[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]


 
10 февраля
 

(память 28 января по старому стилю)

Родился в начале IV века в городе Низибии (Месопотамия). Еще юношей он удалился в окрестные горы и стал отшельником. После взятия Низибии персами в 363 году преподобный покинул места своего отшельничества и поселился в монастыре близ города Едессы, где и оставался до кончины (ок. 373-379 гг.).

Преподобный Ефрем Сирин сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение слова Божия, черпая в нем для своей души умиление и мудрость. Немало он потрудился и в истолковании Священного Писания.

Преподобным написано много песнопений и молитв, обогативших Церковное Богослужение. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Преподобный всегда учил, что главный двигатель христианской жизни — покаяние. Его покаянная молитва “Господи и Владыко живота моего” читается Великим постом.

Молитвы преподобному Ефрему Сирину

Молитва первая

О угодниче Христов, отче наш Ефреме! Принеси молитву нашу к милостивому и всесильному Богу и испроси нам, рабам Божиим (имена), у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим, веру праву, надежду несумненну, любовь нелицемерну, кротость и незлобие, во искушениях мужество, в злостраданиях терпение, во благочестии преспеяние, да не во зло обратим дары Всеблагаго Бога. Не забуди, чудотворче святый, и святый храм (дом) сей и приход наш: сохрани и соблюди их молитвами твоими от всякаго зла. Ей, святче Божий, сподоби нас кончину благую улучити и Царствие Небесное унаследити, да прославим дивнаго во святых Своих Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, во веки веков.

Молитва вторая

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Ефреме! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Ефрему Сирину

Тропарь, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ефреме, преподобне отче наш. Моли Христа Бога спастися душам нашим.


(память 28 января по старому стилю)

Родился в Вологде около 1530 г. и был воспитан в благочестии и страхе Божием. Достигнув совершеннолетия, по нас­тоянию родителей святой вступил в брак и имел дочь, но семейная жизнь не отвлекала святого от деятельной любви к Богу. Он усердно посещал церковь, много молился дома, особенно ночью. По смерти родителей и супруги, отдав все свое состояние родственникам на воспитание дочери, Феодосий удалился в Вологодский Спасо-Преображенский монастырь преподобного Димитрия Прилуцкого и, приняв здесь постриг, смиренно нес все нелегкие монастырские послушания: колол дрова, пек хлебы, молол муку, исполняя все с усердием.

Отправившись по поручению игумена обители в Тотьму смотреть за монастырскими солеварнями, он заботливо относился к рабочим и был к ним кроток и милостив. Управление его было таково, что никогда прежде солеварни не приносили столько дохода, как при нем. После того, как жители Тотьмы стали переселяться на новое место, преподобный пожелал основать в этих местах монастырь. Население Тотьмы и окрестных деревень, знавшее и любившее преподобного Феодосия еще на варницах, услышав об этом, приходило к нему и приносило все необходимое для жизни. В 1554 г., получив царскую несудимую грамоту и в благословение от Прилуцкого монастыря икону Богоматери (известную теперь под именем «Суморинской» чудотворной), преподобный Феодосий приступил к устроению монастыря и в течение одного года, при помощи соседних жителей поставил деревянную церковь, трапезу, келлии и другие необходимые постройки.

Сам получивший в юности хорошее образование, святой стремился к духовному просвещению братии и со временем собрал в обители обширную библиотеку. Старанием преподобного была восстановлена и запустевшая Ефремова пустынь в том же Тотемском округе. Будучи настоятелем теперь уже двух обителей, преподобный Феодосий постоянно находился в молитве и трудах, являя пример братии. Провидя скорую кончину, святой оставил духовное завещание, в котором, в частности, настойчиво подчеркивал необходимость церковной молитвы за всех усопших, и мирно почил 28 января 1568 г. Известно около 150 посмертных чудес преподобного.

2 сентября 1796 г. при перестройке храма были обретены нетленные мощи святого, которые ныне почивают в Вознесенском храме г. Тотьмы.

Молитва преподобному Феодосию Тотемскому, чудотворцу

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Феодосие, услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас грешных, в толицех обстояниих сущих, виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных: потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховном плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниях наших. Моли о нас недостойных Спаса Господа, Емуже ты со безплотными лики предстоиши. Милостива к нам сотвори Содетеля нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей Его благости да воздаст нам: на твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и, к цельбоносному гробу твоему припадающе, недостойнии исцеления просим: избави нас, угодниче Христов, от злых, находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, востающих на нас, да ради святых твоих молитв не объимет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, преподобне отче Феодосие, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное жительство, оставление грехов, душам нашим спасение и велию милость. Аминь.

