[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]


17 января



Святой апостол Иаков, брат Господень
(память 4 января, 23 октября по старому стилю и в Неделю по Р.Х.)

Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.

Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: “Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона” (Деян. 21, 20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X. ) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: “Скажи нам о распятом?” — “Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных”. В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: “Осанна Сыну Давидову!” Первосвященники же и книжники закричали: “О, и сам праведник в заблуждении!” и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: “Господи, прости их! Они не ведают, что творят”. “Побьем его камнями”, — закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: “Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится”. Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь, наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания — утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, — мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.

Тропарь апостолу Иакову, брату Господню по плоти

Тропарь, глас 2

Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие, яко мученик имаши еже неописанное, дерзновение яко брат Божий, еже молитися яко иерарх: моли Христа Бога спастися душам нашим.


Апостол и евангелист Марк
(память 4 января (70 апостолов), 25 апреля по старому стилю)

Родился в Иерусалиме, племянник апостола Варнавы. В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним (Мр. 14, 51-52). Ученик апостола Петра. Основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, апостол укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свои конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию и трех пресвитеров. Вскоре язычники напали на апостола во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге св. Евангелист скончался со словами: “В руки Твои, Господи, предаю дух мой”.

Тропарь апостолу и евангелисту Марку

Тропарь

Апостоле святый Марко, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Величание

Величаем тя, Апостоле Христов Марко, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.


Апостол и евангелист Лука
(память 22 апреля, 18 октября и 4 января (70 апостолов) по старому стилю)

Апостол от 70-ти, родом из Антиохии Сирийской. Врач из просвещенных греков, изучил и живопись. Сотрудник апостола Павла и верный ученик его, прошел с проповедью Ахаию, Лилию, Египет. В г. Фивы мученически окончил земную жизнь в возрасте 80 лет. Он написал Евангелие и книгу Деяний апостольских. По преданию Св. Церкви, им написаны первые иконы Божией Матери (Владимирская, Тихвинская). “Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”, — сказала Пресвятая Дева, увидев иконы. Св. Лука написал также иконы верховных апостолов Петра и Павла. В 84 году был повешен на маслине в египетских Фивах.

Апостолу Луке молятся об исцелении от глазных болезней и о помощи при изучении иконописания.

Молитва апостолу и евангелисту Луке

О святый угодниче Божий, апостоле Луко! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь апостолу и евангелисту Луке

Тропарь, глас 5

Апостольских деяний сказателя и Евангелия Христова светла описателя, Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческие немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2

Истиннаго благочестия проповедника и тайн неизреченных ритора, звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

Тропарь Апостолу, глас 3

Апостоле святый Луко, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак Апостолу, глас 4

Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Луко, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Тем же зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.


Священномученик Клеопа, апостол от 70-ти
(память 4 января по старому стилю)

Младший брат Иосифа Обручника. По дороге в Еммаус он вместе со св. апостолом Лукой видел Господа после Его воскресения и потом узнал воскресшего Христа, когда Он явился собравшимся ученикам в одном доме, где совершил преломление хлеба (Лк. 24, 13-35). За проповедь о Христе святой Клеопа был умерщвлен иудеями.


Святой Симеон, апостол от 70-ти
(память 4 января и 27 апреля по старому стилю)

Сродник Господень по плоти, сын Клеопы, младшего брата св. Иосифа Обручника, епископ Иерусалимский, управлявший Церковью 40 лет и много потрудившийся в проповеди Евангелия.

Пострадал в 107 г. в царствование императора Траяна. По доносу св. Симеон, как потомок царя Давида и как последователь и родственник Христа, после разных истязаний был распят язычниками на кресте, в возрасте 120 лет.


Апостол Варнава
(память 4 января и 11 июня по старому стилю)

Апостол Варнава родился на о. Кипр и получил образование в Иерусалиме. Господь избрал его в число 70 Своих учеников. По поручению апостолов св. Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших.

Он проповедовал также на Кипре вместе с апостолом Павлом и, возможно, первым благовествовал в Риме. В городе Медиолане (Милане) Варнава основал епископский престол. Около 62 года на Кипре апостола Варнаву побили камнями язычники.


Святой Варсава (Иосия, Иосиф, Иуст), апостол от 70-ти
(память 30 октября и 4 января по старому стилю)

Сын Иосифа Обручника, был одним из двух учеников Христовых, избираемых на апостольство вместо Иуды Искариота, но не был избран, так как жребий пал на апостола Матфея (Деян. 1, 23-26). Епископствовал и мученически скончался в Елевфереполе.


Святой Фаддей Едесский, Бейрутский, апостол от 70-ти
(память 21 августа и 4 января по старому стилю)

Родился в сирийском городе Едессе. Однажды, придя в Иерусалим на праздник, он услышал проповедь святого Иоанна Предтечи и, приняв крещение в Иордане, остался в Палестине. Затем стал учеником Господа Иисуса Христа и был избран Им в число 70-ти учеников, которых Господь посылал по два на проповедь в те города, которые намеривался посетить Сам (Лк. 10, 1).

После Пятидесятницы апостол Фаддей благовествовал в Сирии и Месопотамии. С проповедью Евангелия он пришел и в Едессу, где окончательно исцелил князя Авгаря и обратил ко Христу весь народ. Проповедь свою он сопровождал многими чудесами, о которых князь Авгарь писал ассирийскому царю Нерсесу. Устроив Едесскую Церковь, апостол дошел с проповедью Евангелия до финикийского г. Бейрута, где основал Церковь и мирно скончался в 44 г.


