[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Был родственником св. апостола Павла и его спутником во многих путе-шествиях. Когда христианство распространилось на Балканс-ком полуострове, св. апостолы Петр и Павел поставили св. Родиона епископом города Патры.
Ревностно проповедуя слово Божие, он обратил в христианство многих греков-язычников и иудеев. За это разъяренные идолопоклонники сильно избили св. Родиона палками и камнями, а один из мучителей смертельно ударил его ножом. Но Господь восставил его невредимым. После того апостол Родион оставил епископскую кафедру в Патрах и еще долгие годы сопутствовал апостол Петру. Когда св. апостол Петр был распят, одновременно с ним были усечены мечом апостолы Родион и Олимп.
Он предсказал великий голод в г. Антиохии, заключение в узы и страдания в Иерусалиме св. апостола Павла. Святой апостол Агав проповедовал Христа в разных странах и многих язычников обратил к вере Христовой.
Был епископом в Гиркании (область Малой Азии). Приняв мученический венец за Христа, святой со славой отошел ко Господу.
Его приветствует святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 16, 13). Святой Руф был епископом в греческом городе Фивы.
Епископ фракийского города Марафоны. Приняв мученический венец за Христа, он со славой отошел ко Господу.
Был епископом в Далмации (Рим. 16,14).
Инок Киево-Печерского монастыря, преуспевающий в посте, молитве и в других добродетелях, в 1130 г. был рукоположен во епископа Новгородского.
Святитель Нифонт много заботился о строительстве и украшении храмов. Силою своего слова он примирял враждующих князей и ревностно заботился о добродетельной жизни всех своих пасомых. Святой был знатоком, строгим поборником и самоот-верженным блюстителем церковных правил.
После многих трудов и подвигов скончался святитель Нифонт 21 апреля 1156 г. Перед смертью святой имел чудесное видение преподобного Феодосия Печерского, предсказавшего ему о близкой болезни и смерти. Тело святителя Нифонта было погрено в Ближних (Антониевых) пещерах.
Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIV веке. Он отличался послушанием и прославляется, как образец постников и трудолюбцев. Погребен в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Тропарь преподобному Руфу, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах
Тропарь, глас 8
Послушание святое, нарицающееся живот, преподобне отче Руфе, прием, живот вечный оным постигл еси, идеже живя, не забуди и нас, хвалящих тя.
Пострадал при императоре Адриане (117-138 гг.). По доносу язычников он был приведен на суд к императору и безбоязненно исповедал себя христианином. Его били железными палками, долго старались склонить к жертвоприношению идолам. Мученик был непреклонен, тогда правитель повелел заковать его в оковы и вести на казнь.
По дороге св. Павсилип горячо молился, чтобы Господь избавил его от рук палачей и послал скорую смерть. И Господь услышал его: мученик, избитый и ослабевший, почувствовал такую силу, что разорвал железные оковы и побежал от своих стражей. Те бросились за ним, но св. Павсилип на бегу скончался. Христиане с почестями погребли тело мученика.
Был ревностным поборником Православия и обличителем ереси Нестория, жил во время царствования святого царя Феодосия Младшего (408-450 гг.). Он получил хорошее образование, прекрасно знал философию, но усерднее всего изучал Священное Писание, размышляя над богословскими вопросами. Добродетельная жизнь святого и его авторитет как богослова завоевали ему всеобщее уважение и любовь среди духовенства и мирян.
Святой Келестин был избран на епископскую кафедру Рима (422-432 гг.). В 430 г. на Поместном Соборе в Риме святитель Келестин обличил ересь Нестория, и еретик был осужден. После Собора святитель направил ряд посланий в Александрийскую, Константинопольскую и Антиохийскую Церкви с разоблачением несторианской ереси. В последующие годы святитель Келестин неустанно проповедовал истинное учение о Христе как о Богочеловеке и мирно скончался 6 апреля 432 года.
Пострадал за Христа в Кесарии Каппадокийской в 362 г. при нечестивом императоре Юлиане Отступнике. Пылая ревностью о Господе, св. Евпсихий со множеством христиан разрушил идольское капище, за что, как главного виновника разрушения языческого храма, его подвергли страшным истязаниям, а после усекли мечом. Из раны святого мученика Евпсихия вместо крови истекло молоко.
Был взят в плен (в 362 г. или 364 г.) персидским царем Сапором, вместе со св. мучениками Мариавом пресвитером, Авдиесом и прочими 270. За твердость в вере святые мученики были умерщвлены.
Жил в IV веке. В молодых годах он был просвещен христианским учением. Для уединенной молитвы он уходил на гору и однажды удостоился видеть Славу Божию. В то время персидский царь Сапор (310-381 гг.) начал преследовать христиан.
