[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]


 
5 мая
 

(память 22 апреля и 15 июня по старому стилю)

Родился в середине VI века в селе Сикее (в Малой Азии) и от рождения был предуказан как великий светильник миру. С раннего возраста св. Феодор имел желание благоугождать Богу, подвизаясь в посте и молитве. По ночам мальчику являлся св. великомученик Георгий и уводил его в свой храм на молитву, 12-ти лет отрок удостоился видения Спасителя, после которого начал подвизаться еще усерднее.

В 14 лет святой ушел из дома и поселился при церкви св. великомученика Георгия, питаясь лишь просфорой. За свою подвижническую жизнь св. Феодор получил от Бога дар исцелений болезней и власть над бесами, своей молитвой испросил у Бога дождь во время засухи. Желая усугубить свои подвиги, преподобный затворился в тесной пещере, оставив лишь небольшое отверстие для воздуха. Питался он водой и хлебом, которые ему приносил один диакон. Два года провел святитель в затворе в полном молчании. Боясь, что св. Феодор умрет, диакон открыл место затвора преподобного и его извлекли из пещеры полумертвым, но Господь через несколько дней совершенно исцелил его. Весть о подвигах юноши дошла до местного епископа, и он по внушению Св. Духа посвятил Феодора в сан пресвитера, хотя ему было только 17 лет. Отправившись поклониться святым местам Палестины, св. Феодор принял монашеский постриг в Хозевитской лавре и, возвратясь на родину, поселился у церкви великомученика Георгия. Вскоре около преподобного собралась братия, и образовался монастырь. Продолжая нести великие подвиги, святой стал затворяться в тесной железной клетке без крыши, такой тесной, что в ней едва можно было стоять. В этой клетке он в тяжелых веригах стоял под открытым небом от Пасхи до Рождества Христова, а от Рождества до Пасхи затворялся в пещере. Во всю святую Четыредесятницу пищу преподобный Феодор принимал только по субботам и воскресеньям. Подвизаясь таким образом, он получил от Бога власть над дикими зверями: огромный медведь три года приходил к святому и кормился из рук его. По молитвам преподобного совершилось бесчисленное множество чудес: многие больные и прокаженные получали исцеление, из целых областей изгонялись бесы, низводились дожди во время засухи, погибла саранча, опустошавшая поля. Имея дар прозорливости, святитель Феодор предсказал будущую иконоборческую ересь и царствование воеводе Маврикию.

Будучи поставлен епископом Анастасиопольским, преподобный Феодор много потрудился на благо Святой Церкви. Святость преподобного была столь явной, что во время совершения Евхаристии благодать Св. Духа в виде светлой порфиры покрывала Святые Дары. Тяготясь бременем епископства и желая безмолвия, святой через 11 лет оставил кафедру и вернулся обратно в свой монастырь. Сотворив множество великих чудес, предсказав будущие события и свою кончину, мирно почил о Господе в 613 г.


(память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября по старому стилю)

Благоверный князь Всеволод, нареченный в крещении Гавриилом, был сыном святого великого князя Мстислава и внуком Владимира Мономаха. Рожденный и воспи-танный в Новгороде, он молитвой и чтением божественных книг с юных лет прилепился к Господу и был верен Ему во всю жизнь. «Поучаясь в заповедях Господних всегда», он имел «душу милостиву». Начав управлять Новгородской областью с 1117 года, он в 1123 году победоносно ходил на Ям; в 1132 году совершил поход на Чудь и взял Юрьев.

Одаренный мужеством и большой телесной силой, он не ради корысти и власти поднимал свой меч, а для водворения мира и порядка и ради защиты своих подданных.

С мужеством воина он соединял беззаветную любовь к устранению бед отчизны и ради ее спокойствия, с отречением от своей славы, влагал свой меч в ножны. Во время своего княжения в Новгороде, он усердно заботился о христианском просвещении и христианском образе жизни своих подданных. Он с благоговением относился к церковным службам, построил много храмов, защищал слабых от притеснения сильных, был «друг нищих и питатель сирот, бедным утешение и заступник» и вообще истинным отцом своих подчиненных. Когда в 1127 году в Новгороде начался сильный голод, попечительный князь делил с народом свое имущество и утешал страждущих.

Добродетельная жизнь святого князя и его твердая власть, обуздывавшая беззакония, не по сердцу была своевольным и зараженным еще остатками язычества новгородцам. Они посадили под стражу князя Всеволода со всем его семейством, а через 2 месяца «пустиша из города». Тогда святой князь удалился в Псков, где жители избрали его своим князем. В Пскове святой князь построил каменный собор Святой Троицы и вскоре скончался, будучи 46 лет от роду, в 1138 году.