Священномученик Анания Дамасский, апостол от 70-ти
(память 1 октября и 4 января по старому стилю)

«Свидетель богоизбранный страстей Христовых», он был епископом г. Дамаска. Когда пришел к нему Савл, «Божественного прося очищения», он крестил его, «в воде погрузив» (Деян. 9, 10-19).

Ревностно проповедуя веру Христову среди иудеев и язычников, св. Анания отправился с проповедью в г. Елевферополь (в южной Палестине), где его схватили и после отказа с его стороны принести жертву идолам вывели за город и побили камнями.


Первомученик Стефан
(память 2 августа, 15 сентября и 27 декабря по старому стилю)

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея — фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион — высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: “Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога” (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: “Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой”. Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.

Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).

Молитва первомученику архидиакону Стефану

О святый первомучениче, апостоле архидиаконе Стефане! Преклоньше колена души и сердца нашего, тя молим: воздежи руце твои ко Господу и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас (имена), присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию, и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея, в день он страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет душе нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков.

Тропарь первомученику и архидиакону Стефану

Тропарь, глас 4

Подвигом добрым подвизался еси, первомучениче Христов и апостоле, и мучителей обличил еси нечестие. Каменем бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, и к Богу взывал еси вопия: Господи, не постави им греха сего.

Величание

Величаем тя страстотерпче святый Стефане, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.


Святой Филипп, апостол от 70-ти
(память 11 октября и 4 января по старому стилю)

Родом из Кесарии Палестинской. За благочестивую жизнь избран святыми апостолами в диакона и трудился вместе со св. архидиаконом Стефаном. Во время воздвигнутого на Иерусалимскую церковь гонения св. апостол Филипп проповедовал Евангелие и совершил много чудес в Самарии, чем обратил здесь многих ко Христу. Между другими он крестил волхва Симона и евнуха царицы Ефиопской, которого встретил на пути из Иерусалима в Газу, отправившись туда по повелению Ангела (Деян. 8, 5-13, 26-39).

После крещения этого вельможи святой апостол Филипп был восхищен Ангелом в Азот и, проходя по всем городам, проповедовал слово Божие, пока не пришел в Кесарию. Пробыв здесь в своем доме некоторое время, он возвратился в Иерусалим, где был поставлен святыми апостолами во епископа. Затем св. апостол Филипп проповедовал в Траллии Лидийской (Малая Азия), обратив там многих ко Христу. Сотворив множество чудес, святой апостол скончался в глубокой старости.


Святой Прохор Никомидийский, апостол от 70-ти
(память 28 июля и 4 января по старому стилю)

Один из семи первых диаконов Церкви Христовой. В книге Деяний апостолов рассказывается, что в Иерусалиме двенадцать апостолов избрали семь мужей: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, исполненных Святаго Духа и премудрости и поставили их на диаконское служение (Деян. 6, 1-6).

Св. Прохор, ученик святого апостола Петра и спутник св. апостола Иоанна Богослова, был первым епископом Никомидийским. Он мученически скончался в Антиохии, убитый язычниками за проповедь Христову.

Св. Никанор был убит иудеями в Иерусалиме в тот самый день, в который побит камнями св. первомученик Стефан; с ним вместе были убиты две тысячи христиан. Св. Тимон был епископом в аравийском городе Бостре и скончался мучеником. Св. Пармен, по одним сказаниям, скончался мирно, по другим - претерпел мученическую смерть.


Священномученик Никанор, апостол от 70-ти
(память 4 января, 28 июля и 28 декабря по старому стилю)

Один из семи диаконов, избранных по совету апостолов после вознесения Господня в Иерусалиме. Священномученик Никанор вместе с 2 000 христиан был побит камнями в Иерусалиме в тот самый день, в который пострадал и св. первомученик Стефан.


Священномученик Тимон, апостол от 70-ти
(память 4 января, 28 июля и 30 декабря по старому стилю)

О нем повествуется в книге Деяний апостольских (Деян. 6,1-7). Был епископом г. Бостры (в Аравии), где много пострадал за проповедь имени Христова и был брошен в огонь, но вышел из него невредимым. Затем был предан крестной смерти.


Святой Пармен, апостол от 70-ти
(память 28 июля и 4 января по старому стилю)

Один из семи первых диаконов Церкви Христовой. В книге Деяний апостолов рассказывается, что в Иерусалиме двенадцать апостолов избрали семь мужей: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, исполненных Святаго Духа и премудрости и поставили их на диаконское служение (Деян. 6, 1-6). Св. Пармен, по одним сказаниям, скончался мирно, по другим — претерпел мученическую смерть.


Священномученик Тимофей, апостол от 70-ти
(память 4 января и 22 января по старому стилю)

Родом из ликаонского города Листры, в Малой Азии. Был любимым учеником и неотлучным спутником св. апостола Павла, разделявший с ним труды апостольства, узы и страдания. Вместе со своим учителем проповедовал Христа в Ефесе, Коринфе, различных городах Македонии, Италии и Испании.

Был первым епископом Ефесской церкви и запечатлел свое служение мученической смертью. Видя однажды скверные, постыдные пляски идолопоклонников, святой открыто обличил их нечестие. Разъяренные язычники жестоко избили апостола, попирали его ногами, влачили по городу и замучили до смерти.

Во время своего епископства св. Тимофей получил от св. апостола Павла два послания пастырского характера. В 356 г. честные мощи св. апостола Тимофея были перенесены из Ефеса в Константинополь св. великомучеником Артемием.


