Жития святых на ноябрь
Преподобный Иоанн Рыльс-кий, живший в Х веке, нес свои подвиги в Болгарии. В юных летах, после смерти родителей, он раздал все имение нищим, принял монашество и поселился на необитаемой горе. Разбой-ники, напав на него, выгнали его оттуда, и он удалился в пустыню на реке Рило и поселился в дупле. Здесь святой прожил 60 лет, питаясь одной растительной пищей и не видя лица человеческого. Но со временем к нему стали приходить ищущие подвижнической жизни, и таким образом была устроена обитель.
К преподобному Иоанну Рыльскому обращаются за помощью в исцелении немоты, а Акафист ему был составлен архиепископом Серафимом (Соболевым), строгим подвижником и любвеобильным пастырем XX столетия.
Происходил из колена Рувимова. Предсказал запустения Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертвоприношений. Он же пророчествовал, что придет время, когда на всякую плоть будет изливаться Святой Дух по вере в Иисуса Христа, Спасителя мира. Написал книгу пророчеств.
Святой мученик Уар жил в Александрии в IV веке и служил в римском войске. Он был тайным христианином. Не имея мужества открыто исповедать свою веру во время гонений, Уар по ночам обходил тюрьмы, ухаживал за мучениками и просил их молитв.
Однажды он узнал, что среди заключенных находятся семь хрис-тианских учителей. Их пытали, а потом связанных бросили в тюремную камеру, где несколько дней морили голодом. Подкупив сторожей, Уар вошел в тюрьму, освободил мучеников от оков, напоил и накормил.
“Помолитесь обо мне, угодники Божии, — просил он, — и я бы хотел пострадать за Христа, но боюсь пыток”. “Вспомни, что сказано в Евангелии, — отвечали мученики. — “Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным”. Пойдем, брат, с нами ко Христу мученическим путем — потерпим вместе”.
Наутро один из мучеников скончался от ран и святой Уар, вместо него представ перед наместником, сказал, что хочет пострадать с христианами. Его начали пытать: истязали, строгали железными ножами, затем, прибив к дереву вниз головой, сдирали со спины кожу, а по животу били суковатыми палками до тех пор, пока внутренности не выпали на землю. Когда святой Уар скончался, его тело выволокли из города и бросили на съедение псам.
Одна благочестивая вдова, по имени Клеопатра, тайно взяла тело мученика и погребла в своем доме.
Когда гонение прекратилось, Клеопатра уехала в Палестину, в селение Эдра. Она перенесла сюда мощи святого и положила их в семейной усыпальнице. Каждый день она молилась у гробницы мученика Уара. По ее примеру и другие христиане стали прибегать к его помощи и получали исцеления от мощей святого.
Блаженная Клеопатра, видя, что множество людей собирается ко гробу Уара, решила построить в его честь храм. Ее семнадцатилетний сын Иоанн готовился вступить в римское войско, и мать усердно молилась святому Уару, чтобы он был помощником юноше и испросил бы для него у Господа то, что будет Ему угодно, а Иоанну — полезно. Она надеялась, что, когда храм будет построен, сын получит в войске почетную должность.
В новой церкви мощи святого Уара положили под престолом. После совершения первой Божественной литургии блаженная Клеопатра устроила угощение и вместе с сыном прислуживала гостям. Внезапно у него начался сильный жар, и в полночь юноша скончался. Клеопатра побежала в церковь и стала укорять святого мученика: “Угодник Божий, вот как ты заплатил за мои труды! Лучше бы мне умереть самой, чем увидеть смерть сына”.
От крайней усталости и скорби блаженная Клеопатра заснула прямо в храме. Во сне ей явились мученик Уар и Иоанн в сверкающих одеждах и венцах.
Святой сказал: “Неужели ты думаешь, что я забыл твои благодеяния? Я умолил Бога, чтобы Он отпустил грехи твоим сродникам, с которыми ты положила меня в гробнице. Я взял твоего сына — он предстоит престолу Божию и служит Царю Небесному; если хочешь, чтобы он служил царю земному и временному, возьми его обратно”. Но юноша обнял его со словами: “ Нет, но лишай меня общения со святыми!” А матери сказал: “Что ты плачешь? Я причислен к воинству небесному и предстою Христу вместе с ангелами”.
Придя в себя, блаженная Клеопатра рассказала священникам о видении; вместе с ними она с честью погребла своего сына при гробе святого Уара, уже не плача, а веселясь о Господе. После этого, раздав свое имение и отрекшись от мира, Клеопатра стала жить при церкви святого Уара, угождая Богу.