В 1193 году мощи святого Всеволода были обретены нетленными, и с тех пор при его гробнице начались исцеления. Русская Церковь славит святого Всеволода, как исповедника, «претерпевшего изгнание от своих», а Господь прославил его, как верного раба Своего совершавшимися при его гробе чудесными исцелениями. Хотя князь жил во Пскове только один год, но оставил по себе глубокую память. Во всех тяжелых случаях жизни псковичи прибегали к помощи своего святого князя. Во время осады Пскова Стефаном Баторием для ободрения защитников города приносилась в их ряды из собора Святой Троицы икона, изображающая благоверного князя Всеволода-Гавриила, и воодушевленные защитники Пскова мужественно отбивали приступы польского войска.

Молитвы благоверному князю Всеволоду-Гавриилу, Псковскому чудотворцу

Молитва первая

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святый благоверный княже Всеволоде-Гаврииле, града Пскова и всея державы Российския небесный заступниче и покровителю, и всех нас усердный пред Богом предстателю и защитителю! Предстоя Престолу Великаго Царя и Бога нашего, в Троице Святей славимаго и покланяемаго, велие дерзновение к нему имати, яко верный раб его и угодник. К тебе убо, яко сродному нам и многомощному пред Господем ходатаю, прибегаем мы грешнии и недостойнии, и умиленно просим тя: моли Всеблагога Бога, да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делам нашим на ны движимый, и презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и спасения. Огради молитвами твоими в мире жизнь нашу, и ко всем благое поспешение и вся к животу и благочестию потребная нам даровати испроси, и якоже древле град твой Псков от пленения и разорения ратнаго избавил еси, тако и ныне и нас и вся грады и веси страны нашея от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством твоим избави, и от всех враг видимых и невидимых покровом твоим защити. Сохрани молитвами твоими в мире державу нашу и будь всей стране Российстей крепкое ограждение; да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедшии, в вечный достигнем покой, и сподобимся Небеснаго Царствия, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святый княже Всеволоде-Гаврииле! К тебе убо прибегаем мы, грешнии раби Божии (имена), и умиленно просим тя: моли Всеблагаго Бога, да отвратит от нас гнев Свой, праведно, по делом нашим, на ны движимый, и, презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и спасения. Огради молитвами твоими в мире жизнь нашу и во всем благое поспешение и вся к животу и благочестию потребная нам даровати испроси, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте и сподобимся Небеснаго Царствия, славяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое заступление, во веки веков.

Тропарь благоверному князю Всеволоду, в святом Крещении Гавриилу, Псковскому

Тропарь, глас 4

Из млада явился еси, богомудре княже Гаврииле, Божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюд и многи святыя церкви устроив, изгнание претерпел еси от своих, якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение. С нимиже предстоя Святей Троице, молися Державе Российстей сохраненной быти и всем нам спастися.

Тропарь, глас 4 (Обретение мощей)

Наста днесь всечестный новый праздник, обретение честных мощей блаженнаго князя Гавриила, веселящи изрядно всех благочестивых множества, темже, вси вернии, сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием: блаженне княже Гаврииле, имея дерзновение ко Христу Богу, моли спастися празднующим любовию память твою.

Величание (на обретение мощей)

Ублажаем тя, благоверный княже Гаврииле, и чтим обретение честных мощей твоих, и ныне молиши за нас Христа, Бога нашего.


(память 22 апреля, 11 июня — день кончины, 25 августа — день перенесения мощей и 30 июня — Собор 12-ти апостолов по старому стилю)

Происходил из Каны Галилейской. По сошествии Святаго Духа в день Пятидесятницы на апостолов св. апостолу Варфоломею вместе с апостолом Филиппом (I в.; память 14/27 ноября) выпал жребий проповедовать Евангелие в Сирии и Малой Азии.

Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. В одном из городов они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе святые своей молитвой умертвили громадную ехидну, которой язычники поклонялись как божеству. Здесь свв. Варфоломей и Филипп по злобе языческих жрецов были схвачены и после побоев осуждены на распятие. Как только святые были распяты, началось страшное землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города и жрецов со множеством язычников. Прочие, устрашившись и поняв причину землетрясения, стали снимать апостолов с крестов. Апостола Варфоломея сняли живым, а апостол Филипп уже умер, и его с честью погребли.

Затем апостол Варфоломей отправился в Индию, где перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу многих язычников. С евангельским благовестием он посетил Великую Армению (область между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где жрецы, видя что храмы языческих богов пустеют, побудили брата царя погубить проповедника. Апостол Христов был схвачен с городе Альбане (ныне Баку) и снова распят вниз головой на кресте. Но и вися, он не переставал проповедовать слово Божие, за что и был усечен мечом. Св. апостол Варфоломей скончался в 71 году. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин 1, 45-51; 21, 2).


(память 22 апреля, 18 октября и 4 января (70 апостолов) по старому стилю)

Апостол от 70-ти, родом из Антиохии Сирийской. Врач из просвещенных греков, изучил и живопись. Сотрудник апостола Павла и верный ученик его, прошел с проповедью Ахаию, Лилию, Египет. В г. Фивы мученически окончил земную жизнь в возрасте 80 лет. Он написал Евангелие и книгу Деяний апос-тольских. По преданию Св. Церкви, им написаны первые иконы Божией Матери (Владимирская, Тихвинская). “Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”, — сказала Пресвятая Дева, увидев иконы. Св. Лука написал также иконы верховных апостолов Петра и Павла. В 84 году был повешен на маслине в египетских Фивах.