Тропарь преподобному Феодосию Тотемскому

Тропарь, глас 1

От юности, преподобне Феодосие, желание твое ко Христу Богу вперил еси, егоже ради град и отечество оставль и славу суетную, яко прах вменив, последовал еси преподобному Димитрию и обители его сожитель был еси, преселився ко граду Тотьме и в междоречие вселився, постом и бдением, и власяным одеянием, и веригами тело твое удручил еси. Сего ради Бог, видев твоя труды, по преставлении твоем чудесы обогати тя: бесы изгоняеши и слепыя просвещаеши, от всяких недуг и бед избавляеши приходящия к тебе с верою и вопиющия: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всем исцеление.


(память 28 января и 28 сентября по старому стилю)

Происходил из благородного, знатного рода и управлял хозяйством при дворе великого князя киевского Изяслава Ярославича. Тяготясь шумной и суетливой жизнью, в 1056 г. по благословению преподобного Антония Печерского (1073 г.) был пострижен в монашество в Киево-Печерском монастыре, за что диавол воздвиг на монастырь гонения.

Преподобный Ефрем усердно подражал добродетелям своего наставника – преподобного Антония. По его благословению он отправился поклониться святым местам Греции. В Константинополе святой списал Студийский устав, который был введен в Киево-Печерской обители. В 1072 г. преподобный Ефрем был рукоположен в епископа Переяславского. Он построил в городе первые каменные храмы. В 1091 г. святой участвовал в открытии и перенесении мощей преподобного Феодосия (1074 г.).

Блаженная кончина преподобного Ефрема последовала в 1098 г., тело было погребено в Ближних (Антониевых) пещерах.

Тропарь преподобному Ефрему Печерскому, епископу Переяславскому

Тропарь, глас 8

Духом горя путешествия к святым местом, странствовал еси в Греческую землю, святителю Ефреме, отнюдуже со многою пользою возвращался, устав святаго Студийскаго монастыря списав, аки некий многочестен дар, семо принесл еси, имже и днесь Церковь Российская управляема славит тебе, истиннаго о ней промысленника.


(память 28 января и 11 июня по старому стилю)

Родом венгр, он вместе с родными братьями Георгием и преподобным Моисеем Угриным († ок. 1043 г.), переселившись в 1030 г. на Русь, служил при дворе св. князя Бориса († 1015 г.). После убиения св. князя Бориса св. Ефрем, взяв отсеченную голову брата своего Георгия, который был убит вместе с князем, удалился в уединенное место близ города Торжка. Устроив там странноприимный дом, святой двенадцать лет подвизался в подвиге странноприимства.

В 1038 г. св. Ефрем был пострижен в монашество. На месте своего уединения он сначала построил храм, а впоследствии монастырь во имя святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба, где и настоятелем. Потрудившись в посте и молитвах, он благоугодил Богу и преставился 28 января 1053 г. Тело его погребено в основанной им обители вместе с честной главой брата Георгия. Мощи преподобного Ефрема, обретенные нетленными 11 июня 1572 г., прославились многими чудесами.

