[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]


8 января


(26 декабря по старому стилю)

На второй день Рождества Христова, верующие молитвенно вспоминают Ту, от которой родился наш Спаситель — Марию. В Ветхом Завете было ясно сказано, что Матерь Божия произойдет из рода Давидова, родит Сына безмужно и по рождестве Его пребудет Девою. С первых времен христианства началось почитание Девы Марии как Богородицы: Ей были составлены многие молитвы и хваления, в ее честь созидали храмы и монастыри.

Праздник называется Собором, потому что христиане собираются в этот день в храмы для прославления Богоматери.

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называются святками (святыми днями).


(память 26 декабря по старому стилю)

Подвизался в Малой Азии в царствование Константина и Ирины. За свою добродетельную жизнь святой был поставлен епископом Сардинским. Он участвовал в Вселенском Соборе и выступал с обличением иконоборческой ереси. За православные убеждения священномученика Евфимия три раза ссылали в заточение.

При императоре Михаиле св. Евфимий был подвергнут тяжким мучениям: его растянули между четырьмя столбами и били воловьими жилами, так что тело его покрылось множеством ран и распухло. Прожив немного после этого, святой с миром предал дух свой Богу около 840 г.


(память 26 декабря по старому стилю)

Родом из Малой Азии, был сыном знатных родителей и получил хорошее образование. С раннего возраста святой стремился к иночеству, а особенно же сердце его воспламенилось любовью к подвижнической жизни после прочтения им назидательных творений св. Ефрема Сирина.

Вступив в Студийскую обитель (в Константинополе), он всецело посвятил себя иноческому житию и вскоре сделался ее знаменитым постником и подвижником. Нося на теле железные вериги, он только однажды в неделю принимал вареную пищу, все остальное время питаясь только малым сухим куском хлеба. Скончался преподобный Еварест 75 лет от роду, в IX веке, и был погребен в основанном им Коккоровийском монастыре.


(память 26 декабря по старому стилю)

Жил в VIII веке, уроженец города Синада, по происхождению иудей. Однажды ощутив теплоту благодати Божией, он стал внимательнее относиться к учению Христову, которое постепенно воспламенило его сердце.

В ранней юности он ушел от родителей в иноческую обитель. Представившись настоятелю, он рассказал ему о себе все подробно, тот велел принести крест и предложил ему приложиться к нему. Блаженный с радостью начал целовать святой крест и положил его себе на голову, на которой тотчас запечатлелось знамение всечестного оружия, неизгладимо сохранившееся до самой смерти. После того он сподобился святого крещения и был наречен Константином.

За дивные подвиги и душевную чистоту преподобный Константин удостоился дара чудотворений и прозорливости, ему открыты были даже помыслы каждого брата. За восемь месяцев преподобный предсказал о своей кончине и мирно преставился ко Господу.


(память 26 декабря по старому стилю)

Священномученик Исаакий Оптинский (в миру Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Учился Иван в сельской школе. Родители его были людьми набожными. Его отец Николай Родионович Бобриков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом.

О появлении в Оптиной пустыни Николая рассказывал преподобный Нектарий: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит». А юноше он сказал: «Тебя казнят». По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: «Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту».

Преподобный Исаакий пришел в Оптину пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году и пребывал в обители в течение четырех десятилетий. Старец Амвросий благословил настоятелю монастыря преподобному Исаакию принять Ивана Бобрикова к себе на добровольное послушание.

17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван Бобриков был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября, в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, преподобный Исаакий был рукоположен в иеромонаха.

30 августа 1913 года, после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала преподобного Исаакия настоятелем монастыря. Духовная дочь преподобного Никона монахиня Мария (Добромыслова) писала о преподобном Исаакии: «По своей примерной, истинно монашеской жизни он был вполне достоин занять столь высокий пост. Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью».

Преподобный Исаакий принял настоятельство в тяжелое для России время: только что началась Первая мировая война, потом грянет революция, разразится братоубийственная гражданская война, на Церковь обрушатся невиданные испытания и гонения.

К концу 1916 года из-за затянувшейся войны ощутимо чувствовался недостаток во всем жизненно необходимом, несмотря на это, обитель Оптинская охотно отзывалась на все просьбы о помощи пострадавшим от войны, сокращая свои собственные потребности.

