Преподобный Даниил Столпник родился в селе Вифара, близ города Самосаты в Месопотамии. Мать его Mapфа долго была бесплодной и в молитвах дала обет, если родится ребенок, посвятить его Господу. Молитва была услышана, и Марфа вскоре родила сына, который до 5 лет рос без имени. Родители мальчика хотели, чтобы рожденный по благоволению Божиему также от Бога получил бы и имя. Они привели сына в находившийся поблизости монастырь и обратились к игумену. Игумен велел подать одну из Богослужебных книг и, наугад развернув ее, нашел в ней слова пророка Даниила (память 17 декабря). Так отрок получил имя. Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но игумен не принял его, так как тот был еще очень мал. В 12 лет, никому не говоря, отрок ушел из дома в монастырь.
Родители обрадовались, когда узнали, где находится сын, и пришли в монастырь. Увидев, что он еще ходит в мирской одежде, они умолили игумена постричь его в Ангельский чин. В воскресный день игумен исполнил их просьбу, но запретил им часто посещать сына. Братия обители удивлялась подвигам инока.
Однажды вместе с игуменом монастыря Даниил посетил святого Симеона Столпника (память 1 сентября), который предрек юному монаху, что и он понесет подвиг столпничества. Преподобный Даниил продолжил подвижническую жизнь в затворе. Когда в видении ему было указано место нового подвига, он удалился во Фракийскую пустыню вместе с двумя учениками, где они достроили столп, на котором преподобный Даниил провел 33 года. К столпу стекались люди, несчастные и вольные, и все получали от преподобного Даниила помощь и исцеление. Молитв святого подвижника испрашивали византийские императоры. Из многочисленных предсказаний преподобного наиболее значительным было пророчество о сильном пожаре в Константинополе. Преподобный Даниил обладал еще и даром благодатного слова. Он наставлял многих на путь исправления жизни.
Преподобный преставился 80-ти лет (ок. 489-490 гг.).
Родом из Киева. Приняв иночество в Киево-Печерской обители и предав себя в послушание Христу, стал опытным иноком. При нашествии половцев на Киев, в 1096 г. был взят ими в плен. Половцы подвергли его жестоким истязаниям и, чтобы он не убежал из плена, порезали ему жилы под коленами. Но преподобный безропотно переносил все страдания.
Чудесным образом, в оковах, не видимый никем, святой был перенесен в Печерскую церковь, когда на Божественной литургии пели запричастный стих.
Преподобный Никон называется «Сухим» потому, что он еще заживо истек кровью, сгнил от множества ран и высох от мучений. Мирная кончина святого последовала в начале XII века. Тело преподобного Никона было положено в Ближних (Антониевых) пещерах.
Родился в христианской семье в г. Теннесе (Египет) в VII веке. Был крещен и воспитан в истинном благочестии. Но по своему юношескому легкомыслию поддался бесовскому наваждению, попрал святой крест, явился к правителю Египта Амиру и поступил на службу к агарянам.
И много времени прошло с той поры, как легкомысленный юноша, увлекшись суетной славой, перестал и думать о своем спасении. Между тем родители, скорбя о падении сына, не отчаивались и усердно молили Бога о возвращении на путь благочестия совратившегося отступника. И Господь призрел на прилежные прошения родителей, внял их непрестанным молитвам. Благодать Божия озарила сердце Миракса, и он понял, что совершил ужасное отступление от истины, от добра, забыв, что будет еще жизнь вечная, которая будет зависеть от того, как он подготовится к ней здесь на земле. «Если я останусь с агарянами, — рассуждал Миракс, — меня ждет мука вечная, а чтобы обрести милость у Бога и наследовать небесные обители, надо стать снова христианином». Он глубоко раскаялся, пришел к своим родителям и поведал о своей скорби. Родители посоветовали ему открыто объявить о своем помрачении и раскаянии.
Св. Миракс внял словам их и, ободрившись духом, с упованием на действенность их молитвы, предстал перед правителем. Осенив себя честным крестом и облобызав его, он начал громко восклицать: «Господи, Христе мой, помилуй и спаси меня!» Такое дерзновение его привело всех в ужас. Правитель осудил его на пытки, после которых св. мученик Миракс был обезглавлен и брошен в море (U не ранее 640 г.).
