На кафедре: с 9 ноября 1866 года, архиепископ с 16 апреля 1867 года по 8 ноября 1879 года
Архимандрит Сергий (Василевский), биограф святителя Филарета (Амфитеатрова), также составил и опубликовал огромный труд, посвященный подробнейшему изложению биографии его племянника владыки Антония, который не оставляет в биографии владыки белых пятен[1]. Следует отметить, что отец Сергий находился в Казани все то время, когда владыка Антоний управлял епархией, будучи с 1867 года преподавателем Казанской духовной семинарии, с 1872 года – игуменом Иоанно-Предтеченского монастыря, а с 1880 года – Успенского Зилантова монастыря.
Яков Гаврилович Амфитеатров родился 15 октября 1815 года в поселке Миасского завода Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне город Миасс). Он не просто был племянником святителя Филарета (Амфитеатрова) – с дядей его связывали многие жизненные обстоятельст-ва. Отец будущего казанского архипастыря, Гавриил, учился в Севско-Орловской семинарии, в которой ректором был его брат Филарет, а когда Филарет был переведен ректором же в Уфу, Гавриил перевелся в Уфимскую семинарию. Больше трех лет после окончания семинарии Гавриил преподавал в семинарии немецкий язык, а потом женился на дочери одного из ближайших друзей Филарета, священника одного из уфимских храмов Григория Андреевича Несмелова, Татьяне. В 1815 году он был рукоположен во священника в город Челябинск, но добился перевода в Миасский завод, где было много выходцев из родной Орловской губернии.
В 1820 году владыка Филарет (Амфитеатров), ставший к этому времени Калужским епархиальным архиереем, добился перевода своего брата Гавриила в Калугу, преподавателем духовной семинарии и настоятелем одного из городских храмов. В Калуге Яков Гаврилович успешно закончил духовное училище и духовную семинарию. Его отец умер в 1830 году, оставив вдову и четверых детей, но семья не бедствовала: опекуном стал священник Петр Александрович Алексинский, муж старшей сестры Якова, материальную помощь оказывал и святитель Филарет во время своего пребывания на Рязанской и Казанской кафедрах. Хотя Яков закончил семинарию в 1834 году, в 19 лет, только на следующий год он поступил в Киевскую духовную академию. Дело в том, что в те времена наборы в академии производились раз в два года, и лучшие выпускники 1834 года направлялись в Мос-ковскую или Санкт-Петербургскую академии.
Родственники же желали, чтобы Яков оказался под присмотром своего дяди и тезки Якова Кузьмича Амфитеатрова, профессора Киевской академии, поэтому он стал студентом только через год, в 1835 году, а через полтора года его дядя Филарет стал митрополитом Киевским. Киевская академия в годы учебы Якова была богата известными богословами и философами. Но, по отзывам владыки Антония, никто из них не оказал большого влияния на формирование его взглядов и жизненной позиции. С уважением он отзывался только о богослове Димитрии (Муретове). Значительно чаще он вспоминал старцев Киево-Печерской лавры и лаврские богослужения. Сокурсником Якова был знаменитый впоследствии консервативный публицист, издатель журнала «Домашняя беседа» Виктор Ипатьевич Аскоченский. Впоследствии казанский владыка Антоний не одобрял взглядов Аскоченского, но переписывался с ним, внимательно изучал каждый номер журнала и даже помогал материально.
В 1839 году Яков успешно закончил академию с ученой степенью магистра и был оставлен бакалавром по кафедре догматического богословия. 12 сентября 1840 года дядя, митрополит Филарет (Амфитеатров), постриг племянника в монашество, а уже 15 сентября рукоположил во иеромонаха. 16 декабря 1840 года отец Антоний стал ректором Киевского духовного училища, 19 июля 1841 года был переведен в инспектора Киевской семинарии, а 12 марта 1845 года стал в этой семинарии ректором. 16 апреля 1845 года иеромонах Антоний был возведен в сан архимандрита, 11 февраля 1848 года был назначен настоятелем Николаевского монастыря в Киеве (оставаясь ректором семинарии). 22 декабря 1848 года он получил степень доктора богословия[2]. В 1848-1849 годах архимандрит Антоний находился в Санкт-Петербурге, на череде служения, где познакомился со святителем Филаретом (Дроздовым), который высоко оценил молодого архимандрита и в дальнейшем следил за его судьбой и рекомендовал на высокие должности.