Молитвы преподобному Ефрему, архимандриту Новоторжскому, чудотворцу

Молитва первая

О священная главо, великий и предивный чудотворче, отче наш Ефреме! К тебе, скорому помощнику и усердному о нас молитвеннику, смиренно прибегаем и молитвенно просим тя: нас, скорбных и обремененных грехи многими, не остави помощию твоею святою и заступлением благодатным. Не забуди нас, чад твоих, отче священнейший, но поминай нас присно в небесных богоприятных молитвах твоих у престола Пресвятыя Троицы, идеже со Ангелы и всеми святыми предстоиши, и зриши вся наша нужды и беды, яко обуреваемся страстьми и не имамы дерзновения ко Творцу, просити Его о помиловании и спасении. Темже тебе предлагаем, яко умилостивителя пред Господем, и тобою уповаем милость Божию и прощение грехов наших от Вседержителя получити и спасение вечное унаследовати, да славим и поем величие и благодать и человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, и твое отеческое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О преславный Господень угодниче и Богом собраннаго зде о тебе стада Христова предобрый пастырю и наставниче, преподобне и Богоносне отче наш Ефреме! Приими убогое сие наше и малое от любве душевныя приносимое тебе моление и не презри нас грешных, требующих твоея помощи и заступления. Се бо мы предстателя тя в нуждах непостыднаго стяжавше, верою несумненною тебе в ходатайство призываем: ты же, яко велие имеяй дерзновение ко Господу и пречистей Его Матери, буди молитвенник, помощник и ходатай о всех со тщанием в божественный твой храм приходящих, честных же и многоцелебных мощей твоих со страхом и благоговением прикасающихся. Услыши ны, святче Божий, и призри милостивым оком на предстоящия цельбоносному твоему гробу люди. Вемы бо воистинну, яко аще по отшествии твоем плотию и разлучился еси от нас, но духом неотступно пребывавши с нами и вся нам, яже ко спасению полезная, усердне просящим, молитвами твоими подати можеши. Простри убо преподобныя длани твоя, о добрый и великий наш заступниче! и не престай молитися о преосвященном епископе (имя рек), и о всех на всяком месте благочестно тебе на помощь призывающих. Сохрани же царствующия грады, и град сей, и святую обитель сию, и вся грады и страны Российския от нашествия иноплеменник, междоусобныя брани, тлетворных ветр и от всякаго губительнаго зла. Ктиторов святыя обители сея, и всех пребывающих и труждающихся в ней и благочестно притекающих к честным мощем твоим посети, соблюди и избави от всяких бед и скорбей. Яко да, тобою управляеми, многомятежное маловременнаго жития сего море безбедне преплывше, достигнем в желаемое оное небесное пристанище и прославим всесвятую, равночестную и единосущную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Ефрему, архимандриту Новоторжскому, чудотворцу

Тропарь, глас 1

Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временной жизни подвиг совершил еси. Темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Ефреме преблаженне. Сего ради зовем: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.


(память 28 января по старому стилю)

Пустынник, подвизался в одной горной пещере близ Антиохии Сирийской. За свою подвижническую жизнь он получил от Господа дар чудотворений. Однажды возле его пещеры был найден убитый разбойниками купец. Народ обвинил в убийстве святого Палладия, но по молитве святого мертвый воскрес и назвал своих убийц. Скончался преподобный в конце IV века, оставив после себя несколько назидательных сочинений.


(память 28 января по старому стилю)

Известный писатель-аскет, родом сириец, жил в VII веке. Вместе со своим братом поступил в монастырь. Ученость и высокий подвижнический образ жизни выделяли братьев, и им предлагали начальствование над монастырем. Преподобный Исаак, не желая этого и стремясь к безмолвию, ушел из монастыря в затвор и вел строгую подвижническую жизнь в пустыне.

Однако, когда слава о святой жизни Исаака распространилась повсюду, жители Ниневии избрали его себе епископом. Видя грубые нравы жителей, преподобный Исаак чувствовал, что не в силах исправить их, и, кроме того, тосковал по тишине отшельнической жизни. Все это тяготило святого мужа, и он оставил кафедру и удалился в скитскую пустыню, где жил до самой смерти, достигнув высокого совершенства.

Скончался в начале VIII в. По свидетельству одного сирийского писателя начала XIV в., «святой Исаак Ниневийский составил семь томов о водительстве духа, о Божественных тайнах, о судах и о благочинии».


(память 28 января по старому стилю)

Преподобный Леонтий (в миру Лев Фомич Стасевич) родился 20 марта 1884 года в посаде Тарноград Белгорайского уезда Люблинской губернии Царства Польского, входившего в те времена в состав Российской империи. Родители его — Фома Фёдорович и Екатерина Стефановна — были крестьянами. Один из родственников будущего старца — людей верующих и благочестивых — дядя его Адам, был протоиереем. Детей в семье долго не было. Когда маленький Лева появился на свет, Фоме Фёдоровичу было сорок четыре, а Екатерине Стефановне — тридцать два года. Лева был единственным ребенком в семье. Он окончил церковно-приходскую школу и, по мере возрастания, помогал родителям по хозяйству.