Пострадали за Христа в Персии. Св. мученик Акепсий сначала был языческим жрецом в г. Арбеле, но после чудесного исцеления от болезни одним христианским епископом отверг идолослужение и, став пресвитером, проповедовал веру Христову в своем городе.
За это он был схвачен и заключен в темницу, где встретился с диаконом Арабельской Церкви — св. мучеником Аифалом, также страдавшим за Христа. После жестоких мучений святые были усечены мечом.
Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337 гг.), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь. человеческой мудрости перед Премудростью Божией: “Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно”.
В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: “Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог”.
На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. “Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино”.
Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди — вёдром. исцелялись больные, изгонялись демоны.
Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: “Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу”. Воля святителя была исполнена. и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив “Мир всем”, он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: “И духови твоему”. Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел “Господи, помилуй”. Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения. от чего пришли в великое изумление.
Святой Симеон Метафраст, описатель его жития. уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. “Надобно знать и то, как он принимал странников”,— писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей “Церковной истории” удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: “Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть”. Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель “вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи”. Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и. усадив за стол странника, принялся за трапезу, “убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался,—тот прибавил: “Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1, 15)”.
Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.
Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: “Пусть же не напрасно вы бодрствовали”.
Часто уподобляют святого Спиридона пророку Илии, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь: “Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся и дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременный низвел еси”.
Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения. дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.
В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (ок. 348 года). В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским.
Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая в Риме).
О происхождении и ранних годах его жизни сведений не сохранилось. Начал он свои подвиги в Москве (вероятно, что юродствовал, подражая блаженному Василию Московскому), затем перешел в Костромской Воздвиженский монастырь, где, приняв монашеский постриг, прожил 13 лет. Еще при жизни святой прославился чудотворениями.
Однажды преподобный Ферапонт явился во сне двум инокам Павло-Обнорского монастыря Пафнутию и Андриану и повелел основать обитель на берегу реки Монзы (близ Солигалича). Избегая славы человеческой, преподобный удалился из Воздвиженского монастыря и некоторое время жил отшельником. Когда монастырь на реке Монзе был построен старцем Андрианом, преподобный прославил его двумя чудесами: явившись во сне рыбаку из Солигалича и кузнецу из Буя, у которых болели сыновья, он предсказал, что дети их исцелятся в новоустроенном Благовещенском монастыре на реке Монзе. И действительно, привезенные в монастырь, оба юноши исцелились.
Через некоторое время преподобный Ферапонт сам пришел в Благовещенскую обитель и просил игумена, старца Андриана, стать его духовным отцом. Во время исповеди Андриак был потрясен душевной чистотой преподобного, силой его веры. Два года пребывания преподобного Ферапонта в Монзенском монастыре были временем великого смирения, кротости и аскетических подвигов. Благовещенский монастырь был всегда дорог преподобному: он чудесно содействовал его устроению и перенесению на новое место, защищал от недоброжелателей, чудесно изыскивал средства для его содержания.
Предузнав день своей кончины, святой простился с братией и мирно почил 12 декабря 1597 г. Перед смертью он очень просил, чтобы ему, уже умершему, дали Богоявленской святой воды. Исполняя волю почившего, ему дали святой воды, и он проглотил ее. В летописи монастыря описаны многочисленные исцеления, происходившие у гроба преподобного. Однажды святой спас суда от гибели при прохождении через «пороги» на реке Костроме, прямо против Благовещенского монастыря, причем некоторые видели благолепного старца, садившегося на корму каждого струга и правившего в опасном месте. Также, явившись во сне игумену монастыря, преподобный предсказал голод 1601 года и повелел запасти больше хлеба.
Через 20 лет после кончины преподобного были обретены его нетленные мощи, причем даже ризы были целыми.
Был одним из учеников св. Климента Александрийского. В начале III в. был поставлен епископом в г. Флавии, в Каппадокии. Когда началось гонение на христиан, святой был заключен в темницу, где томился несколько лет. После освобождения он захотел поклониться святым местам Иерусалима, где был встречен народом и пустынниками, извещенными свыше о его прибытии и по небесному откровению избран соправителем престарелого патриарха Наркисса.
Св. Александр мудро управлял Церковью в течение 38 лет. При Иерусалимской Церкви он устроил на свой счет значительную библиотеку. Во время гонения на христиан при императоре Декии св. Александр был вытребован в Кесарию Палестинскую на суд и там вторично исповедал Христа. Брошенный в темницу, он пробыл там продолжительное время и там же предал дух свой Господу в 251 г.