10 января 1851 года отец Антоний был назначен ректором Киевской духовной академии, эту должность он занимал семь лет.
21 декабря 1857 года скончался митрополит Киевский Филарет, дядя Антония, а 30 марта 1858 года сам отец Антоний был рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Через год с небольшим, 31 октября
9 ноября
Первые годы правления владыки Антония в Казани пришлись на время «Великих реформ», которые добрались и до «Ведомства православного исповедания». Был введен в действие новый устав духовных учебных заведений 1867 года, вводящий серьезные элементы автономии. Пересматривались штаты приходских церквей, обеспечивалось гарантированное содержание духовенства за счет серьезного повышения жалованья (при сокращении штатов) и наделения причта землей (по 33 десятины на минимальный штат из священника и псаломщика). Упразднялось духовное сословие как таковое, окончательно искоренялась практика наследования должностей сыновьями и зятьями. Все это потребовало от архиерея огромной работы и было чревато большими осложнениями и социальной напряженностью среди духовенства. Но ничего подобного в Казанской епархии не произошло. Кроме всего прочего, менялись структура и штаты консисторий, формы делопроизводства. Интересно, что архимандрит Сергий (Василевский), описывающий жизнь владыки Антония (Амфитеатрова) очень подробно, почти ничего не пишет об этой стороне его деятельности, а лишь кратко говорит о том, что владыка устроил чистку консистории, сократил ее штаты и повысил жалованье чиновникам. Архимандрит Сергий приписывает владыке Антонию лишние заслуги. Реформа консисторий проводилась в соответствии с указами и циркулярами Синода. Административный талант владыки Антония проявился в том, что реформы прошли «бескровно» – без жалоб и недобрых чувств по отношению к архиерею.
Успехам в деятельности владыки Антония способствовали прекрасные отношения с викарными епископами Викторином (Любимовым) (1868-1874), Иоанном (Ждановым) (1875-1878) и Павлом (Вильчинским) (1878-1892). Двое последних попали в Казань по желанию владыки Антония. Епископ Иоанн (Жданов) был ректором Смоленской семинарии, когда Владыка Антоний был смоленским архипастырем, а еископ Павел (Вильчинский) – любимым учеником архиепископа Антония в Киевской академии.
Архиепископ Антоний очень ревностно относился к богослужениям, стремился строго следить за тем, чтобы службы совершались по уставу, что вызывало даже обвинения в излишнем рвении.
«Великие реформы» дали простор развитию общественной инициативы, причем не только революционной и либеральной. Намного больше возможностей стало и у церковных людей. Для сравнения: в первой половине XIX века в Российской империи открылись лишь три новых монастыря (а закрыто было больше десяти). Это вовсе не свидетельствовало о снижении авторитета монашества. В России было огромное количество людей, желающих принять постриг, но многочисленные сословные и другие ограничения мешали и крестьянам, и горожанам, и дворянам. А открытие новых обителей было вообще практически невозможно из-за непреодолимых бюрократических преград. Теперь ситуация изменилась. В годы управления владыки Антония (Амфитеатрова) в Казанской епархии открылись два новых монастыря: мужской Михаило-Архангельский черемисский в Козьмодемьянском уезде (1868) и женский Успенский в Чистополе (1878).
Разумеется, владыка Антоний (Амфитеатров) не был создателем этих обителей. В синодальные времена у архиереев не было для таких дел ни власти, ни материальных и денежных ресурсов. Инициаторами создания новых монастырей были сами верующие – купцы, горожане и крестьяне. Кто-то жертвовал землю, кто-то деньги. Но и архиепископ Антоний сыграл большую роль в создании обоих монастырей.