Св. Вадима взяли вместе с семью учениками и ежедневно истязали в темнице, добиваясь, чтобы они отреклись от Христа и поклонились солнцу и огню. Но преподобный Вадим и его ученики твердо держались христианской веры. Четыре месяца пробыли исповедники в тюрьме. Все это время святой Вадим был духовным вождем и опорой для христиан, живших в Персии. Св. Вадим принял мученическую кончину через усечение мечом в 376 г.
Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Помпием, Африканом, Максимом, Зиноном, Александром, Феодором и иными 33 мучениками при императоре Декии (249-251 гг.) в Африке.
Во время гонения на христиан, сорок последователей Христа во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Правитель Африки, видя, что Терентий своим примером воодушевляет других, велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями — Африканом, Максимом и Помпием. А остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора предал жестоким мучениям. Несмотря на страдания, они мужественно исповедовали Христа, и Господь укреплял их. Святых мучеников привели в храм для принесения жертвы идолам, но Господь по их молитве разрушил и идолов и храм. Разъяренный правитель приказал обезглавить этих 36 святых мучеников.
На св. мучеников Терентия, Максима, Африкана и Помпия, которые также отказались принести жертву идолу, наложили тяжелые оковы и морили в темнице голодом. Ночью Ангел Господень освободил от оков и напитал их. Тогда правитель приказал волхвам навести в темницу змей и всяких гадов, но они ползали у ног мучеников, не причиняя им вреда. После этого они были усечены мечом.
Пострадал за Христа вместе со священномучениками Иаковом, пресвитером, и Азаданом диаконом, в Персии при царе Сапоре, около 380 г.
Родился в бедной семье, в миру носил имя Георгий. Отлично окончив греческую школу, он продолжал учиться на острове Патмос. Здесь он окончательно решил посвятить себя Богу и принял монашество с именем Григорий. Аскетический образ жизни, большие познания в светских и богословских науках, сделали его известным митрополиту Смирнскому Прокопию. Он был рукоположен в диакона, затем в пресвитера, а в 1785 г. хиротонисан в епископа и стал преемником митрополита Прокопия. В 1792 г. святитель Григорий был избран патриархом Константинопольским.
Много сделал святитель для своей паствы. Несмотря на то, что турки препятствовали распространению и сохранению христианства в Греции, святитель Григорий ремонтировал старые и строил новые православные храмы, призывал народ не изменять вере христианской.
Такая деятельность святителя была не угодна турецкому правительству. Дважды его отправляли в ссылку на Афон.
После третьего возвращения на патриаршество, когда началась расправа турок с христианами, патриарх был взят и после долгих мучений повешен в 1821 г.
Турки запретили погребать тело священномученика. Оно было отдано евреям, которые, привязав камни к шее святого, бросили его в море. Тело святителя Григория, чудесным образом избавившееся от камня, было найдено греческими матросами и перевезено в Одессу, где его погребли в Троицком храме, в северной части алтаря. В 1871 г. святые мощи патриарха Григория были перенесены из Одессы в Афины и положены в кафедральном соборе.
Тропарь священномученику Григорию V, патриарху Константинопольскому
Тропарь, глас 7
Святителю и мучениче Григорие, за люди твоя душу положивый и в светоносный день Христова Воскресения пострадавый, молися Страдавшему за ны и Воскресшему Церковь Православную незыблему всегда хранити, пастве же твоей и Русстей земле, святыя мощи твоя с любовию лета многа хранившей, даровати мир и велию милость.
Священномученик Антипа был учеником святого апостола Иоанна Богослова и епископом Пергамской Церкви в Малой Азии. Несмотря на то, что в то время император Диоклетиан страшно гнал христиан, святой Антипа усердно обращал ко Христу язычников. Император велел бросить его в раскаленного медного быка в идольском капище, но тело его не сгорело и было погребено христианами.
Святой Антипа имеет благодать исцелять от болезней, особенно же от “удручающия зубныя болезни”.
Родился во второй половине XIV века в Костромской земле. После смерти родителей пришел к преподобному Сергию Радонежскому († 1392 г., память 25 сентября/8 октября) и несколько лет подвизался в его обители. В 1392 г., желая большего уединения, удалился в местность Железный Борок на левом берегу реки Тебзы (в 30 верстах от Галича), в глухие леса. Более двадцати лет жил в одиночестве. Удостоился от Бога дара прозорливости. Постепенно к нему стали стекаться любители безмолвия, со временем образовался монастырь.
В 1429 г. обитель преподобного Иакова была разорена казанскими татарами. Преподобный с братией укрылся в лесах. Вернувшись на место своих подвигов, святой восстановил обитель с храмом во имя святителя Николая, сам копал пруд для монастыря. По примеру Троице-Сергиева монастыря в обители было введено строгое общежитие. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось в монастыре. После многих лет совместных подвигов иноки просили преподобного быть игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и поехал в Москву, где был облечен священным саном.
