Священномученик Иоасаф (Удалов Иван Иванович) временно управляющий Казанской епархией с 21 марта 1921 годам по 4 января 1922 года и с 21 августа 1922 года по 15 мая 1923 года 

Архиепископ Афанасий (Малинин Александр Антонович) временно управляющий Казанской епархией с декабря 1923 года, архиепископ Казанский и Свияжский с 7 мая 1929 года по 23 марта 1933 года

Архиепископ Ириней (Шульмин Михаил Александрович) временно управляющий Казанской епархией с 23 марта по 11 августа 1933 года.  

Серафим (Александров Дмитрий Александрович) архиепископ Казанский и Свияжский с 11 августа 1933 года по 25 декабря 1936 года. 

Венедикт (Плотников Виктор Васильелич) архиепископ Казанский и Свияжский с 20 декабря 1936 года по 11 августа 1937 года. 

Исаакиевский собор. Начало XX-го столетия.Виктор Плотников родился 25 октября 1872 года в селе Лижма Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в семье священника. В 1893 году он закончил Олонецкую духовную семинарию (в Петрозаводске), стал псаломщиком кафедрального собора, вскоре вступил в брак и 15 августа 1894 года был рукоположен во священника с назначением в Воскресенский собор города Вытегра той же Олонецкой губернии. В 1898 году он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую успешно закончил в 1902 году. После окончания академии отец Виктор был назначен настоятелем храма и законоучителем Санкт-Петербургского Павловского женского института (среднее учебное заведение), одновременно преподавал Закон Божий и в других учебных заведениях города. 6 мая 1915 года он был возведен в сан протоиерея. В начале 1918 года, после знаменитого советского декрета «об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», преподавание Закона Божия было прекращено и все храмы в учебных заведениях закрыты. Протоиерей Виктор Плотников стал ключарем кафедрального Исаакиевского собора, а в январе 1919 года – настоятелем Никольского морского собора в Кронштадте.

В начале 1920 года он овдовел, в начале августа того же года был пострижен в монахи, а 28 августа в Исаакиевском соборе митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Вениамином (Казанским) был рукоположен во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии. Он стал помощником и ближайшим сотрудником митрополита Вениамина. Вместе с митрополитом он был арестован 29 мая 1922 г. и 10 июня вместе еще с 86 священнослужителями и мирянами оказался обвиняемым по делу об уклонении от изъятия церковных ценностей и об «использовании религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти». 5 июля был оглашен приговор, владыка Венедикт оказался среди десяти приговоренных к расстрелу. 26 июля Постановлением ВЦИК шестеро из них, в том числе владыка Венедикт, были помилованы.

Митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), профессора И.М. Ковшаров, Ю.П. Новицкий 12 августа были расстреляны, а епископу Венедикту расстрел был заменен десятью годами лишения свободы. Возмущение, прокатившееся по странам Европы после расстрела католического епископа Богушевича и угрозы жизни патриарха Тихона, заставило власти пойти на уступки. 27 июня 1923 года Патриарх был освобожден, а 30 ноября 1923 года вышел на свободу епископ Венедикт (Плотников).

Г.Е. ЗиновьевВ феврале 1924 года указом патриарха Тихона он был назначен временно управляющим Петроградской епархией с прежним титулом епископа Кронштадтского. Назначение было не из легких. В «колыбели революции» местные власти, которые тогда еще возглавлял Г.Е. Зиновьев, особенно рьяно поддерживали обновленцев. Предшественник владыки  Вениамина, епископ Мануил (Леме-шевский), был арестован. Но владыку Венедикта не сломило тюремное заключение, и он жестко боролся не только против обновленцев, но и против примиренческих тенденций среди «тихоновского» духовенства.

20 июня 1925 года в послании к мирянам Ленинградской епархии владыка Венедикт от своего имени и от имени еще троих викарных архиереев писал: «Разве не дерзость, что… лица, именующие себя священниками, ... вторгаются к вам и желают управлять вами... Разве не дерзость и обман, что эти ….лица, будучи представителями тех, кои попрали всякие каноны и предания церковные, желая кого-то обольстить, говорят фальшивые речи о соборности и призывают к собору? По беззаконному, нечестивому и богомерзкому собору 1923 года, низложившему св. Патриарха, мы знаем, на какие соборы зовут они.... Пусть обновленцы сами подумают, кто они такие. А выдавать похвальные аттестации Епархиальному Управлению за его работу по разорению Святой Церкви – это же глумиться над Христом и его Церковью, а призывать вас к этому – значит глумиться над вами.