По словам архимандрита Сергия (Василевского), «Провидение всегда посылало владыке благотворителей»[4]. Умением расположить людей к пожертвованиям на храмы и монастыри владыка Антоний очень напоминал своего дядю святителя Филарета. Владыка умел разговаривать с состоятельными людьми и побуждать их к конкретным делам на благо Церкви. В результате бесед с ним елабужский купец Иван Иванович Стахеев анонимно выделил крупные суммы на обустройство Чистопольского Успенского женского монастыря, хотя в Елабуге, находившейся тогда в Вятской епархии, на его попечении находились Казанско-Богородицкий монастырь, Покровская церковь. Создание православного женского монастыря в Чистополе, где в экономике и городском самоуправлении доминировали старообрядцы, имело большое миссионерское значение.
Но черемисский Михаило-Архангельский монастырь как центр миссионерства был намного значительнее. У его истоков стояла группа религиозных крестьян из горных марийцев, во главе с Михаилом Герасимовым и Иваном Захаровым, которые уже с середины 50-х гг. организовали самодеятельную общину, в которой вели монашескую жизнь. Долгое время они не находили понимания у гражданских и церковных властей. Последовали обвинения в хлыстовсте, а Михаил Герасимов почти год провел в тюрьме за использование для построек общины казенного леса. С 1861 года марийцы стали ходатайствовать об открытии монастыря и выделении для него казенной земли. Но у архиепископа Афанасия (Соколова) они не нашли понимания. Владыка Антоний (Амфитеатров) быстро решил все бюрократические проблемы, земля была выделена. Владыка уговорил козьмодемьянского купца Ивана Матвеевича Зубкова выделить больше 30 тысяч рублей на строительство храма и келлий. За 11 лет сам владыка 10 раз побывал в Михаило-Архангельском монастыре, ставшем основным фактором подлинного обращения горных марийцев в православие.
В 1870 году по его инициативе Тихвинский монастырь в городе Цивильске был преобразован из мужского в женский. Средства выделил казанский купец Василий Никитич Никитин.
В 1870-е гг. Благовещенский собор заново расписывал известный мастер Сафонов из Вязников Владимирской губернии. Именно владыка Антоний составил подробнейший план росписи, с указанием всех сюжетов и мест их расположения и постоянно контролировал работу художника. Эта роспись, отреставрированная в 1999-2005 гг., и сейчас украшает стены собора.
В 1879 году по инициативе владыки Антония состоялось торжественное празднование 300-летия обретения Казанской иконы Божией Матери, в Казань прибыли Симбирский архиепископ Варсонофий (Охотин) (бывший ректор Казанской семинарии) и викарный епископ Санкт-Петербургской епархии Никанор (Бровкович) (бывший ректор Казанской академии).
В поездках архиерея практически всегда сопровождал настоятель кафедрального собора протоиерей Виктор Петрович Вишневский, прекрасно знавший епархию, свободно владевший чувашским и марийским языками[5].
Уже в первое же лето своего пребывания на Казанской кафедре архипастырь совершил две больших поездки. Первая из них заняла две недели: владыка объехал весь восток и юго-восток Казанской губернии, посетив уездные города Лаишев, Чистополь, Мамадыш (там он освящал Петропавловскую церковь) и 50 приходских храмов.
Вторую поездку в 1867 году он совершил на север левобережной части губернии, она продолжалась с 11 по 19 июля. Выехав из Казани через Раифский монастырь, он посетил Царевококшайск, Мироносицкую пустынь и 28 приходов Казанского и Царевококшайского уездов.
11 июля 1868 года владыка Антоний на пароходе выехал в Тетюши и до 19 июня ездил по Тетюшскому и Спасскому уездам, побывал в обоих уездных городах и 31 сельском приходе.
С 13 по 23 августа он ездил по Свияжскому уезду, побывал в Свияжске, Макарьевской пустыни и 30 селах.
9 сентября, выехав на пароходе в Козьмодемьянск, владыка Антоний посетил села Петнур, Пернягаш, Мариинский Посад и 11 сентября вернулся.
В 1869 году поездка была только одна, архиепископ посещал приходы северо-западной части губернии. Выехав 25 мая в Чебоксары, владыка по дороге посетил Свияжск, Чебоксары, Ядрин, Цивильск, Михаило-Архангельский черемисский монастырь и 44 сельских прихода.