Святой Тит, апостол от 70-ти
(память 4 января и 25 августа по старому стилю)

Ученик апостола Павла. Родом с острова Крит. Вначале был язычником, но, ища истины у греческих философов и поэтов, жил добродетельно, избегая всего бесчестного и порочного, и всю свою жизнь оставался девственником. Когда Титу исполнилось двадцать лет, он во сне получил от Бога повеление прочесть еврейские книги. Прочитав Книгу пророка Исаии, св. Тит уразумел языческое заблуждение и познал истинного Бога.

В это время до критян дошли слухи о Христе — Боге, явившемся во плоти, живущем среди людей в Иерусалиме и творящем великие чудеса. Чтобы проверить основательность этих слухов, правитель Крита, приходившийся Титу дядей, послал его в Иерусалим. Здесь св. Тит увидел Господа, был самовидцем многих Его чудес, страданий и воскресения и после Пятидесятницы, возвратившись, рассказал все на родине. Когда «дверь веры была открыта и для язычников» Тит принял святое крещение от св. апостола Павла, был сопричислен к 70-ти апостолам и вместе со своим учителем проповедовал Христа в разных странах, а потом, при посещении Крита, был поставлен епископом. Не оставляя без научения своего ставленника, апостол Павел написал ему послание относительно избрания пастырей и об обязанностях пастырского служения. Апостол питал к св. Титу великую любовь о Господе, что особенно видно из его Послания к Коринфянам.

Совершая епископское служение, св. Тит неусыпными трудами и чудесами обратил ко Христу многих язычников. Особенно много их обратилось к истинной вере после того, как святой, проходя мимо уже заканчивающейся постройки идольского храма, помолился, и храм упал и разрушился до основания. Узнав, что его учитель послан в оковах в Рим, св. Тит ходил туда, чтоб видеть его страдальческий подвиг, и пробыл там до кончины св. апостола Павла. Предав погребению своего учителя, св. Тит возвратился в Гортину к своей пастве.

Просветив остров Крит и окрестные страны светом веры Христовой, святой мирно почил о Господе на 94-м году жизни.

Честные его мощи почивали в кафедральном соборе Гортины. После опустошения острова сарацинами в 823 г. от мощей его осталась здесь одна глава, которая и была перенесена в Венецию в храм св. Марка. По другим сведениям, глава апостола хранилась на Крите в храме его имени.


Священномученик Филимон Газский, апостол от 70-ти
(память 22 ноября, 19 февраля и 4 января по старому стилю)

Богатый и знатный колосский гражданин, обращенный вместе со своей супругой св. Апфией св. апостолом Павлом в христианство, он сделал свой дом домашней церковью, где собирались на молитву христиане г. Колоссы. К нему святым апостолом Павлом было написано особое послание. Святой Филимон проповедовал слово Божие во Фригии и был епископом в Газе.

Однажды, когда в Колоссах совершалось богомерзкое празднование в честь языческой богини Артемиды, все верующие собрались в домашней церкви св. Филимона для совершения обычного богослужения. Вместе с ними находились и св. апостолы Архипп, Филимон и св. Апфия. Язычники, питая ненависть к христианам, воспользовались удобным случаем и внезапно напали на молящихся. Все, кроме святых апостолов и св. Апфии, разбежались, а их схватили, привели к Артоклису, градоначальнику Ефесскому, и по повелению последнего сначала подвергли мучениям, а затем побили камнями.

Пострадали святые мученики за Христа при императоре Нероне (54-68 гг.) в г. Колоссах.


Апостол Онисим, единый от 70-ти
(память 15 февраля и 4 января по старому стилю)

Во фригийском городе Колоссах во времена апостольские жил христианин знатного рода, по имени Филимон. У него был раб Онисим. Провинившись перед своим господином и боясь наказания, этот раб бежал от него в Рим, где тогда жил св. апостол Павел. Апостол обратил его в христианство, научил его христианской вере и крестил.

Когда затем Онисим высказал желание вернуться к своему господину, то апостол Павел одобрил это желание и от себя дал ему послание, обращенное к Филимону. В этом послании св. апостол пишет: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого я родил в узах моих. Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его. Ты же приими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе твое дело было не вынужденное, а добровольное. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти, и в Господе. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня»...

Филимон, получив от Онисима послание апостола Павла, поспешил исполнить желание великого апостола. Он отпустил Онисима на свободу, так что последний мог возвратиться в Рим к Павлу и служить ему. Павел поставил его епископом для благовествования христианства. По смерти верховных апостолов, Петра и Павла, пострадавших мученически в Риме от Нерона, св. апостол Онисим, выйдя Рима, обошел с проповедью Христа разные города и страны.

Он был в Испании, Колоссах (Малая Азия), Патрах (Греция), затем занял епископскую кафедру в г. Ефесе (Малая Азия) после смерти ученика апостола Павла Тимофея, также бывшего здесь епископом. Об этом епископстве Онисима в Ефесе мы имеем самые достоверные известия.

Св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, в послании к антиохийцам пишет: «Целует вас Онисим, пастырь Ефесский». Однако не долго пришлось ему пасти ефесскую паству. Его ревностная деятельность по распространению христианства была замечена римским правительством; он был схвачен и приведен в Рим. Епарх Тертилл, которому св. Онисим был отдан для допроса, спросил его:

— Кто ты?

Онисим отвечал:

— Я христианин. Некогда я был рабом одного мужа, а теперь я верный раб Владыки моего Господа нашего Иисуса Христа.

— Итак, ты не признаешь наших богов? — спросил епарх.

