[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Святые Хрисанф и Дария (и с ними Клавдия, Илария, Ясон и Мавр) пострадали Риме в 283 г. Св. Хрисанф был сыном знатного сенатора, получил блестящее образование и с юных лет полюбил книги. Купив Евангелие и Апостольские послания, он с интересом прочел их. Его пленяла высота Евангельского учения, но многое в этих книгах он не мог понять.
Промыслом Божиим Хрисанф познакомился с одним священником, который обстоятельно разъяснил ему христианскую веру. Глубже изучив Евангелие и проникнувшись идеалом христианской нравственности, Хрисанф отказался от языческих заблуждений своей семьи и принял святое крещение. Хрисанф горел желанием и других язычников приобщить к Христовой вере, и поэтому он начал усердно и безбоязненно проповедовать Евангелие.
Отец его, убежденный язычник узнав крещении сына и желая отвратить его от христианства, посадил его в темницу и начал морить голодом и холодом. Но страдания только укрепляли веру Хрисанфа. Тогда отец, надеясь этим вернуть сына к язычеству, освободил Хрисанфа из тюрьмы и повенчал его на девице Дарии — жрице при языческом капище в честь богини Афины. Но вместо этого Хрисанф в скором времени обратил Дарию в христианство, и она крестилась.
Когда отец Хрисанфа умер, дом молодых супругов сделался обителью для новообращенных христиан. Через какое-то время трибуну Клавдию донесли, что Хрисанф и Дария проповедуют христианство. Клавдий предал их мучениям, но, видя твердость и чудеса св. мучеников, сам уверовал во Христа с женой своей Иларией и сыновьями Мавром и Иасоном.
За это по приказу императора Клавдий был утоплен с камнем на шее, а его сыновьям отрубили мечом голову. Мать их Илария скончалась на их могиле, прежде чем ее предали мучениям. Хрисанфа же и Дарию после страшных мучений закопали живыми в землю.
Впоследствии в день памяти св. Хрисанфа и Дарии многие римские христиане собирались для молитвы в пещере около места их праведной смерти. Язычники, узнав об этом, завалили пещеру, и собравшиеся в ней погибли от голода. В числе погибших в пещере называют пресвитера Диодора и диакона Мариана.
Молитва мученикам Хрисанфу и Дарии
О святии угодницы Божии, мученицы Хрисанфе и Дарие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприяли еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый ваш образ, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесите, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь
Тропарь мученикам Хрисанфу и Дарии
Мученицы Твои Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.
Святая праведная София — княжна, а затем княгиня Слуцкая, происходила из древнего рода Олельковичей, княживших в городе Слуцке, одном из древнейших городов Северо-западной Руси. Слуцк впервые упомянут в летописях под 1116 годом — тогда он принадлежал великому князю Киевскому Владимиру Мономаху. Около 1270 года город оказался по власти литовских князей и в 1395 г. образовал особый удел со своими князьями, родоначальником которых стал внук великого князя Ольгерда — Александр (Олелько) Владиславович. Под их управлением Слуцк строился, укреплялся и к XV веку считался одним из главных городов Литвы. Много раз осаждали его татары, но так и не смогли взять грозной цитадели.
Род Олельковичей явил миру немало благочестивых христиан, хранивших верность Православной Церкви. Дед святой Софии Юрий Юрьевич — великий почитатель православных святынь, — известен собственноручно переписанным Евангелием, переданным в дар Слуцкому Свято-Троицкому монастырю. Кроме того, сохранились грамоты князя Юрия и его супруги Екатерины о слуцких церквях и монастырях. В своем духовном завещании князь увещевал сыновей попечительствовать, подобно ему, над Свято-Троицким монастырем, не отнимать у обители данных ей пожертвований и привилегий, твердо держаться Православия.
Отец святой Софии — Юрий Юрьевич II — был единственным из трех сыновей, исполнившим заветы своего родителя. Младшие его братья перешли в католичество — а подобные измены в то время стали скорое правилом, чем исключением вследствие насилия католиков над Православием в Польско-Литовском государстве. Несмотря на притеснения из-за верности Православной Церкви, Юрий Юрьевич твердо держался веры отцов и обычаев предков. Как и отец, был он щедрым дарителем церквям и монастырям: известен пожертвованный им Благовещенской церкви Свято-Троицкого монастыря литой серебряный настоятельский посох.
