Родом из Кесарии Палестинской. За благочестивую жизнь избран святыми апостолами в диакона и трудился вместе со св. архидиаконом Стефаном. Во время воздвигнутого на Иерусалимскую церковь гонения св. апостол Филипп проповедовал Евангелие и совершил много чудес в Самарии, чем обратил здесь многих ко Христу. Между другими он крестил волхва Симона и евнуха царицы Ефиопской, которого встретил на пути из Иерусалима в Газу, отправившись туда по повелению Ангела (Деян. 8, 5-13, 26-39).
После крещения этого вельможи святой апостол Филипп был восхищен Ангелом в Азот и, проходя по всем городам, проповедовал слово Божие, пока не пришел в Кесарию. Пробыв здесь в своем доме некоторое время, он возвратился в Иерусалим, где был поставлен святыми апостолами во епископа. Затем св. апостол Филипп проповедовал в Траллии Лидийской (Малая Азия), обратив там многих ко Христу. Сотворив множество чудес, святой апостол скончался в глубокой старости.
Епископ, исповедник, творец канонов, младший брат преподобного Феодора «Начертанного», вместе с ним подвизавшийся в Палестине в лавре преподобного Саввы Освященного. При императоре Феофиле (829-842 гг.) святые братья, защищая святые иконы, претерпели многие жестокие истязания, после которых им на лицах раскаленными иглами были начертаны позорные стихи, мучительным начертанием которых лица святых исповедников были выжжены до самых век. За это мучение святые мученики получили наименование «начертанные».
После этого святые братья были сосланы в заточение в г. Памею, где св. Феодор скончался (около 840 г.). По смерти императора Феофила (842 г.), св. Феофан был освобожден из заточения и возвратился в Константинополь. Святой прославился здесь как творец канонов, число которых достигло 148. Лучшие из них — канон на Неделю Православия, все каноны апостолам и канон об усопших. Впоследствии святитель Феофан был митрополитом в г. Никее. Мирно скончался около 850 г.
Подвизался в Киево-Печерской обители в XII веке. Угодил Господу строгим постом и воздержанием. Святые мощи его почивают в Ближних (Антониевых) пещерах.
Согласно преданию, сестры Зинаида и Филонилла приходились родственницами апостола Павла и были его ученицами. О них известно очень мало. Родились они в городе Тирсе в Каликийской области Малой Азии (ныне Турции). Изучив врачебное искусство, они поселились около города Деметриады, на север от Тарса. Вся их жизнь проходила в молитве и посте. Жителям той страны они стали известны своим безвозмездным исцеле-нием всевозможных недугов. Ища исцеления, все больше и больше людей стало посещать их. Но исцеляя физические болезни, святые сестры старались лечить и душевные недуги посетителей, и наставляли их в христианской вере. Этим они содействовали апостольскому делу своего родственника — апостола Павла.
Неизвестно, как долго святые Зинаида и Филонилла так подвизались в Деметриаде. Однажды ночью неверующие язычники ворвались к ним, вытащили их на улицу и побили камнями. Так они пострадали как мученицы за Христа.
Первый Оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.
В 1797 году преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни.
В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания. Однажды, когда отец Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную. Как был, усталый и голодный, отец Леонид пошел на клирос и вдвоем с братом пропел всю службу.
В 1804 году преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) отцом Феодором и стал его преданным учеником. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше оду, а они, стремясь к привлекать в их уединение всё больше народу, а они стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.
В 1829 году преподобный Лев вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Настоятель, преподобный Моисей, зная духовную опытность преподобного Льва, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Вскоре в Оптину прибыл и преподобный Макарий. Еще иноком Площанской пустыни он познакомился с преподобным Львом и теперь пришел под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчествования преподобного Льва.
Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцеления. Приводили к нему многих бесноватых. Одна из них как увидела старца, упала перед ним и закричала страшным голосом: «Вот этот-то седой меня выгонит: был я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду!» Когда преподобный прочитал над женщиной молитву и помазал маслом из лампадки, горевшей пред образом Владимирской Богоматери, бес вышел.
Победа над бесами, конечно, была одержана преподобным Львом только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слыхал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляла его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, внешне пребывая с людьми, внутренне всегда пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования?» — преподобный ответил: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою».
Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный. Иеромонах Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».