Скончался преподобный глубоким старцем 11 апреля 1442 г. Нетленные мощи святого были обретены 5 мая 1613 г. Они прославились чудотворениями.
В царствование Нерона вместе со св. мучеником Прокессом был надзирателем в римской Мамертинской темнице, во время заключения в нее святых анетолов Петра и Павла († 67 г., память 29 июня/12 июля). Видя чудеса святых апостолов, они уверовали в Христа, вместе с прочими заключенными в темнице приняли святое крещение от апостола Петра и освободили его. За это их подвергли жестоким мучениям и обезглавили (ок. † 67 г.).
Жил и подвизался в IV веке в Египте, в той же пустыне, где подвизался в колодце и преподобный Иоанн (память 29 марта/11 апреля), которому св. Фармуфий носил пищу, получая ее от Ангела.
Родился в конце VIII века. В юности стал учеником преподобного Григория Декаполита († 816 г.; память 20 ноября/3 декабря), принял от него иноческий постриг в Солунском монастыре и под его руководством достиг высокого духовного совершенства. В царствование императора Льва Армянина (813-820 гг.) вместе со своим учителем и преподобным Иосифом Песнописцем († 883 г.; память 4/17 апреля) прибыл в Константинополь и боролся против иконоборческой ереси. Скончался после 820 г. и был погребен преподобным Иосифом рядом со своим учителем.
27 марта 1918 года к священнику села Гнездово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии явились комендант местной Никулинской волости, два вооруженных красногвардейца, письмоводитель, два члена волостного комитета и предъявили распоряжение председателя волостного совета Журавлева произвести опись церковного имущества. В присутствии причта и церковного старосты приступили к описи, в которую включили все вещи из серебра и меди и ризницу. Невзирая на бедность недавно построенного деревянного храма, они взяли из церкви все деньги: двадцать три рубля тринадцать копеек и две кассовые книжки на двести рублей.
На четвертый день после этого Журавлев был схвачен народной толпой и отправлен под конвоем в соседний Козловский комитет, но дорогою, при переходе через реку, он бросился в воду и утонул. Народ признал это явным наказанием Божиим за разорение церкви.
В апреле состоялся волостной сход, и прихожане села Гнездово стали упрекать красногвардейцев в том, что они незаконно захватывают церковное имущество. Особенно отличались своей ревностью к храму Петр Жуков и Прохор Михайлов. Красногвардейцы тут же на сходе арестовали около тридцати человек. В заключении их избили, а затем через некоторое время повели в уездный город Вышний Волочек. Дорогою арестованных жестоко били и, пока шли к городу, убили десять человек. Еще в волостном комитете Петра Жукова избили так, что вся голова его была в ранах, были переломаны пальцы; на седьмой версте мучители покончили со своей жертвой: разрезали скулы, вырезали язык и застрелили. Не меньше мучений перенес и Прохор Михайлов, которого избивали два дня; дорогой ему нанесли восемь штыковых ран и застрелили уже на девятой версте, когда он потерял сознание и стал нечувствителен к пыткам.
Тела убиенных новых Тверских исповедников были торжественно погребены в их приходе. Архиепископ Тверской Серафим (Александров) благословил оповестить о случившемся по всей епархии и отслужить всенародные панихиды во всех городских и сельских церквах.
Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Жил в VIII веке. Когда возникла иконоборческая ересь, святитель Василий решительно выступил за почитание святых икон и отказался подписать постановление об их уничтожении («Неправедный свиток» собора 754 г., созванного при Константине Копрониме (741-775 гг.)). Святитель избегал всякого общения с еретиками и не допускал их в свою епархию. За свою ревность он претерпел многие гонения, голод и нищету. До конца своей жизни святитель Василий был верен православному исповеданию. Скончался в мире после 751 г.
Родом грек из Сирии. Путешествуя по разным странам для христианского образования, святой Зинон прибыл в итальянский город Верону, жители которого избрали его себе епископом. Святой Зинон много потрудился, ведя борьбу с арианами утверждая христианство. Был удостоен Богом дара чудотворений. Пострадал за Православие при императоре Валенте и скончался около 380 г.
В 558 г. во время наводнения в городе Вероне воды реки Атесиса окружили храм во имя св. Зинона и, поднимаясь все выше, достигли до церковных окон. Двери церковные были отворены, но вода не вошла в храм, а встала стеной при дверях, так что многие из бывших в храме, подходили к дверям и утоляли жажду, черпая воду руками.