Апостолу Луке молятся об исцелении от глазных болезней и о помощи при изучении иконописания.

Молитва апостолу и евангелисту Луке

О святый угодниче Божий, апостоле Луко! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь апостолу и евангелисту Луке

Тропарь, глас 5

Апостольских деяний сказателя и Евангелия Христова светла описателя, Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческие немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2

Истиннаго благочестия проповедника и тайн неизреченных ритора, звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

Тропарь Апостолу, глас 3

Апостоле святый Луко, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак Апостолу, глас 4

Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Луко, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Тем же зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.


(память 4 января (70 апостолов), 22 апреля, 10 сентября и 25 ноября по старому стилю)

Священномученик Климент — апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы — вот куда влечет юного Климента.

Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников (Филипп IV. 3). Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа.

Житие священномученика сохранило пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий — от рабов до членов императорской семьи. Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.

Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал.

В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников — Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной "Ангельской " церкви нетленное тело своего учителя. После этого, каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников — Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что священномученик Климент покровительствует его миссионерской деятельности и просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так.

Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника — апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду!

В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая "трехъязычная" ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом Св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви Св. Климента. Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей священномученика Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя священномученика Климента. Таким образом, мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

С началом процесса канонизации собственно русских святых ситуация изменилась: наиболее почитаемыми становятся русские подвижники и мученики. После закрытия в 1935 году Климентовского храма там размещен филиал Российской государственной библиотеки, что, наверное, тоже можно считать не случайным совпадением. Покровительствующий славянской книжности Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний. Годы лихолетья не нанесли существенного вреда зданию храма и иконостасам, сохраненным заботами сотрудников библиотеки.


(память 22 апреля по старому стилю)

Святой Виталий родился во второй половине VI столетия. С юности он поступил монастырь преподобного Серида около города Газы в Святой Земле, и здесь в течении многих лет вел строгую монашескую жизнь. В возрасте 60 лет Виталий покинул святую обитель и переселился в Александрию. В время Александрийс-кую церковь возглавлял известный своей святой жизнью патриарх Иоанн, прозванный Милостивым (609-620 гг.).

В Александрии Виталий взял на себя весьма необычный подвиг спасения блудниц этого города. Живя на частной квартире, инок Виталий работал поденщиком, а вечерами посещал дома разврата. Войдя в комнату той или другой распутной женщины, он отдавал ей заработанные деньги и убеждал ее оставить свой порочный образ жизни. После этого Виталий становился на колени и до утра, пока женщина спала, молился Богу.

Нередко случалось, что женщина, тронутая его словами и видя, как он усердно молился, приходила в чувство раскаяния и тоже, став колени, начинала молиться. Утром, перед уходом на работу, Виталий брал с женщин клятву, что они сохранят в тайне подробности его посещений. У Виталия была книжица, куда он вносил имена всех известных ему падших женщин. Он постоянно их поминал в своих молитвах.

Такой необычный образ жизни Виталия продолжался несколько лет. Жители города возмущались недостойным, как им казалось, поведением инока и бранили его. Как-то один возмущенный юноша ударил Виталия по шее, крикнув: «Ты позоришь монашеский чин и имя христианское! Святой же Виталий смиренно переносил все укоры, насмешки и даже удары, прося обижающих не осуждать его. Наконец клирики Александрии пожаловались на Виталия патриарху Иоанну и настаивали, чтобы он принял против Виталия нужные меры. Но патриарх оставил их прошение без ответа.

Тем временем добрые слова, молитвы и праведная жизнь Виталия благотворно повлияла на многих падших женщин. Одни ушли в монастырь, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться.

Когда преподобный Виталий скончался, его нашли стоящим на коленях перед иконой. В руках он держал хартию (лист бумаги), на которой было написано: «Жители Александрии! Не осуждайте ближнего, как бы он ни казался вам грешен. Никого не осуждайте прежде суда Божия». Перед похоронами Виталия, женщины, направленные им на добрый путь, собрались и рассказали патриарху Иоанну и многим людям о добродетельной жизни монаха Виталия. Во многим стало стыдно, что они обижали праведного человека. Сам патриарх Иоанн предал погребению останки святого Виталия. Во время похорон и после них многие больные исцелялись от прикосновения к мощам святого Виталия.

Так необычайный подвиг святого Виталия научил многих не спешить осуждать других. Действительно, мы видим лишь внешность человека, но не знаем, что у него на сердце. Поэтому сказано: «Не судите, да не судимы будимы».


 
6 мая
 

(память 23 апреля, 3, 10, 26 ноября по старому стилю)

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой.

Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — “Юрьев день”, в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — “древним змием” (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

Акафист >>


(память 23 апреля по старому стилю)

Святая Александра, супруга императора Диоклетиана, была тайной христианкой. Видя твердость веры святого Георгия во время его мучений, она решилась открыто свидетель-ствовать о своей вере в Иисуса Христа. Она отправилась к месту, где мучили св. Георгия, упала к ногам великомученика и перед всеми объявила себя христиан-кой.

Озлобленный Диоклетиан приговорил царицу к смерти. Святая Александра мужественно приняла этот приговор и кротко пошла на место казни, молитвенно обращая свой взор на небо. По дороге она, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Прислонившись к стене одного здания, она тихо скончалась. Ее мирная кончина последовала 21 апреля 303 года, но память ее празднуют одновременно с великомучеником Георгием, 23 апреля по церковному календарю.

Тропарь мученице Александре Римской, царице

Тропарь, глас 4

Царства земнаго славу презревши, Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси и, Того мужественно исповедающи, венцем мученическим увенчалася еси, всеблаженная царице Александро. Темже и ныне Престолу Царя славы на Небесех предстоящи, молися о спасении душ наших.


(память 23 апреля по старому стилю)

Память мучеников Анатолия и Протолеона отмечается в один день со святым великомучеником Георгием и царицей Александрой. Видя веру и мужество св. Георгия, эти воины уверовали во Христа и открыто заявили об этом. Их тут же обезглавили.

Тропарь мученику Анатолию

Мученик Твой Господи, Анатолие во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего. Имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости Того молитвами спаси души наша.


 
7 мая
 

(память 24 апреля по старому стилю)

Был воеводой при императоре Аврелиане. Св Савва посещал в темницах страдальцев за Христа, помогая им из своего имения и укрепляя их к терпеливому перенесению страданий. За свою святую жизнь получил от Бога власть над бесами.

За веру Христову перенес жестокие мучения, после которых был брошен в котел с кипящей смолой, но охраняемый Богом, вышел из него невредимым. Видя это чудо, уверовало во Христа 70 воинов, которые тут же были усечены мечом, а св. Савва был утоплен в реке. Мученическая кончина святого последовала в Риме в 272 г.


(память 24 апреля и 28 сентября по старому стилю)

Подвизался в Киево-Печерском монастыре в конце XII - начале XIII вв. Погребен в Ближних (Антониевых) пещерах.


(память 24 апреля, 28 сентября по старому стилю и во 2-ю Неделю Великого поста)

Подвизался в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIII веке. Мощи святого были обретены после 1675 года.


(память 24 апреля по старому стилю)

Происходили из Мизийского города Доростола и были воинами, состоявшими на службе при игемоне той страны Авсолане. В стране той было много идолопоклонников, приносивших жертвы бесам, ибо правители страны угрозой мучений принуждали людей к идолослужению. Но эти два святые мужа открыто и смело исповедали себя христианами, прославляя истинного Бога и проклиная бездушных идолов. За это они были схвачены и подвергнуты мучениям, а затем усечены мечом в 228 г.


(память 24 апреля по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со святыми мучениками Евеевием, Неоном, Леонтием и другими в Никомидии при императоре Диоклетиане в 303 г. Видя чудеса, совершаемые великомучеником Георгием, уверовал во Христа, за что после истязаний был усечен мечом. Глава его находится в г. Капуе (недалеко от Неаполя).


(память 24 апреля по старому стилю)

Жил в VI веке. Будучи иноком в одном из сирийских монастырей, святой Фома нес послушание по сбору на нужды своего монастыря и часто бывал в Антиохии, где принимал на себя подвиг юродства. Предсказав свою кончину, преподобный занемог и скончался в г. Дафни, где и был погребен.

Когда однажды близ святого погребли странницу, земля дважды извергала ее, пока не погребли ее в другом месте. Подобно сему земля извергала и другую женщину, похороненную рядом со святым. Поняв из этих чудес волю Божию, граждане со свечами и пением взяли мощи преподобного Фомы из Дафни и с честью перенесли в Антиохию, где положили в гробницу мучеников и устроили над ней церковь.

От мощей блаженного Фомы совершалось множество исцелений и по его молитвам в Антиохии прекратилась моровая язва.


(память 24 апреля по старому стилю)

Подвизалась между VI и VIII вв. и была настоятельницей константинопольской обители Космы и Дамиана. Она вела строго аскетическую жизнь, изнуряя свое тело постом и трудами, заботилась о спасении вверенных ей сестер, воспитывала сирот, помогала бедным и вдовам. За свою богоугодную жизнь святая была удостоена от Бога дара чудотворения. Преподобная Елисавета молитвой умертвила свирепого змея, исцелила кровоточивую женщину, изгоняла из людей нечистых духов.

Св. Елисавета прославилась своими чудесами не только при жизни, но и по смерти: на ее гробе подавались исцеления слепым.


