископ Анатолий вернулся на свою кафедру в Самару. В 1928 году он был назначен на свою последнюю Одесскую кафедру, 21 октября 1932 года был возведен в сан митрополита. Как и во всем Советском Союзе, в Одесской епархии закрывались и разрушались храмы, проводились массовые репрессии против духовенства.
В ночь с 9 на 10 августа 1936 года митрополит Анатолий был арестован. В вину ему ставили «антисоветскую агитацию», «связи с Ватиканом» с целью создания унии. Это обвинение было основано на единственной встрече с одесским ксендзом Христианом Зноско. Владыка Анатолий не признал себя виновным. 16 декабря 1936 года он был доставлен в Москву. 21 января 1937 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило митрополита Анатолия к пяти годам заключения в лагерь. 27 января он был отправлен этапом в Ухту, а 14 февраля оказался в лагере в селе Кылтово. Страдая болезнью ног, он, тем не менее, находился на общих работах. Летом 1938 года он переболел крупозным воспалением легких. В январе 1938 года состояние его здоровья вновь ухудшилось, он был помещен в больницу, где и скончался 23 января.
В 1997 митрополит Анатолий (Грисюк) был канонизирован как местночтимый святой Синодом Украинской Православной Церкви, а на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в июне 2000 года канонизирован как священномученик, почитаемый всей Церковью. Память празднуется в день кончины.
Примечание
1. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Книга 4. – Тверь, 2000. – С. 5-27.
2. Сосуд избранный. История российских духовных школ. – СПб., 1994. – С. 259-260.
3. Цит. по: Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 4. – Тверь, 2000. – С. 11.
4. Цит. по: Игумен Дамаскин (Орловский). – Указ. соч. – С. 13.
5. Встречающиеся в литературе утверждения, что владыка Анатолий (Грисюк) был в заключении на Соловецких островах, не подтверждаются документами.