С 13 по 19 июля 1870 года владыка ездил по Казанскому и Лаишевскому уезду, он посетил 16 приходских сел и еще 6 кряшенских деревень, в которых осматривал школы, беседовал с учителями и учениками.
Большую поездку архиепископ совершил с 10 по 21 августа. Он посетил Арск, Мамадыш, Лаишев, 39 сел. Во время этой поездки он ночевал в пяти помещичьих усадьбах, а все остальные ночи – в квартирах священников.
Уже через 9 дней, 1 сентября, владыка Антоний на пароходе «Гонец» выехал в Чебоксары, на следующий день освятил вновь построенный храм в селе Ишаки, где находилась особо чтимая чувашами икона святителя Николая, посетил села Янгильдино и Пихтулино и 4 сентября вернулся в Казань.
В следующем 1871 году самую большую поездку владыка совершил со 2 по 15 июня, он побывал в Тетюшах, Спасске, Чистополе, Лаишеве, 44 селах.
С 10 по 13 июля архиепископ Антоний ездил по селам Казанского и Царевококшайского уездов (12 сел).
Третью поездку в 1871 году владыка совершил в сентябре. Первого числа он на пароходе выехал в Козьмодемьянск и в тот же день прибыл туда. На другой день он посетил села Пернягаш и Шапкили, 3 сентября – Черемышево и Емелево, 4-6 сентября провел в Михаило-Архангельском черемисском монастыре, 7 сентября – в Козьмодемьянске. Оттуда он на пароходе прибыл в Чебоксары, 9 числа посетил Цивильск, а 11-го – Мариинский Посад, откуда на пароходе прибыл в Казань.
В 1872 году архиепископ совершил две поездки. Первую в июле он совершил по Казанскому, Чебоксарскому (левобережной части) и Царевококшайскому уездам, побывал в уездном городе Царевококшайске и 17 селах.
По возвращении в Казань он писал А.К. Матвеевой: «Совершил путешествие по одному уезду, по пространству и времени невеликое, но чрез леса, болота и пески, едва проезжаемые. Случалось и 60 верст едем и ни одного живого существа не видим, даже птиц. Селения черемисские разбросаны на огромном расстоянии от церкви по лесам. …Чем ближе к церквам, тем черемисы и развитее и более похожи на христиан, чем далее, тем менее, а есть довольно и вовсе некрещеных. Надо бы полдюжины церквей новых в сей местности – а где взять средства? Как пишете, у нас цивилизаторы считают нужнее зоологические кабинеты и подобные диковинки, чем церкви»[6].
В августе больше двух недель владыка ездил по Свияжскому, Тетюшскому и Цивильскому уездам, посещая все уездные города, Макарьевскую пустынь и 31 село. Во время этой поездки он освятил новый храм в Цивильском монастыре.
В 1873 году владыка Антоний летом тоже ездил по епархии дважды. С 8 по 21 июля он объезжал Горную сторону, посетив уездные города Свияжск, Цивильск, Чебоксары, Ядрин, Макарьевскую пустынь и 36 сел.
Вторая поездка была короче – с 19 по 24 августа. Владыка побывал в городе Арске и 19 селах.
В 1874 году владыка выезжал только один раз. 3 июля он на пароходе выехал в город Спасск, а на следующий день стал объезжать Спасский уезд, побывав в Спасском Затоне, 22 селах и городе Лаишеве.
В 1875 году внимание владыки привлек Чистопольский уезд. 7 июля он прибыл в Чистополь на пароходе и следующие дни провел в поездке, посетив 27 сел. 12 июня он вернулся в Чистополь и отбыл на пароходе в Казань.
В 1876 году с 8 по 20 июля владыка Антоний ездил по Свияжскому, Чебоксарскому и Цивильскому уездам, посетил все три уездных города, Макарьевскую пустынь, Геронтьеву пустынь, 21 село.
С 11 по 20 августа владыка объезжал Казанский и Царевококшайский уезды, побывал в Царевококшайске, Арске, Мироносицкой пус-тыни, 21 селе.