Юрий Юрьевич был женат на Екатерине из рода Кишек; от этого брака, длившегося менее одного года, родилась 1 мая 1585 года их единственная дочь — последняя из рода Олельковичей. Словно в ознаменование будущей мудрости Слуцкой княгини и ее заботах о гонимом Православии, княжну назвали во святом Крещений Софией — Премудростию.
Вскоре после родов отошла в жизнь вечную мать, а через год — 6 мая 1586 года — умер и отец. Древо славных князей Слуцких и Копыльских закончилось на Софии, осиротевшей еще в колыбели.
Опеку над годовалой девочкой приняла семья Ходкевичей — ее родственников — сначала Жмудский староста Юрий Ходкевич, взявший ее в Вильну, а затем Виленский каштелян, брестский староста Иероним Ходкевич.
Заботясь о последней княжне Слуцкой, Ходкевичи, тем не менее, преследовали корыстные цели. Оба опекуна были должны князьям Радзивиллам значительные суммы денег. Они хотели расплатиться с долгами за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода. Ходкевичи и Радзивиллы заключили сделку, подтвердив ее письменно, что княжна София по достижении ею совершеннолетия будет выдана замуж за Несвижского князя Януша Радзивилла, сына Виленского воеводы Криштофа Радзивилла. В договоре был указан даже срок свадебного торжества — 6 февраля, но все это при единственном условии, что невеста не изменит своего решения. Впрочем, опекуны не слишком опасались, ибо княжна была послушна их воле. Князь Януш и юная София, в одиннадцать лет ставшая его невестой, виделись в доме Ходкевичей в Вильне.
Вскоре снова обострились финансовые споры двух родов. Радзивиллы наложили запрещение на Копыль — имение Ходкевичей, в счет оплаты старого долга. Разгневанные Ходкевичи запретили князю Янушу видеться с княжной Софией. Радзивиллы, не желая отказываться от Слуцкого княжества, возбудили судебное дело, по которому Ходкевич был присужден к выплате огромного штрафа, либо, — в случае отказа, — к лишению прав и изгнанию.
По мере приближения назначенного срока бракосочетания, страсти накалялись. Не сумев договориться, обе стороны собирали войска. Радзивиллы собрали 6000 ратников, укрепили свой дворец. Ходкевичи вооружили до 2000 своей челяди, выставили 24 орудия и превратили в неприступную крепость свой виленский дом, ставший затвором для юной княжны — заложницы. София Юрьевна неустанно молила Бога остановить готовящееся кровопролитие, невольной причиной которого она стала.
Сам король отправил послов, склоняя к миру обе стороны. Униатский митрополит Ипатий Потей направил послание наместнику Слуцкого монастыря Исаие Соболевскому и всему слуцкому духовенству, чтобы оно молилось за благополучное для католиков Радзивиллов окончание тяжбы и наложило трехдневный пост, чтобы Бог «нам внял и от всякого противления, скорби и беды избавил...»
Несмотря на все увещевания, к 6 февраля все было приготовлено к битве. Но Господь не попустил бессмысленного кровопролития — и вскоре недавние враги заключили новое соглашение о том, что Радзивиллы, в обмен на руку княжны, прекратят любые денежные претензии, а также выдадут свидетельство о правильности ведения дел по опеке над имениями невесты.
Новый день бракосочетания назначили на воскресенье 1 октября 1600 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, которой вручала свою судьбу юная София. Однако, незадолго до венчания появилась еще одна проблема — опекуны не спросили у невесты, согласна ли она изменить своей вере для брака с Несвижским князем—католиком.
Но Православие, вера предков — главное сокровище, оставшееся у княжны Софии от отцовского наследства, и она решительно отказалась переходить в католичество. Более того, София настаивала еще и на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные. Только при выполнении этих условий четырнадцатилетняя княжна соглашалась вступить в брак.
Князю Янушу пришлось обратиться к Римскому Папе с соответствующим прошением. Разрешение было получено, и бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось в назначенный срок: 1 октября 1600 года, по православному обряду, в одном из соборов Бреста. Обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой.