— Я отрицаю ваших богов, — безбоязненно ответил Онисим. — Ваша жизнь суетна, порочна. Источником этой порочности служит служение идолам, которое вы совершаете; оно есть основание блудодеяния, ослепление ума.

Много еще говорил св. апостол Онисим в посрамление язычества. В конце своей речи он сказал:

— Рассмотрев суетное, нечестивое и скверное житие, которого вы придерживаетесь в своем великом ослеплении, житие, изобличенное священным Писанием, я бежал от него и притек к доброму пристанищу, в праведное житие, заключающееся в вере в единого Бога, в любви к ближнему. И тебя я увещеваю, Тертилл, исполни заповедь любви, повелевающую любить ближнего, как самого себя. Тогда и ты, познавши суету языческой жизни, приступишь к Создателю всех — Богу и спасешься.

Епарх ответил:

— Ты, очевидно, испугался мук, потому и желаешь нас привести в свое заблуждение.

Онисим ответствовал:

— Не боюсь я твоих мук, как бы сильны они не были, ибо я ожидаю будущих благ и укрепляюсь силою Господнею.

Услышав это, епарх повелел заключить Онисима в темницу. Онисим пробыл в ней 18 дней, веселясь в душе своей, что ему пришлось пострадать за имя Христово. Христиане приходили к нему в темницу, прославляли его и тем еще более укрепляли его в подвиге. Приходили вместе с христианами и язычники, которых св. Онисим старался обратить в христианство.

Наконец, епарх вынес свое решение относительно Онисима: последний ссылался в г. Путиолы в области Кампании (Средняя Италия). Прибыв в этот город, св. апостол Онисим так же ревностно проповедовал слово Божие, как и прежде. Узнав об этом, епарх Тертилл велел снова привести святого Онисима к себе на суд. Мучители долго и немилосердно истязали его и, наконец, усекли его главу мечом.

Так окончил свою жизнь св. апостол Онисим. Это было в 109 г. Тело Онисима было взято некой знатной женщиной и положено в раку; впоследствии мощи его были перенесены в Ефес.


Святой Архипп Колоссянский, Иеропольский, апостол от 70-ти
(память 22 ноября, 19 февраля и 4 января по старому стилю)

Св. апостолы Филимон и Архипп были обращены в христианство вместе со св. Апфией св. апостолом Павлом. Все они пострадали за Христа от греков-язычников в царствование императора Нерона в г. Колоссах.

Когда св. мученики находились вместе с другими христианами в молитвенном собрании, язычники неожиданно напали на них. Все, кроме св. мучеников Филимона, Архиппа и Апфии, разбежались, а их схватили и привели к Артоклису, житохранителю ефесскому. Сначала жестоко били Архиппа, причем проходившие, даже дети кололи его по всему телу ножами. Затем без милосердия были истязуемы и побиты камнями св. мученики Филимон и Апфия. В этих мучениях святые угодники отошли ко Господу.


Святой Сила (Силос), апостол от 70-ти
(память 4 января и 30 июля августа по старому стилю)

Один из начальствующих между братиями в Иерусалимской Церкви. В числе ее посланников, вместе со св. апостолами Павлом, Варнавой и Иудой, был отправлен в Антиохию для личного свидетельствования постановления Иерусалимского Собора 51 года (Деян. 15, 22, 40-41).

Спутник и соузник апостола Павла во время второго его путешествия (Деян. 16-18). Проповедовал Евангелие в Сирии, Киликии и других странах. Св. апостолом Павлом был поставлен епископом г. Коринфа, где после праведных трудов мирно скончался (I в.).


Священномученик Силуан, апостол от 70-ти
(память 4 января и 30 июля по старому стилю)

Сотрудник св. апостолов Петра, который через него отправил свое первое послание к верующим, рассеянным в Понте, Галатии и Асии (1 Пет. 5, 12) и Павла (2 Кор. 1, 19). Был епископом города Солуни, где претерпел много мучений от язычников (I в.).


Священномученик Крискент, апостол от 70-ти
(память 30 июля и 4 января по старому стилю)

Епископ Галатийский. Об апостоле Крискенте упоминает апостол Павел во 2 Послании к Тимофею (4, 10), говоря, что Крискент пошел с проповедью в Галатию. Там он был поставлен епископом, а затем проповедовал слово Божие в Галлии. В городе Виенне апостол Крискент поставил епископом своего ученика Захарию.

Возвратившись в Галатию, он мученически скончался при царе Траяне (98-117 гг.).


Святой Епенет, апостол от 70-ти
(память 30 июля и 4 января по старому стилю)

По слову апостола Павла, был начатком в Ахаии (Рим. 16, 5), то есть в Греции. Апостол Павел поставил св. Епенета епископом Карфагена. Скончался св. апостол Епенет мученически, очевидно был распят.


Святой Крисп, апостол от 70-ти
(память 4 января по старому стилю)

Епископ, ученик апостола Павла. О святом Криспе упоминается в Деяниях апостольских в следующих словах: Крисп же начальник собора верова Господеви со всем домом своим (Деян. 18, 8). Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит, что он крестил Криспа (1 Кор. 1, 14). Святой Крисп был епископом на острове Эгине, близ Пелопонеса, между Эгейским и Ионическим морями. Скончался в мире.


Святой Андроник Паннонийский, апостол от 70-ти
(память 17 мая, 30 июля и 4 января по старому стилю)

Святой Андроник и его помощница в апостольских трудах и верная сподвижница святая Иуния (Юния) были родственниками апостола Павла. Они много потрудились, проповедуя Евангелие язычникам, о чем упоминает апостол Павел в Послании к Римлянам: Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа (Рим. 16, 7).