(память 24 апреля и 18 сентября по старому стилю)

Находилась в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии. В 1635 г., по особому повелению Богоматери, икона была принесена из Путивля от сумского атамана и была поставлена над царскими вратами, откуда, при пении соборных акафистов, она торжественно опускалась на шелковых шнурах для лобзания.


 
8 мая
 

(память 4 января (70 апостолов), 25 апреля по старому стилю)

Родился в Иерусалиме, племянник апостола Варнавы. В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним (Мр. 14, 51-52). Ученик апостола Петра. Основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С пропо-ведью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внут-ренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, апостол укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свои конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию и трех пресвитеров. Вскоре язычники напали на апостола во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге св. Евангелист скончался со словами: “В руки Твои, Господи, предаю дух мой”.

Тропарь апостолу и евангелисту Марку

Тропарь

Апостоле святый Марко, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Величание

Величаем тя, Апостоле Христов Марко, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.


(память 25 апреля и 23 мая по старому стилю)

Ученик и постриженник преподобного Сергия Радонежс-кого. С благословения своего наставника, из любви к уединению, удалился в глухие леса на реку Обнору, где немалое время подвизался в одиночестве. Когда место его подвигов было открыто и стали собираться к преподобному любители безмолвия, святой сам ходил в Москву к митрополиту Алексию и испросил его благословения на создания храма и обители.

Как игумен преподобный Сильвестр являл братии постоянный пример молитвенного подвига и неустанного труда. Время от времени святой оставлял монастырь и уходил вглубь леса для уединенной молитвы. Место это еще при его жизни получило название «заповедной рощи», и местные жители из поколения в поколение передавали наказ святого старца не рубить в ней деревья. В 1645 г. строитель обители иеромонах Иов пренебрег заповедью преподобного и вздумал рубить рощу. За это он был наказан слепотой, от которой исцелился при гробе преподобного Сильвестра.

Преставился преподобный 25 апреля 1379 г. и прославился чудесами как при жизни, так и по смерти.


(память 25 апреля и 17 сентября по старому стилю)

Чудотворная икона Цареград-ская явилась в 1071 году. Других сказаний о ней не имеется. Список с нее находится в Елиазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова.

В Старорусском соборе Новгородской епархии находится также свято чтимая икона Цареградской Богоматери. Икона мерою в 2 дюйма, выбита на грифельной доске. Предание говорит, что в древние времена два монаха из Царьграда, проездом через Старую Руссу, слушали литургию в соборе и оставили на память сию икону. К ней притекают во множестве с молитвою веры.


(память 25 апреля по старому стилю)

Священномученик Сергий родился в 1876 году в семье священника Дмитрия Рохлецова, служившего в одном из соборов Великого Устюга. После окончания Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника к церкви великомученицы Параскевы Пятницы, в которой он прослужил всю жизнь. До революции отец Сергий преподавал Закон Божий в церковноприходской школе деревни Чижково. Пятницкий храм находился в тридцати километрах от Великого Устюга и неподалеку от монашеской кельи известного в этих местах подвижника Максима Югова.

За духовную настроенность и ревностное служение старец Максим выбрал отца Сергия своим духовником — у него исповедовался до самой смерти, ему поручил совершить отпевание. Но и для отца Сергия было духовно полезно соседство с подвижником, ему въяве приходилось видеть людей, получивших у старца духовное исцеление. Сам почитая старца-подвижника, отец Сергий благословил прихожан обращаться к нему за советами.

Храм великомученицы Параскевы стоял в отдалении от жилья, посреди поля, приход составляли несколько малонаселенных деревень; иной раз на службе собиралось прихожан изрядно, а иной раз не было никого. Но сколько бы ни пришло людей, отец Сергий служил каждый день, ему помогали псаломщица и алтарница. За многолетнюю беспорочную службу отец Сергий был возведен в сан протоиерея и награжден митрой.

Привычная картина тех лет: сено накошено, часть урожая убрана, но лето стоит жаркое, благоухающее, в зелени и цветах. Здесь не бывает попаляющего южного зноя, и зелень и цветы держатся долго. По воздуху звенящая тишина, и всякий голос и звук живой твари слышится отчетливо и неслиянно в звучащем хоре живого. По лесной дороге поодиночке и группами медленно бредут богомольцы. В большинстве своем они знали старца Максима и теперь идут к нему в часовенку над могилой помолиться, попросить заступничества, сложить с души заботы и тяготы. Приходят и не знавшие его лично, но имеющие к нему веру как к великому угоднику Божию. Заходят сначала в часовенку и здесь служат панихиды, потом в храм, а затем на расположенный неподалеку источник, попечением прихожан Пятницкой церкви и почитателей старца устроенный наподобие каменной чаши. И кажется, что и сама душа паломника, получив просимое, поднимается, как на крыльях, на молитвах старца Максима, преподобномученика Никифора и иных многих облагодатствовавших эту землю подвижников. Все темное и теснящее душу уходит, в ней словно открывается духовный источник жизни вечной. Это наивыс­шее вдохновение, доступное каждому человеку, обращающемуся с верою к Богу. Как к животворящим духовным источникам идут и идут паломни­ки на могилы праведников.