Родом сириец, подвизался в Италии в одном пустынном месте. За свою святую жизнь сподобился дара прозорливости и чудотворения. Святость и строгость подвижника привлекли к нему многих любителей монашеского жития, и так образовался монастырь. Преподобный отличался кротостью и нестяжательностью. Когда ученики спрашивали старца, почему он отказывается от приношений, тот отвечал: «Монах, приобретающий имения, уже не монах». Мудро и незлобиво святой обличал грехи людей, желая всем спасения. Скончался около 550 г.
Вместе с преподобномучениками Давидом и Иоанном подвизался в Палестине. Все они пострадали за Христа от сарацин в период с IV по VII вв., будучи пронзены стрелами.
Не соглашаясь на побуждения отца выйти замуж, она по смерти его раздала все имущество бедным, а также церквам и монастырям. Св. Анфуса была матерью для множества сирот и защитницей вдов. В Омонийской обители преподобная приняла постриг, а затем была в ней игуменией. Никогда ни сама она не выходила из обители, ни другой какой-либо сестре не дозволяла этого. Не пропуская ни одного церковного богослужения, лишая себя отдыха, преподобная Анфуса не теряла бодрости в молитве и не ослабевала в молитвенных бдениях, при чем слезы сокрушения всегда текли из ее глаз. Смирение ее было выше всякой меры, так как она служила всем сестрам, убирала церковь, носила воду, во время трапезы никогда не садилась за стол и прислуживала другим. Проведя таким образом всю свою жизнь, преподобная Анфуса 12 апреля 801 г. мирно отошла ко Господу, имея от роду 52 года.
Родилась от благочестивых родителей, жила на о. Эгине, близ Греции. Однажды, работая за ткацким станком, она увидела спускавшуюся к ней блестящую звезду, которая, освятив ее всю, исчезла. С этого времени отроковица решила посвятить себя Богу и идти в монастырь. Родители воспротивились этому и принудили ее выйти замуж.
Прожив в браке лишь 16 дней, она неожиданно овдовела. До принуждена была снова выйти замуж по приказу царя. Святая Афанасия и в замужестве не оставляла заботы о своем спасении: много молилась, читала Священное Писание, помогала бедным, принимала странников, всем нуждающимся раздала милостыню. По истечении нескольких лет она убедила своего мужа отречься от мира и принять иночество. Сделавшись истинным иноком, через которое время он мирно отошел ко Господу. Оставшись свободной, блаженная Афанасия посвятила всю свою жизнь на служение Богу. Она примкнула к другим благочестивым женам, раздала свое имение нищим, постриглась в иночество от одного благочестивого старца и удалилась от мира. Спустя три или четыре года жены убедили ее стать игуменией над ними. Затем она переселилась с ними на пустынную гору, где основала обитель при древней церкви первомученика Стефана. Многие подвиги несла святая, управляя сестрами. За это она была удостоена чудесных явлений Господа и дара чудотворений. Скончалась преподобная Афанасия 14 августа, в навечерие праздника Успения Пресвятой Богородицы, а в сам праздник была с честью погребена.
В 40-й день поминовения, во время литургии, две инокини душевными очами увидели дивное зрелище: в храм вошли два благолепных мужа, одетые в светлые ризы, ведя преподобную Афанасию; поставив ее перед святым алтарем, они надели на нее украшенную драгоценными камнями царскую порфиру и возложили на главу ее корону, увенчанную сзади и спереди крестами. А в руку дали золотой скипетр. Взяв св. Афанасию под руки, они ввели ее царскими вратами во святой алтарь.
Спусти год после преставления преподобной, в день ее поминовения, пришли два священных мужа и привели одержимую бесом женщину. Когда раскопали гроб с телом святой, больная тотчас исцелилась. Тогда гроб открыли и увидели преподобную Афанасию точно только уснувшей. Мощи ее открыто поставили в храме и решили облечь в новую шелковую одежду, но не могли этого сделать, так как святая не желала этого, и по смерти любя нищету. Одна из инокинь помолилась и обратилась к ней как бы к живой, чтобы она послушалась и облачилась в принесенную одежду. И совершилось чудо! Поднявшись, преподобная Афанасия села, простерши руки для одеяния, после же облачения она опять легла во гроб. Много чудес произошло при ее святых мощах.
Согласно церковному преданию, Муромская икона Божией Матери была принесена из Киева в Муром святым благоверным князем Константином Муромским в начале XII века.
Благодатная сила, исходив-шая от святого образа, помогла князю обратить язычников Муромского княжества в христианство. Вначале проповедь его не встретила сочувствия, нашлись даже такие закоренелые язычники, которые составили заговор и поклялись или убить своего князя, или выгнать его из Мурома. Когда святой Константин узнал об этом, то усердно помолился Богу, взял образ Богоматери и вышел с ним к заговорщикам, твердо надеясь на заступничество Царицы Небесной. Язычники, увидев икону, были поражены ужасом, просили у князя прощения и здесь же дали согласие на крещение в святую православную веру.