Трудно была жизнь сироты у Ходкевичей, не сладкой стала она и в замужестве. Во всех печалях своих княжна, а затем княгиня София находила утопление только в молитве, в Церкви. Но пришло горе, затмившее собой все личные скорби: церковная уния с Римом, объявленная в западнорусских землях в 1596 году.
Введение унии сопровождалось ужасающими насилиями над православными. У них отнимались храмы, монастыри, православные священники изгонялись. Церкви отдавали в аренду иноверцам, которые требовали платить за каждое богослужение. Вслед за этим были запрещены все публичные собрания православных. «Духовенство диссидентов» — так называли в то время православных священников — не должно было явно ходить по улицам со Святыми Дарами. Крещение, венчание, погребение разрешалось совершать только с согласия католического ксендза за установленную последним плату. Хоронили православных ночью. Дети, рожденные от смешанных браков, причислялись к католической церкви. Православным запрещалось занимать общественные должности, созывать собрания, искать протекции под угрозой применения законов против бунтовщиков.
Болея сердцем за попираемую веру своих предков, юная княгиня стала защитницей православных святынь и православного народа от униатского насилия. Принадлежащий ей Слуцк она превратила в твердыню Православия — одну из немногочисленных, а вскоре и единственную во всем крае.
Жители Слуцка сплотились в Преображенском братстве, где самое деятельное участие принимала княгиня София. Своего мужа убедила она исходатайствовать у польского короля грамоту о воспрещении в их владениях насильно принуждать православных к унии. Грамота была получена. Княгиня защитила интересы Православия юридически.
Кроме юридической защиты, София заботилась об обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на строительство храмов, своими руками шила и вышивала золотом церковные ризы и священские облачения, совершала паломничество в отдаленные храмы во дни престольных праздников.
Влияние праведной княгини было столь велико, что даже ее муж впоследствии, ужо после ее смерти, подтверждал своими грамотами, что православные храмы, облагодетельствованные в свое время княжной Софией, должны сохранять свободу своего богослужения и церковные правила в духе Восточной Церкви... «Церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены». И потомки соблюдали наказы. Княжна Людвига Радзивилл подписала грамоту, текст которой мы приводим почти полностью: «изъяснить всем, кому знать должно, что церкви религии старой Греко-Российской, с незапамятных времен построенные и арендованные в городе Слуцке и Копыле и во всем княжестве Слуцком и Копыльском, а также в имениях моих Кайдановском, Копыльском, Себежском и других, всегда стояли под благословением восточного Константинопольского патриарха, и блаженной памяти князь и княгиня, предки мои всегда этой религии и подданным православным покровительствовали, и что они доселе пользовались и ныне пользуются свободою своего старогреческого богослужения и силою церковных правил в духе Церкви Восточной, а потому настоящею привелегиею своею утверждаю, чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных; на место умирающих пресвитеров униаты не должны быть поставляемы и уния на эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом, но да будет им позволено для посвящения пресвитеров, относящихся к владыкам их — не униатам, в короне и Литве находящимся, а за недостатком их ездить за границу без всякого препятствования и малейшего затруднения. Все это содержать, как сама обещала духовенству Слуцкому; и преемников своих обязываю эту привелегию точно и неприкосновенно соблюдать».
Умерла Блаженная София в возрасте 26 лет 19 марта 1612 года при рождении дочери, которая не пережила свою мать. В память о праведной жизни и благотворениях княгини она была погребена в Слуцком Свято-Троицком монастыре. Господь прославил святую княгиню Софию нетлением мощей и чудотворениями у гроба.
После октябрьской революции мощи святой Софии изъяли из монастыря и отправили в Минский музой, где они и пребывали до наступления новых времен.
Нетленные мощи святой праведной Софии, княгини Слуцкой почивают ныне открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска у северного придела в честь чудотворной Минской иконы Божией Матери.