Протоиерей Сергий был арестован 4 декабря 1937 года и заключен в тюрьму в Великом Устюге. Будучи допрошен, священник виновным себя не признал.

— Вы обвиняетесь в проведении активной контрреволюционной деятельности. Признаете ли себя виновным в этом?

— В проведении контрреволюционной деятельности я виновным себя не признаю.

10 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Протоиерей Сергий Рохлецов скончался в тюрьме в Великом Устюге 8 мая 1938 года и был погребен на городском кладбище в общей могиле.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


 
9 мая
 

(память 26 апреля по старому стилю)

Святитель Стефан, епископ Великопермский, родился около 1346 года в Великом Устюге. Его отец Симеон служил причетчиком соборной церкви. О матери святого известно предание, согласно которому ее, трехлетнюю девочку, однажды встретил на церковной паперти святой старец Прокопий Устюжский. Поклонившись ей до земли, он сказал: “Вот идет мать Стефана, епископа Пермского, который будет великим между слугами Божьими”. В детские годы святой Стефан был научен молитве и послушанию. Отданный в “научение книжное”, он удивлял своими способностями. Свободное от занятий время мальчик любил посвящать чтению Священного Писания. Через год он стал чтецом в соборной церкви.

Как и многие северные русские города, Великий Устюг был в то время богатым торговым городом. Вокруг него в густых лесах были расположены поселения, в которых жили языческие племена зырян, или западных пермяков. Занимаясь охотой, зыряне жили довольно обособленно, но вели оживленную торговлю с русскими городами, в особенности с Великим Устюгом. Общаясь с зырянами, юный Стефан в совершенстве овладел их языком. К этому времени юноша окончательно решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Родители со слезами радости отпустили сына. По благословению Ростовского епископа Парфения, в монастыре во имя святителя Григория Богослова, славившемся своими образованными монахами, в 1365 году был совершен монашеский постриг молодого послушника с наречением ему имени Стефан.

С усердием углубился инок в изучение Священного Писания. Частые беседы с кем-либо из духовно опытных, умудренных книжной ученостью монахов, занятия греческим языком, который он вскоре достаточно хорошо усвоил, помогли святому Стефану в его духовном возрастании и богословском образовании. В монастыре святой Стефан написал несколько произведений, свидетельствовавших о любви к богомыслию и глубоких знаниях автора (до наших дней не сохранились).

Стремление просветить светом Христовой истины язычников-зырян, с детства жившее в его сердце, воодушевило святого Стефана на особый подвиг. Он создал для зырян письменность, которой они не имели, в качестве алфавита используя зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки (состоявшей из 24 букв) святой Стефан перевел на зырянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание. К концу своего десятилетнего пребывания в монастыре (около 1375 года), чувствуя себя уже достаточно подготовленным к делу Евангельской проповеди, святой Стефан отправился в Москву за благословением. Управителем митрополии был архимандрит Симонова монастыря Михаил (Митяй). Он испросил у великого князя охранные грамоты для святого Стефана и направил его к епископу Коломенскому Герасиму. После долгих бесед со Стефаном Преосвященный Герасим рукоположил его во иеромонаха и благословил на миссионерское служение. Снабженный антиминсами, миром, частицами святых мощей, а также необходимой для богослужения церковной утварью, осенью 1379 года святой Стефан отправился в Пермскую землю. Язычники-зыряне поклонялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям; главным их божеством была “Золотая баба” — каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчинении народ. Смерть ожидала каждого, кто осмелился бы коснуться их языческих верований. Положение для проповедника осложнялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили зырян, поэтому все, что исходило из Москвы, казалось зырянам враждебным. Пырас (ныне город Котлас) стал первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь. Жители его чаще бывали в Устюге и общались с русскими. Когда они услышали, что инородец прекрасно говорит на их родном языке, то оказали ему гостеприимство.

Поначалу миссионерство святого Стефана не имело успеха. Непривычно и страшно было слышать зырянам, что их боги — ложные и бесполезные истуканы, созданные людьми, и что есть лишь один истинный Бог — Христос. Жители селения всячески старались помешать святому Стефану, а однажды, по наущению волхвов, предприняли даже попытку сжечь его. Но кротость, терпение и любовь, а также всецелая преданность воле Божией, тронули наконец их сердца. Покоренные его личностью, убедительностью и простотой доводов в пользу новой веры, почти все жители Пыраса приняли Святое Крещение.

Святой Стефан выбрал себе из новокрещенных зырян нескольких спутников и отправился с ними далее вверх по течению Вычегды. За короткое время святой Стефан крестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама и везде ставил кресты и часовни, как самые понятные для новообращенных символы. Считая, что лучшим доказательством бессилия языческих богов будет уничтожение идолов и кумирниц, он поджег кумирню, где стояла так называемая “Золотая баба”.

