Жития святых на декабрь

1 декабрь
 

(память 18 ноября по старому стилю)

Брат святого мученика Антиоха врача (IV в.; память 16/29 июля); родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя слово Божие язычникам. Когда он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину, то судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа и уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходящая и ограниченная, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в евангельском умении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу.

После повторного принуждения и многодневных истязаний мученика Платона обезглавили. Св. Платон пострадал в 302 или 306 г.


(память 18 ноября по старому стилю)

Был диаконом храма Кесарии Палестинской, затем переселился в Антиохию, где во время одного из гонений на христиан укреплял их в вере своим примером и горячей проповедью. Когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям, во время которых мученик увидел в толпе отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: «Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам-бесам». Отрока привели к правителю. Варул без страха исповедал веру во Христа, обличил тщету идолослужения. Жестоко избив, отрока Варула усекли мечом.

Разгневанный правитель приговорил св. Романа к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов; за это ему отрезали язык, но и лишенный языка мученик продолжал громко славить Господа. Тогда его приговорили к повешению (U 303 г.).


 
2 декабря
 

(память 19 ноября по старому стилю)

Святитель Филарет (Василий Михайлович Дроздов) родился в семье коломенского диакона. Обучался в Коломенской семинарии, а с 1800 года — в Троицкой Лаврской семинарии. С 1803 года — преподаватель семинарии. В 1808 году принял монашество с именем Филарет (в честь праведного Филарета Милостивого). В 1811 году в сане архимандрита становится ректором Санкт-Петербургской Духовной академии. В это время начинает перевод на русский язык книг Ветхого и Нового Завета, что станет делом всей его жизни. В 1826 году возводится в сан митрополита Московского и Коломенского. Имел большой авторитет в русском обществе. К его помощи и советам прибегали императоры Николай I и Александр II. Святитель попечительствовал Московской Духовной академии, поддерживал добрые отношения с деятелями культуры (известен случай обмена стихотворными посланиями между ним и А. С. Пушкиным).

В конце жизни святителю удалось закончить дело перевода на русский язык Священного Писания. Перед кончиной ему явился во сне его отец и открыл, что он отойдет ко Господу 19 числа. Так и произошло. 19 ноября 1867 года после совершения литургии митрополит Филарет приехал домой и здесь предал душу в руки Божии. Погребен в Троице-Сергиевой Лавре.


(память 19 ноября по старому стилю)

Родом из селения Вифарама, близ Сихема; служил домоправителем у нечестивого израильского царя Ахава и тайно исповедовал истинного Бога. Когда нечестивая Иезавель, жена Ахава, истребляла пророков Господних, Авдий давал им приют и пропитание.

Преемник Ахава царь Охозия посылал три отряда по 50 человек, чтобы взять пророка Илию. Два отряда были пожраны небесным огнем, а третий, возглавляемый Авдием, Господь пощадил, ибо святой пророк с добрым намерением пришел к славному Илии: Авдий оставил воинскую службу и сделался учеником великого пророка. Написал книгу пророчеств. Скончался мирно.


(память 19 ноября по старому стилю)

В престарелых летах во время гонений был схвачен за исповедание имени Иисуса Христа и приведен на суд. Судья, желая принудить святого к отречению от Христа и надеясь на физическую слабость его, приказал положить на ладонь вытянутой над идольским жертвенником руки мученика зажженную курильницу с ладаном, чтобы от страшной боли он невольно бросил бы ладан в огонь и таким образом принес бы жертву идолам. Но сила духа, поддерживаемая Божественной благодатью, придала крепость и выносливость телу, и святой держал курильницу до тех пор, пока у него не сгорели на руке пальцы.

После этого святой мученик Варлаам предал свою душу Господу (U 304 г.). Прославлен сей мужественный страстотерпец вселенскими учителями Церкви святителем Василием Великим и святителем Иоанном Златоустом.