Святой Андроник был рукоположен во епископа Паннонии, но проповедь его и святой Иунии распространилась и в другие страны, далеко за пределы его епархии, язычники обращались к богопознанию, многие языческие капища были разрушены, вместо них возникали христианские храмы и утверждалась Церковь Христова.


Святой Стахий, апостол от 70-ти
(память 4 января и 31 октября по старому стилю)

Первый епископ Византийский, был хиротонисан св. апостолом Андреем Первозванным. Свидетельствовал 16 лет и скончался в мире (Рим. 16, 9).


Священномученик Амплий Лиддский, апостол от 70-ти
(память 31 октября и 4 января по старому стилю)

Был поставлен св. апостолом Андреем Первозванным епископом в г. Диасполе. Скончался в г. Одиссе, будучи умерщвлен еллинами за свою проповедь о Христе.


Священномученик Урван, апостол от 70-ти
(память 4 января и 31 октября по старому стилю)

Был поставлен во епископа Македонии св. апостолом Андреем Первозванным. За ревностную проповедь Евангелия и разрушение идольских капищ принял мученическую кончину.


Святой Наркисс, апостол от 70-ти
(память 4 января и 31 октября по старому стилю)

О нем упоминает св. апостол Павел в своем Послании к Римлянам (Рим. 16, 11). Будучи епископом в Афинах, после многих трудов и подвигов предал душу свою Господу.


Святой Аристовул Вританийский (Британский), апостол от 70-ти
(память 4 января, 16 марта и 31 октября ноября по старому стилю)

Родом с Кипра, брат св. апостола Варнавы. Он некоторое время проповедовал слово Божие вместе со св. апостолом Павлом и им же был поставлен епископом Британии, где много потрудился в благовестии Христовом и многих неверных обратил к вере христианской. Там же после многих трудов и страданий св. апостол Аристовул предал душу свою в руки Божии.


Священномученик Родион (Иродион) Патрасский, апостол от 70-ти
(память 8 апреля, 10 ноября и 4 января по старому стилю)

Был родственником св. апостола Павла и его спутником во многих путешествиях. Когда христианство распространилось на Балканском полуострове, св. апостолы Петр и Павел поставили св. Родиона епископом города Патры.

Ревностно проповедуя слово Божие, он обратил в христианство многих греков-язычников и иудеев. За это разъяренные идолопоклонники сильно избили св. Родиона палками и камнями, а один из мучителей смертельно ударил его ножом. Но Господь восставил его невредимым. После того апостол Родион оставил епископскую кафедру в Патрах и еще долгие годы сопутствовал апостол Петру. Когда св. апостол Петр был распят, одновременно с ним были усечены мечом апостолы Родион и Олимп.


Священномученик Агав, апостол от 70-ти, пророк
(память 4 января и 8 апреля по старому стилю)

Он предсказал великий голод в г. Антиохии, заключение в узы и страдания в Иерусалиме св. апостола Павла. Святой апостол Агав проповедовал Христа в разных странах и многих язычников обратил к вере Христовой.


Священномученик Руф Фивский, апостол от 70-ти
(память 8 апреля и 4 января по старому стилю)

Его приветствует святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 16, 13). Святой Руф был епископом в греческом городе Фивы.


Священномученик Асинкрит Гирканский, апостол от 70-ти
(память 4 января и 8 апреля по старому стилю)

Был епископом в Гиркании (область Малой Азии). Приняв мученический венец за Христа, святой со славой отошел ко Господу.


Священномученик Флегонт Марафонский, апостол от 70-ти
(память 4 января и 8 апреля по старому стилю)

Епископ фракийского города Марафоны. Приняв мученический венец за Христа, он со славой отошел ко Господу.


Святой Лин, апостол от 70-ти
(память 5 ноября и 4 января по старому стилю)

О нем упоминает св. апостол Павел в Послании к Тимофею (2 Тим. 4, 21), был епископом в Риме и преемником св. апостола Петра. После многих апостольских трудов, скончался в мире в I веке.


Святой Гаий, апостол от 70-ти
(память 5 ноября и 4 января по старому стилю)

Был епископом в городе Ефесе после святого апостола Тимофея. Целует вы Гаие, странноприимец мой и церкве всея (Рим. 16, 23), — пишет св. апостол Павел. Многих научивши и приведши ко Христу, он мирно отошел ко Господу.


Святой Филолог Синопский, апостол от 70-ти
(память 5 ноября и 4 января по старому стилю)

Был рукоположен во епископа Синопского святым апостолом Андреем Первозванным. Проходя свое епископское служение, св. Филолог претерпел многие напасти и скорби ради благовестия. Многих научив и приведя ко Христу, с миром отошел ко Господу.


Святой Лукий, апостол от 70-ти
(память 4 января и 10 сентября по старому стилю)

Был епископом в Лаодикии Сирской. О нем упоминает св. апостол Павел в Послании к римлянам.


Святые Иасон и Сосипатр, апостолы от 70-ти
(память 28 апреля и 4 января по старому стилю, кроме этого память св. Сосипатра 10 ноября по старому стилю)

Ученики апостола Павла († 67 г.), который даже назвал их своими сродниками (Рим. 16, 21). Св. апостол Иасон родом из Тарса Киликийского, первый христианин в этом городе, был поставлен св. апостолом Павлом во епископа в родном городе. Св. апостол Сосипатр родом из Ахаии, был поставлен св. апостолом Павлом епископом города Иконии. Святые Иасон и Сосипатр отправились с евангельской проповедью на запад и в 63 г. достигли острова Керкиры (Корциры) в Ионическом море близ Греции. Здесь св. апостолы многих обратили ко Христу, но за проповедь христианства претерпели мучения и темничное заключение.