Тропарь мученику Уару и с ним семи учителям христианским
Тропарь, глас 4
Воинством святых страстотерпец страждущих законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.
Святая Клеопа была современницей св. мученика Уара (U ок. 307 г.; память 19 октября/1 ноября). Она с почестями похоронила тело мученика на своей родине. Св. Клеопатра и ее сын Иоанн много потрудились при строительстве храма в честь св. мученика Уара.
В день освящения храма Иоанн внезапно умер, и скорбящая мать обратилась с мольбами к мощам св. Уара о воскрешении сына. Она была утешена видением, по которому поняла, что Господь принял ее сына в небесное воинство: ей явился св. мученик Уар вместе с Иоанном, украшенным венцом вечного блаженства. После этого блаженная Клеопатра раздала свое имение нищим и стала жить при храме, проводя время в молитве и посте.
Блаженная мирно преставилась около 327 года.
Родом из Египта, где при императоре Констанции был военачальником. Пострадал за Христа при нечестивом им-ператоре Юлиане Отступнике в г. Антиохии. За смелое обличение импера-тора в жестоком истязании христиан и за отказ принести жертву языческим богам св. мученик Артемий был подвергнут истяза-ниям и заключен в темницу.
Там ему было явление Господа, Который укрепил св. мученика на дальнейший подвиг и исцелил от ран. После этого св. мученик Артемий был придавлен огромным камнем, под которым пролежал целые сутки. Будучи сплющен между камнями, он чудесным образом остался жив и мог двигаться, ходить и говорить. После этих мучений св. Артемий был усечен мечом. Кончина его последовала в 362 г. Мощи святого, источающие чудеса и исцеления, были перенесены в Константинополь и там с почестями преданы погребению.
Родился в 1532 г. в селе Верколе Двинского края, в благочестивой крестьянской семье. Воспитанный в страхе Божием и христианском благо-честии, св. Артемий еще и в детстве отличался кротостью, послушанием и трудолюбием. В возрасте 12 лет, работая в поле, он был убит молнией. Суеверные односельчане оставили тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, неотпетым и положили его лесу, поверх земли, прикрыв хво-ростом и берестой.
Так пролежало оно, всеми забытое, 32 года. Но в 1577 г. мощи св. Артемия были чудесно обретены нетленными и прославились многими чудесами и исцелениями болезней. Так, во время распространившейся в Двинском краю злокачественной лихорадки веркольский селянин Калинник, взяв с гроба св. Артемия бересту, привесил ее к кресту на груди умиравшего сына, и тот получил исцеление.
Впоследствии были написаны иконы праведного Артемия. От досок, на которых их писали, оставались стружки. От них больные также получали исцеления от своих недугов. На месте обретения мощей св. отрока был основан монастырь, где и положили его святые мощи.
3 ноября
Основатель монашества в Палестине. Сначала был язычником. Получил образование в Александрии, где, познакомившись с христианами, принял святое крещение. В пятнадцать лет, узнав об ангельском житии преподобного Антония Великого (U 356 г.; память 17/30 января) пришел к нему и стал его учеником.
Возвратившись на родину, Иларион поселился в пустыне и вел отшельническую жизнь. Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами, смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и прилежной молитвой. Диавол устрашал святого призраками и привидениями. Во время молитвы св. Иларион слышал плач детей, рыдание женщин, рев львов и других зверей. Преподобный понимал, что эти ужасы наводят бесы, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердной молитвы. Однажды на подвижника напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь.
Скоро о св. Иларионе узнала вся Палестина. Господь даровал преподобному власть изгонять нечистых духов. Больные приходили к нему для исцеления, и он врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. Приходили и желающие спасать свою душу под его руководством. С его благословения устраивались обители в Палестине и Египте.
Прославился преподобный и даром чудотворений: своей молитвой извел на землю дождь после трехлетней засухи в Египте, избавил жителей одного селения от огромного змея, пожиравшего скот и людей.
Под конец жизни переходил из одной обители в другую, утверждая в них строгий подвижнический образ жизни. Скончался 80-летним старцем на острове Кипр в 371 (372) г., предузнав о своей кончине.
Происходил от благочестивых родителей. На восемнадцатом году жизни Иларион оставил мир и удалился в монастырь, где вскоре за свою богоугодную жизнь был поставлен настоятелем. Заботясь о спасении вверенных ему душ, он неустанно призывал иноков не терять дорогого времени, предназначенного для спасения. Особенно настойчиво он искоренял пьянство.