(память 19 ноября по старому стилю)

Божием откровением он узнал о страждущем в поисках истины царевиче Иоасафе. Выйдя из пустыни, преподобный Варлаам под видом купца отправился в Индию и, прибыв в город, где находился дворец царевича, объявил, что привез с собой драгоценный камень. В виде притч, а затем и «от Святаго Евангелия и Святых апостол», преподобный изложил ему христианское вероучение, и юноша уразумел, что драгоценный камень есть вера в Господа Иисуса Христа и принял святое крещение, а преподобный Варлаам снова ушел в пустыню.

Царь Авенир, узнав, что сын его стал христианином, старался заставить Иоасафа отказаться от новой веры, но, не успев в этом, сам сделался христианином. Вскоре после крещения царь Авенир преставился, а святой царевич оставил царство и ушел в пустыню на поиски своего старца-учителя. Через два года он нашел пещеру преподобного Варлаама, спасавше-гося в безмолвии. Старец и юноша стали подвизаться вместе.

Перед кончиной преподобный Варлаам отслужил литургию, приобщился Святых Тайн, причастил царевича и с тем отошел ко Господу, пробыв в пустыне 70 лет из прожитых ста. Совершив погребение старца, св. Иоасаф остался в той же пещере, продолжая пустыннический подвиг. Он пробыл в пустыне 35 лет, отошел ко Господу, достигнув шестидесятилетия.


 
3 декабря
 

(память 20 ноября по старому стилю)

Родился в г. Иринополе в Десятиградии (по-гречески Декаполь) в благочестивой христианской семье. Еще в юности он хорошо изучил слово Божие и вперил ум свой к Богу. Уйдя в монастырь, он, по благословению настоятеля, поселился в уединенной пещере в глубокой отвесной расселине. Здесь преподобный Григорий претерпевал великое беспокойство от демонов, которые всячески озлобляли и искушали его, стараясь прогнать его из их жилища. Но он имел великое дерзновение ко Господу и, согласно имени своему, был бодрствующим, так что враг и во сне не мог действовать на его воображение и помыслы.

Однажды ночью ему явился в видении Ангел Господень, вручивший святому пламенный меч для поражения всей силы бесовской и для отсечения от Церкви еретических мудрований, а от сердца — греховных страстей. Достигнув чистоты сердечной, преподобный Григорий удостоился слышать Ангельское пение во славу Святой Троицы, — так он был угоден Богу и Ангелам. Для противодействия ереси иконоборчества преподобный Григорий покинул монастырь и отправился в Константинополь. Святой сохранил чистоту Православия и в словах, и в делах, многие города очистил от скверны иконоборчества, убеждая и даже самую кровь пролить за святые иконы. Его учениками были Иосиф песнописец и преподобный Иоанн. В столице он и скончался в 816 г. Нетленные мощи его находятся в Румынии.


(память 20 ноября по старому стилю)

Ученик святителя Иоанна Златоуста (U 407 г.; память 13/26 ноября), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю. От своего учителя св. Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли.

После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста св. Прокл был рукоположен святым патриархом Константинопольским Сисинием (426-427 гг.) в сан епископа города Кизика, а по смерти патриарха — во архиепископа. Став патриархом Константинопольским, управлял Церковью в течение 12 лет (434-447 гг.). Стараниями святителя Прокла при святом царе Феодосии II (408-450 гг.) из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста.

Во время патриаршества Прокла империю постигло такое разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев, что рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. И во время одного из молебнов, совершаемых патриархом о прекращении невиданного по силе бедствия, из толпы был невидимой силой поднят в небо и опущен на землю мальчик, который рассказал, что там слышал и видел, как Ангелы, славя Бога, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: «помилуй нас» — и землетрясение прекратилось. Эту молитву Православная Церковь поет за богослужением и до сего дня.

Константинопольская паства любила своего патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. Святой Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте в 446-447 гг.


(память 20 ноября по старому стилю)

Родился в XVI столетии в Архангельской губернии от благочестивых родителей. В юности принял иночество в Соловецком монастыре. В начале своего монашеского подвига преподобный вел отшельническую жизнь, а затем по Божию повелению воздвиг общежительный монастырь во имя Святой Троицы на горе Юрьевой.