Преподобный Исаакий не имел ни минуты отдыха: свет в его келии, как правило, угасал только под утро... Мир душевный источали вся фигура преподобного, его неторопливые движения, его умные и добрые глаза. Он никогда не спешил и не суетился, во всем полагался на Бога. И Господь никогда не оставлял его.

В «Летописи скита» говорится о том, что преподобный Исаакий участвовал во Всероссийском Церковном Соборе 1917 года.

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь еще держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». Настоятеля преподобного Исаакия власти отстранили от дел и поручили преподобному Никону передачу имущества монастыря музею.

Преподобный Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В 1923 году все храмы обители были закрыты, и храмовые службы прекратились на целых 65 лет.

В то время в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника и чудесным образом устроилось так, что в храме этом все должности заняли оптинские иноки во главе с преподобным Исаакием.

...Наступил 1929 год. По всей стране прокатилась волна новых арестов. В августе, после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе с преподобным Исаакием. Из Козельска арестованные были отправлены в сухиническую тюрьму, а оттуда в Смоленск. В январе 1930 года, после окончания следствия, заключенные были сосланы. Преподобный Исаакий переехал в город Белев Тульской области.

В 1932 году преподобного Исаакия вновь арестовали. Пять лет спустя преподобный Исаакий сподобился от Господа мученического венца.

Священномученик Исаакий был обвинен в связи с делом Белевского епископа Никиты (Прибыткова), которому вменялось в вину, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при храме Святителя Николая в Казачьей слободе, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения, и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста».

Сначала, в 1937 году, было арестовано сто человек, и они все были расстреляны, а 16 декабря 1937 года было арестовано еще двадцать человек. Все они подверглись жестоким и бесчеловечным испытаниям: их заставляли стоять и не спать несколько суток при беспрерывном допросе сменяющихся следователей. Нельзя было сесть, и если человек падал, то его обливали холодной водой. Они все отрицали. Преподобный Исаакий был тверд в своей правоте, отрицал все наветы и дал ответ краткий и ясный: «В состав подпольного монастыря я не входил...»

Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года белевским НКВД. Затем они были переведены в Тулу, где заседала «тройка», которая 30 декабря 1937 года вынесла приговор: расстрел.

Приговор привели в исполнение 26 декабря/8 января 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, расстрелянных мучеников тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Так прервалась земная жизнь священномученика Исаакия. Тихая, истинно по-монашески безмолвная жизнь его, чистая и твердая в своих православных устоях, увенчана страданием за Христа, верностью Ему до самой смерти. Подобно древним мученикам, не боясь жестокости врагов Христовых, твердо стоял священномученик Исаакий в своем исповедании: «От креста своего не побегу!» И кровью своею засвидетельствовал свою верность Господу нашему.


(память 26 декабря по старому стилю)

Она привезена из Крыма, из Херсонеса или Корсуни, называлась раньше Корсунской а по содержанию - Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и с склоненной головой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Великий князь литовский Ольгерд Гедимирович (1345-1377 гг.) подарил эту икону своей супруге, которая подарила ее Свято-Троицкой обители.

Эта обитель возникла в Вильне в том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда — Антоний, Иоанн и Евстафий († 1347 г.). В 1431 г. икона находилась в часовне над Острыми воротами (по-польски — Остра брама). Не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажали головы и молились.


(память 26 декабря по старому стилю)

Чудотворная икона Трех Радостей находилась в Москве на Покровке в церкви Св. Троицы на Грязях. На этой иконе вместе с Младенцем Иисусом изображен и младенец Иоанн Креститель.


(память 12 ноября и 26 декабря по старому стилю)

Одна из трех икон Пресвятой Богородицы, первоначально написанных св. евангелистом Лукою и удостоившихся благословения самой Преблагословенной Девы, называется Милостивой для различия от других.

Она называется Милостивою, как умоляющая Сына Своего о помиловании нас, грешных. Чудотворения от этой иконы бесчисленны; к Ней притекают не только христиане, но и магометане; в скорбях и болезнях все стремятся к Милостивой Заступнице. Точный снимок с сей иконы находится во Флорищевой пустыни Владимирской епархии.

Акафист >>


(память 26 декабря по старому стилю)

Явление чудотворного образа последовало в 1392 г. Икона сия находится в Московском Благовещенском соборе.


(память в Неделю по Р. Х.)