Не без скорби приближался преподобный Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие. В июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начала строиться трапеза. «Не увижу я, видно, вашу новую трапезу, — говорил преподобный Лев, — едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду». В сентябре 1841 года он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины преподобного, 11/24 октября 1841 года, служили всенощную в честь памяти святых отцев семи Вселенских Соборов.
Священномученик Иувеналий, епископ, Рязанский и Шацкий (в миру Масловский Евгений Александрович) родился 15 января 1878 года в городе Ливны Орловской губернии в благочестивой семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Во святом Крещении его назвали Евгением. Одарённый природным умом, он отличался благородством, великодушием, волевым и целеустремлённым характером. В гимназические годы в его парте всегда лежало Евангелие.
В 1900 году Евгений поступил в Казанскую Духовную Академию (где ректором в то время был преосвященный Антоний (Храповицкий)) и на II курсе — 10 февраля 1901 года — он принял монашеский постриг с именем Иувеналий в честь Патриарха Иерусалимского (память 2 июля). 25 февраля того же года он рукополагается в иеродиакона, а 31 июня 1902 года архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин) посвящает его в иерея.
После окончания Академии со степенью кандидата богословия отец Иувеналий год служил в Урмийской Православной миссии в Персии, после чего получил назначение на должность преподавателя гомилетики в Псковскую Академию, а ещё через полтора года по указу Святейшего Синода становится настоятелем Спасо-Елиазаровского Великопустынского мужского монастыря. В июне 1906 года он был возведён в сан игумена, а 16 октября назначается в Новгородский первоклассный Юрьев монастырь на должность настоятеля и на протяжении четырёх лет управляет им в сане архимандрита.
Хиротония отца Иувеналия во епископа Каширского, викария Тульского, была совершена 24 августа 1914 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Незадолго до Октябрьских событий 1917 года (28 июля) его назначили на Тульскую кафедру, где вскоре, как практически во всех других епархиях, открылась волна жестокого преследования Церкви.
В 1923 году Владыка вместе с протоиереем Успенским и старостой Сынтарёвым были осуждены за отправление молебна перед иконой Божьей Матери, найденной на колокольне Казанского храма, а за отказ отдать комиссарам церковные ценности, совет храма приговорили к трём годам лишения свободы. Всего с начала года в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей в Туле было расстреляно и замучено более шестидесяти служителей Христа. Епископа власти вынуждены были в августе выпустить.
17 октября 1923 года Указом Священного Синода епископ Иувеналий возводится в сан архиепископа Курского. К этому времени в Курске закрыли все двенадцать домовых храмов, а остальные обратили в места увеселений и надругательств.
В феврале 1924 года был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий концлагерь и сам Владыка — к тому времени на Соловецком архипелаге находилось уже более 120-ти священнослужителей, 25-ть из которых были архиереями.
Будучи известным литургистом и обладая исключительной памятью на церковные песнопения, Владыка начал в условиях лагеря трудиться над «Архиерейским Торжественником», составившим впоследствии три тысячи страниц. Владыка сделал попытку связать практику древнерусских архиерейских служб, содержащихся в Чиновниках Московского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора, Нижегородского Преображенского собора и Новгородского Софийского собора с современной церковной практикой, подведя различные местные особенности под единые правила для всех архиерейских служб. К сожалению, рукопись была утрачена в 1935 году.
После ходатайства митрополита Сергия (Страгородского) перед властями об амнистии некоторым из заключённых священнослужителей, поданного им 7 октября 1927 года, Владыка смог вернуться из заключения. По возвращении в 1928 году он был назначен на Рязанскую кафедру и восстанавливал её после обновленческих потрясений. Рязанцы помнят его как любящего и доброго пастыря. Его молитвенная настроенность сообщалась всем присутствовавшим на богослужениях: паства и Святитель в это время были «единыя усты и едино сердце». Даже глубокой ночью прихожане спешили к своему Владыке в Иерусалимский храм на монашеские богослужения и сразу по окончании шли в собор, куда Владыка, не замечая ни времени, ни усталости, должен был придти для совершения Литургии Преждеосвящённых Даров.