Он много претерпел скорбей от диавола, наносимых людьми, которые переносил безропотно, за что Господь дал ему дары прозорливости, чудотворения и изгнания бесов. Святой мирно почил о Господе. Тело его было положено в основанной им обители и источало множество исцелений.


(память 20 ноября по старому стилю)

Пострадал за Христа в начале IV века в языческом городе Доростоле при императорах Диоклетиане и Максимиане.

Воина Дасия, который был тайным христианином, выбрали в жертву для принесения языческому богу. Чтобы не отдать свою жизнь для умилостивления гнусного языческого бога, св. Дасий объявил себя христианином. Он стал обличать нечестие язычников, проповедуя учение Христово. Св. мученик Дасий был предан на суд, подвергся жестоким мучениям, после которых его усекли мечом.


 
4 декабря
 

(память 21 ноября по старому стилю)

Когда Деве Марии испол-нилось три года, Ее родители вместе с дочерью, в сопровождении многочисленных родст-венников, пешком отправились из Назарета в Иерусалим. На рассвете третьего дня они приблизились к Святому Граду. Навстречу им вышел перво-священник, по преданию — праведный Захария. Дева Мария, оставив родителей, быстро взошла по высоким ступеням храма. Захария взял ее за руку и ввел в храм, к изумлению священников и левитов — в самый алтарь, который назывался святая святых. Десять лет Мария жила при храме. Под священными сводами храма душа Ее стала живым храмом Божества.


 
5 декабря
 

(память 22 ноября по старому стилю)

Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его род-ственными отношениями с татарами, — он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека. В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед Узбеком. На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, сам же направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает душу свою за близких и за весь свой народ.

В начале хан принял Михаила доброжелательно, но спустя некоторое время велел его судить, предъявляя обвинение на основании свидетельств клеветников. Не слушая оправданий князя, его отдали под стражу, велели оковать цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Михаил с удивительной твердостью терпел уничижение и муку. Еще на пути из Владимира он несколько раз приобщался Святых Тайн, как бы готовясь к смерти; теперь, видя неминуемую гибель, он проводил ночи в молитве и чтении псалмов. Отрок княжеский держал перед ним книгу и перевертывал листы, ибо руки Михаила были связаны. Верные слуги предлагали князю уйти тайно, но он отвечал: “Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!” Перед самым приходом злодеев он раскрыл наудачу Псалтирь и прочитал: “Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя”. Душа его невольно содрогнулась. Когда он закрыл книгу, к нему вбежал один из отроков и сказал, что князь Георгий, Кавгадый и толпа людей приближаются к шатру. Они разогнали всех людей Михаила, а он стоял один и молился. Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них, именем Романец, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце (22 ноября 1319 г.). Тело Михаила лежало нагое, пока толпа грабила имущество князя. Георгий послал тело великого князя в Маджары. Там многие усердствующие желали внести тело в церковь, но бояре не допустили этого, поставив его в хлеву, и позже избегали останавливаться у церквей.

Супруга Михаила, Анна, умолила Георгия дозволить перевезти останки князя в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Сняв крышку гроба, народ с несказанной радостью увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение было совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском монастыре. Святые мощи благоверного князя обретены нетленными в 1655 г.

Летописец называет Михаила таким же отечестволюбцем, каков был св. Димитрий Солунский. Сверх достоинств государственных, Михаил отличался и семейственными, воспитанный в правилах благочестия добродетельной матерью своей Ксенией, скончавшей дни свои монахиней.


(память 22 ноября по старому стилю)

Имя Петр дано ему было при крещении. Сын киевского князя Изяслава, внук Ярослава Мудрого и правнук св. равноапостольного Владимира. Точное время рождения св. Ярополка неизвестно, полагают, что не позже 50-х гг. XI столетия. Отличавшийся смирением, кротостью, нищелюбием и благочестием, Ярополк был коварно убит по проискам князей Ростиславичей в 1086 г.