Молитва святой праведной Софии, княгини Слуцкой
О святая праведная мати наша, блаженная княгиня Софие, приими с любовию приношение веры, надежды и любви нашея и вознеси ко Господу, и яко при жизни была еси помощница и заступница всем православным христианом земли твоея, тако и ныне укрепи нас твердо и непоколебимо до смерти стояти за веру православную, согрей сердца наша любовию ко Господу и Пречистей Его Матери. Умоли Христа Бога нашего, да сохранит Церковь Свою святую от расколов и ересей, да утвердит в ней дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости вечной, да вси члены ея духом и истиною покланяются Ему, да укрепит верных в благочестии и святости жизни, да обратит отпадших от Православный Церкве во святыя недра ея. О святая мати, града Слуцка похвало и радосте, умоли Господа, да избавит град твой и вся грады и веси Малыя, Белыя и Великая России от глада, труса, потопа, огня, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от смертоносныя язвы, да низпослет правителем нашим усердие, прозорливость, мудрость и верность, да управляют и судят по воле Его, да хранят установления Святыя Церкве. Испроси всем с верою притекающим к раце святых мощей твоих мирное житие, тишину, просвещение умов и сердец, соблюди их от козней вражиих, от соблазнов мира, во зле лежащаго, и от всякия скорби и нужды, обрати нас к покаянию и исправлению, даруй заблудшим истины познание, недугующим исцеление. Упаси нас благодатными твоими молитвами от всех врагов видимых и невидимых и сохрани от всякаго зла, да прославим во вся дни жизни нашей Отца и Сына и Святаго Духа и твое заступление во веки веков. Аминь.
Тропарь святой праведной Софии, княгини Слуцкой
Тропарь, глас 5
Блаженная мати Софие, нетлением мощей и чудес сиянием почти тя Бог, поминающе твое праведное житие, тя молим испросити телесем нашим здравие и душам спасение.
Кондак, глас 4
Приидите вси русстии жены, святую Софию восхвалим, уподобившуюся мудрым девам, елей благодати Духа Святаго стяжавшим; темже умудри тя Господь подвизатися во утверждении святыя Православныя веры и соблюдати Церковь Его непозыблему от ересей и расколов, сего ради благодарно воспоем ти: радуйся, града Слуцка и всея земли нашея радосте и утверждение.
Величание
Величаем тя, святая праведная княгине Софие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.
Происходил из рода московских князей Охлябининых. Принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре, ученик преподобного Нила Сорского († 1508 г.; память 7/20 мая). Вместе со своим наставником совершал паломни-чество в Палестину, Константинополь, на святую гору Афон, где прожил несколько лет. Возвратившись на родину и ища безмолвия, преподобный Иннокентий вместе с преподобным Нилом поселился на реке Сорке, где его учитель основал скит со строгим уставом.
По указанию Божия Промысла преподобный оставил своего наставника и поселился в Комельском лесу, недалеко от Вологды, на реке Еде. Тридцать лет трудился преподобный Иннокентий над устройством монастыря. На основании творений святых отцов и особенно писаний преподобный Нила Сорского он составил для братии наставления. Преподобный Иннокентий завещал прежде всего избегать ссор и споров просил хранить любовь о Христе и мир духовный. Покидавший пустыню инок терял право на келлию, а если возвращался, то мог занять ее лишь с согласия настоятеля и братии. Будущую церковь преподобный просил освятить во имя святого и великого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, в воспоминание третьего обретения его честной главы (празднуемого 25 мая/7 июня), ибо святой Иоанн Предтеча — наставник всем инокам и пустынножителям. Преподобный мирно почил о Господе 19 марта 1521 г.
Тропарь преподобному Иннокентию Комельскому, Вологодскому
Тропарь, глас 4
От юности сосуд избранен был еси и в житии Богу послужил еси, иноков наставниче Иннокентие, потщался еси хуждшее покорити лучшему, темже и страсти умертвив, возвысился еси к зрению красоты несозданныя, в Бозе Емуже предстоиши, моли, отче, Христа Бога спастися душам нашим.
Был римским сановником. За открытое исповедание христианской веры претерпел мучения в Риме, а затем был отправлен в Никомидию и там обезглавлен. Святой мученик Панхарий пострадал около 302 г.
Иеромонах, подвизался в пещере при потоке Каменце Псковской губернии после преподобного Марка и потом основал здесь Псково-Печерский монастырь. Скончался в XV в.