В 1134 г. был рукоположен во епископа Меглинского. Святитель Иларион с апостольской ревностью и усердной молитвой встал на борьбу со лжеучением. Он неутомимо обличал ересь богомилов, снимая с них лицемерную личину благочестия. Опровергая учение еретиков, святитель говорил: «Вы вовсе не христиане, ибо враждуете против креста Христа Спасителя, не признаете Бога Единого, поносите древнее откровение (Ветхий Завет), чтимое христианами. Простых людей вы обманываете лицемерной кротостью, а сами исполнены гордости. Не может быть истинного благочестия в тех, кто не признает в себе сердечной порчи и не испрашивает благодати Божией молитвой и смирением. Злые мысли, зависть, тщеславие, суетность, коварство, ложь — не дело злого вещества в человеке и не побеждаются только постом. Они — плод самолюбия и потому требуют для искоренения духовных подвигов».
Многие еретики после святительского назидания оставили лжеучение и вернулись в лоно Святой Церкви. Так же неутомимо и успешно боролся святитель Иларион с проникновением в Болгарию ереси армян-монофизитов, признававших во Христе только одну Божественную природу. Святитель мирно скончался в 1164 г.
Жил в одной келлии с преподобным Феодосием Печерским (U 1074 г.; память 3/16 мая) и прилежно занимался перепиской книг. Отличался особенно строгим воздержанием. Мирно почил в 1066 г. и был погребен в Дальних пещерах.
Ученик преподобного Евфросина Псковского (U 1481 г.; память 15/28 мая). Около 1460 г. основал на берегу реки Желчи, впадающей в Чудское озеро, монастырь в честь Покрова Богородицы, где подвизался в трудах и молитвах. Скончался 28 марта 1476 г.
Икона Божией Матери “Казанская” явилась в 1579 году в Казани, вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Эта чудотворная икона явилась во сне одной благочестивой девушке, по имени Матрона. В видении Богородица повелела ей сообщить архиепископу и градоначаль-нику, чтобы они взяли икону из земли. При этом было указано и само место. Сон повторялся еще трижды. После того Матрона слышала голос: “Если ты не исполнишь Моего повеления, то я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь”. Начальство не поверило матери и дочери и тогда они сами начали копать в указанном месте. Икона была обнаружена завернутою в кусок сукна. Полагают, что она была зарыта еще до покорения Казани. Слух о чудотворной иконе разнесся по всему городу, и тогда архиепископ в присутствии градоначальника, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Список с иконы был отправлен в Москву. Многие списки с этой иконы прославились в свое время чудесами. Таковы: “Тобольская”, “Каплуновская”, “Вознесенская” и другие.
Жил в городе Иераполе, населенном язычниками, где силой многих чудес обратил ко Христу весь город.
Святой Аверкий сокрушил идолов, находившихся в храме Аполлона, исцелил бесноватого отрока. Своими чудесами он привел ко Христу не только Иераполь, но и другие окрестные города и деревни. По его молитвам забил источник теплых вод, где всякий погружавшийся в него получал исцеления. Даже диавол молитвами святого, как раб и пленник, перенес огромный камень из Рима в Иераполь. Святой Аверкий проповедовал Евангелие еще и в Сирии. В 161 г. святитель мирно отошел ко Господу.
Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначаль-ника, остальные шесть юношей — сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251 гг.) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия — военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них — святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся, и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудесный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450 гг.) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: “Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?” Другие утверждали: “Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха”. Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свои город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Eфecский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена святых отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения.
Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В XII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.
Страдающие бессонницей обращаются ко святым семи отрокам с молитвой о ниспослании крепкого здорового сна.
Своей проповедью многих обратил ко Христу. За это был взят игемоном и предан жестоким мучениям. Видя его терпение, воин св. мученик Ираклий уверовал во Христа и после жестоких мучений был усечен мечом.
Святой Александр благодатью Божиею был внезапно исцелен от ран. После этого он обратил ко Христу четырех женщин Анну, Елисавету, Феодотию и Гликерию, которые также предстали перед игемоном и за обличение суетности идолов были усечены мечом. После всех усекли мечом святителя Александра. Святые мученики пострадали в Адрианополе в III веке.
Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почи-тались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Сог-ласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.
Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.
Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.
Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: “Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона” (Деян. 21, 20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.
Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X. ) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.
Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: “Скажи нам о распятом?” — “Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных”. В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: “Осанна Сыну Давидову!” Первосвященники же и книжники закричали: “О, и сам праведник в заблуждении!” и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: “Господи, прости их! Они не ведают, что творят”. “Побьем его камнями”, — закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: “Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится”. Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.
Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь, наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания — утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, — мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.
Тропарь апостолу Иакову, брату Господню по плоти
Тропарь, глас 2
Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие, яко мученик имаши еже неописанное, дерзновение яко брат Божий, еже молитися яко иерарх: моли Христа Бога спастися душам нашим.
О происхождении, жизни и кончине св. Иакова достоверных сведений нет. По местному преданию, он был простым благочестивым судовщиком, юродствовал Христа ради и был убит громом около 1540 г. Честные мощи св. Иакова были чудесно принесены на льдине по реке Мете против течения к Боровицкому порогу и просла-вились чудотворениями.
Когда его отец, греческий император Михаил I Рангав (811-813 гг.), был свергнут с императорского престола Львом Армянином (813-820 гг.), пятнадцатилетнего отрока Игнатия заключили в монастырь. Жизнь в монастыре укрепила святого Игнатия в вере и благочестии. Скоро он был поставлен игуменом обители, а позже, в 846 г., возведен в сан патриарха.
Император Михаил III (855-867 гг.) был еще малолетним, и страной управлял его дядя — Варда, человек неблагочестивый и порочный. Святой патриарх увещал Варду оставить греховную жизнь и смело обличал его беззакония. Пятнадцать дней мучили святителя, заставляя отречься от сана, затем отправили в ссылку в заточение на остров Теревинф. Вторично был на кафедре при императоре Василии Македонянине и управлял Церковью еще десять лет. В 877 г. он мирно скончался 89-летним старцем в монастыре.
Архимандрит Николай в «Историко-статистическом описании Минской епархии сообщает, что под Новогрудком «в том месте, где ныне Лавришевская приходская Успенская церковь», был мужской монастырь, основанный около 1225 года Елисеем. Он говорит также о том, что согласно существовавшему жизнеописанию святого на славянском языке, Елисей был сыном князя Тройната, занимал высокую должность при дворе князя Миндовга. Став христианином, он оставил двор и удалился в пустынь, где его нашел некий православный монах, вкупе с которым Елисей основал лавру. В числе ее братии был и князь Войшелк, живший, впрочем, в особом месте. Елисей был убит своим питомцем, юношей-слугой в ночь на 23 октября около 1250 года.
После кончины мощи преподобного были прославлены чудотворениями. Еще в древнем сказании говорилось о некоем бесноватом, исцеленном после того, как он случайно коснулся мощей святого Елисея.
Около 1505 года, когда татары, опустошившие околицы Новогрудка, приблизились к Лавришевскому монастырю, Господь вновь явил чудо через своего угодника: татарам показалось, что монастырский двор заполнен отборной конницей, и они в страхе бежали.
Это чудо, вероятно, послужило поводом для канонизации преподобного Елисея митрополитом Иосифом Солтаном на соборе, состоявшемся в Вильно(?) в 1514 году. Мощи святого, прежде почивавшие открыто, во время какой-то из войн были сокрыты в землю и после того, как монастырь был сожжен, уже не найдены. Чтилась ли память святого преподобного Елисея лишь местно или было установлено общее празднование — неизвестно.
Впервые прославилась в 1688 г. в Москве, в Преображенской-Скорбященс-кой церкви на Ордынке, исцелением Евфимии, родной сестры патриарха Иоакима (1674-1690 гг.). На иконе Богоматерь изображается во весь рост, иногда с Младенцем на руках, иногда без Него, или в царском одеянии, или в обычном одеянии земных ее дней и в белом плате на главе, окруженная разного рода бедствующими людьми: наги-ми, обидимыми, алчущими, больными, около которых находятся Ангелы, посланные Владычицей для утоления страдания людского.
95-летний старец, князь и воевода г. Неграна, пострадал за Христа вместе со св. мученицей Синклитикией и двумя ее дочерьми и другими 4299 мучениками от нечестивого Дунаана, царя омирийского, в 523 г. За твердое исповедование веры Христовой св. мученик Арефа был усечен мечом.
Пламенея ревностью по Богу и желая отомстить за кровь христианскую, благочестивый царь Елезвой выступил против богоненавистного омиритского царя Дунаана. Перед походом, сняв с себя все знаки царского достоинства, он вошел в храм в одежде нищего и долго молился о даровании ему победы над нечестивыми, обещая стать иноком. Много трудностей пришлось испытать царю Елезвою и его войску, но Господь чудесно помогал ему, послав Ангела в виде воина для укрепления воинского духа.
