Жития святых на октябрь
1 октября
Жил и подвизался в VII веке. Стремясь служить Единому Богу, он раздал свое имущество нищим, не связывая себя никакими житейскими заботами. За строгую и добродетельную жизнь святой был избран и возведен в сан епископа Гортинской Церкви на острове Крит.
Преподобный Емений стал милостивым отцом для своей паствы, утешая скорбящих, поддерживая сирот и неимущих. За что сподобился от Бога дара чудотворений. За противоборство монофелитской ереси, святитель Евмений был сослан в заточение в Фиваиду, где и скончался. Тело его было перенесено и погребено в Гортине.
Пострадала за Христа во II в., в царствование нечестивого императора Адриана. За отказ войти в языческое капище она была мучима, а затем брошена в темницу, где ее долго морили голодом, принуждая поклонить-ся идолам. Но после этого, по неисповедимым путям Божиим, св. мученица Ариадна была выпущена из темницы своим мучителем.
Когда же он раскаялся, что отпустил ее и погнался за ней, св. Ариадна, увидев погоню, побежала и, подойдя к одной скале, стала молить Бога, чтобы Он избавил ее от врагов. Тотчас Ангел Господень рассек скалу, мученица вошла внутрь камня, и половина рассевшейся скалы снова соединились. Гнавшиеся за ней смутились от страха, стали сражаться между собою и погибли.
За веру во Христа была усечена мечом при императоре Адриане вместе со святой мученицей Ириной. Пострадала в III веке.
Скончался томимый голодом идолопоклонниками.
Мученики Бедзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские — Грузинские князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II все трое была выданы ему, с согласия грузинского царя Вахтанга V (1658-1675 гг.), принявшего ислам и известного под именем Шах-Наваза.
Когда святых связанными представили шаху, то на обычный вопрос отвечали, что они христиане. Никто не мог заставить переменить убеждение исповедников, стоящих на твердом исповедании веры Христовой. Шах Аббас, испробовав все возможные средства, включая посулы, угрозы и пытки, отослал Бидзина, Элизбара и Шалву к бывшему правителю Кахетии султану Алдаравскому, жившему тогда в Испагани.
Султан, видя непоколебимость их, приказал отрубить после жестоких мучений главы Элизбару и Шалве, что и исполнено было на глазах Бидзина. Бидзина же он велел одеть в знак позора в женское платье и возить по городу на осле. Когда же и после этого Бидзин не поколебался в вере, его предали новым терзаниям и мучениям: тело его было разделено по суставам и, наконец, отсечена честная глава.
Это событие совершилось 18 сентября 1660 года (по другим сведениям, мученики пострадали при шахе Сефи, сыне Аббаса II, в 1664 году). Святые тела мучеников были выброшены в выгребные ямы за городам. Ночью над ними воссиял свет, струившийся с неба. Увидев это, местные армяне унесли и сокрыли святые мощи в своей церкви. Через некоторое время мощи были перенесены в Карталинию и честью погребены в Икортском монастыре близ города Гори.
Внук Владимира Мономаха, родился около 1237-1239 гг. С юных лет отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. При разделе отцовского наследства Феодор получил только маленький городок Можайск. Терпеливо перенося обиду, в короткое время умный и добрый князь сделал свой удел и людным и не бедным, заслужив благоговейную любовь народа.
В 1260 г., женившись на ярославской княжне Марии Васильевне, св. Феодор становится князем Ярославским. От этого брака у него родился сын Михаил. В 1277 г. князь участвовал и отличился ратными подвигами в осетинском походе, чем привлек особое расположение к себе хана Менгу-Тимура. Три года пробыл святой князь в Орде, а когда вернулся на Русь, оказалось, что его супруга умерла, а теща, княгиня Ксения, не впустила его в Ярославль, и св. Феодор должен был опять возвратиться в Орду. Здесь он женился на дочери хана, нареченной в крещении Анной. Такой брак имел для Руси большое значение. Здесь же, в Орде, у св. князя Феодора родились сыновья — Давид и Константин.
Огромное влияние, которое святой приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. В Орде святой построил несколько храмов. В 1290 г., после смерти первого сына — князя Михаила, св. Феодор с семьей возвратился в Ярославль, где стал ревностно заботиться об усилении и благоустройстве города и княжества, о благе своих соотечественников. Он построил много храмов, снабдил их утварью.
18 сентября 1299 г., чувствуя приближение смерти, святой князь принял схиму. Трогательно испросив прощения у множества собравшихся ярославцев, он мирно почил о Господе 19 сентября 1299 г.