В 1472 году крестьянин Иван Дементьев рубил лес на обрыве горы. Одно из срубленных деревьев покатилось вниз, сдирая землю и увлекая за собой другие деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: «Богом зданная пещера». (Есть предание о том, что некий юродивый монах Варлаам часто приходил к пещере и стирал эту надпись, но она всякий раз чудесно восстанавливалась).
На это святое место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн по прозвищу «Шестник» — переселенец. Он был родом из «Московский страны» и священствовал в Юрьеве (ныне Тарту) в «правоверной церкви, поставленной от пскович» во имя Святителя Николая и великомученика Георгия, вместе со священником Исидором, духовно окормляя живших там русских. В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Узнав о мученической кончине своего товарища (память священномученика Исидора 8 января), Иоанн решил удалиться в новоявленную Богом дарованную пещеру, чтобы там, на самом рубеже с Ливонией, основать монастырь как оплот Православия.
Вскоре заболела его жена и, приняв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Ее муж и духовный отец похоронили преподобную Вассу в стене «Богом созданной пещеры», не ночью ее гроб был «изставлен из земли невидимою Божиею силою». Отец Иоанн и духовник преподобной Вассы смутились, решив, что это произошло оттого, что они не полностью совершили чин отпевания, вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось «на верху земли». Тогда стало ясно, что это — Знамение Божие. Гроб преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с именем Иона и стал подвизаться еще усерднее.
Собственноручно ископав пещерную церковь и две келлии на столбах, он стал просить священников Псковского Троицкого собора освятить ее, но те решились не сразу, «ради необычного места». Тогда преподобный Иона со смирением испросил благословения у Новгородского архиепископа Феофила.
15 августа 1473 года пещерный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При освящении произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы — прозрела слепая женщина — «после Милосердный Бог начало Своих великих даров Пречистою Своею Материю». (Эта икона, которую называют «старой» в отличие от другой чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы с житием Ее, написанной около 1521 года псковским иконописцем Алексеем Малым, хранится сейчас в алтаре Успенского храма на горнем месте. Икона с житием — храмовая икона пещерной церкви). День освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерского монастыря. Преподобный Иона подвизался в пещерной обители до 1480 года и мирно отошел ко Господу. По смерти на его теле обнаружили кольчатый панцирь, который был повешен над его гробом как свидетель тайных подвигов преподобного, но при набеге немцев он был похищен. Мощи преподобного Ионы почивают в пещерах рядом с мощами преподобного старца Марка и преподобной Вассы. Однажды при нападении на монастырь ливонский рыцарь, насмехаясь над святыми мощами, хотел мечом открыть крышку гроба преподобной Вассы, но его опалило исшедшее из гроба святой подвижницы пламя. Следы этого карающего огня до сих пор видны на гробе преподобной Вассы.
Была явлена в 1103 году в г. Смоленске. На этой чудотворной иконе Пресвятая Богородица изображается с младенцем Иисусом, на Которого Она с умилением взирает.
Подвизался в обители преподобного Саввы Освященного и был в ней попечителем странников. Пострадал за Христа во время нашествия сарацин на обитель в 796 г. После мучений был уморен дымом вместе с другими братиями.
Святой Евфросин, в мире Ефрем, был родом из Карельской области. Его семья жила около Ладожского озера (Нево), недалеко от Валаамского монастыря. Близость этой обители оказало сильное влияние на формирование благочестивой христианской настроенности юного Ефрема. Он оставляет родительский дом и приходит в Валаамский монастырь. За время жизни в монастыре Ефрем приобрел знание богослужебного устава, близко познакомился с условиями иноческой жизни, но иноком пока не стал. Он переселяется в Новгород Великий, живет там довольно продолжительное время, а потом уходит на окраину Новгородской земли, в Бежецкую пятину, в село Долосское, расположенное в 20 верстах от города Устюжны Железнополькой.