Очистив Омиритскую землю от безбожного нечестия, св. Елезвой воздал благодарение Богу и послал свой царский венец в Иерусалим, а сам тайно ушел в монастырь. Прожив в затворе 15 лет в великом воздержании, посте и молитве, св. царь Елезвой удостоился от Бога праведной кончины (U ок. 553-555 гг.).
Пострадала за Христа в 523-524 гг. от царя Дунаана в Негране.
Святая Синклитикия – благородная вдова из аравийского города Неграна. Представленная Дунаану, она, исповедав себя христианкой, была свидетельницей усечения за веру двух дочерей своих (старшей из них было 12 лет), после которых и сама была усечена мечом.
Пострадал за Христа вместе со св. мучеником Мартирием в Царьграде около 355 г. Св. Маркиан был чтецом, а св. Мартирий иподиаконом при Цареградском патриархе Павле (U 350 г.). Состоя при патриархе в должности нотариев (скорописцев), они писали его увещевания к народу, совращаемому тогда арианами, и сами ревностно учили христиан твердо держаться Православия. Оба они скончались, будучи усечены мечом.
Был валяльщиком сукон. Явившись из Аквелеи в Салону, исповедовал Христа, за что и претерпел мученическую кончину в царствование императора Диоклетиана (284-305 гг.).
После смерти тело св. мученика было положено в домашней церкви одной благочестивой христианки; от мощей его происходили многочисленные исцеления.
Одна из учениц Христовых, жившая в Иоппии (ныне г. Яффа в Израиле), которая была исполнена добрых дел и творила много милостыни. О ней повествуется в книге Деяний апостольских, где рассказывается о чуде воскресения ее из мертвых, совершенном св. апостолом Петром (Деян. 9, 37-40).
Чудо воскресения имело большое влияние на жителей Иоппии, и многие уверовали в Иисуса Христа.
Великомученик Димит-рий родился в городе Солуни в Греции. Роди-тели, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но всесто этого его казнили, как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом”. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
Последний Новгородский святитель, избранный на народном вече. Время его пастырства было очень трудным. Посадница Марфа Борецкая и ее приверженцы возмущали народ против великого князя Московского Иоанна III и разжигали в пастве ненависть к святителю Феофилу. Некоторые из новгородцев склонились перейти на сторону Литвы, изменив Московскому князю, и готовы были пойти на вероотступничество. Святитель Феофил останавливал мятежных новгородцев и призывал не изменять Православию. Своим заступничество он многих бояр освободил из темниц литовских.
В 1480 г. святитель Феофил был отправлен на заточение в Московский Чудов монастырь, где тяжело заболел. В сонном видении к нему явился святитель Нифонт (U 1156 г.), похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил об обещании поклониться Печерским чудотворцам. Святой архиепископ отправился в Киев и уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась, и он получил откровение, что хотя не дойдет живым до пещер, но тело его упокоится в них, что и исполнилось. Честные мощи его ныне покоятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Слуга великомученика Димитрия Солунского. Находясь при своем господине и во время его мученической кончины, он благоговейно взял одежду св. Димитрия, орошенную его честной кровью, в которой омочил и его перстень.
Этой одеждой и перстнем св. Лупп сотворил много чудес, исцеляя всякие болезни и изгоняя бесов, за что был схвачен и усечен мечом. Пострадал за Христа при императоре Максимиане в Солуни около 306 г.
Подвизался в Вифинии, в Мидикийском монастыре. По любви к иночеству он, тайно оставив родительский дом, ушел в монастырь и за это претерпел от своего отца жестокое наказание, но потом, с его изволения, снова вернулся в обитель.
Преподобный Афанасий был сподвижником и собеседником преподобного Никиты и скончался около 814 г. На его могиле выросло кипарисовое дерево, от которого по благодати Божией приходящие получали исцеления.
Пострадал за Христа в г. Солуни около 306 г. Во время устроенного императором Максимианом кровавого зрелища некто Лий был вторым Голиафом для потехи нечестивого царя. Он сбрасывал с высокого помоста христиан на множество копий и других орудий, острием вверх натыканных под помостом.
Юный Нестор добровольно вступил в борьбу с огромным и свирепым Лием и, имея непобедимое оружие — Божественный Крест, победил его. После этого св. мученик Нестор был схвачен и усечен мечом.