Иосиф Обручник, обрученный муж Пресвятой Девы Марии (Мф. 1, 18 и след.). Он по прямой линии происходил из рода царя Давида, но находился в бедности и, проживая в глухом Назарете, занимался плотничеством. О жизни его, кроме обстоятельств рождения Христа, известно мало, хотя апокрифическая литература и старалась восполнить этот пробел. Повидимому, он скончался вскоре после посещения Иерусалима с 12-летним Иисусом Христом, так как о нем после того уже не упоминается. Под его именем известно апокрифическое евангелие “История Иосифа плотника”.

Акафист >>


(память в Неделю по Р.X.)

Святой царь и пророк Давид был восьмым последним сыном старейшины города Вифлеема. В отроческом возрасте Давид пас стада отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Данную от Бога способность к этому искусству он обратил на служение Богу: воспевал премудрость и благость Царя Небесного.

В 18 лет он прославился и заслужил всеобщую любовь народа. На землю Израилеву напали филистимляне. Великан Голиаф вызывал на поединок израильтянина. Давид, принесший на поле брани еду братьям-воинам, без оружия победил Голиафа: камень, метко пущенный из пращи Давидом, ударил в лоб великана с такой силой, что Голиаф упал и не встал. Обрадованный Саул, царь Израиля, поставил Давида тысяченачальником. И в этой должности Давид поступал во всех делах благоразумно, чем и заслужил еще большую любовь народа.

Саул знал от пророка, что Господь отвергает от него царство и отдает другому. В Давиде он видел своего преемника, и это его раздражало. Поэтому Саул стал искать смерти Давида. До самой своей смерти царь преследовал Давида, но Бог спасал своего избранника.

После смерти Саула Давид стал царем Израильского государства. Мудро управлял страной новый царь. Он заботился об угождении Богу и пользе народной. Израиль становился могущественным государством. Свой дар песнопевца он употреблял для воспитания в своем народе духа веры и благочестия, любви к отечеству и других добродетелей.

В царствование Давида была построена новая столица Израиля — Иерусалим (т.е. город мира), которая быстро расцвела пышно и богато, и впоследствии Иерусалим сделался знаменитым городом во всем свете.

В годы испытаний, с особым рассуждением вникая в пути Промысла, он изливал перед Богом глубокую скорбь свою и просил Его помощи. При этом нередко от изображения собственных страданий гонимый псалмопевец в пророческом духе переносился в песнопениях своих в отдаленное будущее и созерцал страдания Христа Спасителя мира. Боговдохновенные повествования Давида впоследствии собраны были в одну книгу Псалмов или Псалтирь.

Молитвы пророку Давиду, Псалмопевцу

Молитва первая

О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Помяни, Господи, царя Давида и век кротость его, и святыми того молитвами помилуй нас, грешных. Аминь.

Тропарь пророку Давиду, Псалмопевцу

Тропарь, глас 2

Пророка твоего Давида память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.


(память 4 января, 23 октября по старому стилю и в Неделю по Р.Х.)

Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.

Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: “Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона” (Деян. 21, 20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X. ) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: “Скажи нам о распятом?” — “Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных”. В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: “Осанна Сыну Давидову!” Первосвященники же и книжники закричали: “О, и сам праведник в заблуждении!” и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: “Господи, прости их! Они не ведают, что творят”. “Побьем его камнями”, — закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: “Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится”. Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь, наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания — утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, — мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.

Тропарь апостолу Иакову, брату Господню по плоти

Тропарь, глас 2

Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие, яко мученик имаши еже неописанное, дерзновение яко брат Божий, еже молитися яко иерарх: моли Христа Бога спастися душам нашим.


9 января


(память 2 августа, 15 сентября и 27 декабря по старому стилю)

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея — фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион — высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: “Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога” (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: “Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой”. Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.

Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).

Молитва первомученику архидиакону Стефану

О святый первомучениче, апостоле архидиаконе Стефане! Преклоньше колена души и сердца нашего, тя молим: воздежи руце твои ко Господу и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас (имена), присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию, и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея, в день он страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет душе нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков.

Тропарь первомученику и архидиакону Стефану

Тропарь, глас 4

Подвигом добрым подвизался еси, первомучениче Христов и апостоле, и мучителей обличил еси нечестие. Каменем бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, и к Богу взывал еси вопия: Господи, не постави им греха сего.

