[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]


 
30 апреля
 

(память 17 апреля по старому стилю)

Был епископом. Пострадал за Христа при царе Сапоре, около 343-344 гг. За отказ поклониться языческим идолам святого вместе со священниками Авделаем и Ананием заключили в темницу. На допросе царь угрожал святителю умертвить всех христиан города, но это не поколебало его. Тогда на его глазах казнили всех христиан, бывших в темнице, среди которых были священномученики Авделай и Анания.

Знатный муж, по имени Фусик, видя как Анания стал колебаться, укрепил его на мученический подвиг, за что и сам был жестоко замучен. В этот же день пострадала и дочь св. Фусика — Аскитрея, которая после долгих мучений была умерщвлена. Святителю Симеону отсекли голову мечом.


(память 17 апреля по старому стилю)

Родился во второй половине IV века в г. Мелитине, близ реки Евфрат. Его родители долго не имели детей. Усердной молитвой испросили они себе сына, которого, научив правилам христианского благочестия, отдали епископу Отрию Мелитинскому для служения Церкви Христовой. Под мудрым руководством епископа преподобный Акакий утверждался в православной вере и изучал Священное Писание.

Став пресвитером, он был наставником не только юношей, но и взрослых, наставляя их в вере Христовой. Учеником преподобного Акакия в отроческие годы был преподобный Евфимий Великий († 473 г.; память 20 января/2 февраля). После смерти святителя Отрия преподобный Акакий был избран епископом г. Мелитины. Он так угодил Богу своими подвигами и был столь велик по своей святости, что сподобился дара чудотворения. По молитвам святого в год засухи пошел сильный дождь, а во время наводнения, разлившаяся река вернулась в границы, указанные ей святым; в другой раз готовый рухнуть во время богослужения церковный свод силою веры святого остался целым и распался уже по совершении службы святителя. В своей жизни он отличался миролюбием и был особенно милосерд: свой дом обратил а больницу и убежище для нищих и больных и сам ухаживал за больными. Своей молитвой он изгнал мух, докучавших больным, и запретил жабам нарушать покой своим криком.

В 431 г. он присутствовал на III Вселенском Соборе в г. Ефесе. Вместе со святым Кириллом, патриархом Александрийским († 444 г.; память 9/22 июня) и другими святыми отцами низложил еретика Нестория. Святитель Акакий разорял идольские капища и строил на их месте храмы Христовы, чудесами и примером богоугодной жизни многих язычников обратил к истинной вере. Святитель Акакий мирно почил о Господе около 435 года.


(память 17 апреля и 8 августа по старому стилю)

Родители преподобного Зосимы были крестьянами села Толвуя на Онежском озере. Грамоте он научился дома и очень любил читать духовные книги. Когда же родители захотели его женить, он скрылся от них, принял постриг, но в монастырь не пошел. Юный инок стал проводить отшельническую жизнь, моля Бога, чтобы Он послал ему наставника, который научил бы его правильной монашеской жизни. В поисках уединенного места преподобный Зосима отправился на побережье Белого моря в устье Сумы. Здесь он встретил преподобного Германа, от которого услышал о пустынном морском острове, где с преподобным Савватием Соловецким прожил 6 лет. Преподобные Зосима и Герман положили вместе удалиться на этот остров.

Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к одному из Соловецких островов, где совершили всенощное бдение и переночевали в палатке. Господь благословил место их поселения: утром преподобному Зосиме было видение дивной церкви на воздухе. Кроме того, преподобный Герман рассказал ему, что ангелы прогнали с острова мирян, и повторил ему пророчество преподобного Савватия, что тут будет обитель.

Сподвижники построили келию, начали возделывать и засевать землю. Поздней осенью преподобный Герман поехал на берег за необходимыми припасами, но из-за непогоды не смог вернуться. В полном одиночестве преподобный Зосима провел зиму на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесовскими срахованиями. Припасы его кончились, ему угрожала голодная смерть. Но случилось чудо. Однажды, неведомые люди принесли ему корзину с едой, обещали придти еще и исчезли.

Весной вернулся преподобный Герман с рыбаком Марком, который стал жить с ними и после стал монахом. Они привезли запас пищи и снасти для рыбной ловли.

Когда на острове собралось несколько отшельников, братия воздвигли церковь в честь Преображения Господня на том месте, где преподобный Зосима видел чудесный свет. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. По просьбе братии святитель Иона, архиепископ Новгородский, прислал в новсозданную обитель игумена с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитому Соловецкому монастырю. Когда присланный игумен, не выдержав пустынной жизни, вернулся в Новгород, то братия избрали игуменом монастыря преподобного Зосиму.

Преподобный Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465 году он перенес на Соловки с реки Выг мощи преподобного Савватия. Святые мощи были положены в особой часовне, где была помещена и икона его, написанная купцом, служившим ему при его кончине. Здесь стал проводить преподобный Зосима каждую ночь, прося преподобного Савватия быть руководителем его братии, ходатаем за них пред Господом.