5 марта 1463 г. были обретены нетленные мощи святых князей Феодора и чад его Давида и Константина, которые прославились чудесами. Ныне они покоятся в одной раке в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля.
Был сыном св. благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского (U 1299 г.). По кончине отца князь Константин во всем повиновался старшему брату св. благоверному князю Давиду (U 1321 г.) и преуспевал вместе с ним в подвигах поста, молитвы и в делах милосердия.
Пострадал за исповедание веры Христовой вместе со святыми мучениками Трофимом и Доримедонтом в Антиохии Писидийской в 276 г.
Святые Трофим и Савватий были взяты на мучения во время языческого празднества в Антиохии, где св. Савватий, «многие муки претерпев», скончался от мучений. Св. Трофим после мучений был обут в железные сапоги с гвоздями и отослан для новых мучений во фригийский город Синад. Здесь вместе со святым мучеником Доримедонтом-сенатором после жестоких мучений был отдан на растерзание зверям, но звери не коснулись святых. Тогда мученики были усечены мечом.
Был сенатором в г. Синаде и тайным христианином. За отказ принести жертву идолам святой Доримедонт был взят на мучения, которые мужественно переносил. Святого отдали на съедение зверям, но звери не коснулись его. Тогда св. мученика усекли мечом. Мученическая кончина св. Доримедонта последовала в 276 году.
Преподобномученик Зосима Киликийский — святой, пустынник, исповедник. В царствование Диоклетиана (284-305 гг.) претерпел страшные мучения за Христа, но Господь сохранил его невредимым. Во время истязаний Зосимы из пустыни пришел лев и заговорил человеческим голосом. Мучителей объял ужас, и Зосиму отпустили. Он удалился в пустыню, где мирно скончался в начале IV века.
В крещении Георгий, в иночестве Гавриил. Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.
1 августа 1146 г. умер князь Всеволод, горделивое княжение которого не любили киевляне, но оно послужило для возбуждения ненависти к его брату Игорю и всем Ольговичам. Св. Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича, и киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в «поруб». Это случилось 13 августа. Все его княжение продолжалось всего две недели.
В порубе (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве. Но год спустя, в 1147 г., киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей, постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство, правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир старались вразумить и предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика.
Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери св. Игоря и потащили его на расправу. Ожесточение толпы было столь велико, что даже мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию. Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре св. Симеона, на окраине Киева. В 1150 г. князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата в Чернигов и положил в Спасском соборе. Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился мученик перед биением, стала называться Игоревской, празднование ей 5/18 июня.
Около середины XIII века (1237-1240 г.) Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества, потом в южной России были разрушены города Переяславль, Чернигов, Киев и другие. Народонаселение этих княжеств и городов большей частью погибло в кровавых сечах; церкви были ограблены и поруганы, знаменитая Киевская лавра была разрушена, а иноки рассеялись по лесам.
Впрочем, все эти страшные бедствия были как бы неизбежным следствием вторжения диких народов, для которых война была поводом к грабежу. Монголы обычно относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни служила Яса (книга запретов), содержащая в себе законы великого Чингисхана. Один из законов Ясы велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они не были. Поэтому в Золотой орде свободно служились богослужения разных вероисповеданий и сами ханы нередко присутствовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских, и других обрядов.
Но, относясь безразлично и даже с уважением к христианству, ханы требовали и от наших князей исполнения некоторых своих суровых обрядов, например: прохождения через очистительный огонь, прежде чем явиться перед ханом, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. По христианским понятиям это является изменой святой вере и некоторые из наших князей предпочли претерпеть смерть, чем выполнить эти языческие обряды. Среди них следует вспомнить Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора, пострадавшего в Орде в 1246 году.
Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали с князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: «Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари».
Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Внук Михаила, князь Борис, и ростовские бояре умоляли его поберечь свою жизнь и предлагали принять на себя и на свой народ епитимью за его грех. Михаил не хотел слушать никого. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: «Не погублю души моей, прочь слава тленного мира!» Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец отсекли ему голову. Последнее слово его было: «Я христианин!» После него таким же образом был замучен его доблестный боярин. Мощи их сначала были перенесены во Владимир, а затем в Чернигов и 14 февраля 1572 г. в Москву в Архангельский собор.
В начале XIV века (1313 г.) ханы приняли мусульманство, которое всегда отличалось фанатизмом и нетерпимостью. Впрочем, ханы продолжали держаться в отношении к русским древнего закона Чингисхана и обычаев своих предков, — и не только не преследовали христианства в России, но даже покровительствовали Российской Церкви. Этому много способствовали знаменитые князья и архипастыри Русской Церкви, которых Господь воздвигал в это тяжелое для России время.