Муромская икона прославилась и другими чудесами, из которых наиболее замечательно следующее. В конце XII века епископом в Муроме был святитель Василий, муж праведный и благочестивый. Однажды по дьявольскому навету святитель подвергся несправедливому подозрению в жизни, не соответствующей высокому епископскому сану. За это озлобленные муромцы решили изгнать его из города. Узнав об этом, святитель целую ночь провел в молитве, а утром отправился в храм Благовещения и там перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы отслужил молебен. Возложив надежду спасения своего на Царицу Небесную, святитель Василий взял Ее чудотворную икону и пошел с нею к реке Оке, где для него приготовили суденышко. Здесь он снял с себя мантию, распростер ее по воде и стал на нее с образом Богоматери. Вдруг поднялся сильный ветер и понес святителя против течения...
Через шесть часов епископ прибыл в Старую Рязань. Впоследствии он перенес епископскую кафедру в Новую Рязань (Переяславль Рязанский). Туда же была перенесена и чудотворная икона Божией Матери. В честь этого чуда Муромская икона иногда именуется “Моление святого Василия”. В древности она находилась в Рязанском Рождественском (Успенском) соборе.
Помимо “Повести о рязанском епископе Василие” самым ранним документом, в котором упоминается Муромская икона Божией Матери, является опись старого Успенского собора в Рязани, составленная в 1638 году. В ней мы читаем: “Над гробницею (Василия) образ Пречистыя Богородицы Умиления, и тот образ моления Василия епископа Муромского и Рязанского”.
Первоначально празднование иконе совершалось во вторую неделю Петрова поста, потом было перенесено на Фомину неделю. Наконец, в 1814 году Св. Синод установил праздновать иконе 12 апреля.
В 1829 году список чудотворной иконы находился в Муромском соборе Рождества Богородицы. “По правую сторону святых мощей (благоверных князя Петра и княгини Февронии), на одной из четырех колонн храма, находится весьма чтимая святыня — икона Муромской Божией Матери. Эта икона вставлена в другой большой образ “Всех святых” — читаем в описании Богородицкого собора, составленном В.Н. Добрынкиным.
2 июля 1918 года чудотворный образ Божией Матери прибыл в Муром. Ее сопровождали Рязанский архиепископ Иоанн, духовенство Кафедрального Рождественского собора и рязанские хоругвеносцы. Икона была принесена в Муром с разрешения Церковного Собора “для обхождения по церквам и домам”. Образ находился в Муроме до 19 августа.
Иконография Муромской иконы Божией Матери близка к Яхромской и Ярославской иконам. По мнению Н.П. Кондакова, источники такого изображения можно найти в поздневизантийской и итальянской живописи.
Названа по имени местечка Белыничи близ Могилева. Древнее предание повествует, что сия благоговейно чтимая икона поначалу пребывала в православном храме, но после заключения унии в 1596 г. она перешла к католикам и была поставлена в костеле Белыничского католического монастыря. По заступлению Божией Матери в 1832 г. монастырь был упразднен, и костел действовал как приходской храм.
А в 1876 г. он был передан православным с восстановлением православного мужского Николаевского монастыря. Белыничская икона Богоматери прославилась многими чудесами и пользовалась таким почетом у православных богомольцев, что они, отпрашиваясь в Киев, прежде всего посещали монастырь в Белыничах.
Празднование в честь иконы Белыничской было установлено 12/25 апреля, в день совершения первой Божественной литургии в восстановленном Николаевском монастыре, в 1876 г.
Родился в первой половине III века в Лаодикии Сирийской, в благочестивой христианской семье. В возрасте 16 лет святой был поставлен чтецом и в этом звании трудился 12 лет, затем 28 лет служил диаконом и 33 года пресвитером в Лаодикийской Церкви. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане св. Артемон вместе со святителем Сисинием разбил идолов в капище Артемиды и тем навлек на себя гнев язычников. Схватив святого, его бросили в темницу, а затем предали на мучения. Святого старца жарили на раскаленной сковородке, но Бог хранил св. мученика невредимым.
Видя такое чудо, жрец Виталий уверовал во Христа, а святого снова предали на мучения. В это время прибежал олень и, получив от Бога дар говорить человеческим голосом, обличил мучителя Патрикия, предсказав ему скорую смерть в кипящем котле. Когда воины хотели бросить св. Артемона в кипящий котел, то два Ангела в виде орлов схватили и бросили туда Патрикия, святой же остался невредимым. Это чудо многих язычников обратило ко Христу, и они крестились в источнике, который по молитве святого исшел из земли. Крестился и языческий жрец Виталий, впоследствии епископ Кесарийский. Спасенный десницею Божией от мучителей, св. Артемон по внушению свыше поселился в Асии и там чудесами обратил ко Христу множество язычников. В 303 г. за проповедование Христа был усечен мечом.