Обитель терпела притеснения от новгородских бояр, которые отнимали у иноков уловы рыбы. Преподобный вынужден был отправиться в Новгород и искать защиты у архиепископа. По совету архиепископа он обходил дома бояр и просил их не допускать обитель до разорения. Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая приказала выгнать преподобного Зосиму, но потом раскаялась и пригласила его на обед, во время которого он вдруг увидел, что шесть знатнейших бояр сидят без голов. Преподобный Зосима поведал видение своему ученику Даниилу и предсказал боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478 году, когда при взятии Новгорода Иоанном III бояpе были казнены.

Незадолго до кончины преподобный сам приготовил себе гроб. Перед своей кончиной преподобный Зосима избрал игуменом обители ученика своего Арсения и заповедал ему блюсти заповеди Господни и устав монастырский неповрежденными и обещал духом пребывать с ними. Отечески простившись с каждым иноком и благословив их он отошел ко Господу 17 апреля 1478 года. Святой пpеподобный Зосима был погребен за алтарем Преображенского храма. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. Мощи его совместно с мощами преподобного Савватия 8 августа 1566 года были перенесены в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе.

Много чудес было засвидетельствовано, когда преподобный Зосима с пpеподобным Савватием являлись вместе, помогая бедствующим и гибнущим в моpской пучине pыбакам. Преподобный Зосима также является покровителем пчеловодства и хранителем пчел, его даже именуют "пчельником". К святому угоднику прибегают и в болезнях. Множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом.


(память 17 апреля и 30 августа по старому стилю)

Родился преп. Александр (в миру Аммос) в 1448 г. в пределах Великого Новгорода, в небольшом местечке Обонежской пятины — Мандерах, по молитве престарелых родителей, отличавшихся истинно христианской жизнью. Для освоения грамоты отрок поручен был опытному наставнику, но лишь молитвой приобрел он способности к учению, так что вскоре превзошел знаниями всех своих сверстников. С юных лет начал он изнурять тело бдением и постами, только в этом испрашивая свободу от родительской воли. Чужд он был и житейских треволнений, и искания удовольствий, и праздности. Когда он достиг совершеннолетия, “восхотеша родители его сочетати законному браку, божественный же юноша небрежаше о сем, но присно желаша и помышляша, како бы мира бежати”. Юноша стремился в Валаамскую обитель, рассказы о которой ему доводилось слышать. Однажды он встретил иноков, прибывших с Валаама в его родное селение по монастырским делам. Одному из них — уже старцу — поведал он о своем желании достичь Валаама и получил совет не медлить с исполнением духовной потребности, “пока сеятель злый не посеял плевела в сердце...”.

После усердной молитвы, в 26 лет Аммос тайно оставил родительский дом. Первую ночь путник провел на берегу небольшого красивого озера, окруженного вековыми деревьями. В тонком сне услышал он таинственный голос, который благословил его в дальнейший путь и провозвестил сооружение обители на этом чудном месте. Возблагодарив Бога, юноша собрался идти дальше, но дороги в обитель он не знал, и Господь послал ему ангела в образе случайного путника до самых монастырских ворот. Приняв постриг с именем Александр, провел он здесь 13 лет в посте и молитве. Между тем его безутешные родители получили, наконец, весть о пропавшем сыне. Отец посетил обитель и горько плакал, увидев изможденного постом Александра. Но подвижник утешил его и в духовной беседе убедил тоже оставить мир, чтобы обрести новое поприще. И мать преподобного дни свои окончила в монастыре.

Александр решился избрать безмолвное жительство и просил о том настоятеля, но опытный старец счел, что еще не пришло время покидать братию. Однажды во время ночной молитвы блаженный услышал небесный голос, повелевающий ему направиться на место, которое было указано прежде. Открыв оконце, увидел Александр великий свет, изливавшийся с юго-востока. На сей раз настоятель не отказал в благословении и отпустил в назначенный путь. В 1487 г. Александр пришел на озеро Рощинское и поселился в пустыне, в 6-ти верстах от реки Свири. В глубине непроходимого бора он поставил небольшую хижину и предался уединенным подвигам.

Неподалеку находилось дворянское поместье Андрея Завалишина, который занимался охотой. Однажды, увлеченный погоней за оленем, он очутился в чаще леса и набрел на хижину Александра. Познакомившись с отшельником, ловчий признался ему, что уже замечал свет над этим местом и давно собирался сюда. Опечалился Александр, что его жительство не укрылось от людей, и попросил пришельца никому не сказывать о нем, поведал потом свою повесть и отпустил с благословением. Но молва о пустыннике распространилась в окрестностях и дошла до брата Александра — Иоанна. С радостью прибег он в пустынь, чтобы разделить тяготы отшельничества. Смирившись, блаженный принял родного гостя, вспомнив, что при начале его пустынножительства было ему внушение свыше: не чуждаться жаждущих спасения и руководить ими. Иоанн же смирения не усвоил и много огорчений доставлял брату, то дерзко поучая, то отказываясь строить келии для приходящих.