Величание

Величаем тя страстотерпче святый Стефане, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.


(память 27 декабря по старому стилю)

Подвизался вместе со своим братом преподобным Феофаном в Палестине в лавре преподобного Саввы Освященного и за многие добродетели был удостоен сана священства. При императоре Льве Армянине (813-820 гг.) для защиты Православия против иконоборцев вместе с братом прибыл в Константинополь и здесь за свою ревность к иконопочитанию претерпел многие раны и заточение.

При императоре Феофиле (829-842 гг.) св. Феодор снова претерпел многие истязания за святые иконы, причем ему и Феофану заклеймили лица начертанием на них позорных стихов, поэтому святые братья и получили наименование «начертанные».

Затем святые были сосланы в заточение в г. Апамею Вифинскую, где св. Феодор, будучи уже преклонного возраста и изнемогший от многочисленных ран и перенесенных трудов, скончался 27 декабря около 840 г. Святые мощи его впоследствии были перенесены в г. Халкидон и прославились исцелениями.


(память 27 декабря по старому стилю)

Родом из Константинополя. До патриаршества был пресвитером и сосудохранителем Великой церкви. В 676 г. был избран патриархом, но в 678 г. был низложен по наветам клеветников. Вторично занял патриарший престол в 683 г. «Добре управив Церковь Божию», мирно почил о Господе около 686 г.


(память 27 декабря по старому стилю)

Родился будущий Владыка 30 января 1855 года в Новгородской губернии в семье псаломщика. В 1877 году Василий окончил Новгородскую Духовную Семинарию, а в 1881 году — Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1884 году он назначается на должность инспектора Новгородской Духовной Семинарии, вскоре принимает монашество с именем Тихон и становится иеромонахом. В 1890 году его возводят в степень архимандрита, и несколько позднее назначают ректором Новгородской Духовной Семинарии.

В 1891 году отец Тихон — настоятель Новгородского Антониева монастыря, а в 1892 году, 2 февраля он был хиротонисан в епископа Можайского, викария Московской епархии. В 1899 году он занимает самостоятельную кафедру епископа Полоцкого и Витебского. В 1902 году Владыку переводят на кафедру епископа Пензенского и Саранского. В 1907 году он настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой. В 1912 году — епископ Калужский и Боровский. В 1913 году, 13 мая — архиепископ Воронежский и Задонский. В 1917-1918 годы участник Собора Российской Православной Церкви.

Принял мученическую кончину 27 декабря 1918 (9 января 1919) года, будучи повешен на царских вратах в храме монастыря святого Митрофана. Вместе с ним были замучены ещё 160 иереев.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


10 января


(память 28 декабря по старому стилю)

В праздник Рождества Христова, в 302 г. в Никомидийской соборной церкви собралось около 20000 христиан. Это было время правления императора Максимилиана, прославившегося жестокими гонениями на христиан. По его приказу разрушались храмы, сжигались богослужебные книги, все христиане лишались гражданских прав и должностей. Узнав о праздновании, император послал в церковь глашатая, который передал повеление всем выйти из храма и принести жертву языческим богам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися.

Однако все присутствующие единодушно отказались поклониться идолам. Пока мучители готовились поджечь церковь, совершавший богослужение епископ Анфим крестил всех оглашенных и всех причастил Святых Тайн. Все двадцать тысяч молящихся скончались в огне.


(память 28 декабря и в Соборе Ростово-Ярославских святых 23 мая по старому стилю)

Желая безмолвного жития, преподобный побывал в некоторых пустынных монастырях (преподобного Димитрия Прилуцкого, преподобного Кирилла Белозерского), основал пустынь недалеко от города Ломска, за Вологдой. Отсюда удалился на берега реки Даровицы (приток реки Сары), где жил отшельником.

Скончался 28 декабря 1591 г. Святые мощи его прославились чудотворениями.


(память 4 января, 28 июля и 28 декабря по старому стилю)

Один из семи диаконов, избранных по совету апостолов после вознесения Господня в Иерусалиме. Священномученик Никанор вместе с 2000 христиан был побит камнями в Иерусалиме в тот самый день, в который пострадал и св. первомученик Стефан.


11 января


(память 29 декабря по старому стилю)

Когда пришло время совершения великого события — Воплощения Сына Божия, восточные волхвы, вычислившие время и место рождения Спасителя, отправились для поклонения Богомладенцу. Однако, поклонившись Родившемуся, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну другим путем.