В мае 1928 года митрополит Серий направил Владыку, как члена Временного Патриаршего Синода, для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» авторитетнейшему иерарху митрополиту Ярославскому Агафангелу. Благодаря особой мягкости характера, Владыке удалось смягчить разрыв митрополита Агафангела с Заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием.
Владыка принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и по возможности помогая материально. В 1935 году арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме Владыки. Так он помогал скрываться и другим. В декабре 1934 года им был пострижен с именем Фотий вернувшийся из ссылки протоиерей Александр Турлевский, будущий епископ Читинский.
22 января 1936 года Владыка был арестован и приговорён к пяти годам лагерей. Вот что значится в документах по его обвинению: «являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вёл контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывшему русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-летнего юбилея (имеется в виду двадцатилетие с архипастырского служения — Сост.), он же разрешал производство тайных постригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь...» (сохранена орфография и фразеология подлинника).
Эти слова легли дорогим мученическим венцом на могилу доброго пастыря и патриота, положившего, по слову Спасителя, «душу свою за овцы своя» (Ин. 10:11).
Заключение Святитель проходил в Сиблаге (Томская ж. д.), работая сторожем, счетоводом и на общих работах по десять часов в день. Летом 1937 года он был переведён в лагерь для инвалидов. 30 сентября 1937 года Святитель был осужден и приговорен к расстрелу. Владыку расстреляли в ночь с 11 на 12 октября (24 н. ст.) 1937 года.
В сохранившихся его письмах из мест заточения он остаётся несломленным и бодрым духом, сообщая о себе, что в «последнее время пришлось пережить столько назидательного, отрадного, мистического» и что «отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам». Даже находясь в заточении Святитель не забывал поздравить всех своих близких с праздниками и именинами.
Прославлен в Соборе Рязанских святых 10 (23) июня 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского всея Руси Алексия II.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Тарахом и Провом в г. Аназарве в 304 г., в царствование императоров Диоклетиана и Максимиана. Св. мученик Андроник был сыном знатного ефесского гражданина, св. мученик Тарах был римским воином, родом из сирийского города Клавдиополя, а св. мученик Пров — фракиянин из Пергии Памфилийской. За исповедование Христа они были схвачены и преданы жестоким мучениям в г. Тарсе, после которых их бросили на съедение зверям, но звери не причинили им вреда. Тогда святые были заколоты мечами и рассечены на части.
Творец канонов. Был родом из Иерусалима, воспитывался родителями преподобного Иоанна Дамаскина (U ок. 780 г.; память 4/17 декабря) вместе с их сыном и получил прекрасное образование. Когда св. Косма достиг совершеннолетия, то поступил в одну из палестинских обителей, где прославился монашескими подвигами.
Во время гонения на святые иконы преподобный Косма выступил в защиту Православия вместе с преподобным Иоанном. Они написали много сочинений против иконоборцев. За добродетельную жизнь Косма был поставлен епископом Маиумским (743 г.) и много потрудился для своей паствы. Преставился он в глубокой старости (U ок. 787 г.), оставив после себя много канонов на праздничные дни и трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы.
Начал свои иноческие подвиги в одном из монастырей Устюга Великого. Услышав о подвигах преподобного Дионисия Глушиц-кого, в 1417 г. пришел в Глушицкую обитель и стал учеником, другом и усердным сотрудником преподобного Диони-сия (память 1/14 июня). Св. Амфилохий отличался кротостью и терпением, во всем подражал своему наставнику.
20 лет прожили подвижники вместе, и после кончины преподобного Дионисия преподоб-ный Амфилохий был поставлен игуменом обители и еще 15 лет продолжал в ней свои подвиги. После многих трудов преподобный Амфилохий мирно отошел ко Господу 12 октября 1452 г.
Пострадала за Христа в 286 г. при императоре Диоклетиане. За исповедание Христа сначала была бита воловьими жилами, ноги же ее были обожжены раскаленным железом; затем ее так жестоко терзали палками, что перебили ей суставы. Брошенная, наконец, в темницу, она там, вознося благодарение за мученические раны, предала дух свой Господу.