Слезными ночными молитвами побеждал Александр в себе раздражение и досаду и стяжал, наконец, всепобеждающую любовь к ближнему и великий мир в душе. В скором времени Иоанн скончался, и брат похоронил его в пустыни, к Александру же начали собираться жаждущие обитать под сенью его молитвы. Пришел и Завалишин со своими чадами и принес пустынникам много хлеба. Александр принял жертву, но посоветовал братии не оставаться праздными, а очищать лес и возделывать землю, чтобы питаться трудами рук своих и снабжать убогих.

Некто инок Никифор, носивший тяжелые вериги, приходил к пустыннику свирскому за благословением и, пожив рядом с ним, стал собираться на поклонение в Киев, а уходя, предсказал, что Господь соорудит на месте сем обитель с каменными церквами. Духи нечистые воздвигли множество искушений преподобному, окружая его целыми полчищами, и страшными угрозами заставляли отступиться от места. Добрый же воин Христов крестным знамением рассеивал все тьмы. Явился тогда Александру ангел Господень в глубине пустыни и осиял небесным светом, укрепляя его дух, чтобы исполнил он поведенное и построил церковь во имя Святой Троицы. Прожив 25 лет в свирской пустыни, Александр был утешен божественным явлением такой силы, что нельзя было сравнить его ни с какими другими восхищениями его духа: для него повторилось видение, бывшее некогда Аврааму: светлые ангелы с посохами в руках изображали собой Святую Троицу, и голос небесный сказал ему: “...Дух Святый благоволил избрать тебя жилищем ради сердечной твоей чистоты... ты же сооруди здесь храм Святой Троицы и собери братию, да спасешь души их...” Когда же преподобный стал помышлять, где заложить храм, явился ангел с простертыми крылами, в куколе и иноческой мантии и указал место для храма.

Александр начал заботиться о сооружении церкви, а число братии между тем возрастало. Ученики умоляли своего наставника принять сан священства, но смиренный Александр уклонялся, пока не принудил его к этому Новгородский архиепископ Серапион. Когда была построена деревянная церковь и получена необходимая утварь, блаженный Александр приступил к священнослужению, но в то же время он не оставлял и черную работу, подавая братии пример смирения и трудолюбия. Никого не обличал он суровым словом, но в духе прозорливости притчами поучал согрешающих. Особо строго наблюдал он за соблюдением всего монастырского устава. Не прерывал игумен благоустраивать обитель: построил с братией мельницу и каменную церковь вместо деревянной. По просьбе преподобного, великий князь Василий Иванович прислал искусных каменщиков и обильную милостыню, так что Александр мог воздвигнуть церковь там, где указал ангел.

Много людей притекало к нему за духовным советом, и в общении являл он необычайную прозорливость: от некоего Григория не принял дары, обличив его в оскорблении матери; богатому поселянину Симеону дал важный совет, не последовав ему, тот скончался в определенный день; боярина Тимофея Апрелева наставлял, ради рождения сына, подражать странноприимству Авраама и Сарры, и через год Тимофей получил просимое. Для своих духовных чад блаженный Александр был истинным целителем душ и врачевателем недугов. По молитве преподобного рыбак умножал свой улов. а купец — свое имение.

В последние годы жизни преп. Александр соорудил еще одну каменную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, опять же не без царского участия и помощи Небесной. А вскоре удостоился божественного явления: прочитав в келье акафист Божией Матери, он сказал ученику Афанасию: “Трезвись и бодрствуй, ибо будет нам чудное посещение”. Внезапно великий свет осиял весь монастырь, и старец увидел над алтарем основанной им церкви Матерь Божию, как бы сидящую на престоле с Младенцем в руках, в предстоянии ангельских ликов. Пал пред Нею ниц преподобный и услышал утешительное обещание, что не оскудеет покров Ее над созданной обителью и после его преставления. Ученик Афанасий лежал при этом как мертвый от чудного видения.

В глубокой старости, когда уже приблизился Александр ко Господу по духовной лестнице своих добродетелей, преподобный собрал братию, поручил их предстательству Божией Матери и назначил четырех иеромонахов, чтобы святитель Макарий выбрал из них игумена. До самой минуты своего отшествия он непрестанно поучал братию хранить смиренномудрие и нищелюбие.

Погребли его близ церкви Преображения, недалеко от обители, в общей братской усыпальнице. Произошло это 30 августа (12 сентября н. ст.) 1533 года, а 17/30 апреля 1641 года мощи его были обретены нетленными. Повсеместное празднование памяти преп. Александра было установлено уже в 1547г. на день кончины. Местно память его празднуется и в день открытия мощей, и в праздник Пятидесятницы, в воспоминание “Трисолнечного сияния” — Святой Троицы.

Акафист >>


(память 17 апреля по старому стилю)

Пострадал за Христа во время гонения на христиан в 251 году. За отказ принести жертву языческим богам и за разрушение языческого жертвенника святой Адриан был жестоко мучим, а потом сожжен в огромной печи.


(память 17 апреля по старому стилю)

За благочестивую жизнь был удостоен от Господа дара исцелений. Так, однажды, по дороге в Константинополь, куда он шел для переговоров о мире, епископ Агапит исцелил немого и хромого от рождения и даровал зрение слепцу. Святитель Агапит мирно почил о Господе в 536 г.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]

Последние добавления