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве, 17-ти лет поступил в Киево-Печерскую обитель. Был послушником преподобного Феодосия. Постриг принял от игумена Стефана, преемника Феодосия. Чистотою жизни, молитвою и послушанием юный подвижник скоро превзошел даже известных печерских старцев. Был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты Затворника, впоследствии Новгородского святителя (память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование.
Преподобный Нестор является составителем первоначальной истории нашего Отечества, или летописи, где он излагает по годам сказание о начале Русской земли и последующих событиях ее истории до 1100 года. Кроме того, им написано житие святых князей Бориса и Глеба, «Сказание о первых печерских подвижниках» и проч.
Нестор достиг глубокой старости и мирно скончался около 1114 года.
Происходил из рода смоленских князей. Зависть и крамолы против князя Андрея его родичей побудили его оставить свой удел. Бедным странником пришел он в г. Переяславль-Залесский и поселился у церкви Николая Чудотворца, у городских ворот.
Через некоторое время князь был принят пономарем и в такой должности подвизался 30 лет, скрывая свое знатное происхождение. После многих трудов и подвигов св. князь Андрей мирно скончался около 1390 г. На теле его нашли золотую цепь и перстень — знаки княжеского достоинства и тяжелые железные вериги — знак его подвижничества, а также малую хартию, которая была написана рукою почившего. Похоронили святого у той же церкви.
Через много лет, в 1539 г., мощи святого благоверного князя Андрея были обретены нетленными, и при обретении мощей произошло множество чудесных исцелений больных.
Св. Капитолина, происходившая из богатого и знатного рода, все свое имущество раздала нищим, а рабов отпустила на свободу. Как христианка, она была схвачена и заключена в темницу. За отказ принести жертву идолам святая была усечена мечом.
Ее служанка Еротиида была избита палками за то, что бросила, заступаясь за госпожу, в правителя камнем. Оставшись после истязания невредимой, она также была усечена мечом. Святые мученицы пострадали в 304 г.
Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева).
Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников.
В 300 году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.
У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения.
Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой, с лучезарным венцом на голове.
Пострадал за Христа вместе со своей супругой св. мученицей Неониллой и чадами Сарвилом, Фотом, Феодулом, Иераксом, Нитом, Вилом и Евникией в царствование императора Декия (249-251 гг.).
Во время их мучений Господь послал святых Своих Ангелов, которые освободили их от оков и исцелили их раны. После этого святые были брошены на съедение зверям, но не испытали никакого зла, так как звери по Божиему повелению были кротки, как овцы. Тогда святых бросили в котел с кипящей смолой, но тотчас огонь угас, а котел охладился. Видя, что муки не приносят им вреда, святых усекли мечом.
Подвизался в лавре преподобного Саввы Освященного в Палестине и известен как церковный песнописец. Из его творений известны: канон Обрезанию Господню, преподобному Кириаку отшельнику и другим. Им было описано нападение на лавру сарацин в 796 г. Кончину его полагают после 807 г., по другим источникам — около 840 г.
Большую часть жизни провел иноком в Жигском монастыре. В 1233 г. за строгую подвижническую жизнь святой был посвящен во архиепископа Сербии. После 30-летнего мудрого управления паствой святитель мирно скончался в 1266 г. Мощи его почивают в основанной им Печерской обители.
После татарского нашествия вся юго-западная Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце 15-го века была провозглашена Люблинская уния и Польша с Литвой были соединены, то для коренного русского православного населения наступили тяжкие времена угнетения православной веры.
В 1559 г. приехал на Волынь греческий митрополит Неофит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По внушению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской.
В 1596 г. над православной верой, по попущению Божьему, разразилось страшное несчастие: дело было в том, что, преследуя православных, польское правительство старалось сделать так, чтобы епископские кафедры замещались лицами не стойкими в православии, и эти епископы согласились признать власть папы на соборе, созванном в Брест-Литовске.
Православный обряд сохранялся, но лица, согласившиеся на это соединение, или унию, стали католиками. А народ, оставшийся верным православию и не признававший Брестскую унию, католики стали еще больше теснить и угнетать.
Тогда многие стали уходить в степи и заднепровские пороги и там образовали вольное казацкое войско, которое много раз поднимало восстание для защиты православной веры.
Другие стали объединяться в церковные братства или же становиться под защиту вельмож, оставшихся верными православию. Самым видным из них был князь Константин Острожский, вокруг которого образовался круг ученых. Он основал в своем городе Остроге духовную академию и типографию, и они много писали в защиту православия.