Родом римлянин, был чтецом в римской церкви при папе Сиксте (257-258 гг.). При императоре Аврелиане (270-275 гг.) за мужественное исповедание веры Христовой был подвергнут пыткам и усечен мечом. Римляне его называли Синезий; греческое имя его — Синетос, что значит «разумный».
Начало IV века, время царствования императора Диок-летиана (284-305 гг.) на Востоке, ознаменовалось страшным по своей жестокости гонением на христиан. Император Диоклети-ан, желая возродить угасающую языческую религию, в 302 году издал указ, которым предпи-сывалось разрушить христианс-кие храмы и лишать христиан всех гражданских прав и должностей. Вскоре после этого он издал второй указ, предписывающий употребить все меры к тому, чтобы склонить христиан к отречению от своей веры, а непокорных казнить.
Слишком велика была ненависть язычников к христианам, чтобы эти императорские указы оставались в бездействии. Вскоре по доносу врагов тюрьмы наполнились христианами-епископами, пресвитерами и мирянами. В Армении был схвачен пресвитер Аравракинской церкви Авксентий, который вместе с другими христианами был отдан в городе Саталионе под суд областному правителю Лисию, жестокому гонителю христиан.
В Саталионе над войском начальствовал Евстратий, христианин, муж благочестивый и проповедник христианского образа жизни. Узнав, что пресвитер Авксентий находится в городской тюрьме, Евстратий пришел к нему и просил его молиться, чтобы Господь укрепил его на мученический подвиг. И, когда пресвитер Авксентий вместе с другими заключенными христианами предстал на суд, Евстратий объявил себя христианином. Разгневанный Лисий велел лишить Евстратия всех воинских званий и предать истязаниям. Друг Евстратия — Евгений, тоже военачальник, пожелал разделить участь своего друга Евстратия и всенародно объявил себя христианином. Он тотчас же был закован в цепи и вместе с другими брошен в темницу.
Наутро всех заключенных повели в город Никополь. В цепях, под ударами воины погнали святых мучеников, а Евстратию надели еще сапоги с гвоздями, которые пронзали его ноги. Следуя по своему страдальческому пути, мученикам пришлось проходить через свой родной город Аравракин. Граждане вышли навстречу, чтобы видеть Евстратия, которого все любили и уважали, но не смели подойти к нему, потому что боялись навлечь на себя гнев и гонение начальников.
Однако некто Мардарий пренебрег опасностью. Оставив свою семью на попечение благочестивых соседей, а больше — на промысл Божий, он последовал за своими друзьями, готовыми принять мученический венец. На все вопросы Лисия Мардарий кратко отвечал: “Я христианин”. Пресвитер Авксентий, Евгений и Мардарий после многих пыток были казнены. Перед своей казнью святой Мардарий молился Господу: “Владыка Боже Отец Вседержитель, Господь Сын Единородный Иисус Христос и Святой Дух, едино Божество и одна Сила, помилуй меня грешного, и Тебе известными путями спаси меня недостойного раба Твоего, потому что Ты благословен во веки. Аминь” (эта молитва святого Мардария читается в храме конце третьего часа).
На смену только что замученных христиан привели новых мучеников, готовых свежей кровью запечатлеть свою верность и любовь ко Христу. Правитель Лисий, увидев крестик на груди своего воина Ореста, спросил: “Не христианин ли ты?” Орест не стал отпираться: “Я раб Бога Всевышнего”, — ответил он. Его тотчас же схватили и присоединили к прочим мученикам.
Когда же пришли в Никополь, многие воины объявили себя тоже христианами. Лисий был смущен; он боялся, что казнь такого множества христиан вызовет волнения народе и сочувствие к мученикам. Он решил отправить Евстратия и Ореста в город Севастию, где градоправителем был некий Агриколай, известный своей жестокостью.
Святой Евстратий, представ перед своим новым мучителем, так мудро и убедительно говорил ему о Боге, о любви Его, о неизреченной благости, которая побудила Сына Божия воплотиться и страдать за людей, о безумии и суетности идолопоклонства, что жестокий судья склонился к милосердию. Желая спасти Евстратия, он убеждал его притворно отречься от Христа и принести жертву идолам, обещая ему дары и почести. Но Евстратий оставался непоколебимым. Тогда у него на глазах замучили на раскаленном одре молодого воина Ореста. Теперь Евстратий остался один.