Когда жители Усть-Гама с топорами и кольями бросились на святого Стефана, он, подняв руки к небу, со слезами молился о прозрении заблудших. Никто из зырян не решился напасть на него. Природная кротость этих людей отмечена иноком Епифанием Премудрым: “Обычай лих имать не творить начало бою”. Решающим моментом его миссионерской деятельности явилось столкновение с Памой, главным зырянским жрецом. Пама предложил ему пройти сквозь огонь и тем доказать на деле существование проповедуемого им Бога. Когда же смиренный инок, помолившись, решился подвергнуть себя жестокому испытанию и предложил Паме последовать за ним, то Пама проявил малодушие и в страхе отступил. После этого началось обращение многочисленных зырян ко Христу: реки Вымь и Вычегда ежедневно становились купелью для множества крещаемых.

Неоценимы заслуги святого Стефана в строительстве Божиих храмов на Пермской земле. Храмы обыкновенно строились святым Стефаном на тех местах, где ранее стояли языческие идолы и кумирни. Святой Стефан украшал их иконами, часть которых была писана им самим. Во всех построенных им храмах богослужение совершалось на зырянском языке. Святой Стефан учил крещеных созданной им грамоте, с помощью которой они читали Евангелие, Псалтирь, Часослов и другие переведенные на зырянский язык книги. При храме Благовещения было учреждено училище, где занимались будущие пастыри-зыряне. По истечении четырех лет миссионерской деятельности иеромонах Стефан отправился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для зырян.

Собор русских архипастырей и великий князь Димитрий Иоаннович Донской († 1389 г.) постановили, что первым архиереем новообращенной Пермской земли должен стать сам святой Стефан. Зимой 1383 года во Владимире-на-Клязьме митрополитом Пименом была совершена епископская хиротония святого Стефана.

Святителя Стефана связывала духовная дружба с преподобным Сергием Радонежским. Он очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не смог исполнить своего желания из-за недостатка времени. Находясь в 10-ти верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан обратился в сторону обители и с молитвой и поклоном произнес: “Мир тебе, духовный брате!” Преподобный Сергий, сидевший вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: “Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!” Богословская образованность Пермского епископа и его выдающиеся личные качества создали ему высокий авторитет в Русской Православной Церкви. Великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных Соборах. В начале 1396 года, по приглашению святого митрополита Московского Киприана, святитель Стефан вновь отправился в Москву. Здесь он заболел: здоровье его было подломлено 18-летними изнурительными трудами и подвигами. 26 апреля 1396 года святитель Стефан мирно скончался. Он был погребен в кремлевской великокняжеской обители, в соборе Спаса на Бору. В XVI столетии Русская Православная Церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых.

Акафист >>


(память 26 и 30 апреля по старому стилю)

Жил в начале IV века в Понтийском городе Амасии. Он поддерживал и утешал христиан, страдавших от гонений язычников. В то время восточной частью римской империи правил Ликиний (312-324 гг.), лицемерно подписавший «Указ веротерпимости» (313 г.), который разрешал свободное исповедание христианства. Когда он узнал, что его супруга помогла средствами святителю Василию достроить храм в Амасии, то потребовал от правителя города выслать святителя в нему.

На суде святитель Василий решительно отверг предложение императора стать верховным жрецом и был приговорен к смерти. Когда мученик был обезглавлен († ок. 322 г.), то воины, опасаясь императора, бросили тело и главу святителя в море. Но, по извлечении тела из воды, совершилось чудо: голова оказалась на своем месте, и только шрам на шее указывал на след меча.


(память 26 апреля по старому стилю)

Целомудренная и исполненная страха Божия девица Глафира находилась в услужении у супруги императора Ликиния. Узнав о нечистых намерениях императора, она удалилась из Никомидии в Амасию. Скончалась св. Глафира около 322 г., на обратном пути в Никемидию, вытребованная Ликинием обратно к себе для наказания.


(память 26 апреля по старому стилю)

Подвизался в первой половине XV века и был родом из Черногорского приморья (Сербия). С юности избрав иноческое житие, поселился в пустынном месте на реке Ибра, проводя суровую постническую жизнь. Для приходящей братии основал здесь монастырь, а сам, ища безмолвия, удалился в пустынный Девиченский лес.

За свою богоугодную жизнь получил от Бога власть над демонами и дар врачевания недугов. Так он исцелил дочь деспота сербского Георгия Бранковича (1427-1459 гг.). Впоследствии на месте подвигов преподобного был основан монастырь. Скончался 2 декабря 1430 г. Мощи его покоились в Девиче и прославились чудотворениями. Сербы особенно почитают его как целителя душевных болезней.


 
10 мая
 

(память 4 января и 27 апреля по старому стилю)

Сродник Господень по плоти, сын Клеопы, младшего брата св. Иосифа Обручника, епископ Иерусалимский, управлявший Церковью 40 лет и много потрудившийся в проповеди Евангелия.