Родом из г. Саберии в Паннонии (ныне часть Венгрии), сначала, служил на военной службе, но из-за любви к Богу принял иночество. Проводя жизнь свою в трудах и подвигах, святой ревностно заботился над распространением святой веры между язычниками и арианами; основал в восьми верстах от Пуатье обитель Лигуже, которая скоро сделалась рассадником иночества во Франции. За свою святую жизнь поставленный во епископа Турского, он был для всех образцом глубокого смирения, терпения, кротости и незлобия, довольствовался простой одеждой и самой скудной пищей и ревностно отдавался иноческим подвигам. Избрав для этих подвигов одно дикое и уединенное место, он основал здесь обитель, ставшую известнейшим монастырем Мармутье.
Вместе с этим святитель Мартин ревностно трудился над обращением язычников ко Христу; ходя по окрестным странам, он уничтожал языческие кашица и утверждал насаждаемую им среди идолопоклонников веру Христову великими чудесами. Неисчислимы были также подвиги христианского милосердия и любви к несчастным и убогим, за что святитель Мартин стяжал себе наименование «милостивого».
Провидев свою кончину святой мирно почил ок. 400 г., имея 80 лет от роду. Мощи святитель Мартина прославились многочисленными чудесами.
Чудотворная икона, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, была написана св. евангелистом Лукою и им же препровождена в Египет к назореям, посвятившим жизнь свою иноческому подвиж-ничеству. Впоследствии икона сия была перенесена в Иеру-салим, а в V веке по Рождестве Христовом греческая императ-рица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая святые места, перевезла эту икону в Константинополь, где она с честью была поставлена во Влахернской церкви.
Отсюда св. икона взята была в XIII веке западными христианами, когда они овладели Константинополем; после досталась икона рыцарям Иоанна Иерусалимского, которые принесли ее с собою на остров Родос. Когда этот остров в начале XVII века был взят турками, рыцари переселились на Мальту и перенесли с собою Филермскую икону. В конце XVIII в., когда оружие французской революции обратилось и против защитников христианства на Востоке, рыцарей мальтийских, и когда французы обманом овладели островом Мальтою, рыцари прибегли под покровительство русского императора Павла I и избрали его своим великим магистром и защитником Мальтийского ордена. В то же время, 1799 года 12 октября, они перенесли в Гатчину и чудотворную Филермскую икону Одигитрии вместе с частью древа креста Господня и десною рукою славного пророка. Предтечи и Крестителя Господня. Эта святыня внесена в Гатчинскую придворную церковь, а оттуда перенесена в Санкт-Петербург, в церковь Зимнего дворца. Празднование св. Иоанну Крестителю 12 октября, в память перенесения из Мальты в Россию частицы креста, чудотворной иконы Богородицы и десницы Крестителя, установлено в 1800 г.
По преданию, икона Божией Матери “Иерусалимская” написана св. евангелистом Лукой в год Успения Богородицы (в пятнад-цатое лето по Вознесении Господнем). В 453 году икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь императором Львом I Великим и помещена в храме Божией Матери, называв-шемся “Пигии”, то есть “Источник”. При императоре Ираклии, во время нападения скифов на Константинополь город был спасен после всенародной молитвы перед Иерусалимской иконой. После этого император повелел перенести образ во Влахернскую церковь, где он находился около 300 лет. В начале Х столетия, во время похода руссов на Корсунь, или Херсон, икона была принесена в этот город. Впоследствии крестившийся здесь св. Владимир взял этот образ с собой в Киев, а после принятия христианства новгородцами послал им Иерусалимскую икону, и она более 400 лет оставалась в Новгороде. Иоанн Грозный, завоевав Новгород, перенес эту икону в Москву, в Успенский собор, и поместил ее на одном из столпов. Во время нашествия французов в 1812 году Иерусалимская икона была похищена ими и принесена в Париж, где и находится доныне в соборе Богоматери. В Успенском же соборе, за патриаршим местом, находится список с Иерусалимской иконы XVII века, находившийся ранее в дворцовой церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этой иконы помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Иакова, Фомы и Варфоломея и святых мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия. Иконографический тип образ — Панагия Декса.
Икона Одигитрии Смоленской, что на бору в пяти верстах от Ярославля, явилась в 1642 году 12 октября архимандриту Сергиевой лавры Адриану. Икона стояла в его келье, и однажды ночью во время сна он слышит от нее голос: «Иду в пределы Ярославля в новосозданный монастырь во имя Мое». Архимандрит воспрянул от сна в великом ужасе и вскоре торжественно проводил в названный монастырь икону. Игумен того монастыря с братиею вышел во сретение св. иконы с крестным ходом и поставил ее в церкви у царских дверей, на правой стороне.