В этом селе Ефрем долгое время служил чтецом при храме св. великомученика Георгия. Постепенно в нем созрело решение подвизаться в иноческом подвиге. Оставив все свое имущество Ефрем уже в зрелом возрасте пришел в Тихвинский Успенский монастырь, где и был пострижен с именем Евфросина. Преподобный Евфросин с ревностью предается иноческим подвигам, однако, через некоторое время, он почувствовал неудержимое желание уйти в пустыню, в уединение. В 1600 году по благословению игумена преподобный Евфросин оставляет Тихвинский монастырь и отправляется в Бежецкую пятину. Здесь он нашел место на берегу Синичья озера, окруженное дремучими лесами и непроходимыми болотами, верстах в 15 от села Долосского и 50 верстах от г. Устюжны Новгородской губернии (нынешняя Вологодская область). Преподобный Евфросин поставил большой крест, выкопал пещеру и начал вести суровую подвижническую жизнь. Через год он поставил келию. Два года преподобный прожил совершенно один, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба, питаясь только лесными растениями. Случайно местные жители обнаружили келию старца. Молва о его подвижнической и добродетельной жизни разнеслась по всем окрестным селам. Люди стали приходить к святому Евфросину за назиданием, молитвой и советом, а иные оставались и жить при нем. Вместе с собравшимися учениками Евфросин построил храм во имя Благовещения пресвятой Богородицы, который был освящен священноиноком Гурием, игуменом Шалоцкого монастыря.
Так прожил преподобный в трудах и подвигах одиннадцать лет, и Бог удостоил его дара прозорливости. В те годы Русская земля переживала тяжкое Смутное время. Государство долгое время оставалось без царя, ослабло от внутренних раздоров, неурядиц и внешних врагов. Поляки заняли Смоленск, а затем и Москву, Шведы - Новгород. Шайки разбойников, отряды Поляков и Литовцев бродили по стране, грабя и убивая население. Смута и злодеяния царили по всей Русской земле. В обители преподобного Евфросина собралось не мало народа. Скрытая среди лесов и непроходимых болот она представлялась достаточно безопасным убежищем. Но и этой обители суждено было потерпеть поругание от иноверных. Преподобный Евфросин прозрел надвигавшееся бедствие и предупредил о нем насельников обители и всех, искавших в ней защиты, и предложил позаботиться о своей безопасности. Сам же, облекшись в иноческие одежды и схиму, встал на молитву. Все случилось по слову святого. 20 марта 1612 года отряд Поляков окружил обитель, напал на нее и разорил. Все люди, спасающиеся в ней, были убиты. Принял страдальческую кончину и преподобный Евфросин. На похороны святого старца собралось все окрестное население. Тело преподобного Евфросина было с честью предано земле в основанной им Синозерской пустыни.
Это та самая жена-самарянка, с которой беседовал Господь у колодца Иакова (Ин. 4, 5-42). Пострадала за Христа при императоре Нероне в Риме, в 66 г. Св. Фотина жила в то время в Карфагене. Получив от Господа извещение о предстоящих ей страданиях, она отправилась в Рим и вместе с сыновьями Иосией и Фотином (Виктором) и сестрами Анатолией, Параскевой, Кириакией, Фото и Фотидой добровольно явилась к Нерону. После многих мучений, которые не причинили ей вреда, святая была отведена в «Золотой дом» Нерона, где обратила ко Христу дочь его Домнину и 100 ее рабынь.
Через три года, претерпев вновь многие мучения и содрание кожи, св. мученица Фотина была брошена в колодец, где и скончалась. Вместе с ней пострадали за Христа оба ее сына, сестры и мученица Домнина.
Сын св. мученицы Фотины Самаряныни. Он храбро сражался в римских войсках против варваров и за свои заслуги был назначен военачальником в город Атталию (Малая Азия). За проповедование истины христианской веры принял мученическую кончину.
Пострадала за Христа вместе со св. мученицами Евфрасией, Александрой, Клавдией, Матроной, Иулианией и Феодосией в царствование императора Максимиана в 310 г. За исповедание христианской веры после жестоких мучений святых бросили в раскаленную печь, где они предали души свои Господу.
Был архиепископом г. Аполлониады и отличался благочестием, милосердием и знанием Священного Писания. Во время гонения от иконоборцев, в царствование Льва Армянина, св. Никита был сослан в заточение, где и окончил свою земную жизнь.