Последнюю ночь в темнице святой мученик провел в непрестанной молитве, укрепляемый Богом на предстоящие страдания. Радостно выслушал на утро Евстратий свой смертный приговор. С молитвой на устах он вошел в огненную печь и в ней предал дух свой Господу.
Впоследствии в память пяти святых мучеников (Евгения, Авксентия, Евстратия, Мардария и Ореста) близ Царьграда в ограде монастыря Олимп построили храм. Молитвами святого Евгения и с ним пострадавших мучеников Господь да спасет наши души.
Пострадал за Христа место со св. мучениками Евстратием, Авксентием, Евгением и Орестом в Севастии Армянской в 284-305 гг. Св. мученик Мардарий добровольно вызвался на мучения ради Христа и скончался во время истязаний.
Родом из Сиракузы. В благодарность за исцеление матери при гробе св. мученицы Апфии (память 5/18 февраля) в Катанах, она раздала все свое имение бедным и дала Господу обет девства. Узнав об этом, жених ее донес на Лукию, что она христианка.
Святую осудили на поругание, но Господь придал такую тяжесть ее телу, что множество людей не могло ее сдвинуть с места. Тогда св. Лукию обложили хворостом и зажгли большой костер, но пламя нисколько не вредило ей. Пронзенная в гортань мечом, св. мученица Лукия окончила свой подвиг, пострадав за Христа в 304 г.
Подвизался в XI веке. Был учеником преподобного Ефрема Новоторжского.
Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Фирсом и Левкием при императоре Декии (249-251 гг.) в Кесарии Вифинской. Св. Левкий, укоривший правителя Кумврикия за несправедливое преследование христиан, после истязаний был усечен мечом.
Св. Фирс, приговоренный к жесточайшим пыткам и истязаниям, перенес их невредимо и Божиим изволением мирно скончался. Языческий жрец Каллиник, видя мужество и чудеса св. Фирса, уверовал во Христа и смело исповедал истинную веру, за что и был усечен мечом.
Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Филимоном, Аполлонием и Феотихом в царствование императора Диоклетиана в г. Фиваиде (в Египте).
Ариан вначале был жестоким гонителем христиан. 37 святых мужей, выступив перед ним, исповедовали истинного Бога. Среди них был и Аполлоний — церковный чтец. Видя различные орудия пыток, он пришел в ужас и, подкупив одного язычника, по имени Филимон, служившего музыкантом у правителя, попросил поменяться с ним одеждами, чтобы принести за него жертву языческим богам. Но Господь просветил духовные очи св. Филимона к познанию истины, и он перед всеми исповедовал Христа. По его молитве спустилось сверху облако и, окружив его, трижды оросило дождем, знаменуя над ним св. крещение.
Св. Аполлоний, осознав свой грех, также во всеуслышание исповедовал себя христианином, и его вместе со св. Филимоном по приказу Ариана предали жестоким мучениям. Одна из стрел, выпущенная в Филимона, отскочила и выколола правителю глаз. Тогда св. Филимон сказал ему, что он получит исцеление, когда приложит к глазу землю с могилы мучеников и призовет имя Христово. После истязаний святым мученикам отсекли головы. Ариан же, придя на их могилу, получил исцеление и уверовал во Христа. Узнав об этом, его привели на суд к царю, где он отказался принести жертвы идолам и исповедал себя христианином. Тогда царь повелел же заковать руки святому железными цепями, привязать к ногам большие камни и бросить в глубокую яму, засыпав ее камнями и землей. Наверху он поставил свой трон и говорил: «Придет ли Христос освободить его?»
Вернувшись во дворец, царь увидел железо и камни, висящими над своей постелью, а самого св. мученика Ариана, лежащего на ней. После этого святого мученика завязали в мешок с песком и утопили в море. Вместе с ним утопили и четырех протекторов, которые сопровождали св. мученик Ариана. Самым старшим из них был св. мученик Феотих. Дельфины отнесли тела святых на Александрийское взморье, где слуги св. Ариана, по его завещанию, ожидали их на берегу. Тела их были погребены все вместе. Пострадали святые мученики Аполдоний, Филимон, Ариан и Феотих около 287 г.