Св. икона явилась в 1687 году в местечке Рудне Могилевской епархии, а в октябре 1689 года тамошний священник Василий принес ее в Киев и поставил в церкви Печерского женского монас-тыря. По соединении же сего монастыря с Флоровским в 1712 году икона перенесена в Флоровский монастырь, что на Подоле в Киеве. Подобное изображение Рудненской иконы было в селе Бубнах Лубенского полка, Роменской сотни.
Явление Калужской иконы произошло в 1748 году и сопровождалось многими чудо-творениями.
В семи верстах от Калуги, В сельце Тинькове, проживало в то время семейство боярина Василия Кондратьевича Хитрово.
Однажды две дворовые девушки разбирали на чердаке барского дома старые вещи. Одна из них, Евдокия Григорьева, отличавшаяся дерзким и легко-мысленным характером позволяла себе резкие и даже непристойные речи, не обращая внимания на замечания своей скромной подруги. Среди разного хлама благоразумная девушка нашла сверток сурового холста. Развернув его, она увидела ясное, отчетливое изображение Женщины в темном одеянии, подобном монашескому, с благоговейным лицом читающей книгу. Приняв изображение за портрет игумении и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом этой игумении. Легкомысленная Евдокия, плюнув на изображение, дерзко сказала: “Вот как я боюсь твою игумению!”. Но лишь только несчастная произнесла эти слова, так тотчас была поражена невидимой силою: руки и ноги ее скорчились, язык онемел, глаза помутились и она упала без чувств. Испуганная ее подруга сбежала вниз и рассказала о случившемся своему господину. По его приказанию бесчувственную Евдокию отнесли в дом родителей и положили под святые иконы.
Однако Царица Небесная хотела не погибели, а спасения неблагоразумной девицы. В ту же ночь Пречистая явилась родителям Евдокии и сказала: “Дочь ваша своим дерзким поступком оскорбила не монахиню, но Меня, ибо изображение, ею поруганное, есть Мой образ, через который по воле Сына Моего и Бога я буду ходатайствовать за город ваш и за всех жителей земли сей”. При этом Она повелела на следующее же утро совершить молебствие перед поруганной иконою, а больную окропить освященной на молебне водой. Родители исполнили все, что повелела Владычица; дочь их, придя в себя, принесла искреннее покаяние и выздоровела (акафист Калужской иконе Божией Матери, икос 2).
Икона же немедленно была взята с чердака, вставлена в раму и поставлена на подобающем ей месте в доме боярина.
Вскоре чудотворная сила новоявленной иконы проявилась в новом чудесном исцелении. В боярском доме был служитель Прохор, который много лет страдал глухотой. Он троекратно видел во сне Божию Матерь, которая повелевала ему молиться пред Ее новоявленною иконою об исцелении от своего недуга. Прохор исполнил это повеление. После усердной молитвы он от усталости заснул крепким сном, который продолжался двое суток. Во время сна из его ушей вытекло много гноя. Пробудившись от сна, он почувствовал себя совершенно здоровым.
В это же время разболелась единственная дочь боярина Евдокия. Болезнь была такой тяжелой, что приглашенные к ней врачи не оставили убитым горем родителям никакой надежды на исцеление больной. Ночью Евдокии явилась во сне Калужская икона Божией Матери, от которой исходил голос, сказавший: “Молись пред этою иконою и получишь исцеление”. Евдокия рассказала родителям о своем сне, и они все вместе обратились с горячей мольбой к Богоматери. Во время молитвы больная совершенно исцелилась.
После всего этого боярин уже не решался оставлять у себя дома святую икону и с подобающей честью перенес ее в приходской храм во имя Рождества Богородицы в селе Калужке, где она прославилась многими чудесами.
Иверская икона Божией Матери находится в Иверском монастыре на Афоне с 999 года. В 1648 году в Москву был принесен список с этой иконы.
В IX веке по Р.Х., в царствование греческого импе-ратора Феофила, иконы были подвержены всевозможным гонениям. В это время все найденные иконы истребля-лись. В то время недалеко от Никеи жила благочестивая вдова вместе с сыном. У нее была чудотворная икона Божией Матери, для которой была устроена церковь.