Отец Леонтий вспоминал, что Фома Фёдорович, возвращаясь на лошадях с базара, всегда привозил с собой какого-нибудь странника, которому негде было переночевать. Странники — люди бедные, обычно благодарили добрых хозяев духовными песнопениями, рассказывали о святых угодниках Божиих и тех святых местах, в которых побывали на своём пути. Так постепенно, в атмосфере любви, благочестия и труда, возрастал отрок, которому суждено было стать добрым колосом на ниве Христовой.

С пятнадцати лет Лев начал работать писарем в Тарноградском суде. В 1905 году он похоронил своего отца и стал единственным кормильцем престарелой матери. В брак Лев Фомич не вступал, видимо, желая всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Обеспечив безбедное существование матери, двадцатипятилетний Лев осуществил своё заветное желание: 1 января 1910 года он поступил в Яблочинский Свято-Онуфриевский первого класса необщежительный мужской монастырь, расположенный в двух верстах от села Яблочна Бельского уезда Седлецкой губернии.

В 1911-м году Лев Фомич принимает в этом монастыре постриг с именем Леонтий в честь Леонтия, Святителя Ростовского (память 23 мая), а через год хоронит свою мать, со смертью которой прерывается последняя нить, связывавшая его с миром.

По всей видимости, именно в Яблочинском монастыре у отца Леонтия проявилась любовь к частому и строгому уставному богослужению, которую он пронёс через всю свою жизнь. Хотя отец Леонтий прожил в монастырь менее пяти лет, пребывание в нём оказало существенное влияние на его духовный облик. Преподобного Онуфрия, в честь которого был освящён главный храм обители, батюшка считал своим особым покровителем и до конца дней своих чтил его.

В 1914 году началась 1-я Отечественная война, и 6ратия Яблочинского монастыря, ввиду близости линии фронта, была эвакуирована в глубь России. Отец Леонтий был определён в Московский Богоявленский монастырь.

Во время пребывания в Москве, отец Леонтий в 1916 году закончил Духовное училище и был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Своё духовное образование он продолжил в Духовной Семинарии, которую окончил в 1919 году.

В 20-е годы отец Леонтий стал известен Святейшему Патриарху, который в 1922 году назначает его Наместником Суздальского Спасо-Евфимьевского мужского монастыря с возведением в сан архимандрита.

Когда отец Леонтий прибыл в монастырь, он обнаружил, что жизнь в нём пришла в совершеннейшее расстройство: должным чином не совершались богослужения, требовали неотложного решения запущенные хозяйственные дела, многие из братии сочувствовали обновленческому расколу, терзавшему в те годы Церковь и поддерживавшемуся властями. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением братии. Отца Леонтия всячески поносили, обзывали, злословили. Некоторые из монахов даже поднимали на своего настоятеля руку, жестоко избивая его и пытаясь заставить покинуть монастырь. Но простые люди — паломники и жители Суздаля полюбили отца Леонтия за его кротость, доброту и искреннюю веру. Отец Леонтий сохранял верность Патриарху Тихону.

За время своего служения в Суздале батюшка, несмотря на сложные условия, привлёк к Церкви многих людей. Его имя стало широко известным среди верующих. И в 1930 году отец Леонтий был арестован. Он вызвал озлобление местных властей тем, что препятствовал антирелигиозной пропаганде ежедневным совершением богослужения и своими проповедями. Поводом же к аресту послужили любовь отца Леонтия к колокольному звону. Позже он вспоминал об этом так: «...звон тогда был запрещён. А мне... так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками». Заключение отец Леонтий отбывал в Коми АССР. Он работал фельдшером при дорожно-строительном участке.

В 1933-м году батюшка возвращается из лагеря и начинает служить в селе Бородино Гаврилово-Посадкого района Ивановской области. Но пребывание его на новом месте было недолгим — 19 октября 1935 года он был опять арестован.

Отец Леонтий рассказывал: «Когда я проходил в Москве по улице, там сидел один блаженный, он предсказал мне: "Придёт время, тебя поведут по улице и прикладами будут погонять"». Это сбылось в Гавриловом Посаде. Скудное имущество отца Леонтия было конфисковано и погружено на телегу. Сам же он со связанными руками был за шею привязан к этой телеге, как бессловесное животное. Под издевательства и насмешки толпы батюшку в таком виде отправили в районный отдел НКВД. В ходе допросов отец Леонтий виновным себя в предъявленных преступлениях не признал, и был приговорён к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года. К тому времени у батюшки была обнаружена болезнь сердца, но комиссия признала его годным к физическому труду. Заключение отец Леонтий отбывал в Карагандинских лагерях, работая при санчасти печником.