При следующем правителе острова апостолы были брошены в котел с кипящей смолой, но остались невредимы. Этим чудом они обратили правителя к вере во Христа, а вскоре после этого воскресили своими молитвами его умершего сына. Св. апостолы Иасон и Сосипатр построили на острове несколько церквей и мирно скончались в глубокой старости.


Святой Олимп (Олимпан), апостол от 70-ти
(память 10 ноября и 4 января по старому стилю)

Спутник апостола Петра, о нем вспоминал апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 16, 15). Апостол Олимп принял мученическую кончину за Христа, он был усечен мечом в Риме при императоре Нероне в тот же день, в который пострадали святые апостолы Петр и Павел († 67 г.).


Священномученик Терентий (Тертий), апостол от 70-ти
(память 4 января, 21 июня, 30 октября и 10 ноября по старому стилю)

Ученик апостола Павла, писавший его Послание к Римлянам (Рим. 16, 22), второй епископ Иконии, где и претерпел мученическую смерть.


Святой Ераст Панеадский, апостол от 70-ти
(память 10 ноября и 4 января по старому стилю)

Ученик апостола Павла. Сначала был диаконом и казнохранителем Иерусалимской Церкви (Рим. 16, 23), а потом епископом в Панеаде (Палестина). Апостол Ераст удостоился от Господа мирной кончины.


Святой Куарт (Кварт), апостол от 70-ти
(память 10 ноября и 4 января по старому стилю)

Ученик апостола Павла. О нем апостол упоминает в Послании к Римлянам: Целует вы Ераст строитель градский и Куарт брат (Рим. 16, 23). Немало пострадал за свое благочестие, обратил много греков к вере во Христа и мирно скончался в сане епископа г. Берита.


Священномученик Евод Антиохийский, апостол от 70-ти
(память 4 января и 7 сентября по старому стилю)

Был первым после св. апостола Петра епископом Антиохии и великим проповедником слова Божия. Апостол написал много полезных сочинений, но все они погибли в те многобедственные времена, когда Церковь Божия подвергалась гонениям.

Святой апостол Евод святительствовал 27 лет и мученически скончался в 66 г., во время гонения римского императора Нерона.


Священномученик Онисифор, апостол от 70-ти
(память 7 сентября, 8 декабря и 4 января по старому стилю)

Сподвижник апостола Павла, который свидетельствует: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь» (2 Тим, 1, 16-18).

Святой Онисифор был епископом в Колофоне (Малая Азия), а затем — в Коринфе. В городе Парии (недалеко от Ефеса), на берегу Геллеспонта, где святой апостол Онисифор благовествовал веру Христову среди тамошних язычников, за отказ воскурить фимиам языческим богам был привязан к диким коням и, влачимый ими, мученически скончался.


Священномученик Климент, папа Римский
(память 4 января (70 апостолов), 22 апреля, 10 сентября и 25 ноября по старому стилю)

Священномученик Климент — апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы — вот куда влечет юного Климента.

Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников (Филипп IV. 3). Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа.

Житие священномученика сохранило пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий — от рабов до членов императорской семьи. Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.

Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал.

В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников — Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной "Ангельской " церкви нетленное тело своего учителя. После этого, каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников — Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что священномученик Климент покровительствует его миссионерской деятельности и просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так.

Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника — апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду!

В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая "трехъязычная" ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом Св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви Св. Климента. Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей священномученика Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя священномученика Климента. Таким образом, мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

С началом процесса канонизации собственно русских святых ситуация изменилась: наиболее почитаемыми становятся русские подвижники и мученики. После закрытия в 1935 году Климентовского храма там размещен филиал Российской государственной библиотеки, что, наверное, тоже можно считать не случайным совпадением. Покровительствующий славянской книжности Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний. Годы лихолетья не нанесли существенного вреда зданию храма и иконостасам, сохраненным заботами сотрудников библиотеки.


Святой Сосфен Колофонский, апостол от 70-ти
(память 4 января, 30 марта и 8 декабря по старому стилю)

Епископ г. Колофен (Лидия, Малая Азия), ученик св. апостола Павла. Был начальником иудейской синагоги в г. Коринфе, обращен в христианство св. апостолом Павлом (Деян. 18, 17; 1 Кор. 1, 1).


Святой Аполлос (Апеллий) Александриец, апостол от 70-ти
(память 4 января, 10 сентября, 8 декабря и 30 марта по старому стилю)

Был епископом Критским, Кесарийским, Смирнским. Ученик Иоанна Крестителя. В Ефесе получил от святых Акилы и Прискиллы наставление в учении Господнем. Проникся такой верой и любовью к учению Христа, что всю жизнь посвятил его проповедничеству. Много трудился в Ахайе и Коринфе над обращением язычников.

Братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос (Деян. 18, 27-28). Был сотрудником св. апостола Павла. Проповедовал слово Божие также на острове Крит, позднее был поставлен епископом в Кесарии.


Святой Тихик, апостол от 70-ти
(память 8 декабря и 4 января по старому стилю)

Происходил из Малой Азии, был учеником апостола Павла, который называет его в своих посланиях возлюбленным братом и верным сотрудником о Господе. Он был с апостолом Павлом в Риме во время первого его заключения, откуда посылался с посланиями к ефесянам и колоссянам. Этого апостола для исполнения своих поручений посылал св. апостол Павел и на Крит.