(память 22 ноября по старому стилю)

Услышав евангельскую проповедь, уверовала во Христа и решила не выходить замуж, чтобы соблюсти чистым девство свое. Но родители хотели выдать ее замуж за знатного язычника — Валериана. Святая не осмелилась перечить воле родителей, но со слезами молилась Богу, чтобы ее жених уверовал во Христа, и она сохранила бы девство. В первую же ночь святая уговорила Валериана пойти с ней к епископу Урбану, скрывавшемуся от гонений в пещере. Наставления старца проникли в душу Валериана, и он уверовал сам и обратил в христианство своего брата Тивуртия.

По приказу правителя свв. Валериан, Тивуртий и Кикилия были схвачены и подвергнуты жестоким истязаниям, во время которых святые убеждали христиан не бояться мучений и твердо стоять за Христа. Правитель, желая избежать влияния святых проповедников на народ, приказал вывести мучеников за пределы города и там казнить. Мученики пострадали в 230 г.

Видя страдания мучеников, уверовал во Христа мученик Максим и также скончался мученической смертью.


(память 22 ноября по старому стилю)

Был чтецом в Иерусалимской Церкви. Он вел строгую подвижническую жизнь, за что стяжал от Господа дар изгонять бесов. Ревностный проповедник слова Божия был схвачен и приведен на суд в Кесарию Палестинскую. За отказ принести жертву идолам он был обезглавлен. Мученик пострадал в 303 г.


 
6 декабря
 

(память 23 ноября по старому стилю)

Был другом великих вселенских учителей свв. Василия Великого и Григория Богослова, родом был из Кесарии Каппадокийский, сын родного брата блаженной Нонны, матери святителя Григория Богослова. Святой Амфилохий по убеждению святителя Григория Богослова удалился в пустыню и стал проводить строгую подвижническую жизнь. Когда скончался епископ Церкви Иконийской, Ангел Господень явился св. Амфилохию ночью и сказал, чтобы он шел в город и пас духовных овец. Но Амфилохий не поверил Ангелу, думая, что это бесовское наваждение. Ангел явился ему и в следующую ночь, но святой снова не поверил. На третью ночь Ангел взял Амфилохия и привел в церковь, где он был чудесным образом посвящен во епископа.

Довольно долгое время пас Амфилохий стадо Христово; он боролся против ереси Ария и богохульства Евномия, на II Вселенском Соборе — против духоборца Македония. За добродетельную жизнь святитель Амфилохий был прославлен повсюду и пользовался любовью св. отцов; своими молитвами мог испрашивать исцеление больным. Много потрудившись на пользу Православия и обличая еретиков, святитель Амфилохий, достигнув глубокой старости, мирно почил о Господе около 395 г. Он оставил после себя много слов и поучений, преимущественно догматического характера.


(память 23 ноября по старому стилю)

Родился на острове Сицилия, близ г. Акраганта, от благочестивых и добродетельных родителей. В отрочестве он сподобился трехкратного зова от Ангела Божия, как некогда отрок Самуил. Поэтому говорили, что он будет равен пророку Самуилу.

Когда ему исполнилось 22 года, он отправился в Иерусалим, где патриархом Макарием был рукоположен во диакона. Потом по его благословению шесть лет прожил на Елеонской горе, после чего уехал в Константинополь и поселился в монастыре св. мучеников Сергия и Вакха.

После смерти Акрагантийского епископа, по Божию указанию, был поставлен епископом на эту кафедру. Святитель Григорий своей жизнью и чудесами был подобен древним великим отцам, одним прикосновением руки он исцелял болезни. Завистливые люди оклеветали святителя в прелюбодеянии, и, по приказанию папы Римского, он был заключен в темницу, где пробыл около двух лет в ожидании суда над ним. Продолжая творить чудеса и в заключении, он исцелял больных и недужных, приходящих к нему, своими молитвами изгонял бесов и очищал прокаженных. По прошествии двух лет был созван собор, на котором женщина, оклеветавшая святителя и наказанная беснованием, по молитве святителя, исцелилась и открыла правду. Собор засвидетельствовал невиновность святителя Григория, а клеветников осудил на казнь, но святитель испросил для них прощение.