Зимой 1935 года на перроне железнодорожного вокзала города Иваново был собран целый этап заключённых, среди них находилось много священников; все были обриты и острижены. Несмотря на это отцы узнавали друг друга и прямо здесь на перроне, запели громко, во весь голос молитву «Царю Небесный». Они пели так вдохновенно и красиво, что народ вокруг плакал. Охрана грубо прекратила пение, и в наказание вагоны с заключёнными были загнаны в тупик. Стоял сильный мороз, от которого в несколько дней погибли многие ссыльные. Только в одном вагоне, в котором находился отец Леонтий, все остались живы. Батюшка призвал всех заключённых ночью класть земные поклоны с Иисусовой молитвой и потому никто из них не замёрз.

В лагере отца Леонтия, как священника, пытались «перевоспитать». Однажды в пасхальную ночь охранники потребовали, чтобы батюшка отрёкся от Бога. Он отказался это сделать. Тогда коммунисты привязали его к верёвке и с головой опустили в уборную. Через некоторое время поднимают его и кричат: «Отрекаешься?», а он им — «Христос воскресе, ребята». Так долго издавались над ним, но отречься от Бога заставить не смогли.

Батюшка как-то рассказывал: «...часто нам не давали по целым ночам спать. Только ляжешь, — кричать: "Подъём, на улицу строиться", — а на улице холодно и дождь. Начинают мучить: "лечь, встать, лечь, встать", — а падаешь прямо в грязь, в лужу. Скомандуют отбой, только начнёшь согреваться и опять кричать: "Подъём, строиться" И такая процедура до утра, а утром на тяжёлую работу».

Когда отцу Леонтию жаловались на скорби, то он говорил: «Это не скорби, а мы, бывало, в тюрьме откушаем, а нас выведут, поставят в ряд и говорят: "Сейчас будем расстреливать". Прицелятся уже, попугают, а потом опять в казарму гонять».

Все тюремные скорби батюшка переносил с большим терпением. В конце 1938 года отец Леонтий был освобождён и вернулся в Суздаль, где жил в домике по улице Ленина, 139. В храмах, насколько известно, он не служил, но часто ходил по деревням Суздальского и Гаврилово-Посадского районов, совершая требы. Иногда он приезжал в посёлок Нерль Тейковского района, где на дому у своих духовных чад совершал богослужения.

При этом батюшка весьма критически относился к властям и к священникам, которые служили ей «не за страх, а за совесть». Так один из таких священников-наемников города Гаврилов Посад сообщал: «В марте месяце 1944 года бывший священник, проживающий в селе Весь Суздальского района мне рассказывал, что Стасевич с ним в беседе обвиняет теперешнее руководство и лично меня за то, что мы якобы работаем не на благо укрепления православной веры и церкви, а в угоду большевикам, что он, как истовый пастырь, этого никогда делать не будет, какая бы ему опасность не угрожала. В 1943 году в религиозный праздник "Троицу" Стасевич по вопросу открытия храмов сказал: "Прежде, чем говорить об открытии церквей вновь, надо товарищам коммунистам вывезти из церквей навоз, что только благодаря коммунистам произошло такое осквернение Православных храмов. Сейчас они под давлением союзников хотят исправить и сгладить свою ошибку, но всё равно, это ненадолго. Большевики будут допускать некоторые послабления до тех пор, пока им выгодно, а потом опять нажмут"».

После окончания Великой Отечественной войны положение Русской Православной Церкви изменилось в лучшую сторону. Отцу Леонтию было предложено вернуться к службе, и он согласился.

23июня 1947 года епископ Ивановский и Кинешемский Михаил вручил отцу Леонтию указ о назначении его настоятелем храма Живоначальной Троицы села Воронцово. 2 мая 1950 года, в 11 часов, после Литургии, батюшка был арестован в третий раз. За три дня до ареста он внезапно начал раздавать духовным чадам и своим прихожанам всё своё имущество, включая келейные иконы. Деньги отец Леонтий раздавал и наличными и отправлял почтовыми переводами. Во время допросов он говорил: «...в своих проповедях при богослужении я призывал верующих, посещающих храм Божий, преданно верить Богу, исполнять все заповеди, регулярно посещать храм». Один из свидетелей по делу показывал при допрос: «Сам Стасевич... служит по монастырскому уставу, старается хранить веру в чистоте и прививать её путём церковных служб и проповедей. Он всегда требует исполнения всех духовных заповедей».