Царские соглядатаи увидев в церкви икону, потребовали у вдовы денег за молчание. Вдова попросила их дождаться утра. Ночью она отнесла икону к морю и с молитвой пустила ее в море. Святая икона не упала в воду, но встала прямо и отнеслась по волнам к Западу.
Где и сколько скрывался этот чудотворный образ никто не знает, но однажды иноки Иверской горы увидели над морем огненный столп. Это видение повторялось несколько дней. Во сне старцу Иверской обители Гавриилу явилась Богородица и сказала: “Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь”. Наутро все монахи с молебным пением вышли на берег моря, а Гавриил чудодейственно прошел по волнам, принял в свои объятия святую икону и отнес ее в монастырский храм.
На следующее утро, монах зашедший в храм не нашел этой иконы на прежнем месте, и после долгого искания обнаружил ее над монастырскими воротами. После этого случая при вратах обители для этой иконы была построена небольшая церковь.
Чудеса и исцеления исходящие от этой иконы неисчислимы.
Пострадал вместе с мучениками Папилой, диаконом, Агафодором и Агафоникой, сестрой Папилы, при гонении на христиан в III веке. Правителю области, где жили святые, стало известно, что Карп и Папила не участвуют в языческих праздниках, он приказал привести нарушителей закона и попытался убедить их в истинности римской религии. Святые же отвечали, что неприлично почитать богов ложных. Св. Агафодора забили до смерти воловьими жилами, а свв. Карп, Папила и Агафоника были усечены мечом.
Св. Папила еще при жизни был известен даром врачевания болезней, он и после своей мученической кончины неустанно подает исцеления всем прибегающим к нему с верой.
Жил в XIV в. и до принятия монашества «был купцом великим». Но когда однажды во время богослужения ему в сердце запали слова Спасителя: «Яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное» (Мф. 19, 23), раздал свое имение нищим и стал иноком Киево-Печерской лавры, «угождаючи Господу Богу в постах и молитвах даже до смерти». Погребен в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Жил и пострадал за Христа в III веке. За проповедь слова Божия св. мученик Флорентий был подвергнут жестокому биению, строган острыми орудиями, а затем брошен в костер, в котором он, радуясь и благодаря Бога, скончался.
Обратил в христианство множество персов-язычников и за ревность к евангельской проповеди пострадал в Персии в V в.
Родом из Пафлагонии, был начальником войск в Сицилии. Познав тщету и суетность мирских званий и благ, он удалился в один из константинопольских монастырей, где принял монашество. В царствование царя-иконоборца Льва Армянина за почитание святых икон св. Никита был изгнан из обители и после многих странствований и невзгод окончил свою жизнь в одном из приморских монастырей около 838 г.
Пострадала за Христа в 1795 г.
Находилась в Седмиезерной Богородицкой пустыни Казан-ской епархии, в 17 верстах от города Казани.
Эта икона в 1615 году принесена из Устюга в пустынь основателем этой обители, монахом Евтихием. Ежегодно икона приносилась в Казань на один месяц, в память избавления города, помощью Божией Матери от морового поветрия, бывшего в 1654-1771 гг. Название свое пустынь получила от того, что прежде была окружена семью небольшими озерками, которые впоследствии слились между собою и теперь составляют одно большое озеро. От монастыря икона Смоленская получила название Седмиезерной.
Жил в городе Кимеле (в Галлии). Святой Назарий крестил Келсия, и тот стал его верным учеником и сподвижником в миссионерских трудах. За проповедь христианства они были отданы язычниками на растерзание диким зверям, но звери не коснулись святых. Затем мучеников пытались утопить в море, но те ходили по водам, как по суше. Воины, исполнявшие казнь, были так поражены, что сами приняли христианство и отпустили их. Назарий и Келсий ушли в Медиолан и там навестили братьев-мучеников Гервасия и Протасия, томившихся в темнице. Об этом донесли императору Нерону (54-68 гг.), который приказал обезглавить святых.
Родилась в благочестивой болгарской семье, жившей в XI веке в селении Епиват, между Силистрией и Константинополем. Однажды, как стрела, пронзили ее сердце услышанные за богослужением слова Господа: Иже хочет по Мне идти, да. отвержется себе (Мф. 16, 24). По смерти родителей святая постриглась в монашество и удалилась в Иорданскую долину, где славно подвизалась до глубокой старости.