С почестями вернувшись на свою кафедру, святитель Григорий, окруженный любовью пасомых, управлял Церковью до своей мирной кончины.

Святитель написал много поучительных слов, сотворил много чудес и в конце VI в. - начале VII вв., в глубокой старости оставил земную жизнь.


(память 23 ноября, 7 августа и 4 сентября по старому стилю)

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожитель-ством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.

Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон.

Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.

Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на “прении о вере” между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и “Азовским”. В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.

Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой — молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем “Духовном завещании” святитель Митрофан назидал: “Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь”. Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за “святого старца”.

С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.


 
7 декабря
 

(память 24 ноября по старому стилю)

Святая Екатерина родилась в Александрии во второй половине третьего столетия. Происходила она из знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой. Многие богатые и знатные женихи искали ее руки, а мать и родные уговаривали ее согласиться на брак. Но Екатерина медлила с ответом и говорила своим близким: “Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, подобного мне по красоте и учености”.

Бог так устроил, что Екатерина познакомилась с одним старцем-пустынником, человеком светлого ума и праведной жизни. Обсуждая с Екатериной достоинства ее поклонников, старец сказал: “Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного”. Потом он дал ей икону Пресвятой Девы, обещал, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха.

В ближайшую ночь представилось Екатерине в легком сне, что Небесная Царица, окруженная ангелами, стоит перед ней и держит на руках Отрока, сияющего как солнце. Напрасно старалась Екатерина взглянуть на Его лицо: Он отворачивался от нее. “Не презирай Твоего создания, — молила Божия Матерь своего Сына, — скажи ей, что она должна сделать, чтобы увидеть Твой светлый лик”. “Пусть она вернется к старцу и узнает от него”, — ответил Отрок.

Чудный сон глубоко поразил девушку. Как только настало утро, она поспешила к старцу, припала к ногам его и просила у него совета. Старец подробно объяснил ей истинную веру, рассказал о райском блаженстве праведников и о гибели грешников. Мудрая дева поняла превосходство христианской веры над языческой, поверила в Иисуса Христа как Сына Божия и приняла святое крещение. После крещения божественный свет проник в нее и наполнил ее великой радостью.

Когда Екатерина с обновленной душой возвратилась домой, она долго молилась, благодаря Бога за милость, оказанную ей. Заснув во время молитвы, она снова увидела Матерь Божию. Теперь Божест-венный Отрок милостиво взирал на нее. Пресвятая Дева взяла правую руку девицы, а Отрок надел ей чудный перстень, сказав: “Не знай жениха земного”. Екатерина поняла, что с этого момента она обручена Христу и проснулась с еще большей радостью на сердце. После этого она совершенно переменилась стала скромной, кроткой и милостивой. Она стала часто молиться Богу, прося руководства и помощи. Одна цель воодушевляла ее: жить для Христа.

В скором времени в Александрию прибыл Максимиан (286-305 гг.), соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по городам Египта созвать народ на праздник в честь языческих богов. Екатерина скорбела, что царь, вместо того, чтобы содействовать просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия. Когда наступил праздник, она пришла в капище, где собирались жрецы, знать и народ и безбоязненно сказала царю: “Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам! Познай истинного Бога, безначального и бесконечного; им цари царствуют и мир стоит. Он сошел на землю и сделался человеком для спасения нашего”.

Максимиан разгневался на Екатерину за неуважение к его царскому достоинству и повелел заключить ее в темницу. Затем он велел ученым людям убедить Екатерину в истинности языческой религии. В течение нескольких дней они излагали перед девицей различные доводы в пользу языческой религии, но Екатерина своей логикой и разумными доводами разбивала их в прах. Она доказывала им, что может существовать только один премудрый Создатель всего, который своими совершенствами бесконечно возвышается над языческими божествами. В конце концов языческие мудрецы признали себя побежденными всесокрушающей логикой Екатерины. Потерпев неудачу на интеллектуальной почве, Максимиан, однако, не отступил от своего намерения переубедить Екатерину. Призвав ее, он старался прельстить ее подарками, обещаниями почестей и славы. Но Екатерина оставалась неподкупной.