Обвинительное заключение гласило: «...Обвиняемый Стасевич в течение 47-50 годов, проводя богослужения в церкви в своих проповедях распространял антисоветские измышления о якобы приближающихся "Страшном Суде" и "Кончине мира", истолковывая религиозные писания в антисоветском духе» (сохранена орфография подлинника). Следователь ходатайствовал о том, чтобы отец Леонтий и три его духовных дочери были приговорены к 10 годам лагерей.

Особым совещанием при Министре Госбезопасности СССР это ходатайство было удовлетворено в отношении 66-летнего отца Леонтия. Его же духовные чада, как выходцы из рабоче-крестьянской среды, получили по 8 лет лагерей. Отец Леонтий был отправлен в лагерь Озёрный в Коми АССР.

В лагере батюшке, бывшему в преклонных годах, приходилось трудно, но заключённые, видя святость его жизни и силу веры, уважали старца. Батюшка был посажен в камеру с вором рецидивистом; зайдя в камеру, он сделал земной поклон, а когда пришло начальство с осмотром, то увидели, что вор стоит на коленях и плачет, а батюшка утешает его. Заключённые охотно длились едой и тёплой одеждой с батюшкой, а когда начальство обижало его, то заключённые грозились поднять бунт в лагере.

У начальника лагеря, в котором отбывал заключение отец Леонтий, тяжело заболела дочь. Семьи офицеров жили, видимо, при лагере, в глуши, а лагерный врач даже не мог определить, что это за болезнь. Отец Леонтий увидел девочку и сказал, что в неё вселился бес. Отчаявшиеся родители обратились к нему за помощью. Отец Леонтий стал усердно молиться за эту девочку, и бес вышел из неё. В благодарность за это начальник лагеря дал ему какие-то послабления в режиме и возможность на Пасху отслужить Литургию. Вскоре отец Леонтий получил освобождение по амнистии.

По возвращении батюшки из заключения новый настоятель села Воронцово встретил его крайне недоброжелательно и даже угрожал устроить ему ещё один арест. И семидесятилетнему старцу опять пришлось искать другое место службы. Около месяца он проживал в Иваново, а 20 июля 1955 года был назначен архиепископом Венедиктом настоятелем храма Михаила Архангела села Михайловского Середского (ныне Фурмановского) района.

В 1960 году отец Леонтий был награждён правом служения Божественной Литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни. Летом 1962 года два местных священника в корыстных целях оклеветали батюшку, обвинив его в небрежном отношении к святыням. Владыка, не разобравшись в сути дела, запретил отца Леонтия в служении на месяц. Батюшка много плакал об этом: «Плачу и рыдаю, — говорил он. — Шило в мешке не утаится, всё выйдет наружу, все улетят».

Так оно и получилось. Священник, оклеветавший отца Леонтия, на приходе долго не задержался и вынужден был покинуть его по причине нелюбви к нему прихожан. А через год Владыку Илариона перевели в дальнюю епархии. Покидать Иваново ему пришлось на самолёте. Действительно, «все улетели». Отцу Леонтию было уже 78 лет.

В 1963 году новый Владыка Ивановской епархии Преосвященный Леонид (Лобачев), ознакомившись с положением в епархии, вернул батюшку на прежнее место службы, в село Михайловское.

Но несмотря на то, что к Пасхе 1969 года отец Леонтий Святейшим Патриархом Алексием I был награждён вторым наперсным крестом с украшениями, уже шли разговоры о том, чтобы отправить батюшку за штат. Хотя сам батюшка был преисполнен любви ко всем, находились люди, зло издевавшиеся над телесной немощью старца. Ему подставляли ноги во время каждения храма, несколько раз, якобы ненароком, роняли на него тяжёлые хоругви. Подходя при отпусте ко кресту, некоторые грозили ему, говоря: «Когда ты отсюда уйдёшь?» А отец Леонтий в простоте сердечной в проповеди к народу говорил: «Люди, что вы меня гоните? Вы же всю ночь спите, а я не сплю —молюсь за вас ».