Пострадал в 107 г. в царствование императора Траяна. По доносу св. Симеон, как потомок царя Давида и как последователь и родственник Христа, после разных истязаний был распят язычниками на кресте, в возрасте 120 лет.


(память 27 апреля по старому стилю)

Родился в благочестивой семье. После смерти родителей раздал все имущество и принял монашество в Киево-Печерском монастыре, неся послушание уставщика.

После кончины преподобного Феодосия по его благословению становится игуменом монастыря, ревностно исполняя заветы своего наставника. При преподобном Стефане было закончено строительство Печерского храма. По проискам бесовским преподобный был низложен с игуменского поста и изгнан из Печерской обители. Смиренно неся незаслуженные обиды, он построил новый монастырь на реке Клове.

В 1091 г. преподобный Стефан был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского и участвовал в перенесении мощей преподобного Феодосия из пещер в соборный храм обители. Прослужив в епископском сане три года, неизменно подавая пастве пример кротости и милосердия, святой преставился ко Господу 27 апреля 1094 г.


(память 27 апреля по старому стилю)

Жил и подвизался в IV веке.


 
11 мая
 

(память 28 апреля и 4 января по старому стилю, кроме этого память св. Сосипатра 10 ноября по старому стилю)

Ученики апостола Павла († 67 г.), который даже назвал их своими сродниками (Рим. 16, 21). Св. апостол Иасон родом из Тарса Киликийского, первый христианин в этом городе, был поставлен св. апостолом Павлом во епископа в родном городе. Св. апостол Сосипатр родом из Ахаии, был поставлен св. апостолом Павлом епископом города Иконии. Святые Иасон и Сосипатр отправились с евангельской проповедью на запад и в 63 г. достигли острова Керкиры (Корциры) в Ионическом море близ Греции. Здесь св. апостолы многих обратили ко Христу, но за проповедь христианства претерпели мучения и темничное заключение.

При следующем правителе острова апостолы были брошены в котел с кипящей смолой, но остались невредимы. Этим чудом они обратили правителя к вере во Христа, а вскоре после этого воскресили своими молитвами его умершего сына. Св. апостолы Иасон и Сосипатр построили на острове несколько церквей и мирно скончались в глубокой старости.


(память 28 апреля по старому стилю)

Была дочерью правителя острова Керкиры. Пораженная мужеством и стойкостью святых мучеников за Христа, она объявила себя христианкой и раздала все свои украшения нищим. Разгневанный правитель пытался уговорить дочь отречься от Христа, но св. Керкира твердо стояла и против уговоров, и против угроз. В гневе отец задумал ужасное наказание дочери, но Господь не допустил обесчестить невесту Христову. Тогда по приказу злобствующего отца св. мученица была умерщвлена († ок. 63 г.).


(память 28 апреля по старому стилю)

Пострадал за веру Христову вместе со св. мучениками Максимом и Квинтилианом в 286 году в городе Доростоле.


(память 28 апреля по старому стилю)

Родился в 30-х годах XII в. в городе Турове Минской губернии. С малых лет св. Кирилл с усердием читал Священное Писание и достиг глубокого понимания его. Среди его учителей были и греки. Принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Через некоторое время св. Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги поста и молитвы и «многа Божественна Писания изложи». Многие обраща-лись к нему за советом в духовной жизни.

Святость жизни и высокая просвещенность св. Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Он составил слова на весь годичный круг Господских праздников, но, к сожалению, не все они сохранились. Как богослов, святитель Кирилл Туровский усматривал свою задачу в том, чтобы вскрыть истинный, сокровенный смысл того или иного текста Священного Писания.

Скончался святитель Кирилл 28 апреля около 1183 г. От современников он получил именование русского Златоуста.


(память 28 апреля по старому стилю)

Один из семи бывших разбойников, обращенных ко Христу святыми апостолами Иасоном и Сосипатром (память 28 апреля/11 мая). Пострадал за Христа на острове Керкиры (Корциры), около 63 г. со святыми мучениками Иакисхолом, Фавстианом, Ианнуарием, Марсалием, Евфрасием и Маммием. Святые мученики были брошены в котел с кипящей смолой, серой и воском.


(память 28 апреля по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Зиноном, Евсевием и Неоном. В 63 г. апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр (память 28 апреля/11 мая) отправились с евангельской проповедью на запад и достигли острова Керкиры в Ионическом море близ Греции. Просвященные апостолами св. мученики за святую веру по истязании были сожжены.


(память 28 апреля по старому стилю)

Был обращен к вере Христовой царской дочерью, св. мученицей Керкирой, которую отдали ему на растление. Когда Мурин для нечистой цели подошел к дверям тюрьмы, где содержалась святая мученица, то внезапно прибежал медведь, схватил его и начал терзать. Услышав шум и увидев в окно, что происходит, св. мученица Керкира, именем Христовым отогнала зверя, исцелила от раны Мурина и просветила его светом евангельского учения. За исповедание Христа св. мученик Мурин претерпел страшные мучения, во время которых и скончался (I в.).


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]

Последние добавления