Максимиану пришлось на короткое время отлучиться из города. Его жена, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидеть ее. Встретившись и побеседовав с Екатериной, Августа уверовала в Христа и приняла христианскую веру.

Когда Максимиан возвратился в Александрию, он снова послал за Екатериной. На этот раз он снял маску доброжелательности и стал грозить Екатерине пытками и смертью. Потом он велел принести колеса с острыми зубцами и велел предать ее этой ужасной казни. Но едва только начались мучения, как невидимая сила сокрушила орудие муки, святая Екатерина осталась невредима. Царица Августа, узнав о случившемся, предстала перед своим мужем и стала укорять его, как он дерзает восставать против Самого Бога. Царь пришел в ярость от вмешательств своей жены и повелел тут же умертвить ее.

На другой день Максимиан в последний раз призвал Екатерину и предложил ей стать его женой, обещая ей все блага мира. Но святая Екатерина и слушать об этом не хотела. Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел предать ее смерти, и воин отсек ей голову в 304 году.

Впоследствии святые останки великомученицы Екатерины попали на гору Синай и с тех пор здесь хранились в монастыре ее имени. Император Петр Великий пожертвовал для ее мощей драгоценную раку.


(память 24 ноября по старому стилю)

Военачальник, жил в III веке. В это время на Римскую империю напали варвары, и император Декий выступил в поход с большим войском. В одном из сражений св. Меркурию явился Ангел Господень и подал ему меч со словами: «Не бойся, смело иди на врагов. Когда победишь, не забудь Господа Бога твоего». С этим мечом святой воин прошел сквозь варварские полчища, уничтожил множество врагов и убил самого царя варваров, обеспечив победу римлянам. В награду за храбрость император поставил св. Меркурия военачальником.

Однажды ночью, когда воин спал, вновь явился Ангел Господень, напоминая ему, Кем была дарована победа, и призывая к служению Господу. Св. Меркурий вспомнил о христианской вере, о которой слышал от своего деда и отца, часто говорившего: «Блажен, кто состоит воином Царя Небесного, потому что получит от Него награду в Небесном Царствии. Ибо Сей Царь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его». Св. Меркурий умилился сердцем и всей душой устремился ко Христу. Тогда святой не стал участвовать в торжественном жертвоприношении языческим богам, открыто назвав себя христианином, отказался от всех почестей и воинских отличий, за что был заключен в темницу.

Там святому снова явился Ангел Господень, укрепил его и призвал мужественно претерпеть все страдания за Христа. Неоднократно мучитель истязал святого воина и умирающим от ран бросал в темницу, но благодать Божия исцеляла его, утверждая перед нечестивцами великую силу веры Христовой. Осужденный на смертную казнь, св. великомученик Меркурий сподобился видения Самого Господа, обещавшего ему скорое избавление от мучений. Св. великомученика Меркурия обезглавили в Кесарии Каппадокийской. Его святое тело благоухало миром и фимиамом, подавая исцеления многим больным.

Даже уже и по смерти своей воин Христов, соединившийся с Церковью Небесной, сослужил воинскую службу на благо Церкви земной. Когда святитель Василий Великий (U 379 г.; память 1/14 января) молился перед иконой Пресвятой Богородицы, при которой было изображение и св. великомученика Меркурия с копьем, как воина, об освобождении христиан от гонителя христианской веры Юлиана Отступника (361-363 гг.), Заступница рода христианского послала святого воина Меркурия в помощь от Церкви торжествующей к Церкви воинствующей. Святитель увидел, что образ св. великомученика Меркурия стал невидимым, а затем вновь показался с окровавленным копьем. А в то самое время на Персидской войне Юлиан Отступник был пронзен копьем неизвестного воина, тотчас ставшего невидимым. Окаянный Юлиан, умирая, воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!»