По свидетельству близких людей батюшка не раз говорил, что хотел бы умереть на службе. Последнюю Литургию отец Леонтий отслужил 7 февраля 1972 года в день памяти Святителя Григория Богослова. 8 февраля он сильно ослабел, воздевал вверх руки и радостно говорил: «К Богу идём, к Богу идём». 9 февраля во время чтения часов отца Леонтия причастили Святых Таин на дому. После Литургии все певчие пошли к батюшке и пели для умирающего старца церковные песнопения. В 16 часов душа его отошла ко Господу. На могиле его совершаются многочисленные чудеса, подтверждённые епархиальной комиссией.

Канонизован в 1999-м году как местночтимый святой Ивановской епархии Русской Православной Церкви. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


(память 28 января по старому стилю)

Находилась в Тотемской обители Вологодской губернии. Этой иконой игумен Спасо-Прилуцкого монастыря благословил преподобного Феодосия Тотемского (1568 г.) на успешное устройство обители в г. Тотьма Вологодской губернии.

Образ прославился многочисленными чудотворениями. Замечательно то обстоятельство, что многим больным по их молитвам преподобный Феодосий является, держа в своих руках эту святую икону. Другое название иконы — Суморинская — произошло от фамилии преподобного Феодосия — Суморин. Иногда оба наименования соединяют вместе.


 
11 февраля
 

(память 29 января и 20 декабря по старому стилю)

Святой Игнатий Богоносец имеет особое значение для нас, потому что он близко общался с апостолами, непосредственно от них слышал христианское учение и был свидетелем распространения и развития первых христианских общин. В своих семи письмах он запечатлел для нас апостольскую эпоху.

Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Его жизнеописание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: “Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф. 18, 3). Богоносцем он назван потому, что, крепко любя Господа, он как бы носил Его в своем сердце. Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 72 году скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (в столице Сирии) стал Игнатий.

Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67-107 гг..) В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.

В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался. Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее. По пути в Рим он написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях святой Игнатий просит христиан не пытаться спасти его от смерти: “Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я — пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым”. Услышав о мужестве святителя, Траян прекратил гонения на христиан. Мощи его были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского.

В своем послании к Ефесянам святой Игнатий писал: “Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера — начало, а любовь — конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший не ненавидит”.

Молитвы священномученику Игнатию Богоносцу

Молитва первая

О великий угодниче Христов, священномучениче Игнатие! Призри милостивым твоим оком и простри ко Господу теплыя твоя молитвы, и испроси душам нашим оставление прегрешений. Се бо мы, раби Божии (имена), сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе, ходатая милостива ко Владыце и молитвенника за ны, грешныя, призываем, тебе убо просим: не презри нас недостойных, твоея помощи требующих, и исходатайствуй нам вся ко спасению полезная, яко да получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дародателя, Бога Единаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая

О великий святителю Богоносный Игнатие! К тебе припадаем и молим тя, призри на ны грешныя, прибегающия к твоему заступлению! Умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша: ты мученически душу твою за веру положил еси, даруй и нам мужество во всем подражати тебе. Ничто в жизни не возмогло отлучити тя от любве ко Господу, ни лестныя обещания, ни прещения, ни угрозы, ниже самыя муки: ты с радостию предстал пред зверьми на смерть лютую и, яко ангел, возлетел еси во обители Отца нашего Небеснаго; и молитва твоя много может пред Господем. Буди же, святый угодниче, предстателем у Господа: за ны, недостойнии рабы твоя; помогай и всем православным христианом святыми твоими молитвами ко всемогущему Богу, да избавит ны от глада, труса, града, бездождия и смертоносных болезней, и да дарует нам здравие и спасение. Буди же нам помощник скорый во всякой скорби, наипаче в час кончины нашея явися нам светлым защитником и ходатаем и умоли Господа сподобитися всем нам, тебе ныне тепле молящимся, получити по христианской кончине Небесное Царствие, идеже вси святии вкупе с тобою вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь священномученику Игнатию Богоносцу

Тропарь, глас 4

Апостольских нравов подражателю и престола их снаследниче, архиереев удобрение и мучеников славо, Богодухновенне, на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради и, слово истины исправляя, до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие, моли Христа Бога спастися душам нашим.