Простите их, не ведят бо, что творят. К делам же их не касайтесь и ни в какое общение с ними не входите...

Пусть каждый позаботится о себе и своем спасении, а нас сохранит и спасет Господь, благословение Которого да будет нерушимо со всеми вами во веки. Аминь».

Вполне естественным был новый арест владыки Венедикта 16 декабря 1925 года. 29 апреля 1926 года он был осужден к трем годам ссылки, которую отбывал в Нарыме. В апреле 1929 года был освобожден, жил в Иркутске. В ожесточенной борьбе, развернувшейся после смерти патриарха Тихона, владыка Венедикт не участвовал, признал митрополита Сергия и его декларацию. В 1931 году он был назначен управляющим Вологодской епархией с прежним титулом епископа Кронштадтского. 4 апреля 1933 года был возведен в сан архиепископа, с 16 апреля стал называться архиепископом Вологодским и Великоустюжским.

18 октября 1933 года архиепископ Венедикт был переведен на Новгородскую кафедру, где пробыл менее трех лет, 5 сентября 1936 года был уволен на покой, а 20 декабря 1936 года был назначен архиепископом Казанским и Свияжским.

Между тем тучи над ним сгущались. В Казани ему пришлось прослужить не больше двух месяцев. 28 февраля в квартире на улице Кирпичнозаводской архиепископ Венедикт был арестован и этапирован в Ленинград, где был привлечен к делу об организации «Союза русского народа».

Вот что писала по этому поводу в 1937 году «Ленинградская правда»: «В начале 1937 г. была разоблачена контрреволюционная организация церковников, которая состояла из попов, монахов, членов церковных «двадцаток» и бывших кулаков и торговцев. Эта банда в продолжение нескольких лет вела подрывную работу в ряде районов Ленинградской области (речь шла о территории Новгородской епархии, в 1930-е гг. Новгород входил в Ленинградскую область). Руководителем этой организации являлся архиепископ Венедикт Плотников, бывший член «союза русского народа», ученик и последователь Иоанна Кронш-тадтского – организатора этого «союза».

Плотников за 20 лет существования советской власти ни на один день не прекращал активной борьбы против Советского государства. В 1922 году он вместе с митрополитом Вениамином Казанским организовал антисоветские выступления церковников. На протяжении последующих лет он создавал под видом религиозных братств контрреволюционные группы.

В 1932 году Плотников создал в одном из городов контрреволюционную организацию, которую вошли известные в дореволюционной России попы-черносотенцы. Он поставил перед своими единомышленниками задачу создать антисоветские группы в деревне, оказывать влияние на колхозников и единоличников, возбуждать среди них недовольство против советской власти, чтобы содействовать ожидавшейся ими интервенции со стороны фашистских стран против Советского Союза.

Для осуществления своих планов Плотников привлекал «своих людей» к исполнению религиозных обрядов в Церкви.

…Поп К. в апреле 1934 г. встретился с Плотниковым, был вовлечен им в руководящее ядро контрреволюционной организации и направлен в одну церковь на «работу».

Левашовская пустошьПо приезде в назначенное место К. создал антисоветскую группу в своем приходе. В 1936 г. К. встретился с бывшим городовым и кулаком И., бежавшим из ссылки и ставшим «странником божьим», которого он направил в два района Ленинградской области. Снабженный евангелием и удостоверением о том, что он направляется в соответствующие приходы в поисках места сторожа или псаломщика, вооруженный ненавистью к советской власти, И. становится организатором контрреволюционных поповских групп. Местные попы охотно оказывали ему услуги, шли ему навстречу.

Этот фашистский агент давал участникам контрреволюционных групп указания о вредительской работе в колхозах, о совершении тер-рористических актов про-тив местных работников».

Приговором Тройки НКВД по Ленинградской области 11 августа 1937 года архиепископ Венедикт (Плотников) был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 16 августа 1937 года, расстрелянный архиерей, как и тысячи других казненных, был похоронен на Левашовской пустоши.

Последние добавления