Св. мученица Анфия была крещена св. апостолом Павлом и воспитывала сына Елевферия в строгом благочестии. Когда он стал приходить в возраст, св. Анфия посвятила его Богу.
В 15 лет св. Елевферия рукоположили во диакона, а в 18 — во пресвитера. Когда же ему исполнилось 20 лет, он был назначен епископом Иллирика. Во время гонения на христиан св. Елевферий был схвачен и подвергнут жестоким мучениям: его положили на раскаленный одр, но он был чудесным образом охлажден; тогда святого положили на раскаленную сковородку и поджигали ее на сильном огне, но огонь претворился в росу.
Городской епарх Корив посоветовал царю новое мучение: разжечь медную печь и ввергнуть в нее св. Елевферия. Но когда святой перед мучением молился, то, слушая слова молитвы, сердце епарха Корива внезапно воспламенилось ревностью о Христе, и он совершенно изменился, став обличать царя в жестокости и идолопоклонстве. Разгневанный царь повелел бросить в ту самую печь св. мученика Корива, но он остался в ней невредим, тогда ему отсекли голову.
Св. мученик Елевферий был заключен и томим голодом, но Господь питал его ангельской пищей. Среди последующих мучений св. мученик Елевферий был восхищен Ангелом из рук мучителей и возведен на пустынную гору, где стал жить с дикими зверями как бы с овцами. Царь, узнав об этом, послал воинов схватить его, но святой просветил их учением Христовым и крестил, а с ними и других — до пятисот человек уверовавших. В Риме он был осужден на съедение зверям, но когда те не тронули его, был усечен мечом. Мать его, св. мученица Анфия, обняла мертвое тело сына, ликуя и благодаря Бога, что приятая от нее кровь излилась за Христа, а затем и сама была усечена мечом.
Еще в отрочестве он посвятил себя на служение Господу в обители на горе Латре (в Малой Азии, близ Мелета). Непрестанная молитва, строгий пост, глубокое безмолвие — вот добродетели, которыми прославился преподобный Павел. Своими подвигами стяжал дар прозрения и чудотворения. Император Константин Багрянородный (912-959 гг.) часто писал преподобному, прося его молитв и советов.
Дважды преподобный Павел удалялся на остров Самос, где основал лавру и восстановил три монастыря, разоренные агарянами.
Предсказав свою кончину, старец преставился Богу в 955 г.
Родом из Каппадокии, получил блестящее философское образование в Константинополе. Благонравие святого было замечено св. патриархом Константинопольским Германом I. Несколько лет св. Стефан жил со святителем, а затем тайно ушел в один из монастырей и принял монашество.
Стремясь к безмолвию, св. Стефан удалился в пустынное место, где провел несколько лет в подвигах поста и молитвы. Около 730 г. по особому откровению он был вызван патриархом Гермогеном и рукоположен во епископа г. Сурожа (ныне г. Судак, в Крыму), в котором много потрудился, искореняя ереси и насаждая Православие.
При царе-иконоборце Льве Исавре за почитание св. икон святой был жестоко избит, а затем на многие годы заключен в темницу.
При императоре Константине Копрониме св. Стефан, истомленный темницей и изувеченный истязаниями, возвратился на свою кафедру.
Скончался святитель Стефан около половины VIII века (по другим источникам ок. 790 г.). У гроба почившего святителя чудесно прозрел слепорожденный по имени Ефрем, которому св. Стефан благодетельствовал при жизни.
Сохранилось свидетельство, что в начале IX века русский князь Бравлин во время похода в Крым принял крещение, обратившись к истинной вере под влиянием чудес у раки святителя.
Пророчествовал при персидском царе Дарии Гидаспе. По возвращении иудеев из Вавилонского плена пророк Аггей убеждал народ достроитъ второй Иерусалимский храм и возвещал, что слава этого последнего храма будет больше, чем прежнего, потому что в этот храм придет Желанный всеми народами Христос, Спаситель мира (Аг. 2, 6-9).
Отказавшись принести жертву идолам и ниспровергнув последних силой молитвы, св. мученик Марин после жестоких мучений был усечен мечом (III в.).