Происходил из знатного рода и жил в Мирах Ликийских. Однажды, когда толпа жителей города шла в языческий храм, он стал убеждать их оставить язычество и прийти ко Христу. Об этом стало известно правителю города. Правитель советовал св. Крискенту принести жертву идолам только для вида, а в душе оставаться христианином, но святой мученик не согласился и был сожжен в пылающей печи.
Родом из Александрии. В 15 лет была выдана замуж за рыболова. Она отличалась целомудрием, кротостью и незлобием. Прельстясь красотой своей снохи и разжигаясь плотским вожделением, свекор Фомаиды стал искать удобного случая для греховного пребывания с ней, но Фомаида по своему целомудрию и не подозревала об его страсти, почитая его как отца. Однажды, когда муж Фомаиды ушел на ловлю рыбы, свекор приступил к святой и стал склонять ее на грех. Напрасно Фомаида увещевала его; старец не внимал ее словам, а твердое сопротивление снохи лишь сильнее разжигало его. Он пригрозил Фомаиде мечом, если она не исполнит его желания, на что святая отвечала, что для нее лучше смерть, чем беззаконие. В ярости бесстыдный старец рассек свою сноху надвое. А убийцу тотчас постиг суд Божий: он ослеп и не мог выйти из комнаты.
Погребли св. мученицу по повелению преподобного Даниила Скитского в Октодекадском мужском монастыре. Когда некоторые из братии возмутились повелением положить тело женщины с отцами, преподобный сказал им: «Она матерь мне и вам: ведь она умерла за свое целомудрие». Многие, обуреваемые блудной страстью, прибегая с усердной молитвой ко гробу святой мученицы, получали исцеление.
Молитва мученице Фомаиде Египетской
О, всехвальная мученице Фомаидо! За чистоту супружества даже до крове подвизавшися и целомудрия ради душу свою положивши, достойна пред Господем обрелася еси, во еже в лице преподобных дев почтенней тебе быти. Услыши нас, молящихся тебе, и якоже древле боримии от плоти целительницу тя имеяху, по дарованней Тебе от Бога благодати, сице и ныне прибегающим ко предстательству твоему подаждь отраду и освобождение от плотския брани, и целомудренное житие, и незазорное в супружестве и девстве пребывание твоими благоприятными молитвами всем исходатайствовати потщися, яко да телеса наша храм живущаго в нас Святаго Духа будут. О преизбранная в женах и верная рабо Христова! Помози нам, да не погибнем со страстьми и похотьми нашими, но да управимся умом нашим и укрепимся сердцем нашим во всяком благочестии и чистоте, славяще твою помощь и предстательство, благодать же и милость Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Родом из Италии, за благочестие и ревность к вере в 649 г. был избран епископом Рима и много потрудился над искоренением монофелитской ереси. За что в 654 г. император, приверженец ереси монофелитов, сослал святителя на безлюдный остров Эгейском море. Через год больного старца принесли на суд на носилках. Выступавшие лжесвидетели клеветали на святителя и приговорили святого лишить сана и предать смертной казни. Смертная казнь была заменена ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический. Там святитель, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями, скончался 16 сентября 655 г.
Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377 гг.). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианст-во для того, чтобы, женившись на право-славной Витебской княжне Марии Ярославне († 1346 г.), расширить свои владе-ния. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи, в частности не ели скоромной пищи в постные дни. Жрецы стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд уговаривал Антония и Иоанна отказаться от христианства. Братья не изменили своей вере. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу.
Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и вновь открыто исповедовать Имя Христово.
Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил святого Антония в темницу. Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн осознал свой тяжкий грех и стал со слезами каяться в своем малодушии. Святой Антоний отметил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Чтобы исполнить волю брата, Иоанн искал удобного случая объявить себя христианином.
В удобное время, когда князя окружала многочисленная толпа придворных, святой Иоанн громко объявил себя христианином. Это привело Ольгерда и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же стали жестоко избивать исповедника, после чего, по приказанию князя, он был ввержен в ту же темницу, в которой томился его брат святой Антоний. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников. Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие принимали Святое Крещение. Языческие жрецы стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа. Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от христианства.
Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Утром 14 апреля 1317 года оба святых мученика причастились Святых Таин, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе.
Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя Святителя Николая Чудотворца.
Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял Святое Крещение от священника Нестора с именем Евстафий. После крещения Евстафий стал вести истинно христианский образ жизни, исполняя все уставы Православной Церкви. Однажды великий князь, который очень любил своего молодого придворного, заметил, что тот отрастил себе волосы. На вопрос Ольгерда, не христианин ли он, Евстафий открыто исповедал себя христианином. Такое признание привело князя к ярость. Желая отвратить исповедника от Христовой веры. он стал принуждать святого Евстафия съесть мясо. Это было в пятницу Рождественского поста. Святой мученик отказался. Тогда Ольгерд приказал бить юношу железными палками. Но он только славословил и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Свое Святое Имя. Ожесточенный князь приказал вывести обнаженного святого Евстафия на сильный мороз и лить в его уста ледяную воду. От этой пытки тело страдальца посинело от холода, временами останавливалось дыхание, но он и это мучение вынес с Божией помощью. Ольгерд в бешенстве повелел раздробить ему кости ног от подошвы до колен, сорвать с головы вместе с кожей волосы, отрезать уши и нос. Так мучили святого три дня. Святой Евстафий утешал христиан, плакавших при виде его мучений: “Не плачьте обо мне, братия, что разрушается это земное жилище моей души, потому что вскоре я надеюсь получить для нее у Господа обитель нерукотворенную на небесах”.
Ольгерд осудил его на казнь. Святой мученик, несмотря на то, что его ноги были раздроблены, укрепляемый помощью Божией, шел на место казни так бодро, что мучители, ведшие его, едва успевали за ним, изумляясь явному чуду. 13 декабря 1347 года святой Евстафий был мучим и подвешен на том же дубе, что и его родственники святые Антоний и Иоанн. Его честное тело было оставлено на дереве близко от земли, чтобы его могли съесть хищные звери и птицы, но ни один зверь, ни одна птица не могли приблизиться к телу: облачный столп защищал его от хищников.
Через три дня останки святого Евстафия были погребены в Никольском храме, рядом с телами святых братьев Антония и Иоанна. На том месте, где раньше рос дуб, впоследствии был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев, святитель Алексий, митрополит Московский († 1378 г.; память 12 февраля), обратился к Константинопольскому Патриарху Филофею (1354-1355, 1362-1376 гг.) с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. Патриарх уже в 1364 году прислал преподобному Сергию Радонежскому († 1392 г.; память 25 сентября) крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.
Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие. Впоследствии, на протяжении столетий, мощи святых страстотерпцев Антония, Иоанна и Евстафия не только прославлялись чудесами, исходившими от них, но и претерпели много испытаний. В 1915 году, при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии Православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву митрополитом Тихоном, будущим Патриархом. В памяти верующих Вильнюса и по сей день живут грустные воспоминания о прощании со святыми мучениками и радостные о торжественной встрече мощей святых Антония, Иоанна и Евстафия в 1946 г. в Виленском Свято-Духовом монастыре. Дата их возвращения — 13 (26) июля с тех пор ежегодно торжественно отмечается в этом монастыре.
В язычестве был комедиантом и представлял на сцене перед народом христианских мучеников. Затем сам уверовал во Христа и за веру Христову сам мученически скончался в IV веке.
Был евнухом, занимавшим высокое положение при царском дворе и пользовавшийся особенной любовью и уважением персидского царя Сапора. За смелое исповедование веры Христовой св. мученик Азат вместе с 1000 мучениками был казнен в 344 г. Царь Сапор был сильно огорчен смертью св. Азата. После его кончины царь издал эдикт, которым запрещал предавать смерти христиан, и этот эдикт некоторое время имел силу.
Икона написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. В 1472 г. икону перенесла в Москву царевна София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III (1462-1505 гг.).
В 1495 г. великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 15/28 февраля. Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь.
Был спутником св. апостола Павла и епископом г. Апомеи (Сирия).
Апостол Пуд упоминается во Втором послании апостола Павла к Тимофею (2 Тим. 4, 21). Он занимал высокое положение члена Римского сената. В своем доме святой принимал первоверховных апостолов, собирал верующих христиан. Дом его был обращен в церковь, получившую название «Пастырской».
В ней, по преданию, священнодействовал сам святой апостол Павел. Апостол принял мученическую кончину в Риме при императоре Нероне (54-68 гг.), одновременно со св. апостолом Павлом, Аристархом и Трофимом.
Сподвижник апостола Павла. О нем упоминается в Деяниях апостолов и в Послании апостола Павла к Тимофею (Деян. 20, 4; 21, 29; 2 Тим. 4, 20). Святой Трофим был усечен мечом в Риме вместе с апостолами Аристархом и Пудом при императоре Нероне около 65 г.
Жили в Риме, ученицы апостолов Петра и Павла. Они по христианской любви предавали погребению тела мучеников, пострадавших за Христа. При Нероне святые Анастасия и Василисса после мучений были усечены мечом (ок. 68 г.).
Родом грузин, был язычником. Пострадал за Христа в начале II века вместе со своими сподвижниками: Анастасием, Андреем, Талалем, Феодоритом, Ивхироном, Иорданом, Кондратом, Лукианом, Мимненосом, Нерангиосом, Полиевктом, Иаковом, Фокой, Доментианом, Виктором и Зосимой.