Тогда Ирод понял, что замысел найти Младенца не осуществился и приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех детей мужского пола от 2 лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором он видел претендента на царский престол. Погубленные младенцы считаются первыми мучениками за Христа. Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о родившемся Мессии. Ирод не допустил достойного погребения старца по его кончине.

Вскоре гнев Божий покарал самого Ирода; его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивец довершил меру своих злодеяний: убил брата, сестру и ее мужа, свою жену, трех сыновей, а также 70 мудрейших членов Синедриона.


(память 29 декабря по старому стилю)

Родом из Сирии. Вступив на путь подвижничества, ушел в Византию к преподобному Александру († 430 г.), игумену обители «Неусыпающих», от которого принял постриг в иночество. Ревностно подвизаясь в бдении, посте и молитве, святой рано удостоился великих духовных дарований и дара прозорливости. Провидя день кончины аввы Александра и свое избрание игуменом, но, будучи сам еще молод, временно удалился из обители, обходил монастыри, получая назидание от старцев.

После смерти преподобного Александра, когда игуменом был поставлен авва Иоанн, преподобный Маркелл вернулся, но после смерти Иоанна преподобный Маркелл, вопреки своему желанию, был избран игуменом монастыря и в этом сане пребывал 60 лет. Своей молитвой преподобный врачевал болезни, изгонял бесов и творил чудеса: утишил морскую бурю, слезной молитвой потушил пожар, обратил в бегство отряд воинов, выйдя к ним, держа в руках крест, от которого исходили молнии, а самого преподобного окружало сияние, и слышался гром. Преподобный мирно преставился к Богу в 485 г.


(память 29 декабря по старому стилю)

Ученик преподобного Феодора Студита. В 818 г., при императоре Льве Армянине, пострадал за иконопочитание и скончался от ран через три дня после биения палицами.


(память 28 сентября и 29 декабря по старому стилю)

Подвизался в конце XI и в начале ХП вв. в Киево-Печерской обители. Чистый по сердцу и простой по жизни, он занимался копанием пещер и могил. За этот тяжелый труд преподобный не брал ничего, разве кто сам давал ему что-нибудь да и это он раздавал нищим.

Смиряя плоть свою постом, бдением и молитвой, для полного умерщвления ее он возложил на чресла свои тяжелые вериги и воздерживался даже в употреблении воды: когда святого мучила жажда, он пил воды лишь столько, сколько вмещалось в его медном кресте, который он всегда носил с собой.

Богу угодны были непрестанные труды и подвиги преподобного Марка, и он сподобился такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса. Случилось так, что для умершего брата не было выкопано место для погребения. Тогда, по просьбе преподобного Марка, умерший брат ожил и снова почил на следующий день, когда место для погребения было готово.

В другой раз преподобный Марк, сильно утомясь, выкопал узкую и неудобную могилу, куда и положили умершего брата. Из-за неудобства могилы невозможно было ни поправить одежды на умершем, ни даже возлить на него елей. Тогда преподобный Марк, со смирением прося у всех прощения, повелел мертвецу самому возлить на себя масло. И мертвый, приподнявшись немного, простер руку, взял масло, возлил его крестообразно на грудь и на лицо свое и, отдавши сосуд, лег и снова почил вечным сном.

Провидев час своей кончины, преподобный Марк с миром отошел ко Господу и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах.


(память 29 декабря и в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (Антониевых) почивающих, 28 сентября по старому стилю)

Подвизались в Киево-Печерском монастыре в конце XI - начале XII вв. Два брата-инока так были соединены узами духовной любви, что упросили преподобного Марка Гробокопателя (ХI-ХII вв.) приготовить им одну могилу.

Преподобный Иоанн, угодив Господу, скончался, но и по смерти, исполняя долг братской любви, повиновался старшему брату и дал ему место, подвинувшись во гробе.


(память 21 октября и 29 декабря по старому стилю)

Некоторое время подвизался на острове Коневце вместе с преподобным Иаковом. Затем в 1396 г. на реке Омуче в Псковской епархии, недалеко от города Порхова, святые основали пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы, где после многих трудов и подвигов преподобный Феофил мирно скончался 29 декабря около 1412 г.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]

Последние добавления