В 1877 году у архи-епископа Антония была только одна поездка. 12 ав-густа на пароходе он прибыл в Козьмодемьянск и с 15 по 19 сентября ездил по селам, по-сетив Владимирское, Малый Сундырь, Виловатый Враг, Кузнецово, Кожваш (Козь-модемьянский уезд), Юнги-Ядрино, Малое Карачкино Ядринского уезда и город Ядрин. С 19 по 22 августа он жил в Михаило-Архангельском черемисском монастыре, откуда выехал в ближайший к нему город Васильсурск Нижегородской епархии и губернии, где сел на пароход, идущий в Казань.
Все богослужения архипастыря в городах и селах всегда сопровождались проповедями. Произнесенные за семь лет пребывания на Смоленской кафедре проповеди собрал и издал в Казани сам владыка Антоний, этот сборник составил 1870 (!) страниц. Речи, произнесенные в Казанской епархии, не выходили отдельным изданием, но в основном публиковались в «Известиях по Казанской епархии» (17 выступлений) и «Православном собеседнике» (83 выступления).
Большое внимание владыка Антоний уделял духовным школам. Новый устав духовных учебных заведений 1867 года, который был введен в Казанской духовной академии и Казанской духовной семинарии, не предполагал большой роли епархиальных архиереев в жизни духовных школ. В нем, с одной стороны, увеличивались права выборного руководства академий и семинарий, а с другой, укреплялось духовно-учебное ведомство Синода. Роль епархиального архиерея сводилась к представительству на торжественных мероприятиях и участию в экзаменах. Владыка действительно часто бывал и в академии, и в семинарии, был лично знаком со всеми преподавателями. В 1868-1871 гг. ректором Казанской академии был известный церковный деятель и богослов Никанор (Бровкович), о котором профессора и студенты на долгие годы сохранили хорошую память, В 1871 году в первый и последний раз в истории академии проводились выборы ректора. Архиепископ своим авторитетом способствовал тому, что ректором был избран воспитанник первого выпуска Казанской академии (1846 года), профессор богословия Казанского университета, протоиерей Александр Поликарпович Владимирский. Выбор профессоров и архиепископа оказался удачным, протоиерей Владимирский оставался на должности ректора рекордный срок в истории всех духовных акаде-мий – 24 года.
Владыка Антоний (Амфитеатров) добился исправления странной ситуации, уже долгие десятилетия тянувшейся в духовной семинарии. Комплекс зданий семинарии сгорел еще в пожаре 24 августа 1842 года. Семинария разместилась в здании казанского духовного училища на улице Поперечно-Казанской (ныне Миславского). Вопрос о том, восстанавливать ли сгоревшие здания или построить новые в другом месте, тянулся более 20 лет, и решение, принятое в 1862 году, было весьма странным. Для семинарии выделялся учас-ток за городом, так называемая дача «Подсека», на Сибирском тракте (ныне улица Ершова), около существовавшей уже Окружной психиатрической лечебницы (ныне Республиканской психиатрической больницы). Но огромные деньги (190 тысяч рублей) в 1862 году были Синодом выделены почему-то не на строительство нового здания семинарии, а на восстановление старого комплекса. Действительно, к осени 1865 года подрядчик М.М. Данилов перестроил три сгоревших корпуса в огромное двухэтажное здание. Но оно было предназначено не для обучения семинаристов, а для сдачи в аренду под торговые заведения, доходы должны были идти на содержание семинарии. Почему Синод финансировал строительство торговых лавок, хотя семинария продолжала ютиться в частном здании? Историк Казанской духовной академии Петр Васильевич Знаменский приписывал эту аферу ректору семинарии, а потом и академии архимандриту Иннокентию (Новгородову), другу подрядчика Данилова.
В результате к моменту назначения Антония на Казанскую кафедру в бывшем комплексе семинарии торговали, а строительство зданий на даче «Подсека» и не начиналось. Владыка Антоний сумел добиться в Синоде разумного решения. Предполагаемая постройка была отменена, а комплекс на Воскресенской был возвращен семинарии. С 1 сентября 1868 года на втором этаже разместились учебные аудитории и спальни, а первый продолжал сдаваться под лавки.