На следующий же год после объявления унии, Анна Гойская, ради укрепления православия, передала хранившуюся у нее чудотворную икону монахам-отшельникам, подвизавшимся на горе, называвшейся Почаевской, и с тех пор святая эта икона стала именоваться Почаевской иконой Божией Матери.
Почаевская гора находилась недалеко от имения Анны Гойской и стала известной давно, еще во времена татарского нашествия в 1240 году. Сама Пресвятая Богородица явилась на ней пастухам, причем в память этого соблаговолила оставить след Своей стопы, так и называющийся “Стопа Пресвятой Богородицы”. С тех пор на этой горе стали подвизаться отшельники, на ней нашли убежище и монахи разрушенного Киево-Печерского монастыря. Со времени перенесения на Почаевскую гору чудотворной иконы Божией Матери там основался монастырь.
Преп. Иов жил в эти тяжелые времена. Он родился в 1550 г. в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. Десятилетним отроком он поступил в Угорницкий монастырь. В этом раннем возрасте он так преуспел в иноческих подвигах, что 12-ти лет был уже пострижен в мантию с именем Иова, по достижении совершенного возраста возведен в священнический сан, а тридцати лет удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых он был причислен с именем Иова.
По просьбе князя Острожского, преп. Иов был переведен в находившийся в его владениях Дубенский монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту православия. Однако же, жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на св. гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов он удалился в каменную пещеру: ноги его покрылись ранами так, что обнажились кости.
Он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой — “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго”, доводящей подвижника до высоких духовных степеней. Вот, то о нем повествует его ученик и сподвижник Досифей, ставший по его кончине его преемником по игуменству. “Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по сей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев его, в великом ужасе пал на землю, побежденный таим чудным видением”.
Какой силы достиг святой старец над грешной душой человеческой, показывает следующий случай: однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.
В обители преп. Иов ввел общежительный устав. Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием “Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная”. В 1889 году она была издана под заглавием “Почаевская Пчела”.
Типография преп. Иова, возобновленная в начале этого века архимандритом Виталием (Максименко), была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Свято-Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.
Много скорбей принес преп. Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. Оп завладел монастырскими землями и даже чудотворной иконой. Но св. икона была возвращена монастырю, после того как жену Фирлея постигло за кощунство над ней Божие наказание, а земли были возвращены судом незадолго до кончины преподобного.
В свободное время преп. Иов любил заниматься садоводством и развел в Почаеве прекрасный сад.
В 1620 г. он принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твердо стоять за православие. Под постановлением этим есть подпись: “Иоанн Железо, игумен Почаевский”.
Скончался преподобный Иов 28-го октября 1651 года. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преп. Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.
В 1675 г. татары осадили Почаевский монастырь. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.
В 1721 г. Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.
В 1831 г. униаты были воссоединены с Православной Церковью. Мощи преподобного были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь объявлен Лаврой.
Святитель Димитрий Рос-товский (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в декабре 1651 г., в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой христианской семье. В 11 лет родители отправили его в Киево-Братское училище, где, благодаря отличным способ-ностям и усердию, Даниил скоро превзошел всех своих сверстников. Но, успевая в науках, отличался замеча-тельным благонравием, рано обнаружив склонность к жизни созерцательной и подвижнической. 9 июля 1668 г. он принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 г. Димитрий проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловском монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. 23 мая 1675 г. св. Димитрий был рукоположен во иеромонаха и в течении нескольких лет проповедовал слово Божие в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Слава о нем, как о великом проповеднике, быстро разнеслась повсюду.
В 1684 году настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Варлаам, зная духовную настроенность, склонность к научному труду, а также большие литературные дарования иеромонаха Димитрия, поручил ему составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. Работа над этим монументальным трудом стала для св. Димитрия делом всей его жизни (с 1684 по 1705 г.), которым он принес величайшую пользу всему русскому народу. Он обратился к широкому кругу источников, занимаясь их исследованием и анализом, закладывая тем самым фундамент отечественной научной агиографии. Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана, и в 1701 г. св. Димитрий был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в г. Тобольск, но, учитывая слабость здоровья святителя, его вскоре перевели в Ростов Ярославский.
Вступив в управление епархией, святитель с пламенной ревностью заботился о благоустроении церковном и о спасении вверенной ему паствы. Сознавая необходимость образования для духовенства, св. Димитрий устроил при своем архиерейском доме училище, собрав в нем более 200 детей священнослужителей. Это училище было предметом особенного попечения святого, и он сам принимал непосредственное участие в обучении и нравственном воспитании учащихся.