Святой Тихик был при апостоле и во время вторичного заключения его в Риме, и в другой раз Павел посылал его оттуда в Ефес. Впоследствии св. апостол Тихик стал епископом в Колофоне после апостола Сосфена.


Святой Епафродит, апостол от 70-ти
(память 30 марта, 8 декабря и 4 января по старому стилю)

Ближайший сотрудник и сподвижник апостола Павла. Был епископом г. Адрика (Флп. 2, 25-30).


Священномученик Карп, апостол от 70-ти
(память 26 мая и 4 января по старому стилю)

Ученик и спутник св. апостола Павла. Во 2 Послании к Тимофею апостол Павел упоминает имя Карпа, в доме которого в Троаде он оставил фелонь и книги (2 Тим. 4, 13). Зная Карпа как человека, обладавшего возвышенной чистотой ума и добродетельного, апостол Павел поставил его епископом Берии Фракийской. Апостол Карп ходил с проповедью Евангелия на остров Крит. Здесь его посетил святой Дионисий Ареопагит († 96 г.). В своих воспоминаниях Дионисий рассказывает о чудесном видении апостолу Карпу.

В Берии апостол Карп обратил ко Христу многих язычников. Обличая иудеев, он говорил им, что распятый ими Христос есть Бог истинный и Творец всего. Впоследствии апостол был с жестокостью убит иудеями (по другим источникам, он мирно отошел ко Господу).


Священномученик Кодрат, апостол от 70-ти
(память 21 сентября и 4 января по старому стилю)

Был епископом Афинским и Мангазейским. Проповедовал слово Божие в Афинах и Магнезии (восточный полуостров Фессалии). Многих язычников обратил к истинной вере во Христа Спасителя. Его проповедь вызвала ненависть закоренелых язычников. Однажды разъяренная толпа напала на апостола, чтобы побить его камнями. Хранимый Богом апостол Кодрат остался жив, тогда его бросили в темницу, где он и скончался от голода. Святое тело его было погребено в Магнезии.

Апостол Кодрат написал в 126 г. апологию в защиту христианства. В настоящее время из апологии известна только часть, процитированная историком Евсевием в IV в.: «Дела Спасителя нашего всегда были очевидны, потому что были истинны. Исцеленные Им и воскрешенные из мертвых были видимы не только, когда исцелились и воскресли, но и всегда. Они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго оставались в живых и по Его отшествии; некоторые же дожили и до нашего времени».


Святой Зина Законник, апостол от 70-ти
(память 4 января и 27 сентября по старому стилю)

Был учеником св. апостола Павла и епископом в городе Диасполе (Палестина), где ведал юридическими делами в церковных судах (Тит. 3, 13).


Священномученик Аристарх Апомейский, апостол от 70-ти
(память 4 января, 15 апреля и 27 сентября по старому стилю)

Был спутником св. апостола Павла и епископом г. Апомеи (Сирия).


Священномученик Пуд, апостол от 70-ти
(память 15 апреля и 4 января по старому стилю)

Апостол Пуд упоминается во Втором послании апостола Павла к Тимофею (2 Тим. 4, 21). Он занимал высокое положение члена Римского сената. В своем доме святой принимал первоверховных апостолов, собирал верующих христиан. Дом его был обращен в церковь, получившую название «Пастырской».

В ней, по преданию, священнодействовал сам святой апостол Павел. Апостол принял мученическую кончину в Риме при императоре Нероне (54-68 гг.), одновременно со св. апостолом Павлом, Аристархом и Трофимом.


Священномученик Трофим, апостол от 70-ти
(память 15 апреля и 4 января по старому стилю)

Сподвижник апостола Павла. О нем упоминается в Деяниях апостолов и в Послании апостола Павла к Тимофею (Деян. 20, 4; 21, 29; 2 Тим. 4, 20). Святой Трофим был усечен мечом в Риме вместе с апостолами Аристархом и Пудом при императоре Нероне около 65 г.


Святой Артема Листрийский, апостол от 70-ти
(память 4 января и 30 октября по старому стилю)

Был епископом в г. Листрах.


(память 4 января и 14 июля по старому стилю)

Был учеником апостола Павла и поставлен им епископом в Гераклее. До обращения в христианство жил вместе с женой своей Прискиллой в Италии, а затем переселился к Коринф, где питался трудами рук своих, владея мастерством делателя палаток. В это время сюда пришел св. апостол Павел, проповедуя Христа. Остановившись у Акилы с Прискиллой, он научил их вере во Христа и крестил их. Посланный своим учителем св. апостолом Павлом, св. апостол Акила проповедовал слово Божие в Азии, Ахаии и Ираклии, привел ко спасению великое множество душ человеческий, обратив язычников от идольского служения и крестив их.

Проходил он и по другим странам, проповедуя везде Царство Божие, просвещая святой верой, сокрушая идолов, воздвигая церкви и поставляя священников. Святая мученица Прискилла усердно помогала св. апостолу Акиле в его проповедническом служении. Претерпев немало напастей, они были мученически убиты неверными.


Святой Фортунат, апостол от 70-ти
(память 4 января по старому стилю)

Сподвижник св. апостола Павла, о котором он упоминает в Первом послании к Коринфянам. Святой апостол Фортунат, неустанно проповедуя слово Божие, после многих трудов восприял блаженную кончину.