Пострадал за Христа вместе с супругой своей св. мученицей Феопистией и сыновьями св. мучениками Агапием и Феопистом в Риме в 118 г.
Св. великомученик Евстафий, до принятия христианства носил имя Плакиды, был знаменитым полководцем и при императорах Тите и Траяне одержал много славных побед, за что пользовался всеобщим почетом. Милосердный Господь, всем хотящий спастися и в разум истинный прийти, не попустил Плакиде, который, еще будучи язычником, творил дела любви и милосердия, погибнуть во тьме идольского заблуждения, но призвал его к свету христианской веры.
Господь Сам явился Плакиде во время охоты на оленей. После видения Плакида с женой и сыновьями принял крещение. Господь открыл св. Евстафию, что ему, как Иову, предстоит претерпеть многие скорби, испытать многие бедствия. Вскоре Евстафий впал в крайнюю бедность и решил покинуть Рим. Сев на корабль, Евстафий с супругой Феопистией и детьми Агапием и Феопистом отплыл в Египет. Корабельщик, прельстившись красотой Феопистии, похитил ее, а сыновей во время переправы через реку унесли дикие звери. Укрепляемый десницей Божией, св. Евстафий не изнемог под тяжестью столь великих испытаний и скорбей. Лишившись всего, он не возроптал на свою участь, но, предаваясь воле Божией, дошел до селения Вадисии и прожил в нем пятнадцать лет, сторожа поля жителей.
Между тем Промыслом Божиим жена св. Евстафия сохранилась чистой, так как похититель ее сразу же был наказан болезнью и по возвращении домой умер. Св. Феопистия, получив свободу, жила трудами рук своих. И детей их также сохранил Господь: оба они остались живы, так как пастухи и земледельцы отбили их у диких зверей, но воспитаны они были разными людьми и ничего друг о друге не знали.
В это время в Римской империи началась война с соседними странами, и император Траян очень сокрушался, что у него нет полководца, равного Плакиде. На поиски пропавшего военачальника, по царскому повелению, отправились два воина, жившие раньше при его доме. Объехав много областей, они пришли в селение, где жил их бывший полководец, и узнали его по рубцам от прежних ран. С великим торжеством Плакида был доставлен в Рим, где приняв начальство над войсками, одержал блестящую победу над врагом. Возвращаясь с войны, по милости Божией Евстафий встретился со своей супругой и сыновьями, которые, как оказалось, служили в его войске. Великая радость воцарилась в семье св. Евстафия.
После императора Траяна на престол вступил император Адриан — ревностный язычник. Узнав, что св. Евстафий исповедует Христа, осудил его вместе с семьей на съедение зверям. Но дикие звери не коснулись святых. Тогда мучеников бросили на раскаленного медного быка, где они и предали свои души Господу.
Благоверный Олег Романович, в крещении Леонтий, князь Брянский, был внуком князя Михаила Черниговского, замученного в Орде татарами. Святой Олег был равнодушен к богатству и мирской славе; его больше всего привлекала монашеская жизнь. Поэтому, уступив свой престол брату он постригся в монахи. При постриге его нарекли Василием. Святой Олег стал известен строгостью своей монашеской жизни. Он мирно скончался в своем монастыре около 1289 г. Его мощи почивали в Петропавловском Брянском монастыре, им построенном.
Святитель Димитрий Рос-товский (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в декабре 1651 г., в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой христианской семье. В 11 лет родители отправили его в Киево-Братское училище, где, благодаря отличным способностям и усердию, Даниил скоро превзошел всех своих сверстников. Но, успевая в науках, отличался замеча-тельным благонравием, рано обнаружив склонность к жизни созерцательной и подвижнической. 9 июля 1668 г. он принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 г. Димитрий проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловском монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. 23 мая 1675 г. св. Димитрий был рукоположен во иеромонаха и в течении нескольких лет проповедовал слово Божие в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Слава о нем, как о великом проповеднике, быстро разнеслась повсюду.
В 1684 году настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Варлаам, зная духовную настроенность, склонность к научному труду, а также большие литературные дарования иеромонаха Димитрия, поручил ему составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. Работа над этим монументальным трудом стала для св. Димитрия делом всей его жизни (с 1684 по 1705 г.), которым он принес величайшую пользу всему русскому народу. Он обратился к широкому кругу источников, занимаясь их исследованием и анализом, закладывая тем самым фундамент отечественной научной агиографии. Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана, и в 1701 г. св. Димитрий был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в г. Тобольск, но, учитывая слабость здоровья святителя, его вскоре перевели в Ростов Ярославский.