(память 29 января и 28 сентября по старому стилю)

Подвизался в затворе сперва в обители великомученика Димитрия Солунского, а потом в Киево-Печерском монастыре. За свою святую жизнь получил от Господа благодать исцеления и изгнания бесов.

В 1182 г. преподобный Лаврентий был возведен епископом на Туровскую кафедру и был преемником святителя Кирилла Туровского. Скончался святитель Лаврентий в 1194 г. Нетленные мощи его почивают в Антониевых (Ближних) пещерах Киево-Печерской лавры.

Молитва святителю Лаврентию, епископу Туровскому, затворнику Печерскому

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Лаврентие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси, монашествующыя к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, пленных возврати, немощствующыя и молящияся тебе от всех напастей и бед ходатайством твоим свободи: моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день Страшнаго Пришествия Его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь святителю Лаврентию, епископу Туровскому

Тропарь, глас 8

Всеблаженне Лаврентие, затворивый себе Господа ради в месте тесне и в нем многа лета трудолюбне поживый, молися о нас ко Господу, яко да и мы от всякаго греха чувства затворше, получим отверзение дверей милости Господни в День судный.

Кондак, глас 6

Усердие Лавре Печерстей желая от чудес прославления, себе же самаго смиряя, отреклся еси онаго, бедне диаволом мучима, исцелити, отслав его ко пещере, идеже он исцелившися, блаженне Лаврентие, прослави с тобою Господа, прославляющаго святых своих.


(память 29 января по старому стилю)

Пострадали во время гонения императора Диоклетиана (284-305 гг.) в городе Самосаты (в Сирии). За обличение безумного идольского служения св. мученик Иаков и вместе с ним св. мученики Роман, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий были преданы разным истязаниям, после которых их повесили на дереве, пригвоздив головы.


(память 29 января по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со священномучениками Лукой, диаконом, и чтецом Мокием в г. Эмезе (в Финикии) при императоре Нумериане (283-284 гг.). За исповедание христианства после мучений, темничного заключения и томления голодом святые были осуждены на растерзание зверям. Помолившись, они мирно скончались среди зверей, которые не коснулись их тел.


(память 24 января и 29 января по старому стилю)

Третий епископ новопросвещенного зырянского народа. Был возведен на Пермскую кафедру после 1416 г. Неусыпно заботился об укреплении веры Христовой среди новообращенных зырян.

Во время одной из поездок по своей епархии, святитель Герасим был задушен язычником из племени вогуличей. Мученическая кончина его последовала 24 апреля около 1447 г. Святой епископ Герасим был погребен в Благовещенском соборе г. Усть-Выми. У мощей его происходили многие чудесные исцеления.


(память 19 августа и 29 января - в день празднования трех святителей Великопермских по старому стилю)

Был избран и посвящен на Пермскую кафедру после страдальческой кончины святителя Пермского Герасима († после 1441 г.). До этого святитель Питирим в сане архимандрита настоятельствовал в Чудовом монастыре.

Епископ Питирим трудился в утверждении христианской веры среди зырян и вогулов-язычников, призывал всех отстать от грабежей, хранить мир, увещевал и князя Димитрия Шемяку не изменять клятвенным договорам. Своей проповедью он обратил в христианство многих вогулов, чем возбудил страшный гнев предводителя их — Асыки. И когда святитель совершал освящение воды на мысе при слиянии Вага и Вычагда, Асык убил его — 19 августа 1455 или 1456 г.


(память 6 июня и 29 января по старому стилю)

Пятый епископ Пермский и преемник по кафедре святого Питирима († 1455 г.). Рукоположен на Пермскую кафедру святителем Ионой, митрополитом Московским († 1461 г.) в 1455 г. Продолжал укрепление Пермской Церкви и неутомимо боролся с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ.

В 1462 г. епископ участвовал в прениях о вере, которые происходили в Уросе, владении пермских князей. Одержав в них убедительную победу, святитель привел ко Христу одного из влиятельных князей и с его помощью окончательно обратил в христианство Великую Пермь (языческие племена, жившие по рекам Вишере, Каме и Чусовой). Он истреблял идолов, сооружал храмы, при которых заводил училища, к новообращенным перевел опытных священников из Усть-Выми.

Предчувствуя близость кончины, святитель стремился побывать даже в самых отдаленных местах епархии, чтобы словом назидания укрепить в вере своих пасомых. Мирно почил о Господе 6 июня 1470 г.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]

Последние добавления