За два года до кончины преподобной Параскеве явился Ангел и повелел ей вернуться на родину, что она исполнила. Святая скончалась мирно. Мощи ее, покоящиеся в соборном храме в Яссах, ознаменовались нетлением и многими исцелениями.
Черниговский князь Святослав, оставив семью, княжество и все земные удовольствия, в 1107 г. принял иночество с именем Николай в Киево-Печерском монастыре Здесь он подвизался как простой инок, исполняя все монастырские послушания и вел жизнь, полную всяких лишений. Братья преподобного старались о возвращении его в мир, но святой был тверд в своем решении служить Богу.
Блаженный Николай проводил время в трудах и молитве, посте и бдении более 30 лет. Святой основал в монастыре на свои средства храм Св. Троицы и больничую церковь во имя святителя Николая.
Скончался преподобный Никола Святоша 14 октября 1143 г. и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах. Вскоре после смерти святого заболел его брат Изяслав. Игумен прислал ему власяницу преподобного Николы, великий князь надел ее и получил облегчение от болезни.
Пострадал за Христа в 311 г. Родом из г. Газы, он был поставлен в нем пресвитером. За проповедь Евангелия после мучений был осужден на работы в медные рудники г. Фены, где сделался епископом. Исполняя тяжелую работу, святой мученик дошел до полного изнеможения, но непрестанно исповедовал Христа Богом, за что и был усечен мечом. Ту же кончину приняли и 40 мучеников, наставленные святым в христианской вере.
В мужском Космине монастыре Владимирской епархии, в шестидесяти верстах от города Владимира, на реке Яхроме, или Яхреме, есть чудотворная икона, именуемая Яхромской. Икона сия явилась в 1482 году 14 октября благочестивому отроку Косьме, сопутствовав-шему одному больному. Однажды остановились они на пути при потоке Яхремы, и больной, утомленный доро-гою, погрузился в крепкий сон. Внезапно Косьма увидел необычайный свет и услышал голос: «Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие благоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ». Косьма увидел, что лучи света исходили от иконы Успения Богородицы, явившейся ему на дереве. Отрок благоговейно взял святую икону и поднес болящему, который немедленно получил исцеление.
Следуя небесному внушению, Косьма тайно удалился от исцеленного, которому уже был не нужен, и пришел в Киев, в Печерскую обитель, где находится подлинник обретенной им иконы. Здесь Косьма принял монашеское пострижение и после многих лет, проведенных в иноческих подвигах, по тайному внушению Божию удалился из Киева, взяв с собою икону, на то место, где она явилась ему. Здесь построил он церковь во имя Успения и, поставив в ней Яхромскую икону, сам поселился при церкви, при которой образовалась обитель Косьмина.
В миру Никита, родился в 824 г. в селении Опсо (в Галатии) в благочестивой семье. В возрасте восемнадцати лет святой принял монашество и поселился в обители на горе Олимп, где пребывал в подвигах поста и молитвы, отличался кротостью и смирением.
Пробыв пятнадцать лет в монастыре, преподобный Евфимий ушел на Афон. Приняв схиму, он три года подвизался затворником в пещере, питаясь скудной растительностью. По откровению свыше святой оставил Афон, отправился в Солунь и стал подвизаться на вершине горы Перистера, основав там мужской монастырь.
За свою благочестивую жизнь преподобный Евфимий сподобился дара прозрения будущего и дара чудотворения. Позже преподобный Евфимий построил женский монастырь, где настоятельницей была его сестра. Поручив обе обители попечению митрополита Мефодия, святитель вернулся на Афон, где и скончался в 889 г.
Был родом из сирийского города Самосаты. Осиротев на 12-м году жизни, святой пришел в Едессу, где стал учеником святого Макария, исповедника, под руководством которого изучил Священное Писание.
За строго благочестивую жизнь и ревностное распространение христианства между иудеями и язычниками был посвящен в сан пресвитера. Устроив в Антиохии училище, собрал туда множество учеников, которых обучал премудрости книжной и духовной. Особенную услугу Церкви св. Лукиан оказал исправлением текста Священного Писания.