(память 24 ноября по старому стилю)

Воин, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии святой воин тайно вел подвижническую жизнь: был строгим постником, девственником, каждую ночь он втайне от всех воспевал благодарственные хваления Господу. В это время, в 1239 г., татарские полчища Батыя подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Услышав о приближении злых врагов, о разорении Божиих храмов, св. Меркурий скорбел и болел душой; с каждым днем он более и более возгорался божественной ревностью, желая пострадать и положить душу свою за веру Христову. И молитва его была услышана.

В соборном храме перед иконой Пресвятой Богородицы молился некий пономарь, со слезами прося об избавлении города от врагов. Вдруг он услышал глас от иконы: «Иди к рабу моему Меркурию на Подолье и тихо скажи ему: тебя зовет Владычица». Когда воин пришел в собор, то сам услышал голос Пречистой Девы, посылающий его на брань с врагом и обещающий небесную помощь, венец победы и вечное блаженство.

Св. Меркурий преисполнился великой радости, ибо Сама Царица Небесная обещала ему то, к чему он давно уже стремился всей душой: пострадать за своих братьев и за веру Христову. В ту же ночь воин Христов отправился в татарский стан в Долгомостье и вступил в единоборство с вражеским полчищем. Призывая имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что св. Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена, и не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство. Сам же св. Меркурий погиб в бою.

Жители Смоленска, спасенные чудесным заступлением Господа и Пресвятой Богородицы, с честью погребли тело святого воина-мученика в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Празднование ему установлено в конце XVI в. Уже в 1509 г. жители Смоленска называли его своим главным заступником.


(память 28 августа, 4 и 24 ноября по старому стилю)

Инок Киево-Печерского монастыря; о нем известно только то, что он был связан единомыслием и братской любовью с преподобным Паисием (XIV в.; память 19 июля/1 августа). Святые были неразлучны, жили в одной келлии, а после смерти были положены в один гроб. В настоящее время мощи их почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.


 
8 декабря
 

(память 4 января (70 апостолов), 22 апреля, 10 сентября и 25 ноября по старому стилю)

Священномученик Климент — апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы — вот куда влечет юного Климента.

Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников (Филипп IV. 3). Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа.

Житие священномученика сохранило пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий — от рабов до членов императорской семьи. Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.

Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал.

В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников — Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной "Ангельской " церкви нетленное тело своего учителя. После этого, каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников — Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что священномученик Климент покровительствует его миссионерской деятельности и просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так.

Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника — апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду!

В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая "трехъязычная" ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом Св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви Св. Климента. Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей священномученика Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя священномученика Климента. Таким образом, мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

С началом процесса канонизации собственно русских святых ситуация изменилась: наиболее почитаемыми становятся русские подвижники и мученики. После закрытия в 1935 году Климентовского храма там размещен филиал Российской государственной библиотеки, что, наверное, тоже можно считать не случайным совпадением. Покровительствующий славянской книжности Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний. Годы лихолетья не нанесли существенного вреда зданию храма и иконостасам, сохраненным заботами сотрудников библиотеки.


(память 25 ноября по старому стилю)

Святой священномученик Петр, архиепископ Александрийский, родился и вырос в Александрии. Был высокообразован, занимал должность начальника Александ-рийской школы. В 300 году он вступил в управление Алек-сандрийской Церковью, став преемником своего учителя и духовного наставника, блаженного епископа Феоны.

Изгнанный из города во время преследования христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане, святой Петр, побывав во многих областях империи, вновь вернулся в свой родной город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую Церковь. Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам и сиротам, проповедовал Слово Божие, непрестанно молился и совершал Богослужения. И Господь хранил его от рук гонителей.

В это смутное время на Церковь Христову восстал учитель злочестия Арий, отрицавший Божество Иисуса Христа. Святой Петр выступил против него, проклял еретика и отлучил его от Церкви. И даже тогда, когда Арий через учеников святителя упрашивал владыку Петра снять с него отлучение, утверждая, что он раскаивается и отказывается от своего лжеучения, святитель, руководимый Духом Святым, провидел лживость и коварство ариева отречения и завещал своей пастве не верить Арию и не принимать его в церковное общение.

Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения, крепла и умножалась. Но вот, по приказу императора Максимиана (305-311), святитель был схвачен и осужден на смертную казнь. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая свое негодование. Желая избежать народного мятежа и кровопролития, святитель направил властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы с тем, чтобы его смогли тайно от народа вывести на казнь. Темной ночью святой Петр cам вышел навстречу палачам, которые вывели его за городские стены и обезглавили на том же самом месте, где некогда был казнен святой апостол Марк, а голос с неба, который слышала одна святая дева в эту ночь, возвестил: "Петр - начало Апостолов, Петр - конец александрийских мучеников". Это произошло в 311 году.

Утром, узнав о кончине своего епископа, толпы людей направились к месту казни, взяли тело и голову мученика, принесли в церковь и, облачив в епископские одежды, посадили на время отпевания на горнем месте. При жизни святой Петр садился лишь на подножие его, потому что, по словам святителя, видел Божественный свет, окружающий горнее место, и не дерзал, по смирению, всходить на него. Святой Петр, великий ревнитель Православия, известен и как глубокий Богослов. Выдержки из его книги "О Божестве" зачитывались на Ефесском и Халкидонском Соборах. Из его сочинений наиболее известны и высоко ценимы Церковью "Правила".


(память 1 февраля и 25 ноября по старому стилю)

Современник и друг преподобного Петра блаженный Феодорит, епископ Киррский, сообщает об этом великом подвижнике следующие высоко назидательные сведения.

Еще в юности преподобный Петр воспылал ревностью о Христе и, оставив своих родителей, подвизался в пустынном уединении (в г. Галатии). Затем он отправился на поклонение святым местам Палестины. Усладившись лицезрением этих мест, он прибыл в Антиохию, которая в то время (это было во второй четверти IV века) процветала истинным благочестием. Петр сподобился от Господа дара чудотворения, так что, по рассказу блаженного Феодорита, даже его одежда действовала чудодейственно, подобно одеждам апостола Павла. Между прочим он исцелил от болезни глаз и мать самого Феодорита. История этого исцеления весьма назидательна.

Услышав о чудотворном даре преподобного Петра и желая получить от него исцеление своей неизлечимой болезни, мать блаженного Феодорита, тогда еще молодая, принарядившись, отправилась к Петру. Преподобный, увидевши ее и прозревая в ней благотворную почву для наставления в истинной вере, решил сперва исцелить ее от пристрасти к нарядам.

«Как живописец, — сказал подвижник, — пишущий картины не по правилам своего искусства, а так, как ему вздумается, оскорбляет самое искусство живописи, так и люди, покрывающие свои лица краскою, белою или черною, оскорбляют этим Творца и Содетеля всяческих, ибо через это они как бы обвиняют Его в несовершенстве Его творения, а отсюда и в бессилии, тогда как всякому известно, что Он обладает могуществом, равным хотению. «Все, что восхотел Господь, то сотворил» (Пс. 134), дав всем все полезное и не дав только вредного. Не искажай же образа, созданного Богом, не выдумывай поддельной красоты, которая растлевает целомудренных!..»

Слова преподобного упали на благодатную почву и произрастили добрый плод: молодая женщина пала к ногам подвижника и умоляла его помолится о ней и исцелить ее. Преподобный Петр ответствовал: «Если имеешь твердую вру в помощь Божию, то получишь исцеление своей болезни; ибо Бог всегда готов исполнить прошение верующей души».

Затем он положил руку свою на больной глаз и, сотворив знамение креста, исцелил болезнь. Много и других великих дел сотворил преподобный Петр, так что блаженный Феодорит восклицает: «Кто измерит капли его пота? Какое слово могло бы передать, сколько он посеял семян и сколько он собрал плодов? Как обширно море его добродетелей!»

Преподобный Петр скончался около 429 г., будучи 99-ти лет от роду.

Последние добавления