Особое внимание святитель обратил и на старообрядческий раскол, заботясь об его искоренении. Св. Димитрий написал обширное сочинение “Розыск о Брынской вере”, раскрывшее самый дух раскола. В этом сочинении он убедительно доказал, что вера раскольников неправая, учение их душевредное, дела их не богоугодные.
Святитель Димитрий был знаменитым проповедником и часто обращался к своей пастве с красноречивым словом назидания. Никакие труды и обязанности никогда не отвлекали его от проповедания слова Божия.
Жизнь св. Димитрия исполнена подвигов поста, молитвы и милосердия. Все доходы он во всю свою жизнь употреблял или на церковные нужды или на благотворения неимущих. Его милосердие к нищим, вдовам и сиротам было бесконечно, он не умел отказывать просящему, сам довольствуясь лишь необходимым. В своем завещании он писал: “Никто же бо да трудится по смерти моей, испытуя или взыскуя каковаго-либо келейного моего собрания: ибо ниже на погребение что оставлю, ни на поминовение, да нищета иноческая наипаче на кончине явится Богу... ”
Св. Димитрий скончался 28 октября 1709 года. Через 43 года были обретены его нетленные мощи.
Подвизался в ХIII веке в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря. Не зная грамоты, он так усердно служил Господу, что слушая богослужения, никогда не воздремал, а молясь, всегда старался мыслить только о Боге. За свою святую жизнь преподобный Нестор сподобился видения Ангелов и заранее предузнал свою кончину.
Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Помпием, Африканом, Максимом, Зиноном, Александром, Феодором и иными 33 мучениками при императоре Декии (249-251 гг.) в Африке.
Во время гонения на христиан, сорок последователей Христа во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Правитель Африки, видя, что Терентий своим примером воодушевляет других, велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями — Африканом, Максимом и Помпием. А остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора предал жестоким мучениям. Несмотря на страдания, они мужественно исповедовали Христа, и Господь укреплял их. Святых мучеников привели в храм для принесения жертвы идолам, но Господь по их молитве разрушил и идолов и храм. Разъяренный правитель приказал обезглавить этих 36 святых мучеников.
На св. мучеников Терентия, Максима, Африкана и Помпия, которые также отказались принести жертву идолу, наложили тяжелые оковы и морили в темнице голодом. Ночью Ангел Господень освободил от оков и напитал их. Тогда правитель приказал волхвам навести в темницу змей и всяких гадов, но они ползали у ног мучеников, не причиняя им вреда. После этого они были усечены мечом.
Был тем иудеем, который показал святой царице Елене († 327 г.; память 21 мая/ 3 июня) место захоронения Животворящего Креста Господня. Присутствуя при обретении Креста, Кириак (до крещения он носил имя Иуда) искренне уверовал во Христа — истинного Бога и стал христианином.
За чистую и добродетельную жизнь Кириак был удостоен избрания и возведения на Иерусалимский патриарший престол.
В 363 г., во времена яростного гонения христиан Юлианом Отступником, Кириак принял страдания за веру. После долгих пыток мучители умертвили святого.
Епископ Кесарии Палестинской. Родом из города Фив (Египет). Был сначала иноком Хузивской лавры, от которой и получил свое наименование. Был поставлен во епископа Кесарийского, но, тяготясь почестями, оставил Кесарию и возвратился в пустыню. Скончался в глубокой старости в VI веке, будучи еще при жизни прославлен многими чудесами. Святой исцелял различные недуги, изгонял бесов, разводил молитвой водные источники, сводил с неба дождь.
До обращения в христианство был персидским военачальником. Во время похода на Грузию он был послан своим султаном Ахметом в обитель св. Шио с дарами для иноков и с просьбой помолиться о нем Богу. Приближаясь к обители, св. Неофит увидел множество небесных сил, парящих в воздухе. Как видение, так и ознакомление с жизнью иноков расположило его принять святое крещение.
Вскоре святой был пострижен в монашество. Проводя девственную жизнь, постом и молитвой он так прославился, что был поставлен настоятелем обители. Впоследствии за свою святую жизнь он был поставлен епископом на Урбнисскую кафедру, обуреваемую идолопоклонниками. Достигнув ревностной проповедью быстрого уничтожения огнепоклонства, св. Неофит этим возбудил против себя языческих магов, и они побили св. епископа камнями. Мученическая кончина св. Неофита последовала в 642 г.
Мощи его (часть их) были перенесены в обитель св. Шио и положены под престолом главного храма.