Владыка Антоний по достоинству оценил Николая Ивановича Ильминского, его талант и миссионерский потенциал. В 1867 году он способствовал тому, чтобы Синод разрешил рукоположить руководителя Центральной крещено-татарской школы Василия Тимофеева во священника. В последующие годы он назначил многих воспитанников Центральной крещено-татарской школы псаломщиками, восьмерых рукоположил во диаконы. Во второй половине 1870-х гг. Ильминский и Василий Тимофеев многих своих воспитанников считали достойными сана священника, но архиепископ не разделял их энтузиазма, отвечая Ильминскому: «все хотят стать Василиями Тимофеевичами, а Василий Тимофеевич один».
В 1867 году по инициативе Николая Ивановича Ильминского было создано Братство святителя Гурия, которое развернуло активную миссионерскую деятельность. В инородческих деревнях появились десятки братских школ (к 1879 году их было 78), велась интенсивная переводческая работа. Благодаря Братству миссионерская система Ильминского получила широкое распространение и в земских школах. Согласно уставу, епархиальный архиерей был председателем совета Братства. Владыка не был только почетным председателем, он действительно участвовал в деятельности Братства, присутствовал на всех заседаниях Совета, жертвовал Братству личные деньги, обязывал священников помогать Братству. И здесь проявилось его сходство с дядей святителем Филаретом. Благодаря владыке Антонию большинство православных купцов Казани стали членами Братства и выделяли на его деятельность большие пожертвования.
В том же 1867 году по инициативе архиепископа Антония стал издаваться журнал «Известия по Казанской епархии». Его издателем была духовная академия, но фактически это был журнал Казанской епархии, в котором публиковались официальная информация, богословские, этнографические, публицистические статьи, проповеди. Это был первый в России епархиальный журнал, в других епархиях «Епархиальные ведомости» появились только через четыре года, в соответствии с указом Синода.
3 июля 1878 года архиепископ Антоний (Амфитеатров) тяжело заболел и 8 ноября скончался. Его похороны состоялись 12 декабря, отпевали владыку Симбирский архиепископ Феоктист (Попов) и викарий Казанской епархии епископ Чебоксарский Павел (Вильчинский)[7].
Примечание
1. Архимандрит Сергий (Василевский). Высокопреосвященнейший Антоний (Амфитеатров), Архиепископ Казанский и Свияжский. – Казань, 1885. – Т. 1-2.
2. В качестве докторской диссертации был зачтен учебник «Догматическое богословие», который был издан в Санкт-Петербурге в 1849 году. В 1862 году он был опубликован уже восьмым изданием.
3. Письма Высокопреосвященного Антония, архиепископа Казанского. – Казань, 1912. – С. 36.
4. Архимандрит Сергий (Василевский). Указ. соч. – Т. 2. – С. 17.
5. Виктор Петрович Вишневский (1804-1885), уроженец села Сугут-Торбиково Ядринского уезда, сын псаломщика, внук выпускника Казанской новокрещенской школы из чувашей. Закончил Казанскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1828), преподавал в Казанской духовной семинарии, с 1828 года священник Петропавловского собора, с 1854 года ключарь, с 1866 – настоятель кафедрального Благовещенского собора. Стал основателем научного изучения чувашского языка, опубликовав первый чувашско-русский словарь и грамматику. В правление владыки Антония (Амфитеатрова) играл очень важную роль в консистории и церковном суде.
6. Письма Высокопреосвященного Антония, архиепископа Казанского. – Казань, 1912. – С. 52.
7. Павел (Вильчинский Иван Тимофеевич) (1829-1908). Ученик владыки Антония (Амфитеатрова) по Киевской академии, владыка Антоний же в 1853 году постриг его в монашество. В 1878-1882 гг. был викарным епископом Казанской епархии. Пользовался полным доверием владыки. С мая 1880 по апрель 1882 года управлял Казанской епархией в отсутствие архиепископа Сергия (Ляпидевского). Позже был епархиальным архиереем в Саратове, Астрахани, Пензе. Из-за бескомпромиссности и «отсутствия трепета» перед духовным и светским начальством его карьера складывалась не слишком благополучно, в 1902 году уволен на покой.