Императрица, супруга императора Льва Мудрого. По наветам одного волхва она вместе с мужем (тогда еще наследником престола), претерпела трехлетнее темничное заточение. Получив свободу, проводила жизнь в молитве, посте и благотворениях, изнуряя плоть свою тайными подвигами. На своих слуг и рабынь она смотрела как на братьев и сестер во Христе; все ее попечение было направлено к тому, чтобы помогать обидимым, заступаться за вдов, заботится о сиротах, утешать скорбящих, отирать слезы плачущих — она была матерью для всех неимущих крова и помощи.
Живя в мире, она отвергла все мирское, и ее супруг, видя ее святость, почитал ее не как супругу, но как свою ходатаицу перед Богом, и даже начал строить храм во имя ее. Узнав о том, святая запретила ему. Храм был переименован в честь Всех святых и по совету с Церковью в память святой царицы Лев Мудрый установил в первую неделю по Пятидесятнице праздник Всех святых.
Скончалась святая царица Феофания в 893 или 894 г.
Пророк Даниил происходил из знатного рода. При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 606 году до Р. X. юный Даниил вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен. Там 15-летнего Даниила и других самых способных юношей определили в школу для подготовки к службе при царском дворе.
С Даниилом учились три его друга: Анания, Мисаил и Азария. В течение нескольких лет они изучили местный язык и разные халдейские науки. При поступлении в школу этих трех юношей переименовали в Седраха, Мисаха и Авденаго. Однако, с принятием языческих имен, юноши не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную. Воспитатель согласился, с условием, что после десяти дней питания растительной пищей, он проверит их здоровье и самочувствие. В конце пробного периода эти юноши оказались здоровее других, питавшихся мясом с царского стола, и воспитатель им разрешил вкушать пищу по своему усмотрению. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках, и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов.
После окончания занятий Даниил с тремя друзьями был определен на службу при царском дворе и здесь оставался в звании придворного сановника во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников. После покорения Вавилона он стал советником царей Дария мидийского и Кира персидского.
Бог наделил Даниила способностью понимать значение видений и снов, и эту способность он проявил, объяснив Навуходоносору два его сна, которые сильно смутили царя (Дан. 1 и 4). В первом сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех металлов. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и сам вырос в большую гору. Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Таинственный камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора — Его вечное Царство (Церковь).
В своей книге (носящей его имя) пророк Даниил повествует о подвиге своих трех друзей, которые отказались поклониться золотому идолу (Мардуку), за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне.
Подробностей о деятельности пророка Даниила в течение 7 лет царствования трех преемников Навуходоносора не сохранилось. Убийца Лавосоардаха, Набодид, сделал своего сына Валтасара своим соправителем. В первый год Валтасара Даниил имел видение о четырех царствах, после чего он увидел Бога в образе “Ветхого Днями” и грядущего к нему “Сына Человеческого”, т. е. Господа Иисуса Христа.
В своей книге пророк Даниил записал несколько пророческих видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Христову. По своему содержанию его книга имеет много общего с Откровением Евангелиста Иоанна Богослова, помещенного в самом конце Библии.
При Данииле во время царствования Валтасара мидийский царь Дарий завоевал Вавилон (539 г. до Р. X.). Тогда же и погиб Валтасар, как ему предсказал Даниил, объяснивший значение надписи на стене, сделанной таинственной рукой: “Мене текел упарсин” (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы) (Дан. 5, 25).
При Дарии мидийском Даниил занял важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, языческие вельможи оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил своего пророка невредимым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их. Немного спустя Даниил получил откровение о 70 седьминах, в котором указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Церкви)(См. Дан. 9).
В царствование Кира Даниил остался в том же придворном звании. Не без его участия в 536 году царь Кир издал указ об освобождении евреев из плена. Согласно преданию пророк Даниил показал Киру предсказание о нем в книге пророка Исаии, который жил лет двести до этого (Ис. 44, 28-45; 13). Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Иеговы и повелел евреям построить в честь Него храм в Иерусалиме (Езд. 1). При этом же царе Даниил был снова спасен от смерти, которая ему угрожала за умерщвление дракона, обоготворявшегося язычниками.