Святой Ахаик, апостол от 70-ти
(память 4 января по старому стилю)

О нем вместе с Фортунатом упоминает в Послании к Коринфянам св. апостол Павел, говоря: Возрадовяхся же о пришествии Фуртунатове и Ахаикове, яко ваше лишения сии исполниша, упокоиша бо мой дух и ваш (1 Кор. 16, 17).


Священномученик Дионисий Ареопагит (Афинский), апостол от 70-ти
(память 3 октября и 4 января по старому стилю)

Происходил от благородных родителей-язычников, изучил всю еллинскую премудрость, занимал должность члена верховного судилища (ареопага) в Афинах. Св. Дионисий занимался астрономией и в день распятия на кресте Господа нашего видел, как померкло солнце. По наитию Святого Духа он воскликнул: «Или Бог Создатель сего мира страждет, или сей видимый мир кончается».

Когда св. апостол Павел проповедовал Христа в афинском ареопаге, Дионисий уверовал во Христа, услышав о тьме, бывшей по всей земле при страданиях и крестной смерти Спасителя (Деян. 17, 34). Вместе со своими домашними он принял Крещение от апостола Павла.

Оставив дом и семейство, св. Дионисий в течении трех лет пребывал со св. апостолом Павлом, слышал за это время проповедь всех апостолов и находился в их сонме на погребении тела Пречистой Богородицы. Св. Дионисий был поставлен апостолом Павлом во епископа Афинского и значительно распространил в Афинах Церковь Божию.

Св. Дионисий проповедовал Христа в Риме и в Галлии, где многих отвратил от идолослужения. Во время гонения на христиан при нечестивом царе Домициане св. Дионисий после жестоких мучений был казнен за городом.

По смерти своего угодника Бог показал преславное чудо. Обезглавленное тело святого, по действию силы Божией, стало на ноги и, взявши в руки свою голову, прошло с нею до того места, где была устроена церковь. Отдавши затем свою главу одной благочестивой женщине по имени Катулла, оно упало на земле. Многие, видевшие сие чудо, уверовали во Христа. Тело священномученика Дионисия христиане погребли на том месте, где он отдал Катулле свою главу. Св. Дионисий пострадал на 90-м году своей жизни, в 96 г. по Р. X.


Святой Симеон Нигер, апостол от 70-ти
(память 4 января по старому стилю)

Он упоминается в Деяниях апостолов (Деян. 13, 1). О его принадлежности к лику апостолов пишут святитель Епифаний Кипрский и преподобный Иоанн Дамаскин.



(память 4 января по старому стилю)

Основал обитель святителя Николая близ Кукума (в Сицилии) и был там игуменом, в этой же обители после многих трудов и подвигов мирно скончался в 800 г.


(память 4 января и 19 сентября по старому стилю)

Преподобномученик Зосима Киликийский — святой, пустынник, исповедник. В царствование Диоклетиана (284-305 гг.) претерпел страшные мучения за Христа, но Господь сохранил его невредимым. Во время истязаний Зосимы из пустыни пришел лев и заговорил человеческим голосом. Мучителей объял ужас, и Зосиму отпустили. Он удалился в пустыню, где мирно скончался в начале IV века.


(память 4 января по старому стилю)

Подвизался в начале IV века вместе с преподобным Зосимой Киликийским. Преподобный Зосима в царствование императора Диоклетиана претерпел страшные мучения за Христа, но Господь сохранил его невредимым. Во время его истязаний пришел из пустыни лев и заговорил человеческим голосом. Мучителей объял ужас, и Зосима был отпущен.

Увидев такие чудеса, комментарисий (смотритель за узниками) Афанасий уверовал во Христа и крестился. Преподобные Афанасий и Зосима удалились в пустыню, где среди молитвенных подвигов мирно предали душу свою Господу в расселине одной скалы.


(память 4 января и 30 августа по старому стилю)

Жил и подвизался во второй половине XIII столетия. Родился святой в Будимильской области (Черногория) в благочестивой христианской семье.

Достигнув совершеннолетия, Евстафий оставил родительский дом и принял пострижение в монастыре Архангела Михаила в Зетской области. Чистотой своей жизни, воздержанием и непрестанной молитвой он стал скоро известен по всей стране как великий подвижник, подражающий древним отцам. Горячим желанием св. Евстафия было Иерусалим и поклониться Гробу Господню, и молитва его была услышана.

На обратном пути он посетил святую гору Афон и поселился в Сербском Хилендарском монастыре, где предался монашеским подвигам. Через несколько лет святой стал известным на Афоне подвижником, к которому многие обращались за советом и духовным утешением. Старцы святой горы возвели Евстафия в сан игумена Хилендарского монастыря. Ведя добродетельную жизнь, святой приобрел большую любовь и известность и за пределами святой горы.

Вскоре преподобный Евстафий был избран епископом Зетской области и вернулся на родину. По кончине архиепископа Иоанникия св. Евстафий был избран на Сербский архиепископский престол. Он с великой ревностью заботился о вверенной ему Сербской Церкви. Через семь лет после вступления на кафедру, около 1285 г., святитель Евстафий занемог и мирно отошел ко Господу.


(память 4 января, 28 августа по старому стилю и во 2-ю Неделю Великого поста)

Подвизался в Киево-Печерском монастыре. Своим воздержанием он превзошел многих подвижников: не вкушал ни сладкой, ни вареной пищи. Обыкновенно его пищей была одна просфора в неделю.

Долгое время преподобный Ахила провел в затворе. К заступничеству святого Ахилы прибегают жаждущие избавиться от чревоугодия и желающие научиться воздержанию. Мощи святого покоятся в Дальних пещерах.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]

Последние добавления