Святые мученики были знатными вельможами при дворе албанского правителя. Приняв св. крещение и решив посвятить себя Богу, они удалились на гору Сукакети, где стали вести строгую подвижническую жизнь. Новый царь языческой Албании потребовал от своих бывших вельмож отречься от Христа и вернуться ко двору, но святые остались непреклонны. За это они были жестоко казнены на месте своих подвигов. Мученическую кончину святых относят к 100-130 гг. Нетленные останки св. мучеников, разбросанные по горе, были погребены только в IV веке. Впоследствии на могиле св. мучеников был построен храм и открылся целебный источник.
За исповедание христианства и отказ вкусить идоложертвенного мяса после мучений был потоплен в реке Муссова. Пострадал за Христа в 327 г.
Мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами, жившими около города Аквилеи в северной Италии в конце III века. Осиротев еще в юном возрасте, они решили не выходить замуж и вели благочестивый образ жизни. Когда император Диоклетиан посетил Аквилею, он воздвигнул жестокое гонение против христиан, так что в скором времени здесь все тюрьмы оказались переполненными.
Тогда и были схвачены эти три сестры-девушки и преданы различным истязаниям. В богослужении святым мученицам сказано, что они не устрашились ни нападения диких зверей, ни отсечения частей тела, ни других пыток.
Во время их истязаний произошло несколько чудес, но мучители не вразумились. Наконец Агапию и Хионию сожгли на костре, а Ирину пронзили стрелами. Произошло это в 304 году. Тела святых мучениц были похоронены святой Анастасией, прозванной Узорешительницей за то, что она облегчала «узы» — трудности христиан, заключенных в тюрьмы.
Эти три сестры, имели такую крепкую веру в Бога, что не устрашились угроз мучителей, не пожалели своей юности и пострадали за Христа. Они отдали тленную жизнь, чтобы на Небе воспринять нетленную. Теперь они блаженствуют в Царстве вечного света. Их молитвами Господь да укрепит нас в христианском подвиге.
Пострадала вместе со св. мучеником Леонидом и св. мученицами Хариессой, Василиссой, Галиной, Гали, Нунехией и Феодорой в Коринфе в 258 г. Их бросили в море, но они не утонули, а шли по воде, как по суше, и пели духовные гимны. Мучители догнали их на корабле, повесили на шеи камни и утопили.
Пострадала за Христа в Коринфе в 258 г. Св. Калису вместе с другими мученицами бросили в море, но они не утонули, а шли по воде, как по суше, и пели духовные гимны. Мучители догнали их на корабле, повесили на шеи камни и утопили.
Вместе с другими христианами она проживала в Греции в одной пещере, проводя время в постоянных молитвах. За исповедание христианства претерпела жестокие страдания и была усечена мечом в день Святой Пасхи в 258 г. в Коринфе.
В Троицком Ильинском монастыре, близ Чернигова, на Болдиной горе, есть чудотворный образ Божией Матери, именуемый Ильинским-Черниговским, написан в 1658 году монахом Геннадием, который до монашества назывался Григорием Констан-тиновичем Дубенским.
При архиепископе Черни-говском Лазаре Барановиче и игумене Ильинского монасты-ря Зосиме от сей иконы, в знамение милосердия, текли слезы в продолжение восьми дней, с 16 до 24 апреля. Свидетелями такого чуда были почти все жители Чернигова. Вскоре после этого, в том же 1662 году, татары сделали набег на Чернигов и разорили все окрестные селения; но монахи Ильинского монастыря ничего не знали о близкой опасности. Ночью дошло до них это известие; они поспешили в церковь и, усердно, со слезами помолившись Ей, Небесной Заступнице, скрылись в Антониевой пещере. В полночь ворвались татары в монастырь, ограбили церковь, взяли церковную утварь, но чудотворная икона со всеми драгоценными украшениями осталась неприкосновенною: невидимая сила не допустила варваров коснуться святыни; та же невидимая сила не допустила их войти и в пещеру, где скрывались иноки, хотя татары много раз покушались на это, подбегая с зажженными лучинами и обнаженными мечами. Внезапно, испуганные непостижимым видением, они обратились в бегство. Святой Димитрий Ростовский, заключая свою книгу “Руно орошенное”, по исчислении 24 чудес от чудотворной Ильинской иконы, говорит: “Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы: кто бо я исчести может?”
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Черниговская” (Ильинская)
О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь.
В Тамбове, в церкви святого архидиакона Стефана, именуемой Уткинскою, находится чудотворная икона Богоматери, Тамбовская. Икона стоит в придельном храме, в иконостасе на левой стороне, как местная икона. Явление иконы в 1692 году; изображается она как Ильинская-Черниговская.