В третий год царствования Кира в Вавилоне Даниил удостоился получить откровение о дальнейшей судьбе народа Божия и четырех языческих империй (Дан. 10-12). Предсказания Даниила о гонениях на веру относятся к гонениям Антиоха Епифана и, одновременно, к пришествию антихриста. О последующей судьбе пророка Даниила ничего не известно, кроме того, что он скончался в глубокой старости. Его пророческая книга состоит из 14 глав. Господь Иисус Христос в своих беседах с иудеями дважды ссылался на пророчества Даниила.
Тропарь пророку Даниилу и трем отрокам: Анании, Азарии и Мисаилу
Тропарь, глас 2
Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся, и пророк Даниил львом пастырь яко овцам являшеся. Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Был начальником острова Ниверты (в Испании, близ Кадикса) и обладал большим богатством. Но потом, призрев мирскую суету ради Христа, оставив власть и имущество, принял в Риме монашество и отправился путешествовать по святым местам.
В Иерусалиме он был пострижен патриархом Христодулом в великую схиму с именем Стефан. Оттуда он пошел в Египет, где, схваченный сарацинами, исповедовал Христа Истинным Богом, за что подвергся многим мучениям, изнемогая от которых и скончался.
Пострадал за Христа вместе со св. мученицей Зоей, мучениками Транквилином пресвитером, Никостратом, Касторием, Клавдием, Викторином, Симфорианом, Тивуртием, Кастулом, Маркеллином и Марком в Риме в 287 г.
Св. мученик Севастин родился в г. Нарбоне (Галлия) около 250 г. и был начальником дворцовой стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане. Будучи тайным христианином, святой много помогал преследуемым за веру. Узнав, что исповедники Христовы, родные братья Маркеллин и Марк, под воздействием уговоров родственников-язычников готовы отречься от Христа, святой своей пламенной речью утвердил их совершить свой подвиг до конца и обратил ко Христу их родственников.
По молитвам св. Севастиана исцелилась страдавшая шесть лет немотой жена царского казнохранителя Никострата — Зоя.
Видя это чудо, уверовал и сам Никострат. Под воздействием проповеди и чудес св. Севастиана, а также проповеди уверовавших ранее присоединилось ко Христу и крестилось 1400 человек. Большая часть их ушла на юг Италии, а оставшиеся в Риме приняли мученические венцы.
Первой пострадала св. Зоя, которая после шести дней мучений была повешена за волосы и задохнулась от смрадного дыма. Тело ее было брошено в Тибр.
Св. Транквиллин, пресвитер, отец св. мучеников Маркеллина и Марка, был побит камнями и также сброшен в Тибр.
Св. Никострат, Касторий, Клавдий, Висторин, Симфориан были утоплены в море.
Св. Тивуртия после мучений усекли мечом.
Св. Кастула после мучений живым засыпали землей.
Св. мучеников Маркеллина и Марка поставили на одном пне и ноги их забили гвоздями, а после их пронзили копьями.
Последним пострадал св. Севастиан: он был привязан к дереву и пронзен стрелами. Найденный еще живым женой св. мученика Кастула мученик вскоре поправился и вновь явился к императорам, обличая их нечестие. Тогда страстотерпец был забит до смерти палками.
О родителях и месте рождения преподобного ничего неизвестно. Желая жить для Бога, святой поселился в дремучих пошехонских лесах, на берегу реки Сохоти. Слух о его благоугодной жизни скоро привлек к нему учеников, желавших подвизаться под его руководством. Так возник монастырь. Собственным примером и необычайным трудолюбием поучал подвижник свою братию, часто повторяя слова: «Братие, терпите скорби и беды, да избудете вечныя муки!»
После многих трудов и подвигов скончался преподобный Севастиан в глубокой старости, около 1500 г.
Праведный Симеон Верхо-турский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божествен-ному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхо-турья, где молился в деревянной церкви.
С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость “Сотворившего вся”.
Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.
Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.
Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.
Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700 гг.) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: “Кто ты?” — явившийся ответил: “Я Симеон Меркушинский”, — и стал невидимым.
В “Иконописном Подлиннике” под 16 апреля значится: “Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския”.
Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: “Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной”.
И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.
12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая — 18 декабря).
Родом из Севастии Каппадокийской. Воспитанный в благочестии, он сначала подвизался иноком, затем был настоятелем Феодосиевой обители (в Палестине) и уже на склоне дней был поставлен архиепископом Иерусалимским.
Святитель много потрудился над восстановлением Иерусалима и его церквей, разрушенных персами, и мирно скончался в 633 или 634 гг.