Вступив в управление епархией, святитель с пламенной ревностью заботился о благоустроении церковном и о спасении вверенной ему паствы. Сознавая необходимость образования для духовенства, св. Димитрий устроил при своем архиерейском доме училище, собрав в нем более 200 детей священнослужителей. Это училище было предметом особенного попечения святого, и он сам принимал непосредственное участие в обучении и нравственном воспитании учащихся.
Особое внимание святитель обратил и на старообрядческий раскол, заботясь об его искоренении. Св. Димитрий написал обширное сочинение “Розыск о Брынской вере”, раскрывшее самый дух раскола. В этом сочинении он убедительно доказал, что вера раскольников неправая, учение их душевредное, дела их не богоугодные.
Святитель Димитрий был знаменитым проповедником и часто обращался к своей пастве с красноречивым словом назидания. Никакие труды и обязанности никогда не отвлекали его от проповедания слова Божия.
Жизнь св. Димитрия исполнена подвигов поста, молитвы и милосердия. Все доходы он во всю свою жизнь употреблял или на церковные нужды или на благотворения неимущих. Его милосердие к нищим, вдовам и сиротам было бесконечно, он не умел отказывать просящему, сам довольствуясь лишь необходимым. В своем завещании он писал: “Никто же бо да трудится по смерти моей, испытуя или взыскуя каковаго-либо келейного моего собрания: ибо ниже на погребение что оставлю, ни на поминовение, да нищета иноческая наипаче на кончине явится Богу... ”
Св. Димитрий скончался 28 октября 1709 года. Через 43 года были обретены его нетленные мощи.
Был епископом Афинским и Мангазейским. Проповедовал слово Божие в Афинах и Магнезии (восточный полуостров Фессалии). Многих язычников обратил к истинной вере во Христа Спасителя. Его проповедь вызвала ненависть закоренелых язычников. Однажды разъяренная толпа напала на апостола, чтобы побить его камнями. Хранимый Богом апостол Кодрат остался жив, тогда его бросили в темницу, где он и скончался от голода. Святое тело его было погребено в Магнезии.
Апостол Кодрат написал в 126 г. апологию в защиту христианства. В настоящее время из апологии известна только часть, процитированная историком Евсевием в IV в.: «Дела Спасителя нашего всегда были очевидны, потому что были истинны. Исцеленные Им и воскрешенные из мертвых были видимы не только, когда исцелились и воскресли, но и всегда. Они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго оставались в живых и по Его отшествии; некоторые же дожили и до нашего времени».
Родом из пределов Московских. Пострижение в иноческий чин святой получил в Комельском монастыре преподобного Корнилия. Отсюда преподобный Даниил ушел в безлюдную лесистую местность, на гору, называемую Шужгорской, и основал здесь свой монастырь. Время жизни подвижника относится к XVI столетию.
В миру Иларион, из крестьян деревни Обухово Кубенской волости Вологодской губернии, родился около 1530 г. Прожив в земледельческих трудах полвека, он ослеп и усердно молился Богу об исцелении. В 1588 г. был чудесно приведен в лес (недалеко от города Вологды), где удостоился явления Владимирской иконы Божией Матери и исцелился от своего недуга. После этого принял монашество с именем Иосиф и на месте явления иконы основал обитель получившую название «Заоникиевской».
Отказавшись от настоятельства, преподобный прожил в монастыре двадцать пять лет, приняв на себя подвиг юродства. Скончался в 1612 г., святые мощи его прославились чудотворениями. Особенно часто исцелялись слепые и расслабленные.
Пророк Иона, преемник пророка Елисея, жил в VIII в. до Р. X. Мать Ионы была той вдовой из Сарепты Сидонской, к которой во время голода по велению Божию пришел пророк Илия, и у нее не истощались мука и масло.
Иона, в то время маленький мальчик, заболел, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала вдова Илии: «Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить мне грехи мои и умертвить сына моего». И воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он ожил.
Однажды Господь повелел Ионе идти проповедовать покаяние нечестивым жителям города Ниневии. Но Иона не захотел исполнить волю Божию. Но от Бога никто не может укрыться, и, когда Иона плыл на корабле по морю, Господь, желая вразумить раба Своего, поднял великую бурю. Ужас объял корабельщиков, и Иона велел выбросить его в море, и, как только так сделали, буря прекратилась. А пророка Иону по велению Божию проглотил кит, и пробыл Иона в животе у кита три дня и три ночи. Там он плакал и каялся, непрестанно молясь Богу, и Господь повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Тогда уже Иона безропотно, благодаря Бога, пошел исполнять волю Его. И грешные жители Ниневии покаялись, и Господь отвратил от них гнев Свой.
Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима. Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12, 40), т. е. тридневной смерти и последующего Воскресения Господа.
Родился в г. Синопе. С юных лет он сподобился такой благодати Святого Духа, что исцелял недуги и изгонял бесов из людей. За свою добродетельную жизнь он был поставлен епископом в родном городе. Являясь для своей паствы примером всех добродетелей, многих приведя ко Христу, св. епископ Фока в 117 г., в царствование императора Траяна, сподобился мученического венца.
Незадолго до этого ему было дивное видение в виде голубя, возложившего ему на голову венец и этим предвозвестившего мученическую кончину святого. За твердое исповедание Христа священномученика Фоку подвергли жестоким мучениям, а затем бросили в разожженную баню, где он и скончался. Его святые мощи впоследствии были перенесены в Константинополь.
Отец святых преподобных Феофана (U ок. 850 г.; память 11/24 октября) и Феодора Начертанных (U ок. 840 г.; память 27 декабря/9 января). Жил в Палестине в конце VIII - начале XI вв., отличался богобоязненностью и страннолюбием. В преклонном возрасте принял иночество в лавре Саввы Освященного, со страхом соделывая свое спасение. За свою богоугодную жизнь получил от Бога дар врачевания. Мирно почил о Господе в первой половине IX века.
Основатель и первый настоятель Яшезерской пустыни Олонецкой губернии. Начало обители положено 80-х гг. XVI в., когда была построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Много трудов положил преподобный на благо своей обители и за святую жизнь почитался русскими государями и соловецкими игуменами.
Жил в г. Синопе и имел небольшой сад, который доставлял ему средства к пропитанию. Святой Фока был милостив к бедным, охотно принимал странников и давал всем плоды своего сада.
Молва о добродетельном садовнике распространилась повсюду, и князь той страны, узнав, что Фока христианин, послал слуг своих с тем, чтобы убить его. Фока радушно принял их и, угостив, представил им отдых, не открыв им о себе. Раздав все свое небольшое имение бедным, и, приготовившись к смерти, он на другой день, объявил посланным о своем имени и упросил их не медлить с исполнением поручения князя. Приняв мученический венец через усечение мечом, св. мученик Фока отошел в небесные обители в 320 г.
Прежде мытарь, был главным сборщиком податей в Африке в царствование императора Юстиниана (527-565 гг.). По жестокосердию не любил подавать милостыню. Как-то раз Петр во гневе, не найдя камня, бросил в лицо докучающего его нищего один из хлебов, которые он нес для княжеского дома. В последовавшем затем видении он видал, как его хлеб, положенный Ангелами на весы, перетянул все злые дела его, и познал, что даже его почти невольное благотворение имеет великую цену пред очами Создателя. Исполняя повеление Ангелов приложить к сему хлебу еще милостыню, чтобы не попасть во власть диавола и не подвергнуться вечному мучению, св. Петр возлюбил милосердие, и стал неоскудно раздавать милостыню нуждающимся.
Однажды св. Петр увидел во сне Иисуса Христа. Господь был облачен в одежду, которую святой некогда подал нищему. Тогда Петр раздал свое имущество бедным и поручил своему рабу продать самого его в рабство, а деньги отдать нищим. Проданный в рабство одному христианину, св. Петр много лет служил у него безропотно и усердно. Но однажды его узнали торговцы, которым он был известен раньше, сказали хозяину, кто его слуга, и святой немедленно удалился из города. Уходя, он сотворил чудо: раб-привратник, глухой и немой, получив от праведного Петра повеление именем Иисуса Христа открыть ворота, исполнил приказание и обрел сразу слух и речь. Св. Петр скрылся и до самой смерти оставался безвестным. Скончался в Константинополе.
Подвизался в начале XVII века, избрав для иноческих подвигов разоренную в то время литовцами Жабынскую пустынь. Проводя дни и ночи в непрестанных трудах и заботах по восстановлению обители, преподобный Макарий собрал в скором времени братию и основал монастырь, где стал игуменом. Подвизаясь в непрерывной борьбе с искушениями от диавола и плоти, преподобный подавал братии пример для подражания. В конце жизни, приняв схиму, старец всецело посвятил себя служению Богу, проводя время в умной молитве и духовных подвигах.
Господь благословил великие труды и подвиги своего угодника, прославив его при жизни и после смерти даром чудотворения. Однажды старец, будучи в лесу, помолившись, ударил посохом по земле, и тот час же на этом месте забил источник воды.
Скончался преподобный Макарий на 84 году жизни в 1623 г. и был погребен вблизи монастырского храма. Много чудес и исцелений совершилось от мощей святого.