Приведенный для допроса в Никомидию к императору Максимиану, после различных мучений был ввергнут в темницу, где томимый голодом и жаждой, растянутый колодками по рукам и ногам, лежал 14 дней на спине на острых черепках, не имея возможности даже пошевелиться.
Преподобный Лукиан скончался 7 января 312 г. Тело его, брошенное в море, через 30 дней было вынесено на сушу дельфинами и с честью погребено христианами.
С юных лет поступил в один из суздальских монастырей. За добродетельную и смиренную жизнь в 1340 (1350) г. был поставлен первым епископом Суздальским и Нижегородским. По его благословению были основаны в Суздале монастырь преподобного Евфимия (1352 г.) и Покровский монастырь (1364 г.). Святитель Иоанн ходатайствовал перед князьями за бедных об уменьшении налогов, для больных устраивал богадельни и больницы. Много заботился он о просвещении христианской верой языческой мордвы.
Епископ Иоанн удостоился великой милости Божией: во время Божественной литургии суздальский князь Борис Константинович видел, как Ангел Божий сослужил святителю. После присоединения Суздаля к Московской митрополии святитель принял схиму и удалился в Боголюбский монастырь близ Владимира. Мирно почил о Господе 15 октября 1373 г. Нетленные мощи его доныне покоятся в соборном храме Суздальского Богородице-Рождественского монастыря.
Жил и подвизался в XIII в. На одной древней иконе написано: «Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года». Более о нем ничего не известно. Мощи священномученика Лукиана почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры.
Пострадал за Христа вместе с сестрой своей Вевеей (Февеей, Вивеей) в Едессе при императоре Траяне (98-117 гг.). Мученик Сарвил был идольским жрецом в Едессе, но, обращенный ко Христу одним епископом, принял крещение вместе с сестрой. Язычники долго терзали святых, а потом отрубили им головы.
За великие добродетели и благоразумие был избран епископом города Катаны (Сицилия). По любви к уединенной подвижнической жизни, оставив святительское служение, стал отшельником и достиг такой высоты духовной жизни, что сподобился дара чудотворения и пророчества будущего. Скончался около 760 г.
Икона Божией Матери “Спорительница хлебов” написана по благословению старца Оптиной пустыни прп. Амвросия, пламеневше-го детской верою к Божией Матери. Иконой “Споритель-ница хлебов” он благословил основанную им в 12 верстах от Оптиной пустыни Казанскую Шамординскую женскую Обитель.
На иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распро-стерты на благословение. Внизу — сжатое поле, а на нем среди трав и цветов — снопы ржи.
Старец Амвросий указывал этим празднованием, что пресвятая Богородица — “Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного”. Фотоснимки с этой иконы старец раздавал и рассылал своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил припев: “Радуйся. Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!”
От этой иконы неоднократно были засвидетельствованы различные чудеса. Особенно ей молятся об урожае во время голода и о прекращении засухи.
Родом из селения Ардалес в Каппадокии Он стоял на страже у креста Господня и Его гроба и был свидетелем Его страданий, смерти и воскресения, и чудес, их сопровождавших. Уверовал во Христа и, возвратившись на родину, стал проповедовать там Евангелие. За это воины, посланные Пилатом по проискам иудеев, обезглавили св. мученика Лонгина. Главу же мученика они принесли для удостоверения в Иерусалим, а потом бросили ее без погребения за стенами города.
Впоследствии честная глава святого были чудесна обретена одной ослепшей женщиной, которая при этом получила прозрение
Вместе со св. Лонгином пострадали и два другие воина, также уверовавшие во Христа.
Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. О жизни его известно только то, что он нес обязанности привратника и славился великим послушанием и святостью жизни. Погребен в Дальних пещерах.
Надпись на пещерной доске гласит: «…свято и праведно проходя монастырское послушание, сицеваго от Всеведца Бога сподобился дара чудотворения, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенныя…»
Жили в XVI в., иноки Соловецкой обители и ученики святителя Филиппа Московского (U 1569 г., память 9/22 января). Проводили жизнь в строгом посте и полном послушании. По монастырским делам побывав в Твери, на обратном пути на Белом море были застигнуты бурей и утонули в 1544-1545 гг. Через некоторое время тела святых были найдены нетленными и положены в часовне в селе Яренге. От мощей их подавались исцеления болящим.